Математика помогает химии и физике
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

В работе рассматриваются конкретные задачи из курса химии и физики, которые можно объяснить "математическим" языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_pomogaet_himii_i_fiztke.docx88.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Чернышева Т.В. «Математика помогает химии и физике»

Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1. Математика помогает химии
  3. Глава 2. Математика помогает физике
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день нужны такие программы и учебники по математике,  которые позволили бы более эффективно  усваивать материал. Не секрет, что сегодня программы различных дисциплин школьного курса не учитывают особенности друг друга.  Связь - это взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени.

Межпредметные связи играют существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания. Они выступают как средство усиления этого единства комплексного подхода к обучению. Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все их многообразие.

Например:  в курсе географии масштаб изучается в начале 6 класса, а в курсе математики на несколько месяцев позже, поэтому у учеников и учителей географии возникают сложности. Хорошо, если учитель географии договорится с учителем математики и тот чуть изменит свое планирование, а если нет?

Еще пример:  в курсе алгебры изучаются графики и свойства линейной функции. Учителя физики жалуются,  что учащиеся не могут проанализировать график той же линейной функции, а ученики говорят, учителя физики «пользуются  иным языком».  Проблема решается, если учитель математики, берет сборник задач по физике и учит видеть физический смысл процесса при анализе графика, пользуясь привычными  на уроках алгебры понятиями.  А если нет?

Давно известно, что усиление межпредметных связей следует рассматривать как одно из важнейших направлений дидактического совершенствования школьного курса математики. Учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени.

1.    Математика помогает химии

        Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций доставляет немало хлопот, если делать это методом "тыка". Если же к решению этой проблемы применить математические знания и составить небольшой алгоритм, основанный на  решении систе мы уравнений, то пошаговое его выполнение по зволит расставлять коэффициенты в химических уравнениях любой сложности. Итак:

  1. Обозначим неизвестные коэффициенты x, y, z, и т. д.
  2. Составим уравнения, определяющие количество атомов каждого хи мического элемента, входящего в состав реагирующих веществ до и после реакции. Для этого перемножим соответствующие коэффициен ты и индексы.
  3. Выберем переменную, которая в составленной системе принимает наименьшее значение, и приравняем ее единице.
  4. Вычислим значения остальных переменных. Если хотя бы одно из по лученных значений окажется дробным, необходимо вернуться к пре дыдущему пункту и увеличить значение выбранной переменной на единицу.

Расчет будет закончен, если все полученные значения коэффициентов - це лые числа. Покажем выполнение алгоритма на примере.

Пусть требуется расставить коэффициенты в следующем уравнении:

 СаО + Р2О5  Са3(РО4)2

  1. Введем обозначения для неизвестных коэффициентов:

х СаО + yР2О5 = z Са3(РО4)2

  1. Составляем уравнение для каждого химического элемента:
    Са: х = Зz

Р:    2y = 2z

О:    x + 5y = 8z

Получаем систему уравнений:

3. Пусть z = 1.

4.Тогда, решая систему уравнений, получим:  x = 3, y = 1. Так как все полученные значения - целые, расчет прекращается.

Ответ: ЗСаО + Р2О5 = Са3(РО4)2

        Приведем пример, где в процессе выполнения алгоритма получаются дробные коэффициенты.

Дано уравнение:

КСl О3  КСl + О2

  1. х КСl О3 = у КСl +z О2

2. К: x=y    

    С1: х=y

    О: Зx = 2z

Получаем систему уравнений: 

  1. Пусть x = 1.
  2. Решая систему уравнений, получим: y = 1, z = 1,5. Так как одно из значений дробное число, то вернемся к пункту 3 и увеличим значение х на единицу.

Если х=2, то у=2, z=3.

Ответ: 2КСl О3 = 2КСl +3О2

Таким образом, решая задачи по химии, пользуемся привычным языком математики. И поскольку математику ребята начинают изучать раньше, то такой метод поможет в успешном усвоении некоторых тем курса химии.

  1. Математика помогает физике.

2.1.  Мощный аппарат современного школьного курса математики должен быть максимально использован в физике, а богатый фактический материал курса физики должен служить одним из рычагов формирования математических представлений. Понятие функции играет в физике исключительно важную роль. Эйнштейн писал: «Чтобы сделать количественные выводы мы должны использовать математический язык… и если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнить с результатами экспериментов, нам необходима математика как орудие исследования».

 

Некоторые математические функции в курсе физики:

Математическая функция

y=kx

y=k/x

y=kx²

Физические формулы

вида этой функции

s=vt

U=IR

Q=cmΔt

Q=Lm

Q=λm

V=s/t

D=1/F

ν=1/T

s=at²/2

Fупр=kx²/2

Ek=mv2/2

 

 2.2. Рассмотрим тему курса физики:  «Изучение уравнений графиков равноускоренного движения» на конкретных задачах.

Формула для нахождения скорости:    v=v0+at    (1)

Если начальная скорость равна 0, то :  v=at.           (2)

Анализируя формулу зависимости скорости от ускорения, следует заметить, что это формула линейной функции:

Формулы для нахождения скорости:

Линейная функция:                              

v=at.

y=kx

v=v0+at

y=b+ kx  или  y=kx+b


Рис. 1. Графики скорости различных равномерно-ускоренных движений.

Поэтому учащиеся легко делают вывод, что  график скорости равноускоренного движения — всегда прямая линия; и обратно, если график скорости какого-либо движения есть прямая, то движение равномерно-ускоренное .  

Построим, пользуясь формулами (1) и (2), график зависимости   скорости   равноускоренного  движения от времени.  Пусть, например, ускорение равно 2 м/сек2 и в начальный момент скорость равна нулю. Выполняя построение, увидим, что график скорости представит собой прямую линию

 (рис. 1, линия I), проходящую через точку пересечения оси времени и оси скорости.

При большем ускорении график скорости изображается прямой, наклоненной к оси времени под большим углом

 (линия II на рис. 1).

Если в начальный момент скорость не равняется нулю, а имеет значение v0, то график скорости по-прежнему представляет прямую линию, но не проходит через начало координат, а пересекает ось скоростей (ось у) в точке v0.  Например, на рис. 1 приведен график равноускоренного движения с тем же ускорением 2 м/сек2, но с начальной скоростью 5 м/сек (прямая III). Угол наклона графика тот же, что и для прямой I, так как ускорение одинаково для обоих движений    vI=2t,  vIII=2t+5

Иными словами,  угловые коэффициенты обеих функций равны, следовательно,  графики функции параллельны. Угол наклона графика скорости зависит от выбора масштабов времени и скорости. Поэтому для возможности сравнения различных движений по виду графиков скорости необходимо чертить все графики в одном и том же масштабе.

          При отрицательном ускорении (равнозамедленное движение) график скорости также изображается прямой линией, однако прямая наклонена в этом случае вниз или, как говорят на уроках математики, угловой  коэффициент отрицателен, т.е. функция убывает.
          На графиках скорости можно проиллюстрировать все изменения скорости с течением времени при произвольном знаке начальной скорости и произвольном знаке ускорения.

Так, на рис. 2 прямая I соответствует положительной начальной скорости и положительному ускорению: v=v0+at,   ,    a>0

II — положительной начальной скорости и отрицательному ускорению:

v=v0+at,   ,    a<0

 III — отрицательной начальной скорости и положительному ускорению:  v=v0+at,   ,    a>0

 IV —отрицательной начальной скорости и отрицательному ускорению: v=v0+at,   ,    a<0

 Точки пересечения этих графиков с осью времени  (осью х)— это точки перемены знака скорости, т. е. перемены направления движения.


Рис. 2. Графики скорости равноускоренных (I, III) и равнозамедленных (II, IV) движений.

Заключение

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Литература

  1. Егупова М.В. «Задачи прикладного содержания»-

М.:МЦНМО, 2006

  1. Сборник  задач по физике для 7-9 классов/-

М.:Просвещение, 2009

  1. school14ustlab.narod.rumezpredsvazi.htm
  2. Перышкин А.В. Физика 7, 8 класс- М. :Дрофа, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика помогает химии и физике

В работе рассматриваются конкретные задачи из курса химии и физики, которые можно объяснить "математическим" языком...

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Занятие элективного курса "Химия в математике или математика в химии?" (конспект)

Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания,...

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике, математике

Цели и задачи:Обобщить знания учащихся по предметам естественно – математического цикла. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение б...

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия....

Презентация к ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИХ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия.

Презентация к ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФОРМИРУЮЩИХ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ к интегрированному уроку математика и химия....

Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"

Презентация к уроку  "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность  отследить алгоритм р...