рабочая программа по алгебре
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Милевская Мария Владимировна

рабочая программа по алгебре (136 часов) по учебнику Алимова в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл алгебра 9 класс Алимов.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»

Рассмотрена на заседании ШМО        Утверждена директором МОУ «СОШ № 9 Сонковского района

Протокол № ________________        Тверской области»

 Щербаковой О.В.__________

от «_____»  _____________2012г.                                        приказ  №   ________________

                                                                        от «_____» ___________2012 г.

Рабочая программа

учебного курса

«Алгебра»

9 класса (базовый уровень)

Составитель: Милевская М.В.,
учитель математики

пгт. Сонково

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра 9» авторы Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической прогрессии и формулу суммы первых членов геометрической прогрессии , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул. Из курса геометрии продолжается изучение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Вводится понятие котангенса угла. Изучаются свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые находят применение в преобразованиях тригонометрических выражений. Специальное внимание уделяется переходу от радианной меры угла к градусной мере и наоборот. Центральное место занимают формулы, выражающие соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.

Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение алгебры по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов в учебный год.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).

В задачи обучения математики входит:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. овладение навыками дедуктивных рассуждений;
  3. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
  4. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  5. получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
  6. воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  7. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны уметь:

  1.  решать уравнения, системы уравнений более высоких степеней.
  2. находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
  3.  понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
  4.  бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
  5.  решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  6.  распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  7.  вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;

 использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
  2.  устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
  3.  интерпретации результата решения задач.

Содержание учебного предмета

1.Вводное повторение – 4 часа.

Квадратные уравнения, замена переменной, биквадратное уравнение. Неравенства второй степени с одной переменной, нули функции, метод интервалов, график квадратичной функции. 

Уметь выполнять упражнения из разделов курса VIII класса: решать квадратные уравнения и неравенства, задачи с помощью квадратных уравнений, строить график квадратичной функции.

Знать формулы решения квадратных уравнений, алгоритм построения параболы, теорему Виета.

2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений – 19 часов.

Знать: алгоритм решения алгебраических уравнений и уравнений, сводящихся к ним.

Уметь: решать алгебраические уравнения и системы уравнений, выполнять деление многочленов, решать задачи с помощью уравнений.

.Основные термины по разделу:

Многочлен, алгоритм деления многочленов, формула деления многочленов, уравнения третьей и четвёртой степеней, понятие возвратного уравнения, системы нелинейных уравнений.

3. Степень с рациональным показателем – 13 часов.

Знать: степень с целым и рациональным показателями и их свойства; степень с нулевым и отрицательным показателями; определение арифметического корня натуральной степени и его свойства.

Уметь: находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.

Основные термины по разделу:

Определение степени с целым отрицательным и рациональным показателем; нулевым показателем, определение и свойства арифметического корня n-й степени.

4. Степенная функция – 21 часов.

Знать: понятия область определения, чётность и нечётность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.

Уметь: строить графики линейных и дробно-линейных функций и по графику перечислять их свойства; решать уравнения и неравенства, содержащие степень.

Основные термины по разделу:

Функция, область определения и область изменения, нули функции, возрастающая и убывающая функция, четные и нечетные функции, их симметричность, понятие функции у=k/х, обратно пропорциональная зависимость, свойства степенной функции, иррациональное уравнение.

5. . Прогрессии – 19 часов.

Знать: определения арифметической и геометрической прогрессий, формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Уметь: решать задачи на нахождение неизвестного члена арифметической и геометрической прогрессии, проверять является ли данное число членом прогрессии, находить сумму n первых членов прогрессии.

Основные термины по разделу:

Арифметическая и геометрическая прогрессии, формула n-го члена прогрессии, формула суммы n-членов прогрессии.

6 Случайные события – 17 часов.

Уметь: ориентироваться в комбинаторике; строить дерево возможных вариантов

знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

Основные термины по разделу:

Перебор возможных вариантов, комбинаторное правило умножения, перестановки, число всевозможных перестановок, размещения, сочетания.

7. Случайные величины – 13 часов.

Уметь: определять количество равновозможных исходов некоторого испытания;

Знать классическое определение вероятности, формулу вычисления вероятности в случае исхода противоположных событий

Основные термины по разделу:

Случайное событие, относительная частота, классическое определение вероятности, противоположные события, независимые события, несовместные и совместные события.

8. Множества. Логика – 11 часов.

Уметь: решать задачи, применяя теоремы множеств, круги Эйлера, с использованием логических связок «и», «или», «не».

Знать понятия множества, подмножества, пересечение множеств, объединение множеств; понятие высказывания.

Основные термины по разделу:

Множество, подмножество, высказывание, логическая связка.

9. Итоговое повторение - 19 часов.

-знать алгоритм построения графика функции; формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач

-уметь строить графики функции; по графику определять свойства функции

-уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; решать неравенства методом интервалов; решать системы уравнений; решать задачи с помощью составления систем.


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Количество уроков

Цели и задачи

Дата по плану

Дата по факту

1 – 4

Повторение.

4

Актуализация знаний.

Глава 1. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. (19 часов)

5-6

Деление многочленов.

2

Ознакомление учащихся с алгоритмом деления многочлена на многочлен и с разложением многочлена на множители с помощью этого алгоритма.

7-9

Решение алгебраических уравнений.

3

Ознакомление с понятием алгебраического уравнения n-ой степени и способом решения алгебраических уравнений n-ой степени, имеющих целые корни.

10-12

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим.

3

Введение понятия рационального уравнения и знакомство с алгоритмом его решения.

13-15

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными.

3

Повторение методов решения систем уравнений, известных из курса алгебры 8 класса, и знакомство с решением систем двух уравнений второй степени с двумя неизвестными.

16-18

Различные способы решения систем уравнений.

3

Расширение представлений учащихся о возможностях применения способа подстановки при решении систем уравнений, знакомство с примерами решения систем, содержащих уравнения не только первой и второй степени.

19-21

Решение задач с помощью систем уравнений.

3

Продолжение формирования умения решать задачи с помощью систем уравнений.

22

Обобщающий урок.

1

Подведение итогов, закрепление умений и навыков.

23

Контрольная работа № 1

1

Контроль знаний, умений, навыков.

Глава 2. Степень с рациональным показателем (13 часов)

24-25

Степень с натуральным показателем. Повторение.

2

Повторение материала, известного из курса алгебры 7 класса, подготовка к введению понятия степени с целым показателем, изучению её свойств.

26-27

Степень с целым показателем.

2

Ознакомление учащихся с определением и свойствами степени с целым отрицательным и нулевым показателями, обучение применению свойств степени с целым показателем для преобразования алгебраических выражений и вычислений.

28-29

Арифметический корень натуральной степени.

2

Ознакомление учащихся с понятием арифметического корня натуральной степени.

30-31

Свойства арифметического корня.

2

Знакомство со свойствами арифметического корня натуральной степени.

32-33

Степень с рациональным показателем.

2

Ознакомление учащихся с понятием степени с рациональным и иррациональным показателем.

34-35

Возведение в степень числового неравенства.

2

Знакомство учащихся с возведением в степень числового неравенства, у которого левая и правая части положительны.

36

Контрольная работа № 2

1

Контроль знаний, умений и навыков.

Глава 3. Степенная функция (21 часов)

37-40

Область определения функции.

4

Повторение сведений о функциях, известных из курса алгебры 8-9 класса, обучение нахождению области определения функции, заданной формулой или графиком.

41-43

Возрастание и убывание функции.

3

Ознакомление с поведением степенной функции в зависимости от показателя степени и формирование умения устанавливать промежутки возрастания и убывания функции, заданной аналитически.

44-46

Четность и нечетность функции.

3

Ознакомление учащихся с понятиями четности и нечетности функции.

47-49

Функция y = kx

3

Ознакомление учащихся с функцией y =  kx при различных значениях k, обучение построению и чтению графика.

50-54

Неравенства и уравнения, содержащие степень.

5

Обучение решению простейших иррациональных уравнений и неравенств с использованием свойств степенной функции.

55-56

Обобщающие уроки.

2

Подведение итогов, закрепление умений и навыков.

57

Контрольная работа № 3

1

Контроль знаний, умений, навыков.

Глава 4. Прогрессии. (19 часов)

58-59

Числовая последовательность.

2

Ознакомление учащихся с понятием числовой последовательности и способами её задания.

60-62

Арифметическая прогрессия.

3

Ознакомление учащихся с арифметической прогрессией, формирование умений использовать её характеристическое свойство и формулу n-ого члена при решении задач.

63-66

Сумма n первых членов арифметической прогрессии.

4

Обучение нахождению суммы n первых членов арифметических прогрессии и использованию формулы при решении задач.

67-69

Геометрическая прогрессия.

3

Ознакомление учащихся с новой последовательностью – Геометрической прогрессией, обучение применению её характеристического свойства и формулы n-ого члена при решении задач.

70-73

Сумма n первых членов геометрической прогрессии.

4

Обучение применению формул сумм n первых членов геометрической прогрессии при решении задач.

74-75

Обобщающий урок.

2

Подведение итогов изучения темы, закрепление умений и навыков, подготовка к контрольной работе.

76

Контрольная работа №4.

1

Контроль знаний, умений и навыков

Глава 5. Случайные события. (17 часов)

77-78

События.

2

Ввести понятие события, рассмотреть невозможные, достоверные, случайные события; совместные и несовместные события; равновозможные события; учить решать задачи.

79-80

Вероятность события.

2

Ввести понятие вероятности наступления события; рассмотреть примеры решения задач.

81-83

Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач.

3

Восстановить в памяти знания, полученные в 7 классе и навыки решения комбинаторных задач.

84-86

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики.

3

Показать применение комбинаторики при решении вероятностных задач, отработать навыки решения таких задач.

87-88

Противоположные события и их вероятность.

2

Ввести понятие противоположных событий и их вероятности, рассмотреть примеры, учить решать задачи.

89-91

Относительная частота и закон больших чисел.

3

Рассмотреть классическое и статистическое определения вероятности, ввести понятие относительной частоты, рассмотреть закон больших чисел, учить решать задачи.

92

Обобщающий урок.

1

Подведение итогов изучения темы, закрепление знаний, умений и навыков, подготовка к контрольной работе.

93

Контрольная работа №5

1

Контроль знаний, умений и навыков.

Глава 6. Случайные величины. (13 часов)

94-96

Таблица распределения.

3

Ввести понятие случайной величины, рассмотреть таблицы распределений, учить решать задачи.

97-98

Полигоны частот.

2

Ввести понятия полигона частот и гистограммы частот, рассмотреть примеры решения задач.

99-101

Генеральная совокупность и выборка.

3

Рассмотреть понятия генеральной совокупности и выборки и примеры решения задач.

102-103

Размах и центральные тенденции.

2

Ввести понятия размаха, моды, медианы, среднего значения случайной величины, центральных тенденций, учить решать задачи.

104-105

Обобщающий урок.

2

Подведение итогов изучения темы, закрепление знаний, умений и навыков, подготовка к контрольной работе.

106

Контрольная работа №6

1

 Контроль знаний, умений и навыков.

Глава 7. Множества. Логика.(11 часов)

107-108

Множества.

2

Ввести понятия множества, элемента множества. Познакомить с кругами Эйлера. Учить решать задачи.

109-110

Высказывания. Теоремы.

2

Ввести понятие высказывания, изучить символы общности и существования. Решать задачи, применяя прямые и обратные теоремы.

111-112

Уравнение окружности.

2

Изучить формулу уравнения окружности и  формулу расстояния между двумя точками. Учить решать задачи.

113-114

Уравнение прямой.

2

Изучить формулу уравнения прямой, ввести понятие углового коэффициента. Отрабатывать умения в решении упражнений.

115-117

Множество точек на координатной прямой.

3

Научить определять фигуру, заданную уравнением или системой уравнений с двумя неизвестными, а также фигуру, заданную неравенством или системой неравенств с двумя неизвестными.

Повторение.(19 часов)

118-136

Повторение.

Итоговая контрольная работа

19

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 7 – 9 классах, усвоение связей и отношений между понятиями, получить целостное представление об изученном материале, решить ряд комбинированных задач и упражнений.

        


Учебно-методическое обеспечение предмета.

  1. I. Учебно-методический комплект

1.Алгебра 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров. / М.: Просвещение, 2010– 255 с.:ил.

2.Элементы статистики и вероятность 7-9.Учебное пособие для общеобразоват. учреждений./ М.В. Ткачёва, Н.Е.Фёдорова./М.: Просвещение, 2007– 112 с.:ил.

  1. II. Литература для учителя.

1.Миндюк Н. Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2006.

2.Т.А.Бурмистрова.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы.- М.: Просвещение, 2008.

3.Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. –М.: Просвещение, 2005.

4. Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе».-М.,: Просвещение, 2006.

5.Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/

6.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра. 9 класс» Ю.Н. Макарычев,

Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс»/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. Уровень обучения – базовый. Для более широк...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа» 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование составлено к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2011 - 1012 годов на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...