Статья "Дифференцированное обучение математики"
статья по алгебре по теме
Данная статья-это небольшой очерк из опыта своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференцированное обучение как общепедагогическая проблема».
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.
Математические знания учащихся слишком часто оказываются формальными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач. Поэтому важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации.
Уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворение от напряженной умственной деятельности, радость от поставленных учебных задач. Одним из условий развития таких способностей является дифференцированное обучение.
Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебникам, школьники могут освоить материал на различных уровнях.
Как один из способов выявления уровня способностей детей является анкетирование.
Предлагаемая анкета.
1. Любите ли Вы предмет математики?
а) да;
б) нет.
2. Часто ли Вы решаете на уроках математики задачи повышенного уровня сложности?
а) постоянно;
б) часто;
в) редко;
г) нет.
3. Испытываете ли Вы трудности при решении задач, требующих самостоятельной деятельности?
а) постоянно;
б) часто;
в) в основном да;
г) в основном нет;
д) нет.
4. Выполняете ли Вы нестандартные задачи во внеурочное время?
а) постоянно;
б) иногда;
в) нет.
5. Удается ли использовать Ваши математические знания на других уроках?
а) постоянно;
б) часто;
в) редко;
г) нет.
6. Уверенно ли Вы чувствуете себя при выполнении контрольных работ?
а) уверено;
б) недостаточно;
в) не уверено.
7. Ваше отношение к предмету?
а) учусь с интересом;
б) без особого интереса;
в) не интересно;
г) сомневаюсь ответить.
Реально в каждом классе выделяются три группы учащихся, названные условно А , В и С. В группе А учащиеся, знающие сверх программы, в В с хорошим уровнем знаний и умений, в С с минимальным уровнем знаний и умений. В соответствии с указанными группами разрабаты-ваются 3 варианта дифференцированных заданий. Дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.
Например: Урок алгебры. 7 класс.
Каждая группа учащихся получает со своим дифференцированным заданием карточку. На доске записаны тема урока, цель, поставленная перед учащимися, указано время, отводимое на самостоятельную работу в группах - 20 минут.
Примеры карточек с заданиями при изучении темы «Произведение многочленов».
1. Выполните умножение двух выражений и проанализируйте полученные результаты для каждого примера.
Вариант А
а)(3х+4y)( -4y + 3x) ; б)(0,5a-3b)( 0,5a+3b) ; в) .
Вариант В
а)(5x+2y)( 5x-2y) ; б)(2a-0,3b)( 2a+0,3b) ; в).
Вариант С
а)(2x-5y)( 2x+5y) ; б)(3a+4b)( 3a-4b) ; в).
2. Используя результаты задания 1, не выполняя умножения, напишите сразу ответ.
Вариант А
а) ; б) ; в).
Вариант В
а) ; б) ; в) .
Вариант С
а) ; б) ; в).
3. Подставьте вместо пропущенные данные так, чтобы получилось верное тождество.
Вариант А
а) ; б) .
Вариант В
а) ; б) .
Вариант С
а) ; б) .
4. Подведите итоги своей работы.
Варианты А и В
а) Запишите полученное тождество; б)сформулируйте (устно)правило.
Вариант С
а) Запишите полученное тождество:
б) Чему равно произведение суммы и разности двух одночленов?
в) Прочитайте полученное правило в учебнике.
Знания уровня сформированности умений позволит заранее спланировать все виды дифференцированной помощи, подобрать соответствующие задачи, продумать методику работы с каждой группой учащихся. Но это не значит, что учащиеся группы С (слабые ученики) должны решать только простые задачи, т.к. привычные способы решения у слабых учащихся мешают вести поиск в разных направлениях, сковывают мышление, в итоге тормозят их развитие. Поэтому и с учащимися этой группы, как и при работе с группами А и В , следует наряду с простыми задачами решать сложные. Учащимися всех трех групп может быть решена одна и та же задача, но мера помощи учителя может быть разной.
Из опыта работы видны результаты. Слабоуспевающие дети подтягиваются. С помощью карточек, инструкций и устной помощи дети чувствуют уверенность в своих силах и знаниях. Учатся их систематизировать и применять. У них пропадает чувство страха перед поставленной задачей. Учащиеся, которые раньше нуждались в некоторой помощи , теперь стремятся работать больше самостоятельно, оказывают помощь другим, становятся активными на уроке. Учащиеся сильной группы с удовольствием отвечают на вопросы своих одноклассников. Стремятся более совершенствовать свои знания. Сами объясняют путь решения, создают проблемные ситуации и успешно решают их.
Для решения проблемы по дифференцированному обучению в современной педагогической литературе очень много различных пособий, методичек.
Например:
1) Поурочные разработки по геометрии. Н.Ф. Гаврилова.
В этом пособии подробные планы уроков, тестовые, самостоятельные, контрольные работы. Эти разработки в своей основе ориентированны на организацию работы класса по технологии дифференцированного обучения. Практически в каждом сценарии урока присутствуют задачи на готовых чертежах, решаемые устно за один два шага. А также достаточно дополнительных задач для организации работы с одаренными учащимися.
2) Б.Г. Зив и В.М. Мейлер. «Дидактические материалы по геометрии» 7 класс.
В пособии самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты, примерные задачи к экзамену. Основная цель предлагаемых работ – помочь учителю организовать деятельность учащихся по решению задач с учетом их индивидуальных особенностей и уровня подготовки.
3) Алгебра. Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. «Дидактические материалы»7класс.
Данное пособие рассчитано на всех желающих улучшить свои знания по алгебре и составлена в полном соответствии со школьной программой. Сборник несколько отличается от обычных дидактических материалов тем, что самостоятельные работы в нем приведены в восьми вариантах, четырех уровней сложности.
4) Алгебра. 7 класс. «Дидактические материалы».Е.Г.Васютина, Е.А.Рисс. Издательство «Институт педагогического обучения».
В этот сборник входят тренажеры, тесты, контрольные и самостоятельные работы. Материалы приведены для трех уровней глубины изучения темы: А – минимальный уровень, Б – базовый уровень, В – углубленный уровень.
В своей работе, используя приемы дифференцированного обучения прихожу к выводу, что эта работа творческая и требующая постоянного поиска. Способствует повышению интереса детей к математике, к логическому мышлению. И в заключении хочу отметить, что проблема дифференцированного обучения учащихся всегда волновала и продолжает волновать всю педагогическую общественность. Что будет способствовать развитию способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучения
Курсовая работа на аттестационную категорию. Представлены основные задачи, характеристики, особенности форм организации образовательного процесса в рамках предпрофильного, профильного и углублен...
ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике
Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50099.jpg)
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике
В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-362568-1541923087.jpg)
Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе
Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/02/picture-115050-1349159244.jpg)
Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов
“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление. Есть все основания полагать, что роль обучения...