Пропорции
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Урок математики в 6 классе на тему Пропорции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proporcii.doc | 137 КБ |
proporciya.pptx | 293.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе на тему: "Пропорции".
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции; с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
Задачи урока:
1. Образовательные: объяснить понятие пропорции, ее крайних и средних членов; рассказать правила прочтения и записи пропорции; показать правила составления пропорций из заданных чисел. В течение урока развивать у учащихся навык чтения и записи пропорций, проверки верности пропорций, а также развивать умение самостоятельно делать выводы.
2. Воспитательные: формирование познавательной и творческой активности учащихся.
3. Развивающие: развитие воображения, математической интуиции, памяти, критического мышления, формирование правильной математической речи;
Педагогическая технология: технология развития критического мышления
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Инструктаж по домашнему заданию.
6. Подведение итогов урока.
Методы обучения:
1. Методы учебно-познавательной деятельности:
а) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, практические.
б) по логике передачи и восприятия учебной информации: индуктивные.
в) по степени самостоятельности овладения новыми знаниями: частично-поисковые, исследовательские.
Средства обучения: компьютер, проектор, доска, карточки, книга.
Используемые ЦОР:
Игра- выразите искомую величину: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/228094d0-6e84-40d6-95f2-cfde68a1f997/Proporcia.swf
30:5=18:3
20:5=8:2
Карточки:
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Проверяю визуально готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих |
2. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа) На экране вы видите задания, попробуем устно их выполнить: 1. Найдите отношение: 2,8 к 0,07; 4 к 0,01; 20 к 4; А отношение 60 к 12, чему равно? Назовите ответы под буквами д и е. С задание №1 вы справились. Приступаем ко второму заданию. Это задача: "Мама уплатила 39 руб за 1,5 кг муки, а бабушка 52 руб за 2 кг муки. Выясните, по одинаковой ли цене была куплена мука?" Как будем решать эту задачу? Молодцы. Задачу решили правильно. Стоимость в обоих случаях 1 кг муки 26 рублей. Значит, отношения 39 к 1,5 и 52 к 2 равны и можно записать: 39:1,5=52:2. Могу я так поступить? | Отношение 2,8 к 0,07 равно 40, отношение 4 к 0,01 равно 400 ответ 5 тоже 5 отношение 6,3 к 0,9 равно 7 и 2,8 к 0,4 тоже равно 7 Определим стоимость 1 кг муки, купленной мамой. Для этого найдем отношение 39 к 1,5. Получим, что 1 кг муки, которую купила мама стоит 26 руб. Затем, выясним стоимость 1 кг муки, которую купила бабушка. Для этого разделим 52 на 2, тоже получим 26 руб. Значит, бабушка и мама купили муку по одинаковой цене. да |
3. Изучение нового материала. Исследовательский, индуктивный метод обучения. Ребята, равенство двух отношений называют пропорцией. Тема нашего урока: "Пропорции". Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока: Пропорции. С помощью букв пропорцию записывают так a:b=c:d. Читается пропорция "отношение а к в равно отношению c к d" или "а относится к в, как с относится к d". Откройте учебники на странице ... и еще раз прочитайте, что называют пропорцией и как она читается. Расскажите друг другу правило.2 человека спрашиваю рассказать вслух всем. - Числа, составляющие пропорцию называются членами пропорции. В пропорции есть крайние и средние члены пропорции. Давайте посмотри на пропорцию и найдем крайние и средние члены. Молодец, ... Выделим на доске и в тетрадях крайние и средние члены пропорции. Ребята, вернемся к заданию №1 и составим, если можно, пропорцию из отношений. - Правильно. Ещё можно составить пропорции из отношений? - Хорошо, назовите мне в пропорции крайние и средние члены. - Умница. Ребята, теперь выполним следующее задание. В записанных пропорциях первый вариант найдет произведение крайних членов, а второй вариант найдет произведение средних членов. Называем ответы: Первый вариант в первой пропорции: Второй вариант в первой пропорции: Первый вариант во второй пропорции: Второй вариант во второй пропорции: Ну и в третьей пропорции, что получили: Первый вариант Второй вариант - Ребята, скажите, что искал первый вариант? А второй вариант, что искал? И что же мы получили? - В всех пропорция получили, что произведение крайних членов равно произведению средних? - Ребята, оказывается мы вывели основное свойство пропорции. Прочитаем его в учебнике и расскажем друг другу. -..., расскажи ребятам еще раз, в чём заключается основное свойство пропорции? | Проговаривают друг другу правило Так как а и d стоят по краям пропорции, то они будут крайними членами, тогда в и с - средние. 20 так относится к 4, как 60 относится к 12. Да. Отношение 6,3 к 0,9 равно отношению 2,8 к 0,4. Крайние 6,3 и 0,4, а средние 0,9 и 2,8. 39*2=78 52*1,5=78 20*12=240 60*4=240 6,3*0,4=2,52 2,8*0,9=2,52 Произведение крайних членов пропорции Произведение средних членов пропорции. В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. Да Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции. |
4. Закрепление нового материала. - Ребята, выполним упражнение на карточках. Задание: 1. прочитать пропорцию 2. назвать крайние и средние члены пропорции 3. проверить основное свойство пропорции (20:5=8:2) Молодец, ... Следующая карточка. (30:5=18:3) Правильно. Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями? Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции. Третье равенство является равенством двух отношений? По определению это пропорция? А произведение крайних членов равно произведению средних? Значит, это пропорция…? Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и верные? Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. Заполните пропуски числами, чтобы пропорции были верными: 13 : 18 = 26 : ___ 13 : 18 = _ : 54 13 : _ = 26 : 54 _ : 18 = 26 : 54 Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 1, 5, 3, 15. Сколько верных пропорций можно составить? | 20 так относится к 5, как 8 относится к 2. Крайние члены пропорции 20 и 2, средние члены 5 и 8. Произведение 20 и 2 равно 40, произведение 5 и 8 тоже равно 40. Основное тождество выполняется. Отношение 30 к 5 равно отношению 18 к 3. Крайние члены пропорции 30 и 3, их произведение равно 90. Средние члены пропорции 18 и 5, их произведение тоже равно 90. Значит, основное свойство выполняется. Пропорция – равенство двух отношений. является. да. нет. неправильная. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. 1 : 3 = 5 : 15 3 : 1 = 15 : 5 1 : 5 = 3 : 15 5 : 1 = 15 : 3 |
5. Инструктаж по домашнему заданию. Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 21, №738, 760. | |
6. Подведение итогов урока: Ребята, что же вы нового узнали сегодня на уроке? Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) … Игра- выразите искомую величину: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/228094d0-6e84-40d6-95f2-cfde68a1f997/Proporcia.swf Вы сегодня молодцы, потрудились хорошо. Оценки за урок...Урок окончен. До свидания. | Узнали, что такое пропорция и ее основное свойство |
Анализ урока математики 6-1 класса школы №339.
Тема: Пропорции
1. Урок начался с организационного момента. Я визуально проверила готовность учащихся, отметила отсутствующих (2-3 мин).
2. Актуализация опорных знаний:
Проверка знаний на уроке занимает значительное место. Чтобы включить всех учащихся в активную деятельность, я выбрала фронтальный опрос. Считаю, что выбранные мною устные упражнения, подводят ребят к изучению нового материала и экономят время на уроке. (5-6 мин)
3, 4. Изучение и закрепление нового материала. Метод изучения нового материала исследовательский. На протяжении всего урока преобладала общеклассная форма обучения в сочетании с индивидуальной. Передача и восприятие учебной информации производилась индуктивным методом. Была соблюдена логическая связь с ранее изученным материалом. Создание на уроке поисковой ситуации привело к тому, что у учащихся повысился интерес к уроку. На уроке использовалась наглядность (компьютер, проектор и экран, карточки). Это способствовало организации устойчивого внимания, наблюдательности на уроке, развитие мышления учащихся. На уроке дала возможность учащимся проговорить друг другу правило. Я уверена, что они будут знать правило к следующему уроку и осознанно решать примеры. То, что говорит учитель, нередко учащимися воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, при этом развивается память. На уроке при изучении нового материала привлекала сильных учащихся, а при закреплении - средних и слабых. Тем самым, все ребята были включены в активную деятельность (дифференциация в процессе изучения нового материала). Я старалась четко и однозначно формулировать понятия, избегала монотонности, чем обеспечивала доступность обучения.
5,6. Вывод или итог урока (6-7 мин). В конце урока провела инструктаж по домашнему заданию, поставила оценки, вместе с ребятами повели итог урока. Во временные рамки урока уложилась.
Выбранные мной методы, формы и средства обучения позволили достичь цели урока. Урок достиг цели, так как учащиеся смогли ответить на вопрос: №Что нового узнали на уроке?
В результате урока я формировала общенаучные навыки и умения, развивала критическое мышление, память, творческую активность и самостоятельность учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание №1 Найдите отношение: А) 2,8 к 0,07 Б) 4 к 0,01 В) 20 к 4 Г) 60 к 12 Д) 6,3 к 0,9 Е) 2,8 к 0,4
Задание №2 Задача: Мама уплатила 39 руб за 1,5 кг муки, а бабушка 52 руб за 2 кг муки. Выясните, по одинаковой ли цене была куплена мука?
Пропорции Классная работа
a : b = c : d средние члены крайние члены
"отношение а к в равно отношению c к d " " а относится к в , как с относится к d " a : b = c : d
20 так относится к 4, как 60 относится к 12. Отношение 6,3 к 0,9 равно отношению 2,8 к 0,4. 20:4 = 60:12 6,3:0,9 = 2,8:0,4
Назовите в пропорции крайние и средние члены Крайние 6,3 и 0,4, а средние 0,9 и 2,8 6,3:0,9 = 2,8:0,4
a b c d
a d = c b В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. основное свойство пропорции
20:5=8:2 Проверить основное свойство пропорции
30:5=18:3 Проверить основное свойство пропорции
Найди пропорцию 17 51 = 1 3 7 + 1,1 = 3,6 : 2 0,8 : 0,2 = 4,8 : 1,2 1 5 = 20 : 5 0,5 ∙ 40 = 10 ∙ 2 Верная пропорция Неверная пропорция
Заполните пропуски числами, чтобы пропорции были верными: 13 : 18 = 26 : ___ 13 : 18 = _ : 54 13 : _ = 26 : 54 _ : 18 = 26 : 54
Составьте верные пропорции 1 , 3, 5, 15 1 : 3 = 5 : 15 3 : 1 = 15 : 5 1 : 5 = 3 : 15 5 : 1 = 15 : 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/228094d0-6e84-40d6-95f2-cfde68a1f997/Proporcia.swf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
Тема урока: «Пропорции. Основное свойство пропорции»
Тема урока:«Пропорции. Основное свойство пропорции»...
Пропорция. Преобразование пропорции.
Это урок усвоение новых знаний. Цель познакомить учеников с понятиями: пропорция, ее крайние и средние члены; сформулировать основное свойство пропорции; показать, что пропорции могут быть...
Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс
План-конспект интегрированного урокаПредмет: математика, технологияКласс: 6Тема: «Пропорция. Основное свойство пропорции»Учебно-методическое обеспечение: «Математика» учебник для 6 класса общеоб...
Пропорция.Решение задач с помощью пропорций.
проверка умений и навыков учащихся по теме «Пропорция», формирование навыков решения задач с помощью пропорции. развитие интереса к математике, воспитание любви к Родине, формирование основ выб...
Пропорции.Решение задач с помощью пропорций.
урок - путешествие...