Решение дробных рациональных уравнений.
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Урок объяснения и закрепления нового материала. Сопровождается презентацией. УМК "Алгебра-8" Ю.Н. Макарычев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.26 КБ |
prilozhenie.pptx | 560.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс
Новикова Надежда Викторовна , учитель математики ГБОУСОШ №1692
Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Цели урока:
Образовательная:
Ввести понятие дробного рационального уравнения и выработать у учащихся алгоритм решения. Повторить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Квадратные уравнения» и «Рациональные дроби». Проанализировать усвоение нового материала.
Развивающая:
Настроить на восприятие новых знаний. Создать условия для формирования знаний по новой теме. Способствовать развитию интеллектуальных умений: формулировать проблему, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Воспитывать стремление к достижению цели, уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга. Создавать в классе дружественную атмосферу.
Ход урока
1. Организационная часть
Здравствуйте ребята! Давайте проверим домашнее задание. Откройте тетради, найдите №583(в) и №580(е, ж, з).
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (приложение, Слайд 2)
При решении уравнения из №583(в) вы получили корни (-8 и 7). Каким способом вы их нашли? (по теореме обратной теореме Виета или по формуле корней квадратного уравнения)
При решении уравнения из №580(е) вы получили корни (-1,4 и -1). Каким способом вы их нашли? (традиционным по формуле корней квадратного уравнения или подбором по коэффициентам)
При решении уравнения из №580(ж) вы получили корни (0 и 1). Каким способом вы их нашли? (вынесение общего множителя за скобки)
При решении уравнения из №580(з) вы получили корни -313 и 313. Каким способом вы их нашли?
Как можно проверить, что уравнение решено - верно? Выполнить проверку. Подставить корни в уравнение и получить верное числовое равенство.
3. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос и устная работа с классом (приложение, Слайд 3) В записи ответа в последнем уравнении присутствует дробь. Для изучения новой темы нам нужно повторить теоретический материал, связанный с обыкновенными дробями.
Какое арифметическое действие заменено дробной чертой? (деление)
На что делить нельзя? (на 0)
Когда дробь равна 0? (когда числитель равен 0)
Какие значения недопустимо подставлять в данные выражения?
4xx-2
x-2x
x-4x+4
x+3x-7x+5
xx2-9
Таким образом, из остальных значений мы получаем область допустимых значений.
А при каких значениях данные дроби равны 0?
Предыдущие уроки были посвящены решению квадратных уравнений, а сегодня мы вспомнили рациональные дроби. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Откройте тетради и запишите тему урока « Решение дробных рациональных уравнений»
4. Объяснение нового материала.
В учебнике («Алгебра–8» Ю.Н. Макарычев 2008) стр. 132 §9 п.25. Прочитать первый абзац с комментарием (приложение, Слайд 4)
Рассмотрим примеры дробных уравнений
2x-107+x=0
7-2x3,5-x=0
x2-255-x=0
Мы еще не умеем их решать, но можем ответить на вопрос. Являются ли предлагаемые числа корнями данных уравнений? Почему?
2x-107+x=0 x=5
7-2x3,5-x=0 x=3,5
x2-366-x=0 x=-6 и x=6
Рассмотрим пример 1. из учебника (приложение, Слайд 5)
x-12+2x3=5x6 3x-1+4x=5x x=1,5
Какое уравнение решить легче? Выполним проверку для каждого уравнения самостоятельно в тетради.
Рассмотрим пример 2 из учебника.
x-3x-5+1x=x+5xx-5 и xx-3+x-5=x+5
Какое из этих уравнений мы можем решить? Полученные корни -2 и 5 подставим в каждое уравнение. Самостоятельно в тетради.
Подумайте, почему во втором примере мы получили противоречие?
Значит, при решении дробных рациональных уравнений необходимо рассматривать ограничения.
Сделаем вывод и попробуем вместе составить последовательность решения уравнений нового вида.
Возможный вариант решения
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Рассмотреть ограничения, значения, значения при которых дробь не определена.
- Решить получившееся уравнение из числителей.
- Составить ответ с учетом противоречий.
Запишем решение уравнения (приложение Слайд №6)
x-3x-5+1x=x+5xx-5;
x-3(xx-5+1(x-5x=x+5(1xx-5
x≠5 и x≠0
x2-3x+x-5=x+5
x2-3x-10=0
x=-2 и x=5
Ответ: -2
Сформулируем алгоритм решения дробных рациональных уравнений (приложение, Слайд 7)
5. Тренировочные упражнения.
Стр.134 №600(а, г, ж); №601(а). Фронтальный опрос, работа у доски и в тетради. Учитель контролирует выполнение заданий.
6. Закрепление изученного материала.
Тест
Вариант 1.
1. Дробным рациональным уравнением является
1)x+5=x2-8; 2) 2x=x; 3)1x+2=xx-1; 4)x2x-1=2
2. Одним из корней уравнения x2+3x2 = x+6 является 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
3. Значение функции y= 2x+1x-4 равно 5 при x равном 1) 7; 2) 6; 3) 11; 4) 10.
4. Дробь 2x+1x+34x2-1 равна нулю 1) при x=-12; x= -3 2) x = -3; 3) x = 3; 4) быть не может.
Вариант 2.
1. Дробным рациональным уравнением является
1)2x-5x+2=1;2)x-1x+2-3x=0;3)x=x2-57;4)x=7x-6
2. Одним из корней уравнения x²= x+12 является 1) -1; 2) 2; 3) - 12; 4) 0.
3. Значение функции y= 3x+1x-2 равно 4 при x равном 1) 6; 2) 9; 3) 3; 4)2.
4. Дробь 2a-3a+2a2+4a+4 равна нулю 1) при a=1,5, a=-2; 2) a = 1,5; 3) a = -1,5; 4) быть не может.
Организация взаимной проверки в парах. Ответы: вариант 1. 1) 3; 2) 3; 3) 1; 4) 2. Вариант 2. 1) 1; 2) 3; 3) 2; 4) 2. Ответы записаны на доске и скрыты до окончания работы.
Критерии оценивания
- Если все верно – «5»
- Одна ошибка – «4»
- Две ошибки – «3»
Три или четыре ошибки «2». Поскольку работа является обучающей оценки «2» и «3» в журнал не ставится.
7. Домашняя работа.
Стр. 132 §9. п.25 №600 (б, в), №601(б)
8. Подведение итогов урока.
Обсуждение результатов урока, организации работы класса, выявление эмоционального настроя. Ученики отвечают на вопросы: Что нового узнали? Что было сложно?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашняя работа № 583 в ) x² + x -56=0 №580 е) 5x²+12x+7=0 ж) - z ²+ z =0 з ) 3x²-10=0 x = -8, x =7 x = - 1,4, x = -1 z = 0, z =1
Какие значения недопустимо подставлять в данные выражения? 1) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) x = 2 x =0 x = -4 x = 7, x = -5 x = - 3, x = 3 Из остальных мы получаем О бласть Д опустимых З начений А при каких значениях данные дроби равны нулю? x =0 x =2 x = 4 x = - 3 x =0
Являются ли корнями уравнений числа?
Пример 1. Пример 2.
Запишем решение уравнения
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Привести дроби к общему знаменателю Исключить значения, которые обращают в нуль общий знаменатель Решить получившееся целое уравнение Записать ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Решение дробных рациональных уравнений
Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...
Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....
Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...
Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"
Урок формирования умений и навыков....
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...
Урок по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок изучения нового материала по теме "Решение дробно-рациональных уравнений" в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ...