Действия над десятичными дробями
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Гнездилова Ольга Евгеньевна

Урок математики в 5 классе

Тема: « Действия над десятичными дробями»

 

Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся по теме: «Действия над десятичными дробями»
  • развитие коммуникативных качеств учащихся, развитие навыков самооценки и взаимоценки знаний;
  • развитие ответственности, коллективизма и взаимоподдержки при групповой работе; развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

 

Тип урока:урок обобщения знаний.

Вид урока:урок - путешествие.

Оборудование и наглядный материал к уроку: компьютер, интерактивная доска (флипчарт-конспекты), раздаточный материал, листы оценок знаний.

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Виды работы

Деятельность учителя

Деятельнось уч-ся

1.Оргмомент

Цель: проверить готовность к уроку, ознакомить с целью урока и порядком работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Мозговая атака». Математическая разминка командиров групп.

Цель: повторение правил действия над десятичными дробями.

 

 

 

 

 

 

3. Устный счет.

Цель: развитие навыков быстрого счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Решение задачи на движение.

Цель: развитие навыков решения текстовых задач.

 

 

5. Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Творческое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Индивидуальная работа.Тестовое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Подведение итогов. Оценка знаний.

 

7.Домашнее задание

 

8. Рефлексия.

Цель: выявить уровень усвоения материала

 Приветствие. Знакомсво с целью урока и порядком работы на уроке. ( флипчарт №1)

   Вступительное слово:

   Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Страну Математики (флипчарт №2) в город Десятичных Дробей.

Преодолеть длинный путь будет проще разбившись на группы: « Сложение», «Вычитание», «Умножение» и «Деление».

Как и в любом путешествии впереди нас ждет много преград. Чтобы их преодолеть необходимы не только отличные знания, но и ответсвенность, взаимоподдержка, единсво, а иногда и смелость. Проверим сначала готовность командиров групп. 

 

Командиры групп участвуют в математической разминке.( флипчарт №3 с презентацией слайдов)

Вопросы:

1) Как сложить две десятичные дроби ?

2) Как умножиь две десятичные дроби?

3) Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 ... ?

4) Как умножить десятичную дробь на натуральное число ?

 

 

«Переправа»

Город Десятичных дробей расположен на берегу реки Знаний. Переправиться через реку группы смогут на лодках. Для этого нужно решить примеры и найти свои ответы.   ( флипчарт №4 )

             

1 группа:   0,07 + 13,23          6,3 ∙ 7

             6,25 - 4,03             1,28 ∙ 0,2

 2 группа:   0,62 + 4,28          2,5 ∙ 6

               15,9 - 4,75           1,56 ∙ 0,1

 3 группа:    18,36 + 7,14        4,8 ∙ 4

                7,63 – 2,51          3,24 ∙ 100

  4 группа:   8,76 + 3,7            3,7 ∙ 0,5

                17,3 – 9,26          1,9 ∙ 10

Ответы:      13,3; 2,22; 44,1; 0,256

                    4,9; 11,15; 15; 0,156

                    25,5; 5,12; 19,2; 324

                    12,46; 8,04; 1,85; 19; 10,54

  

Все группы удачно переправились через реку. Отправляясь в дорогу необходимо знать длину предстоящего пути. Решим задачу на движение (флипчарт №5)

Задача.

 

Путь, который необходимо пройти, состоит из трех частей. Длина первого участка пути 4,35 км. Второй участок пути длиннее первого в 4 раза, а третий длиннее второго на 10,3 км. Какова длина всего пути ?

 Перед нами одно из самых значительных достопримечательностей любого города – городской архив. Здесь хранятся очень важные сведения.В архиве города Десяичных дробей группы получили задание: решите данные уравнения, получив ответ, вставье букву стоящую возле задания в данную таблицу. Тогда вы сможее прочитать имя среднеазиатского ученого открывшего правила действий над десятичными дробями.

 (флипчарт №6 )

К. image                 

А. image   

И. image

 Ш. image

 

11,46

34,6

34,65

73,6

106,26

167,52

А

ЛЬ

 

 

 

 

 Ответ: Аль-каши.

Среднеазиатский ученый Аль-каши в своей книге «Десяичные дроби и действия над ними (1437 г) сформулировал правила умножения и деления десятичных дробей. Поэтому он известен как первый ученый применивший при счете десятичные дроби. Аль – каши применял при записи десятичных дробей не запяые, а черточки.

 Мы находимся на одной из самых красивейших улиц города Десятичных дробей - улице мудрых мыслей. (флипчарт № 8). Здесь вы познакомитесь с математическими сказками, которые вошли в творческую книгу учащихся нашей школы под названием «Математический сундучок». Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! Внимательно послушайте сказки и выполните задания к ним.

 «Маленькая запятая»

 (Видео-сюжет.)

 

  Давным-давно жил в стране Математике человек по имени Дробь. Было у него двое сыновей: Числитель, Знаменатель и младшая дочь по имени Запятая. Запятая была очень умноой девочкой, но ее друзья- различные фигуры и числа часто обижали ее, говоря: «Ты такая маленькая! Ни длины у тебя, ни ширины.» Иногда, играя,  могли даже наступить на нее. Однажды, сильно обидившись на них, Запятая решила убежать далеко-далеко. И побежала она в бесконечность. Что началось тогда в стране Математике? Исчезли все десятичные дроби. Построенные по рассчетам архитекторов дома получились кривыми, разрушились мосты. И даже лекари не могли лечить людей. Ведь для приготовления лекарств важна даже тысячная доля точности ! И даже в других странах ощутили  исчезновение маленькой Запятой. Например, в Стране Русского языка дети в школе писали в тетрадях без запятой и получили двойки. Друзьям запятой стало стыдно и они решили найти ее во что бы то ни стало. Они вышли в путь и нашли Запятую. Попросили у нее прощения. С тех пор в стране Математики все числа и фигуры поняли, что необходимы друг-другу и научились ценить дружбу.

Задание: (флипчарт № 9)

1) Какой математический знак нужно поставить между числами 7 и 8 чтобы получить число большее чем 7, но меньшее чем 8 ?

2) Клоун решил несколько задач с десяичными дробями. Публика громко смеялась. Расставьте правильно запятые в примерах.

           «Спор чисел ½ и 0,5»

(флипчарт № 10)

Однажды числа ½ и 0,5 поспорили: кто из них больше? Никто из них не хотел уступать. Услышав их спор,  цифра 0 попросила, чтобы все цифры встали в ряд. Сама встала в начале, за ней встали друг за другом единица, двойка, тройка,  и все другие числа. Только ½ и 0,5 толкаясь, не могли найти свое место. Ноль показал им, что для них есть только одно место, ведь они две различные записи одной и той же дроби: одна простая, а другая десятичная.

Задание: (флипчарт № 11)

1)       Найдите пары дробей.

2)    Вычислите: (13 - 2,46 : 3,54 ) • ( 0,5 - image)

 

Площадь Победы. (флипчарт № 12)

Тест.

1.Вычислите: (16,01+3,99)+15,3

А) 35,3    В) 3,53  С) 0,353   Д) 353

2. Найдите значение выражения: 25,417∙х, если х=100

А) 254117  В) 2,54117   С) 2541,7    Д)254,117

3. Длина комнаты 7м , ширина  3,6 м.  Найдите ее площадь.

А) 24,5м2    В)  25,2 м2     С) 252 м2    Д) 25,2 м2

4. Решите уравнение:

У + 4,28 = 9,16

А)48,8    В) 4,87    С) 488     Д) 4,88

5. Вычислите: 4,8 - 3image

А) 1,3     В) 0,3   С) 1,8    Д) 0,13

 

Подведение итогов по оценочным листам.

 

 

 

 

№ 799, № 803.

 

 

Выбрать соответственно текстам - описаниям красные, зеленые или желтые жетоны..  (флипчарты № 15-18).

 

 

Ознакомить с целью урока и порядком работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поочередно задавать вопросы командирам групп, оценить правильность ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролировать правильность выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролировать правильность выполнения задания.

 Задавать наводящие вопросы по решению задачи.

Контроль за работой слабоуспе-вающих учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомить с исторической справкой. Флипчарт№ 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать задание : сочинить сказку на тему: десятичные дроби, напомнить, что лучшие работы будут включены в творческую книгу «Математический сундучок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за выполнением задания. Помощь слабоуспеваю-щим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление команд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать ответы, при необходимости оказать помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены групп выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в коллективной работе, отвечаnь на вопросы.

 

 

 

Работа в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка. Оценка знаний. (флипчарт №13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Командиры групп подводят итоги работы своей группы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема: « Действия над десятичными дробями»

Цели урока:

  1. обобщение знаний учащихся по теме: «Действия над десятичными дробями»
  2. развитие коммуникативных качеств учащихся, развитие навыков самооценки и взаимоценки знаний;
  3. развитие ответственности, коллективизма и взаимоподдержки при групповой работе; развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Вид урока: урок - путешествие.

Оборудование и наглядный материал к уроку: компьютер, интерактивная доска (флипчарт-конспекты), раздаточный материал, листы оценок знаний.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Деятельность учителя

Деятельнось уч-ся

1.Оргмомент

Цель: проверить готовность к уроку, ознакомить с целью урока и порядком работы на уроке.

2. «Мозговая атака». Математическая разминка командиров групп.

Цель: повторение правил действия над десятичными дробями.

3. Устный счет.

Цель: развитие навыков быстрого счета.

4. Решение задачи на движение.

Цель: развитие навыков решения текстовых задач.

5. Групповая работа.

6. Творческое задание.

7. Индивидуальная работа.Тестовое задание

6.Подведение итогов. Оценка знаний.

7.Домашнее задание

8. Рефлексия.

Цель: выявить уровень усвоения материала

 Приветствие. Знакомсво с целью урока и порядком работы на уроке. ( флипчарт №1)

   Вступительное слово:

   Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Страну Математики (флипчарт №2) в город Десятичных Дробей.

Преодолеть длинный путь будет проще разбившись на группы: « Сложение», «Вычитание», «Умножение» и «Деление».

Как и в любом путешествии впереди нас ждет много преград. Чтобы их преодолеть необходимы не только отличные знания, но и ответсвенность, взаимоподдержка, единсво, а иногда и смелость. Проверим сначала готовность командиров групп.  

Командиры групп участвуют в математической разминке.( флипчарт №3 с презентацией слайдов)

Вопросы:

1) Как сложить две десятичные дроби ?

2) Как умножиь две десятичные дроби?

3) Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 ... ?

4) Как умножить десятичную дробь на натуральное число ?

«Переправа»

Город Десятичных дробей расположен на берегу реки Знаний. Переправиться через реку группы смогут на лодках. Для этого нужно решить примеры и найти свои ответы.   ( флипчарт №4 )

             

1 группа:   0,07 + 13,23          6,3 ∙ 7

             6,25 - 4,03             1,28 ∙ 0,2

 2 группа:   0,62 + 4,28          2,5 ∙ 6

               15,9 - 4,75           1,56 ∙ 0,1

 3 группа:    18,36 + 7,14        4,8 ∙ 4

                7,63 – 2,51          3,24 ∙ 100

  4 группа:   8,76 + 3,7            3,7 ∙ 0,5

                17,3 – 9,26          1,9 ∙ 10

Ответы:      13,3; 2,22; 44,1; 0,256

                    4,9; 11,15; 15; 0,156

                    25,5; 5,12; 19,2; 324

                    12,46; 8,04; 1,85; 19; 10,54

   

Все группы удачно переправились через реку. Отправляясь в дорогу необходимо знать длину предстоящего пути. Решим задачу на движение (флипчарт №5)

Задача.

Путь, который необходимо пройти, состоит из трех частей. Длина первого участка пути 4,35 км. Второй участок пути длиннее первого в 4 раза, а третий длиннее второго на 10,3 км. Какова длина всего пути ?

 Перед нами одно из самых значительных достопримечательностей любого города – городской архив. Здесь хранятся очень важные сведения.В архиве города Десяичных дробей группы получили задание: решите данные уравнения, получив ответ, вставье букву стоящую возле задания в данную таблицу. Тогда вы сможее прочитать имя среднеазиатского ученого открывшего правила действий над десятичными дробями.

 (флипчарт №6 )

К.                  

А.    

И.

 Ш.

11,46

34,6

34,65

73,6

106,26

167,52

А

ЛЬ

 Ответ: Аль-каши.

Среднеазиатский ученый Аль-каши в своей книге «Десяичные дроби и действия над ними (1437 г) сформулировал правила умножения и деления десятичных дробей. Поэтому он известен как первый ученый применивший при счете десятичные дроби. Аль – каши применял при записи десятичных дробей не запяые, а черточки.

 Мы находимся на одной из самых красивейших улиц города Десятичных дробей - улице мудрых мыслей. (флипчарт № 8). Здесь вы познакомитесь с математическими сказками, которые вошли в творческую книгу учащихся нашей школы под названием «Математический сундучок». Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! Внимательно послушайте сказки и выполните задания к ним.

 «Маленькая запятая»

 (Видео-сюжет.)

  Давным-давно жил в стране Математике человек по имени Дробь. Было у него двое сыновей: Числитель, Знаменатель и младшая дочь по имени Запятая. Запятая была очень умноой девочкой, но ее друзья- различные фигуры и числа часто обижали ее, говоря: «Ты такая маленькая! Ни длины у тебя, ни ширины.» Иногда, играя,  могли даже наступить на нее. Однажды, сильно обидившись на них, Запятая решила убежать далеко-далеко. И побежала она в бесконечность. Что началось тогда в стране Математике? Исчезли все десятичные дроби. Построенные по рассчетам архитекторов дома получились кривыми, разрушились мосты. И даже лекари не могли лечить людей. Ведь для приготовления лекарств важна даже тысячная доля точности ! И даже в других странах ощутили  исчезновение маленькой Запятой. Например, в Стране Русского языка дети в школе писали в тетрадях без запятой и получили двойки. Друзьям запятой стало стыдно и они решили найти ее во что бы то ни стало. Они вышли в путь и нашли Запятую. Попросили у нее прощения. С тех пор в стране Математики все числа и фигуры поняли, что необходимы друг-другу и научились ценить дружбу.

Задание: (флипчарт № 9)

1) Какой математический знак нужно поставить между числами 7 и 8 чтобы получить число большее чем 7, но меньшее чем 8 ?

2) Клоун решил несколько задач с десяичными дробями. Публика громко смеялась. Расставьте правильно запятые в примерах.

           «Спор чисел ½ и 0,5»

(флипчарт № 10)

Однажды числа ½ и 0,5 поспорили: кто из них больше? Никто из них не хотел уступать. Услышав их спор,  цифра 0 попросила, чтобы все цифры встали в ряд. Сама встала в начале, за ней встали друг за другом единица, двойка, тройка,  и все другие числа. Только ½ и 0,5 толкаясь, не могли найти свое место. Ноль показал им, что для них есть только одно место, ведь они две различные записи одной и той же дроби: одна простая, а другая десятичная.

Задание: (флипчарт № 11)

  1. Найдите пары дробей.
  2. Вычислите: (13 - 2,46 : 3,54 ) • ( 0,5 - )

Площадь Победы. (флипчарт № 12)

Тест.

1.Вычислите: (16,01+3,99)+15,3

А) 35,3    В) 3,53  С) 0,353   Д) 353

2. Найдите значение выражения: 25,417∙х, если х=100

А) 254117  В) 2,54117   С) 2541,7    Д)254,117

3. Длина комнаты 7м , ширина  3,6 м.  Найдите ее площадь.

А) 24,5м2    В)  25,2 м2     С) 252 м2    Д) 25,2 м2

4. Решите уравнение:

У + 4,28 = 9,16

А)48,8    В) 4,87    С) 488     Д) 4,88

5. Вычислите: 4,8 - 3

А) 1,3     В) 0,3   С) 1,8    Д) 0,13

Подведение итогов по оценочным листам.

№ 799, № 803.

Выбрать соответственно текстам - описаниям красные, зеленые или желтые жетоны..  (флипчарты № 15-18).

Ознакомить с целью урока и порядком работы на уроке.

Поочередно задавать вопросы командирам групп, оценить правильность ответов.

Контролировать правильность выполнения задания.

Контролировать правильность выполнения задания.

 Задавать наводящие вопросы по решению задачи.

Контроль за работой слабоуспе-вающих учащихся.

Ознакомить с исторической справкой. Флипчарт№ 7)

Дать задание : сочинить сказку на тему: десятичные дроби, напомнить, что лучшие работы будут включены в творческую книгу «Математический сундучок».

Фронтальные вопросы

Контроль за выполнением задания. Помощь слабоуспеваю-щим.

Представление команд

.

Слушать ответы, при необходимости оказать помощь.

Члены групп выполняют задание.

Участвовать в коллективной работе, отвечаnь на вопросы.

Работа в группе.

Выполнение заданий

Выполнение заданий

Индивидуальная работа

Взаимопроверка. Оценка знаний. (флипчарт №13)

Командиры групп подводят итоги работы своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс...

Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.

Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".

Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...