рабочая программа по алгебре
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
рабочая программа по алгебре (136 часов) по учебнику Алимова в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгебра 9 класс Алимов.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»
Рассмотрена на заседании ШМО Утверждена директором МОУ «СОШ № 9 Сонковского района
Протокол № ________________ Тверской области»
Щербаковой О.В.__________
от «_____» _____________2012г. приказ № ________________
от «_____» ___________2012 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Алгебра»
9 класса (базовый уровень)
Составитель: Милевская М.В.,
учитель математики
пгт. Сонково
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра 9» авторы Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической прогрессии и формулу суммы первых членов геометрической прогрессии , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул. Из курса геометрии продолжается изучение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Вводится понятие котангенса угла. Изучаются свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые находят применение в преобразованиях тригонометрических выражений. Специальное внимание уделяется переходу от радианной меры угла к градусной мере и наоборот. Центральное место занимают формулы, выражающие соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение алгебры по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов в учебный год.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).
В задачи обучения математики входит:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- овладение навыками дедуктивных рассуждений;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны уметь:
- решать уравнения, системы уравнений более высоких степеней.
- находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
- понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
- решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
- интерпретации результата решения задач.
Содержание учебного предмета
1.Вводное повторение – 4 часа.
Квадратные уравнения, замена переменной, биквадратное уравнение. Неравенства второй степени с одной переменной, нули функции, метод интервалов, график квадратичной функции.
Уметь выполнять упражнения из разделов курса VIII класса: решать квадратные уравнения и неравенства, задачи с помощью квадратных уравнений, строить график квадратичной функции.
Знать формулы решения квадратных уравнений, алгоритм построения параболы, теорему Виета.
2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений – 19 часов.
Знать: алгоритм решения алгебраических уравнений и уравнений, сводящихся к ним.
Уметь: решать алгебраические уравнения и системы уравнений, выполнять деление многочленов, решать задачи с помощью уравнений.
.Основные термины по разделу:
Многочлен, алгоритм деления многочленов, формула деления многочленов, уравнения третьей и четвёртой степеней, понятие возвратного уравнения, системы нелинейных уравнений.
3. Степень с рациональным показателем – 13 часов.
Знать: степень с целым и рациональным показателями и их свойства; степень с нулевым и отрицательным показателями; определение арифметического корня натуральной степени и его свойства.
Уметь: находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.
Основные термины по разделу:
Определение степени с целым отрицательным и рациональным показателем; нулевым показателем, определение и свойства арифметического корня n-й степени.
4. Степенная функция – 21 часов.
Знать: понятия область определения, чётность и нечётность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.
Уметь: строить графики линейных и дробно-линейных функций и по графику перечислять их свойства; решать уравнения и неравенства, содержащие степень.
Основные термины по разделу:
Функция, область определения и область изменения, нули функции, возрастающая и убывающая функция, четные и нечетные функции, их симметричность, понятие функции у=k/х, обратно пропорциональная зависимость, свойства степенной функции, иррациональное уравнение.
5. . Прогрессии – 19 часов.
Знать: определения арифметической и геометрической прогрессий, формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь: решать задачи на нахождение неизвестного члена арифметической и геометрической прогрессии, проверять является ли данное число членом прогрессии, находить сумму n первых членов прогрессии.
Основные термины по разделу:
Арифметическая и геометрическая прогрессии, формула n-го члена прогрессии, формула суммы n-членов прогрессии.
6 Случайные события – 17 часов.
Уметь: ориентироваться в комбинаторике; строить дерево возможных вариантов
знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач
Основные термины по разделу:
Перебор возможных вариантов, комбинаторное правило умножения, перестановки, число всевозможных перестановок, размещения, сочетания.
7. Случайные величины – 13 часов.
Уметь: определять количество равновозможных исходов некоторого испытания;
Знать классическое определение вероятности, формулу вычисления вероятности в случае исхода противоположных событий
Основные термины по разделу:
Случайное событие, относительная частота, классическое определение вероятности, противоположные события, независимые события, несовместные и совместные события.
8. Множества. Логика – 11 часов.
Уметь: решать задачи, применяя теоремы множеств, круги Эйлера, с использованием логических связок «и», «или», «не».
Знать понятия множества, подмножества, пересечение множеств, объединение множеств; понятие высказывания.
Основные термины по разделу:
Множество, подмножество, высказывание, логическая связка.
9. Итоговое повторение - 19 часов.
-знать алгоритм построения графика функции; формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач
-уметь строить графики функции; по графику определять свойства функции
-уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; решать неравенства методом интервалов; решать системы уравнений; решать задачи с помощью составления систем.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Количество уроков | Цели и задачи | Дата по плану | Дата по факту |
1 – 4 | Повторение. | 4 | Актуализация знаний. | ||
Глава 1. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. (19 часов) | |||||
5-6 | Деление многочленов. | 2 | Ознакомление учащихся с алгоритмом деления многочлена на многочлен и с разложением многочлена на множители с помощью этого алгоритма. | ||
7-9 | Решение алгебраических уравнений. | 3 | Ознакомление с понятием алгебраического уравнения n-ой степени и способом решения алгебраических уравнений n-ой степени, имеющих целые корни. | ||
10-12 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | 3 | Введение понятия рационального уравнения и знакомство с алгоритмом его решения. | ||
13-15 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | 3 | Повторение методов решения систем уравнений, известных из курса алгебры 8 класса, и знакомство с решением систем двух уравнений второй степени с двумя неизвестными. | ||
16-18 | Различные способы решения систем уравнений. | 3 | Расширение представлений учащихся о возможностях применения способа подстановки при решении систем уравнений, знакомство с примерами решения систем, содержащих уравнения не только первой и второй степени. | ||
19-21 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 3 | Продолжение формирования умения решать задачи с помощью систем уравнений. | ||
22 | Обобщающий урок. | 1 | Подведение итогов, закрепление умений и навыков. | ||
23 | Контрольная работа № 1 | 1 | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Глава 2. Степень с рациональным показателем (13 часов) | |||||
24-25 | Степень с натуральным показателем. Повторение. | 2 | Повторение материала, известного из курса алгебры 7 класса, подготовка к введению понятия степени с целым показателем, изучению её свойств. | ||
26-27 | Степень с целым показателем. | 2 | Ознакомление учащихся с определением и свойствами степени с целым отрицательным и нулевым показателями, обучение применению свойств степени с целым показателем для преобразования алгебраических выражений и вычислений. | ||
28-29 | Арифметический корень натуральной степени. | 2 | Ознакомление учащихся с понятием арифметического корня натуральной степени. | ||
30-31 | Свойства арифметического корня. | 2 | Знакомство со свойствами арифметического корня натуральной степени. | ||
32-33 | Степень с рациональным показателем. | 2 | Ознакомление учащихся с понятием степени с рациональным и иррациональным показателем. | ||
34-35 | Возведение в степень числового неравенства. | 2 | Знакомство учащихся с возведением в степень числового неравенства, у которого левая и правая части положительны. | ||
36 | Контрольная работа № 2 | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | ||
Глава 3. Степенная функция (21 часов) | |||||
37-40 | Область определения функции. | 4 | Повторение сведений о функциях, известных из курса алгебры 8-9 класса, обучение нахождению области определения функции, заданной формулой или графиком. | ||
41-43 | Возрастание и убывание функции. | 3 | Ознакомление с поведением степенной функции в зависимости от показателя степени и формирование умения устанавливать промежутки возрастания и убывания функции, заданной аналитически. | ||
44-46 | Четность и нечетность функции. | 3 | Ознакомление учащихся с понятиями четности и нечетности функции. | ||
47-49 | Функция y = kx | 3 | Ознакомление учащихся с функцией y = kx при различных значениях k, обучение построению и чтению графика. | ||
50-54 | Неравенства и уравнения, содержащие степень. | 5 | Обучение решению простейших иррациональных уравнений и неравенств с использованием свойств степенной функции. | ||
55-56 | Обобщающие уроки. | 2 | Подведение итогов, закрепление умений и навыков. | ||
57 | Контрольная работа № 3 | 1 | Контроль знаний, умений, навыков. | ||
Глава 4. Прогрессии. (19 часов) | |||||
58-59 | Числовая последовательность. | 2 | Ознакомление учащихся с понятием числовой последовательности и способами её задания. | ||
60-62 | Арифметическая прогрессия. | 3 | Ознакомление учащихся с арифметической прогрессией, формирование умений использовать её характеристическое свойство и формулу n-ого члена при решении задач. | ||
63-66 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. | 4 | Обучение нахождению суммы n первых членов арифметических прогрессии и использованию формулы при решении задач. | ||
67-69 | Геометрическая прогрессия. | 3 | Ознакомление учащихся с новой последовательностью – Геометрической прогрессией, обучение применению её характеристического свойства и формулы n-ого члена при решении задач. | ||
70-73 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии. | 4 | Обучение применению формул сумм n первых членов геометрической прогрессии при решении задач. | ||
74-75 | Обобщающий урок. | 2 | Подведение итогов изучения темы, закрепление умений и навыков, подготовка к контрольной работе. | ||
76 | Контрольная работа №4. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | ||
Глава 5. Случайные события. (17 часов) | |||||
77-78 | События. | 2 | Ввести понятие события, рассмотреть невозможные, достоверные, случайные события; совместные и несовместные события; равновозможные события; учить решать задачи. | ||
79-80 | Вероятность события. | 2 | Ввести понятие вероятности наступления события; рассмотреть примеры решения задач. | ||
81-83 | Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач. | 3 | Восстановить в памяти знания, полученные в 7 классе и навыки решения комбинаторных задач. | ||
84-86 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. | 3 | Показать применение комбинаторики при решении вероятностных задач, отработать навыки решения таких задач. | ||
87-88 | Противоположные события и их вероятность. | 2 | Ввести понятие противоположных событий и их вероятности, рассмотреть примеры, учить решать задачи. | ||
89-91 | Относительная частота и закон больших чисел. | 3 | Рассмотреть классическое и статистическое определения вероятности, ввести понятие относительной частоты, рассмотреть закон больших чисел, учить решать задачи. | ||
92 | Обобщающий урок. | 1 | Подведение итогов изучения темы, закрепление знаний, умений и навыков, подготовка к контрольной работе. | ||
93 | Контрольная работа №5 | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | ||
Глава 6. Случайные величины. (13 часов) | |||||
94-96 | Таблица распределения. | 3 | Ввести понятие случайной величины, рассмотреть таблицы распределений, учить решать задачи. | ||
97-98 | Полигоны частот. | 2 | Ввести понятия полигона частот и гистограммы частот, рассмотреть примеры решения задач. | ||
99-101 | Генеральная совокупность и выборка. | 3 | Рассмотреть понятия генеральной совокупности и выборки и примеры решения задач. | ||
102-103 | Размах и центральные тенденции. | 2 | Ввести понятия размаха, моды, медианы, среднего значения случайной величины, центральных тенденций, учить решать задачи. | ||
104-105 | Обобщающий урок. | 2 | Подведение итогов изучения темы, закрепление знаний, умений и навыков, подготовка к контрольной работе. | ||
106 | Контрольная работа №6 | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | ||
Глава 7. Множества. Логика.(11 часов) | |||||
107-108 | Множества. | 2 | Ввести понятия множества, элемента множества. Познакомить с кругами Эйлера. Учить решать задачи. | ||
109-110 | Высказывания. Теоремы. | 2 | Ввести понятие высказывания, изучить символы общности и существования. Решать задачи, применяя прямые и обратные теоремы. | ||
111-112 | Уравнение окружности. | 2 | Изучить формулу уравнения окружности и формулу расстояния между двумя точками. Учить решать задачи. | ||
113-114 | Уравнение прямой. | 2 | Изучить формулу уравнения прямой, ввести понятие углового коэффициента. Отрабатывать умения в решении упражнений. | ||
115-117 | Множество точек на координатной прямой. | 3 | Научить определять фигуру, заданную уравнением или системой уравнений с двумя неизвестными, а также фигуру, заданную неравенством или системой неравенств с двумя неизвестными. | ||
Повторение.(19 часов) | |||||
118-136 | Повторение. Итоговая контрольная работа | 19 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в 7 – 9 классах, усвоение связей и отношений между понятиями, получить целостное представление об изученном материале, решить ряд комбинированных задач и упражнений. |
Учебно-методическое обеспечение предмета.
- I. Учебно-методический комплект
1.Алгебра 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров. / М.: Просвещение, 2010– 255 с.:ил.
2.Элементы статистики и вероятность 7-9.Учебное пособие для общеобразоват. учреждений./ М.В. Ткачёва, Н.Е.Фёдорова./М.: Просвещение, 2007– 112 с.:ил.
- II. Литература для учителя.
1.Миндюк Н. Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2006.
2.Т.А.Бурмистрова.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы.- М.: Просвещение, 2008.
3.Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. –М.: Просвещение, 2005.
4. Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе».-М.,: Просвещение, 2006.
5.Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
6.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре к учебнику Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 7 кл
Рабочая программа...
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра. 9 класс» Ю.Н. Макарычев,
Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс»/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010. Уровень обучения – базовый. Для более широк...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование составлено к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2011 - 1012 годов на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...