Решение дробных рациональных уравнений.
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Новикова Надежда Викторовна

Урок объяснения и закрепления нового материала. Сопровождается презентацией. УМК  "Алгебра-8" Ю.Н. Макарычев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.26 КБ
Файл prilozhenie.pptx560.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс

Новикова Надежда Викторовна , учитель математики ГБОУСОШ №1692

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Цели урока:

Образовательная:

Ввести понятие дробного рационального уравнения и выработать у учащихся алгоритм решения. Повторить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Квадратные уравнения» и «Рациональные дроби». Проанализировать усвоение нового материала.

Развивающая:

Настроить на восприятие новых знаний. Создать условия для формирования знаний по новой теме. Способствовать развитию интеллектуальных умений: формулировать проблему, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Воспитывать  стремление к достижению цели, уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга. Создавать в классе дружественную атмосферу.

Ход урока

1. Организационная часть

Здравствуйте ребята! Давайте проверим  домашнее задание. Откройте тетради, найдите  №583(в) и №580(е, ж, з).

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (приложение, Слайд 2)

При решении уравнения из №583(в) вы получили корни (-8 и 7). Каким способом вы их нашли? (по теореме обратной теореме Виета или по формуле корней квадратного уравнения)

При решении уравнения из №580(е) вы получили корни (-1,4 и -1). Каким способом вы их нашли? (традиционным по формуле корней квадратного уравнения или подбором по коэффициентам)

При решении уравнения из №580(ж) вы получили корни (0 и 1). Каким способом вы их нашли? (вынесение общего множителя за скобки)

При решении уравнения из №580(з) вы получили корни -313 и 313. Каким способом вы их нашли?

Как можно проверить, что уравнение решено - верно? Выполнить проверку. Подставить корни в уравнение и получить верное числовое равенство.

3. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос и устная работа с классом (приложение, Слайд 3) В записи ответа в последнем уравнении присутствует дробь. Для изучения новой темы нам нужно повторить теоретический материал, связанный с обыкновенными дробями.

Какое арифметическое действие заменено дробной чертой? (деление)

На что делить нельзя? (на 0)

Когда дробь равна 0? (когда числитель равен 0)

Какие значения недопустимо подставлять в данные выражения?

4xx-2

x-2x

x-4x+4

x+3x-7x+5

xx2-9

Таким образом, из остальных значений мы получаем область допустимых значений.

А при каких значениях данные дроби равны 0?

Предыдущие уроки были посвящены решению квадратных уравнений, а сегодня мы вспомнили рациональные дроби. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему урока « Решение дробных рациональных уравнений»

4. Объяснение нового материала.

В учебнике («Алгебра–8» Ю.Н. Макарычев 2008) стр. 132 §9 п.25. Прочитать первый абзац с комментарием (приложение, Слайд 4)

Рассмотрим примеры дробных уравнений

2x-107+x=0

7-2x3,5-x=0

x2-255-x=0

Мы еще не умеем их решать, но можем ответить на вопрос. Являются ли предлагаемые числа корнями данных уравнений? Почему?

2x-107+x=0        x=5

7-2x3,5-x=0          x=3,5

x2-366-x=0         x=-6 и x=6

Рассмотрим пример 1.  из учебника (приложение, Слайд 5)

x-12+2x3=5x6                 3x-1+4x=5x           x=1,5

Какое уравнение решить легче? Выполним проверку для каждого уравнения самостоятельно в тетради.

Рассмотрим пример 2 из учебника.

x-3x-5+1x=x+5xx-5                и              xx-3+x-5=x+5        

Какое из этих уравнений мы можем решить? Полученные корни  -2 и 5 подставим в каждое уравнение. Самостоятельно в тетради.

Подумайте, почему во втором примере мы получили противоречие?

Значит,  при решении дробных рациональных уравнений необходимо рассматривать ограничения.

Сделаем вывод и попробуем вместе составить последовательность решения уравнений нового вида.

Возможный вариант решения

  1. Привести дроби к общему знаменателю.
  2. Рассмотреть ограничения, значения, значения при которых дробь не определена.
  3. Решить получившееся уравнение из числителей.
  4. Составить ответ с учетом противоречий.

Запишем решение уравнения (приложение Слайд №6)

x-3x-5+1x=x+5xx-5;

x-3(xx-5+1(x-5x=x+5(1xx-5

x5 и x0

x2-3x+x-5=x+5

x2-3x-10=0

x=-2 и x=5

Ответ: -2

Сформулируем алгоритм решения дробных рациональных уравнений (приложение, Слайд 7)

5. Тренировочные упражнения.

Стр.134 №600(а, г, ж); №601(а). Фронтальный опрос, работа у доски и в тетради. Учитель контролирует выполнение заданий.

6. Закрепление изученного материала.

Тест

Вариант 1.

1. Дробным рациональным уравнением является

1)x+5=x2-8;  2) 2x=x;  3)1x+2=xx-1; 4)x2x-1=2

2. Одним из корней уравнения  x2+3x2 = x+6 является 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

3. Значение функции y= 2x+1x-4 равно 5 при x равном 1) 7; 2) 6; 3) 11; 4) 10.

4. Дробь  2x+1x+34x2-1 равна нулю 1) при x=-12; x= -3 2) x = -3;  3) x = 3; 4) быть не может.

Вариант 2.

1. Дробным рациональным уравнением является

1)2x-5x+2=1;2)x-1x+2-3x=0;3)x=x2-57;4)x=7x-6

2. Одним из корней уравнения x²=  x+12  является 1) -1; 2) 2; 3) - 12; 4) 0.

3. Значение функции y= 3x+1x-2 равно 4 при x равном  1) 6; 2) 9; 3) 3; 4)2.

4. Дробь 2a-3a+2a2+4a+4 равна нулю 1) при a=1,5, a=-2; 2) a = 1,5; 3) a = -1,5; 4) быть не может.

Организация взаимной проверки в парах. Ответы: вариант 1. 1) 3; 2) 3; 3) 1; 4) 2. Вариант 2. 1) 1; 2) 3; 3) 2; 4) 2. Ответы записаны на доске и скрыты до окончания работы.

Критерии оценивания

  1. Если все верно – «5»
  2. Одна ошибка – «4»
  3. Две ошибки – «3»

Три или четыре ошибки «2». Поскольку работа является обучающей оценки «2» и «3» в журнал не ставится.

7. Домашняя работа.

Стр. 132 §9. п.25 №600 (б, в), №601(б)

8. Подведение итогов урока.

Обсуждение результатов урока, организации работы класса, выявление эмоционального настроя. Ученики отвечают на вопросы: Что нового узнали? Что было сложно?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение дробных рациональных уравнений Учитель ГБОУ СОШ №1692 Новикова Н.В .

Слайд 2

Домашняя работа № 583 в ) x² + x -56=0 №580 е) 5x²+12x+7=0 ж) - z ²+ z =0 з ) 3x²-10=0 x = -8, x =7 x = - 1,4, x = -1 z = 0, z =1

Слайд 3

Какие значения недопустимо подставлять в данные выражения? 1) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) x = 2 x =0 x = -4 x = 7, x = -5 x = - 3, x = 3 Из остальных мы получаем О бласть Д опустимых З начений А при каких значениях данные дроби равны нулю? x =0 x =2 x = 4 x = - 3 x =0

Слайд 4

Являются ли корнями уравнений числа?

Слайд 5

Пример 1. Пример 2.

Слайд 6

Запишем решение уравнения

Слайд 7

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Привести дроби к общему знаменателю Исключить значения, которые обращают в нуль общий знаменатель Решить получившееся целое уравнение Записать ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"

Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...

Решение дробных рациональных уравнений

Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...

Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.

Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....

Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...

Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"

Урок формирования умений и навыков....

Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"

Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...

Урок по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок изучения нового материала по теме "Решение дробно-рациональных уравнений" в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ...