Область определения функции. Урок алгебры в 9 классе
презентация к уроку алгебры (9 класс) по теме
Урок №1 в теме: «Степенная функция», глава №3, учебник «Алгебра-9» под ред. Ш. А. Алимова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblast_opredeleniya_fuknkcii.ppt | 997 КБ |
urok_oof-9.doc | 647.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний по теме.
Задачи урока: расширить понятие учащегося о функциях путем введения области определения функции; формировать навыки нахождения области определения функции; развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь. Материалы: электронная презентация урока, раздаточные карточки, опорный конспект по теме: «Функция».
Беседа о функции Почти всё, что происходит с нами или вокруг нас, связано с понятием « функция », потому что всё вокруг взаимосвязано, а « функция »- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.
Графический диктант Возраст человека зависит от его роста. Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве. Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока. Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году. Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками. « ^»-утверждение неверно «_»- утверждение верно определить верными или неверными являются высказывания
Ключ к графическому диктанту ^--^ - … Очевидно, что возраст не зависит от роста (1) и плохие оценки от пасмурных дней (4).
Термин «функция» употребляется в двух смыслах: Им обозначается сама зависимость определённого вида, зависимая переменная . График, таблица, формула – различные способы задания функции. Посмотрим в опорный конспект.
Вопросы по опорному конспекту: Что такое функция ? Какая переменная называется зависимой , а какая независимой ? Что такое область определения функции ? Какими способами задаётся функция?
Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66). Для области определения функции у=f(х) удобно использовать обозначение D(f). Примеры. 1) Для функции у=х³-7х, многочлен х³-7х имеет смысл при любом х , поэтому D ( f )=( - ∞ ;+ ∞ ). 2) Для функции у= √х , подкоренное выражение х ≥ 0 имеем D ( f )=[0;+ ∞ ). 3) Для функции у=1 / х , знаменатель х ≠ 0 имеем D ( f ) ≠ 0.
Работа с формулой Задание. Найти область определения функции: а) у= √х+4 ; б) у=5 / х+4 ; в) у=5 / √х+4 . Решение. а) х+4 ≥ 0 . Ответ: D ( f )= [-4;+ ∞ ) или х ≥ -4 . б) х+4 ≠ 0 . Ответ: D ( f )=( - ∞ ; -4) U ( -4;+ ∞ ) или D ( f ) ≠ -4 или х ≠ -4 . в) х+4 > 0 , что следует из пунктов а) и б). Ответ: D ( f )=( -4;+ ∞ ) или х > -4 .
Работа по карточкам (задания из ГИА). 1. При каком значении х выражение не имеет смысла? 1) -2 ; 2) 2 ; 3) 0 ; 4) -1 . 2. Даны выражения А . ; Б . ; В. . Какие из этих выражений не имеет смысла при х=4 ? 1) Б ; 2) А ; 3) Б и В ; 4) А и В .
Работа с таблицей Функция у= f(x) задана таблицей . Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции? х -3 -1,5 0 1 2 4 у -8 -2 1 4 8,5 10
Работа с графиком Как найти D(f), если функция задана графиком ? Найдите проекцию графика на ось ОХ . Как называют выделенное множество точек? Вывод : если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…
7 8 -6 -9 [-9;7] Область определения на графике
Найти область определения функции
Подведение итогов Рефлексия: определи тот материал, который ты усвоил хорошо, и тот, над которым ещё надо поработать дома. Домашнее задание : теория по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме:
«Область определения функции» (слайд 1)
(Урок №1 в теме: «Степенная функция», глава №3, учебник «Алгебра-9» под ред. Ш. А. Алимова.).
Количество учащихся в классе:1.
Цель урока: (слайд 2) организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Задачи урока (слайд 3): расширить понятие учащегося о числовых функциях путем введения области определения функции;
формировать навыки нахождения области определения функции;
развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии,
формировать исследовательские умения, функционально-графическую и математическую культуру;
воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения.
Тип урока: (слайд 4) урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
Материалы: электронная презентация урока, карточки для самостоятельной работы, опорный конспект по теме: «Функция».
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли посмотреть, как мы работаем. Постараемся работать как обычно и даже лучше.
Проверка домашнего задания
Учитель: На предыдущем уроке проводилась контрольная работа, поэтому домашнего задания не было.
Актуализация знаний(слайд 5)
Учитель: Почти все, что происходит с нами или вокруг нас связано с понятием «функция», потому что все вокруг взаимосвязано, а «функция»- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.
Сначала мы выполним разминку в виде графического диктанта. Нужно определить верными или неверными являются высказывания.
Задания для диктанта (слайд 6)
- Возраст человека зависит от его роста.
- Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве.
- Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока.
- Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году.
- Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками.
« ^»-утверждение неверно
«_»- утверждение верно
Ключ: (слайд 7)
^ | - | - | ^ | - |
Учащийся сверяет свои результаты с ключом. Проводится обсуждение полученных результатов.
Учитель: Мы рассмотрели зависимости между двумя величинами. Они могут быть представлены различными способами:
- Графиком
- Таблицей
- Формулой
Все они обладают одним свойством: каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
Именно такие зависимости называются функциями.
График, таблица, формула – различные способы задания функции (слайды №8 и опорный конспект – №9)
Учащемуся выдается отпечатанный опорный конспект. (Приложение)
Систематизируются сведения по опорному конспекту. Параллельно вводятся понятия «аргумент», «значение функции», «область определения функции».
Задание по опорному конспекту (слайд 10):
- Что такое функция?
- Какая переменная называется зависимой, а какая независимой?
- Что такое область определения функции?
- Какими способами задаётся функция?
Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66) (слайд 11).
Постановка учебной задачи:
Учитель: Установить способы нахождения области определения функции, если она задана формулой (или несколькими формулами на разных промежутках) или графиком.
Как записывают эти множества?
В виде неравенств или числовых промежутков (или их объединений).
Для области определения функции у = f(х), иногда удобно использовать обозначение D(f). Например: 1) для функции у=х³-7х, выражение х³-7х имеет смысл при любом х, поэтому D(f)=( -;+);
2) для функции у=, х0 имеем D(f)=[0;+);
3) для функции у=, х0 имеем D(f)0.
Нахождение ООФ по формуле (слайд 12)
Задание. Найти область определения функции: а) у=; б)у=; в) у=.
Решение. а) Так как область определения функции явно не указана, подразумевается, что она совпадает с областью определения выражения. Под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, значит, задача сводится к решению неравенства х+40.
б) Функция определена в любой точке х, за исключением точки— 4, при этом значении знаменатель дроби обращается в 0. Ответ можно записать так: D(f)=[-4;+).
Впрочем, на практике можно использовать сокращенную запись: D(f)-4.
в) Здесь задача сводится к решению неравенства х+4> 0.
Воспользовавшись решением пункта а), но исключив из рассмотрения точку х=-4, получим: D(f)=( -4;+).
Работа по карточкам (слайд 13).
1. При каком значении х выражение не имеет смысла?
1) -2; 2) 2; 3) 0; 4) -1.
2. Даны выражения
А. ; Б. ; В. .
Какие из этих выражений не имеет смысла при х=4?
- Б; 2) А; 3) Б и В; 4) А и В.
Работа с таблицей (слайд 14). Функция у=f(x) задана таблицей:
х | -3 | -1,5 | 0 | 1 | 2 | 4 |
у | -8 | -2 | 1 | 4 | 8,5 | 10 |
Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции?
Работа с графиком (слайды 15, 16 и 17)
Как найти D(f), если функция задана графиком?
Выполните задания со слайдов 16 и 17. Сделайте соответствующий вывод.
Найдите проекцию построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек. Как называют выделенное множество точек?
Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…
Первичное закрепление во внешней речи
Учащийся решает типовые задачи на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Подведение итогов (слайд 18).
Рефлексия.
Организуется самооценка деятельности на уроке.
Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
Что нового можно добавить в известную схему изучения функций?
Намечаются цели последующей деятельности:
На какие вопросы еще предстоит уточнить ответы? (что называют функцией, какими свойствами обладает функция, как задать функцию и т.д.)
Домашнее задание: теория в учебнике на стр. 65-66 и по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Урок алгебры в 9 классе "Область определение функции"
Построить график функции у=|х|...
«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» Урок математики Корниенко Анны Михайловны МБОУ СОШ № 9 Староминская
Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...
Самостоятельна работа по алгебре 9 класс по теме: « Область определения функции»
Самостоятельная работа в двух вариантах для учащихся в 9 классе....
"Свойства функций" Урок алгебры 9 класс, учебник Мордковича
1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап прове...
Функции. Область определения функции.
Урок алгебры 9 класс...
СЦЕНАРИЙ РАЗНОВОЗРАСТНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ «Нахождение области определения функций» в 9б и 11а классах
Тема урока: " Нахождение области определения функции".Тип урока: Урок отработки умения и рефлексия....