рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Волуй Татьяна Юрьевна

 рабочая программа  по математике для 5 класса. учебник Н.Я. Виленкин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

5 класс( 5 часов в неделю), всего 170 часов на 2012 - 2013 уч. г.

______учителя  1 категории__Волуй Т.Ю.__________


урока

Содержание учебного материала

Дидактические единицы образовательного процесса

Дата

урока

план

факт

Повторение   (3 часа)

1

Повторение курса начальной школы

 

Проверь себя! Чему ты научился в начальной школе?

2

Повторение курса начальной школы

3

Входная проверочная работа по теме: «проверка знаний за начальную школу»

Уметь применять изученный теоретический материал за курс начальной школы

1. Натуральные числа и шкалы  (16 уроков) 

Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

4

Обозначение натуральных чисел, п. 1

Знать и понимать:

  1. Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
  2. Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
  3. Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
  4. Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

Измерительные инструменты.

5

Обозначение натуральных чисел, п. 1

6

Обозначение натуральных чисел, п. 1

7

Длина. Отрезок. Треугольник, п.2

8

Длина. Отрезок. Треугольник, п.2

9

Длина. Отрезок. Треугольник, п.2

10

Плоскость, прямая, луч, п.3

Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

11

Плоскость, прямая, луч, п.3

12

Шкалы и координаты, п.4

Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

13

Шкалы и координаты, п.4

14

Шкалы и координаты, п.4

15

Меньше или больше, п.5

  1. Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
  2. Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

16

Меньше или больше, п.5

17

Меньше или больше, п.5

18

Контрольная работа № 1 по теме: «натуральные числа и шкалы»

Уметь: 

  1. Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
  2. Составлять числа из различных единиц.
  3. Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  4. Выражать длину (массу) в различных единицах.
  1. Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
  2. Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
  3. Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  4. Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
  5. Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

(Владеть способами познавательной деятельности).

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урок)

Основная цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

19

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

Знать:

  1. Понятия действий сложения и
  2. вычитания.
  3. Компоненты сложения и вычитания.
  4. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
  5. Понятие периметра многоугольника.
  6. Алгоритм арифметических действий над         многозначными числами.

Уметь: 

  1. Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
  2. Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
  3. Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
  4. Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

Раскладывать число по разрядам и наоборот.

20

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

21

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

22

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

23

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

24

Вычитание, п.7

25

Вычитание, п.7

26

Вычитание, п.7

27

Вычитание, п.7

28

Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Уметь применять теоретический материал при решении задач.

29

Числовые и буквенные выражения, п. 8

Знать и понимать:

  1. Понятия числового и буквенного выражений.
  2. Буквенную запись свойств сложения и вычитания.
  3. Понятия уравнения, его корня.
  4. Понимать, что значит решить уравнение.

Уметь: 

  1. Читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений.
  2. Читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы.
  3. · Составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи.
  4. Составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение.
  5. Упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания.
  6. Находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или буквенных выражений).
  7. Решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку.

Решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.

30

Числовые и буквенные выражения, п. 8

31

Числовые и буквенные выражения, п. 8

32

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9

33

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9

34

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9

35

Уравнения, п.10

36

Уравнения, п.10

37

Уравнения, п.10

38

Уравнения, п.10

39

Контрольная работа № 3 по теме: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

3. Умножение и деление натуральных чисел  (27 уроков)

Основная цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

40

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

Знать и понимать:

Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

  1. Понятия программы вычислений и команды.
  2. Таблицу умножения.
  3. Понятия действий умножения и деления.
  4. Компоненты умножения и деления.
  5. Свойства умножения и деления натуральных чисел.

Уметь: 

  1. Заменять действие умножения сложением и     наоборот.
  2. Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  3. Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  4. Выполнять деление с остатком.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

41

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

42

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

43

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

44

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

45

Деление, п. 12

Уметь: 

  1. Заменять действие умножения сложением и     наоборот.
  2. Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  3. Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  4. Выполнять деление с остатком.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

46

Деление, п. 12

47

Деление, п. 12

48

Деление, п. 12

49

Деление, п. 12

50

Деление, п. 12

51

Деление, п. 12

52

Деление с остатком, п.13

53

Деление с остатком, п.13

54

Деление с остатком, п.13

55

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

56

Упрощение выражений, п.14

Знать и понимать:

  1. Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  2. Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
  3. Деление с остатком, неполное частное, остаток.

Понятия квадрата и куба числа.

  1. Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.

Уметь: 

  1. Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
  2. Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
  3. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
  4. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
  5. Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
  6. Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

Вычислять квадраты и кубы чисел.

57

Упрощение выражений, п.14

58

Упрощение выражений, п.14

59

Упрощение выражений, п.14

60

Упрощение выражений, п.14

61

Порядок выполнения действий, п.15

62

Порядок выполнения действий, п.15

63

Порядок выполнения действий, п.15

64

Степень числа. Квадрат и куб, п.16

65

Степень числа. Квадрат и куб, п.16

66

Контрольная работа № 5 по теме: «Упрощение выражений, порядок действий, степень числа»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

4. Площадь и объёмы    (12 уроков)

Основная цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

67

Формулы. П.17

Знать и понимать:

  1. Понятие формулы.
  2. Формулу пути (скорости, времени).
  3. Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
  4. Измерения прямоугольного параллелепипеда.
  1. Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
  2. Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
  3. Равные фигуры. Свойства
  4. равных фигур.
  5. Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь: 

  1. Читать и записывать формулы.
  2. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
  3. квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
  4. Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
  5. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
  6. Решать задачи, используя свойства равных фигур.

Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

68

Формулы. П.17

69

Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18

70

Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18

71

Единицы измерения площадей, п.19

72

Единицы измерения площадей, п.19

73

Единицы измерения площадей, п.19

74

Прямоугольный параллелепипеда, п.20

75

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21

76

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21

77

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21

78

Контрольная работа № 6 по теме: «площадь и объёмы»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

5. Обыкновенные дроби  (23 уроков)

Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

79

Окружность и круг, п.22

Знать и понимать:

  1. Понятия окружности, круга и их элементов.

Уметь: 

Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

80

Окружность и круг, п.22

81

Доли. Обыкновенные дроби.

Знать и понимать:

  1. Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь: 

  1. Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
  2. Понятия правильной и неправильной дроби.
  1. Читать и записывать обыкновенные дроби.
  2. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

82

Доли. Обыкновенные дроби.

83

Доли. Обыкновенные дроби.

84

Доли. Обыкновенные дроби.

85

Сравнение дробей п. 24

86

Сравнение дробей п. 24

87

Сравнение дробей п. 24

88

Правильные и неправильные дроби, п. 25

89

Правильные и неправильные дроби, п. 25

90

Контрольная работа № 7 по теме: «окружность и круг, доли, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26.

  1. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  3. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  4. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

92

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26.

93

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26.

94

Деление и дроби, п. 27.

95

Деление и дроби, п. 27.

96

Смешанные числа, п.28.

97

Смешанные числа, п.28.

98

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29.

99

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29.

100

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29.

101

Контрольная работа № 8 по теме: «обыкновенные дроби»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков)

Основная цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

102

Десятичная запись дробных чисел, п.30

Знать и понимать:

  1. Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
  2. Правило сравнения десятичных дробей.
  3. Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
  4. Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
  5. Правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
  6. Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
  7. Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
  8. (с избытком).
  9. Понятие округления числа.
  10. Правило округления чисел,
  11. десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь: 

  1. Иметь представление о десятичных разрядах.
  2. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  3. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  4. Изображать десятичные дроби
  5. на координатном луче.
  6. Складывать и вычитать десятичные дроби.
  7. Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  8. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

103

Десятичная запись дробных чисел, п.30

104

Сравнение десятичных дробей, п.31.

105

Сравнение десятичных дробей, п.31.

106

Сравнение десятичных дробей, п.31.

107

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32.

108

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32.

109

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32.

110

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32.

111

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32.

112

Приближённые значения чисел. Округление чисел, п.33.

113

Приближённые значения чисел. Округление чисел, п.33.

114

Контрольная работа № 9 по теме: «десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

7. Умножение и деление десятичных дробей  (26 уроков)

Основная цель: выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

115

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34

Знать и понимать:

Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

  1. Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
  2. Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
  3. Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
  4. Свойства умножения и деления десятичных дробей.
  5. Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
  6. Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь: 

  1. Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
  2. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
  3. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
  4. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
  5. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
  6. Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  7. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

116

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34

117

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34

118

Деление десятичной дроби на натуральное число, п. 35.

119

Деление десятичной дроби на натуральное число, п. 35.

120

Деление десятичной дроби на натуральное число, п. 35.

121

Деление десятичной дроби на натуральное число, п. 35.

122

Деление десятичной дроби на натуральное число, п. 35.

123

Контрольная работа № 10 по теме: «умножение и деление десятичной на натуральное число»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

124

Умножение десятичных дробей, п. 36

Уметь умножать десятичные дроби на натуральное число

125

Умножение десятичных дробей, п. 36

Уметь умножать десятичные дроби на 10, 100 и 1000 и т.д.

126

Умножение десятичных дробей, п. 36

127

Умножение десятичных дробей, п. 36

Уметь умножать десятичные дроби, выполнять умножения с натуральными числами и десятичными дробями

128

Умножение десятичных дробей, п. 36

129

Деление на десятичную дробь, п. 37.

Уметь делить десятичные дроби на натуральные числа

130

Деление на десятичную дробь, п. 37.

131

Деление на десятичную дробь, п. 37.

Уметь делить десятичные дроби на 10, 100 и 1000 и т.д.

132

Деление на десятичную дробь, п. 37.

133

Деление на десятичную дробь, п. 37.

Уметь обращать обыкновенную дробь в десятичную с помощью деления

134

Деление на десятичную дробь, п. 37.

Уметь делить десятичные дроби, выполнять деление с натуральными числами и десятичными дробями

135

Деление на десятичную дробь, п.37

136

Среднее арифметическое, п. 38.

  1. Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

137

Среднее арифметическое, п. 38.

138

Среднее арифметическое, п. 38.

139

Среднее арифметическое, п. 38.

140

Контрольная работа № 11 по теме: «умножение и деление десятичной дроби

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

8. Инструменты для вычислений и измерений (20 уроков)

Основная цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

141

Микрокалькулятор, п.39

Знать и понимать:

  1. Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
  2. Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
  3. Основные виды задач на проценты.

Уметь: 

Пользоваться калькуляторами при выполнении

       отдельных арифметических действий с

       натуральными числами и десятичными дробями.

  1. Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
  2. Вычислять проценты с помощью калькулятора.

Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

142

Микрокалькулятор, п.39

143

Проценты, п.40

144

Проценты, п.40

145

Проценты, п.40

146

Проценты, п.40

147

Проценты, п.40

148

Контрольная работа № 12 по теме: «проценты»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

149

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник, п.41.

Знать и понимать:

  1. Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
  2. «угол».
  3. Свойство углов треугольника.
  4. Измерительные инструменты.
  5. Понятие биссектрисы угла.
  6. Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь: 

- Строить и измерять углы

150

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник, п.41.

151

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник, п.41.

152

Измерение углов. Транспортир, п.42.

153

Измерение углов. Транспортир, п.42

154

Измерение углов. Транспортир, п.42

155

Круговые диаграммы, п.43.

156

Круговые диаграммы, п.43.

157

Контрольная работа № 13 по теме: «инструменты для вычислений и измерений»

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Итоговое повторение курса математики 5 класса, (13 часов)

158

Натуральные числа и шкалы

Знать и понимать:

Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения

уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 5 класса.

Уметь: 

Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа.

Выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и

десятичных дробей. Выполнять простейшие устные вычисления.

Определять порядок действий и находить значения числовых выражений.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный

параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов.

Владеть практическими геометрическими навыками.

159

Натуральные числа и шкалы

160

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

161

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

162

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

163

Умножение и деление обыкновенных дробей.

164

Умножение и деление обыкновенных дробей.

165

Сложение и вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей.

166

Проценты. Углы.

167

Проценты. Углы.

168

Контрольная работа № 14по теме: «итоговая за курс 5 класса»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

169

Анализ контрольной работы

170

Обобщающий урок за курс 5 класса



Предварительный просмотр:

Контрольные работы

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Входная проверочная работа по теме «проверка знаний за начальную школу»

06.09.12

12.09.12

Тест РЦОИ

2

К\р 1  «Натуральные числа и шкалы»

27.09.12

3

К\р 2  «Сложение и вычитание натуральных чисел»

11.10.12

4

К\р 3  «Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения»

26.10.12

5

К\р 4  «Умножение и деление натуральных чисел»

26.11.12

6

К\р 5  «Упрощение выражений, порядок действий, степень числа»

11.12.12

7

К\р 6  «Площадь и объёмы»

27.12.12

8

К\р 7  «окружность и круг, доли, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби»

24.01.13

9

К\р 8  «Обыкновенные дроби»

08.02.13

10

К\р 9    «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

27.02.13

11

К\р 10  «Умножение и деление десятичной на натуральное число»

13.03.13

12

К\р 11  «Умножение и деление десятичной дроби

12.04.13

13

К\р 12  «Проценты»

24.04.13

14

К\р 13  «Инструменты для вычислений и измерений»

08.05.13

15

К\р 14  «итоговая за курс 5 класса»

24.05.13



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа определяет содержание математической подготовки учащихся в Хотьковской основной общеобразовательной школе № 4. При составлении данной рабочей программы за основу была взята авторская программа к учебнику 5 класса Виленкина Н.Я., рекомендованная Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

По БУП 2004 года на предмет математика отводится 5 часов. Процесс обучения математики  в Хотьковской основной общеобразовательной школы №4 направлен на решение четырех основных функций - образовательной, воспитывающей, развивающей и мотивационной. Учитывая единство перечисленных функций, можно выделить следующие основные задачи, решаемые в процессе обучения:

  1. обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших математических законов, теорий, понятий;
  2. знакомство учащихся с методами математической науки, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  3. формирование научного мировоззрения, а также понимания того, что математическое образование - обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;
  4. воспитание трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе, уважения к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;
  5. развитие мышления учащихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении знаниями, обучение разнообразным видам учебной деятельности;
  6. формирование практических умений и навыков.
  7. Методологической основой организации обучения при изучении курса является личностно-ориентированный подход, сущность которого кратко может быть выражена в следующих положениях:
  8. построение обучения на высоком, но посильном для учащихся уровне трудности. Соблюдение меры трудности обеспечивает не механическое, а сознательное усвоение учащимися учебного материала;
  9. изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом;
  10. резкое повышение удельного веса теоретических знаний;
  11. осознание учащимися процесса учения, в том числе сознательное использование умственных приемов.

При правильной организации процесса обучения на всех этапах основного курса можно добиться постепенного умственного развития учащихся, которое, на наш взгляд, может проявляться:

  1. в системности мышления, под которым понимается его упорядоченность на последовательно усложняющихся уровнях;
  2. в умении проводить широкий перенос знаний на решение новых познавательных задач;
  3. в умении выделять главное, делать обобщения;

•        в более экономическом мышлении, самостоятельности, лаконичности.

Организация процесса обучения:

Начало изучения математики с 5 класса позволяет, с одной стороны, перераспределить количество часов, отводимых на изучение каждой темы с целью более детальной и глубокой проработки базовых понятий; уделить больше внимания решению качественных и расчетных задач; увеличить время для практических  задач, раскрывающих теоретико-экспериментальный характер математики. С другой стороны, более раннее начало изучения математики требует пересмотра существующих методик с целью адаптации их к особенностям младшего подросткового возраста.



Предварительный просмотр:

Содержание обучения.

1.   Натуральные числа и шкалы – 17 часов

Обозначение натуральных чисел

Отрезок, Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость, прямая, луч.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше

Контрольная работа №1

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

 

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Понятия шкалы и делений, координатного луча

Знать и понимать:

  1. Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
  2. Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
  3. Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
  4. Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
  5. Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
  6. Измерительные инструменты.
  7. Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
  8. Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
  9. Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
  10. Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь: 

  1. Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
  2. Составлять числа из различных единиц.
  3. Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  4. Выражать длину (массу) в различных единицах.
  1. Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
  2. Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
  3. Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  4. Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
  5. Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

(Владеть способами познавательной деятельности).

2.   Сложение и вычитание натуральных чисел – 21ч.

 Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства

Вычитание.

Контрольная работа №2

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Уравнение.

Контрольная работа №3

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

 

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Знать:

  1. Понятия действий сложения и
  2. вычитания.
  3. Компоненты сложения и вычитания.
  4. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
  5. Понятие периметра многоугольника.
  6. Алгоритм арифметических действий над  многозначными числами.

Уметь: 

  1. Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
  2. Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
  3. Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
  4. Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
  5. Раскладывать число по разрядам и наоборот

3.   Умножение и деление натуральных чисел – 26ч.

 Умножение натуральных чисел и его свойства

Деление

Деление с остатком

Контрольная работа №4

Упрощение выражений

Порядок выполнения действий

Квадрат и куб числа

Контрольная работа №5

Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

 

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Знать и понимать:

  1. Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  1. Понятия программы вычислений и команды.
  2. Таблицу умножения.
  3. Понятия действий умножения и деления.
  4. Компоненты умножения и деления.
  5. Свойства умножения и деления натуральных чисел.
  6. Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  7. Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
  8. Деление с остатком, неполное частное, остаток.
  9. Понятия квадрата и куба числа.
  10. Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь: 

  1. Заменять действие умножения сложением и     наоборот.
  2. Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  3. Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  4. Выполнять деление с остатком.
  5. Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
  6. Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
  7. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
  8. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
  9. Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
  10. Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
  11. Вычислять квадраты и кубы чисел.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

 4.   Площади и объёмы – 12ч.

 Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

Единицы измерения площадей

Прямоугольный параллелепипед

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа №6

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

 

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Знать и понимать:

  1. Понятие формулы.
  2. Формулу пути (скорости, времени
  3. Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
  4. Измерения прямоугольного параллелепипеда.
  1. Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
  2. Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
  3. Равные фигуры. Свойства
  4. равных фигур.
  5. Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь: 

  1. Читать и записывать формулы.
  2. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
  3. квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
  4. Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
  5. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
  6. Решать задачи, используя свойства равных фигур.
  1. Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.

 5.   Обыкновенные дроби – 23ч.

 Окружность и круг

Доли. Обыкновенные дроби.

Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби

Контрольная работа №7

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Деление и дроби

Смешанные числа

Сложение и вычитание смешанных чисел

Контрольная работа №8

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

 

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

 Знать и понимать:

  1. Понятия окружности, круга и их элементов.
  2. Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
  3. Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь: 

  1. Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
  2. Понятия правильной и неправильной дроби.
  1. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
  3. Читать и записывать обыкновенные дроби.
  4. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
  5. Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
  6. Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  7. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  8. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
  1. Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
  1. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
  2. дробей.
  3. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
  4. Выделять целую часть из неправильной дроби.
  5. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
  1. Складывать и вычитать смешанные числа

 6.   Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13ч.

 

Десятичная запись дробных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Приближенные значения чисел

Округление чисел

Контрольная работа №9

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

 

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

 Знать и понимать:

  1. Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
  2. Правило сравнения десятичных дробей.
  3. Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
  4. Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
  5. Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
  6. Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
  7. Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
  8. (с избытком).
  9. Понятие округления числа.
  10. Правило округления чисел,
  11. десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

  1. Иметь представление о десятичных разрядах.
  2. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  3. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  4. Изображать десятичные дроби
  5. на координатном луче.
  6. Складывать и вычитать десятичные дроби.
  7. Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  8. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
  9. Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

7.   Умножение и деление десятичных дробей – 24ч.

 Умножение десятичных дробей на натуральное число

Деление десятичных дробей на натуральное число

Контрольная работа №10

Умножение десятичных дробей

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Контрольная работа №11

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

 

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

 Знать и понимать:

  1. Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
  2. Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
  3. Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
  4. Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
  5. Свойства умножения и деления десятичных дробей.
  6. Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
  7. Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь: 

  1. Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
  2. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
  3. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
  4. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
  5. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
  6. Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  7. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

 8.   Инструменты для вычисления и измерения – 17ч.

 Микрокалькулятор

Проценты

Контрольная работа №12

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.

Измерение углов. Транспортир

Круговые диаграммы

Контрольная работа №13

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

 

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Знать и понимать:

  1. Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
  2. Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
  3. Основные виды задач на проценты.
  4. Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
  5. «угол».
  6. Свойство углов треугольника.
  7. Измерительные инструменты.
  8. Понятие биссектрисы угла.
  9. Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь: 

  1. Пользоваться калькуляторами при выполнении

       отдельных арифметических действий с

       натуральными числами и десятичными дробями.

  1. Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
  2. Вычислять проценты с помощью калькулятора.
  3. Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
 ВЫПУСКНИКОВ 5 класса

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  3. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  4. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  3. интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...