Статистика - дизайн информации
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме

Логинова Татьяна Витальевна

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по учебнику Мордковича по теме "Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей", позволяет изложить материал лекционно, допускает использование  ИД, может быть разбита на несколько уроков за счет гиперссылок. На конкурсе презентаций, организованном Томским Государственным педагогическим университетом, заняла 2 место.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Статистика – дизайн информации Алгебра 9 класс (Учебник Мордковича А.Г.) Учитель Логинова Т.В. МОУ Ильинская сош Нижегородской области

Слайд 2

«Кто владеет информацией, тот правит миром» Ф. Бекон В век бесконечного потока информации крылатое выражение Ф. Бекона приобретает особый смысл. Мало владеть какой-то информацией, её нужно правильно использовать. Но часто информация трудна для восприятия: она не наглядна, занимает много места, никак не упорядочена и т.д. А значит, она не может принести пользу. Единственный разумный выход – преобразовать первоначальную информацию. Значительную часть подобного преобразования берёт на себя статистика. Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Научимся способам первоначальной обработке информации.

Слайд 3

Задача 1. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 15, 14. Обработайте эти данные. Обработать данные – значит: упорядочить; группировать; составить таблицы распределения; построить график распределения; составить паспорт данных. Задача 2.

Слайд 4

Упорядочение. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Наименьшая сумма баллов равна 12 (за 4 экзамена получены «3»), наибольшая сумма – 20 (4 экзамена по «5»). Суммы от 12 до 20 составляют полный ряд данных. Один из результатов измерения называется его вариантой. Расположим варианты по возрастанию: 12, 13, 13, 14, 14, 14, 16, 16, 16,17, 17, 18, 19, 19, 20.

Слайд 5

Группировка. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Подсчёт вариант Наименьшая сумма баллов равна 12 (за 4 экзамена получены «3»), наибольшая сумма – 20 (4 экзамена по «5»). Суммы от 12 до 20 составляют полный ряд данных. Один из вариантов измерения называется его вариантой. 20 19 12 13 16 17 17 16 14 14 13 14 16 19 18 Если среди всех данных конкретного измерения одна варианта встретилась ровно К раз, то число К называют кратностью этой варианты. Кратность 1 2 3 0 3 2 1 2 1 Зачем? кратностью

Слайд 6

Таблицы распределения. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Кратность 1 2 3 0 3 2 1 2 1 Наименьшая сумма баллов равна 12 (за 4 экзамена получены «3»), наибольшая сумма – 20 (4 экзамена по «5»). Суммы от 12 до 20 составляют полный ряд данных. Один из вариантов измерения называется его вариантой. Таблица, в которой записаны варианты и их кратности, называется таблицей распределения . Чтобы составить таблицы распределения, удобно сначала упорядочить или сгруппировать данные.

Слайд 7

Таблица распределения частот. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 Частота 1/15 2/15 1/5 1/5 2/15 1/15 2/15 1/15 1 Количество всех измерений (в задаче их 15) называют объёмом измерения. Частотой варианты называют частное от деления кратности варианты на объём измерения. Таблица, в которой записаны варианты, их кратности и их частоты, называется таблицей распределения частот . Чтобы составить таблицы распределения частот, необходимо сначала вычислить кратности вариант.

Слайд 8

Таблица распределения частот в процентах. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 Частота 1/15 2/15 1/5 1/5 2/15 1/15 2/15 1/15 1 Количество всех измерений (в задаче их 15) называют объёмом измерений . Частотой варианты называют частное от деления кратности варианты на объём измерения. Чтобы составить таблицы распределений частот в процентах, необходимо сначала вычислить кратности вариант и их частоты. Частота, % 6,7 13,3 20 20 13,3 6,7 13,3 6,7 100 Можно выразить это частное в процентах .

Слайд 9

График распределения. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 Частота 1/15 2/15 1/5 1/5 2/15 1/15 2/15 1/15 1 Частота, % 6,7 13,3 20 20 13,3 6,7 13,3 6,7 100% Полигон распределения данных. К,4 3 2 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Х Для наглядности удобно использовать графическое представление информации. Если по оси Х отметить варианты, по оси У – кратность, то получим ломаную, которая называется полигоном (или многоугольником) распределения данных.

Слайд 10

Полигон частот. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 Частота 1/15 2/15 1/5 1/5 2/15 1/15 2/15 1/15 1 Частота, % 6,7 13,3 20 20 13,3 6,7 13,3 6,7 100% Полигон частот. 4/151/5 2/15 1/15 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Х Для наглядности удобно использовать графическое представление информации. Если по оси Х отметить варианты, по оси У – частоты, то получим ломаную, которая называется полигоном частот. Возможно построение полигона частот в процентах.

Слайд 11

Гистограммы. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 При графическом представлении данных часто используют гистограммы, или столбчатые диаграммы. Столбчатая диаграмма частот. К, 5 4 3 2 1 12 13 14 16 17 18 19 20

Слайд 12

Паспорт данных па таблице распределения. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. С помощью таблицы распределения по кратности Ряд данных 12 13 14 16 17 18 19 20 сумма Кратность 1 2 3 3 2 1 2 1 15 Паспорт данных состоит из набора числовых характеристик: размах (размах – это разность между максимальной и минимальной вариантами); Размах: R = 20 – 12 = 8 Мода: Мо 1 = 14, Мо 2 = 16 Медиана: Ме = 16 (искать не удобно) Среднее: (12*1+13*2+14*4+16*3+17*2+18*1+19*2+20*1)/15 ≈ 15,9 12 20 14 16 мода (мода – это та варианта, которая встречалась чаще других, та, у которой наибольшая кратность); медиана (после упорядочения по возрастанию медиана – это варианта, стоящая в середине, если вариант нечётное количество, и среднее арифметическое двух средних вариант, если вариант чётное количество); среднее значение (среднее арифметическое значений вариант) .

Слайд 13

Паспорт данных по упорядоченному ряду. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Паспорт данных состоит из набора числовых характеристик: размах (размах – это разность между максимальной и минимальной вариантами); мода (мода – это та варианта, которая встречалась чаще других, та, у которой больше кратность); медиана (после упорядочения по возрастанию медиана – это варианта, стоящая в середине, если вариант нечётное количество, и среднее арифметическое двух средних вариант, если вариант чётное количество); среднее значение (среднее арифметическое значений вариант) . Размах: R = 20 – 12 = 8. Мода: Мо 1 = 14, Мо 2 = 16. Медиана: Ме = 16. Среднее: (12+13+13+14+14+14+16+16+16+17+17+18+19+19+20) /15 ≈ 15,9. С помощью упорядоченного ряда данных: 12, 13, 13, 14, 14, 14, 16, 16, 16,17, 17, 18, 19, 19, 20.

Слайд 14

Некоторые числовые характеристики по графику распределения. В 2009-2010 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 16, 14. Обработайте эти данные. Паспорт данных включает характеристики: размах (размах – это разность между максимальной и минимальной вариантами); мода (мода – это та варианта, которая встречалась чаще других, та, у которой наибольшая кратность). Размах: R = 20 – 12 = 8, длина области определения графика распределения. Мода: Мо 1 = 14, Мо 2 = 16, - самые высокие точки графика распределения. Полигон распределения данных. К4 3 2 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Х

Слайд 15

Задача 2. Продавец записывал вес арбузов, которые продавал, округляя до целых. Запись выглядит так: 5 6 7 8 6 9 8 4 10 5 6 5 6 9 6 10 12 7 10 9 4 8 6 9 10 4 5 9 8 12 9. Найти объём измерения, составить таблицы распределения, построить график распределения данных, составить паспорт данных. Объём измерения (количество вариант) – 32. Таблица распределения Варианта 4 5 6 7 8 9 10 12 Кратность 3 4 7 2 4 6 4 2 Частота 3/32 1/8 7/32 1/16 1/8 3/16 1/8 1/16 Частота ,% 9,3 12,5 22 6,2 12,5 18,8 12,5 6,2 Проверка

Слайд 16

Задача 2 (решение). Таблица распределения Варианта 4 5 6 7 8 9 10 12 Кратность 3 4 7 2 4 6 4 2 График распределения данных К, 7 6 5 4 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10 12 Х R = 12 – 4 = 8 Мо = 6 Ме = (7+8)/2 = 7,5 Среднее значение: (4*3+5*4+6*7+7*2+8*4+9*6+10*4+12*2)/32=7,4

Слайд 17

Используемые ресурсы: Мордкович А.Г., Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Мнемозина,2009. Мордкович А.Г., Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Мнемозина,2009. http://images.yandex.ru/ http://ru.wikipedia



Предварительный просмотр:

Краткие рекомендации к презентации

 «Статистика – дизайн информации».

  Уроки алгебры по теме «Статистика – дизайн информации» в 9 классе, согласно тематическому планированию, приходятся на конец учебного года, когда резерв времени минимален, когда катастрофически не хватает времени на подготовку к ГИА.  Данная презентация экономит время на введение нового материала – позволяет рассмотреть всю теорию на одном уроке, гиперссылки позволяют начать рассмотрение с любого этапа обработки информации, управляющая кнопка «назад» позволяет вернуться и повторить необходимый этап.

1 слайд – титульный слайд (название, предметная область, имя автора). Переход по щелчку.

2 слайд- вводная часть – целеполагание на урок. Переход к следующему слайду по щелчку управляющей кнопки.

3 слайд – формулируется задача 1, на примере которой рассматривается новый материал. Слайд представляет собой своеобразный план работы на уроке, состоящий из гиперссылок. Далее с помощью управляющих кнопок можно с каждого слайда перейти к следующему или вернуться на 3-й слайд.

4 слайд – упорядочение по возрастанию начинается без щелчка мыши с задержкой, что позволяет ввести определения полного ряда данных и варианты.

5 слайд – подсчёт вариант ведётся при наведении курсора на число (работает, как гиперссылка, но по двойному щелчку, на что указывает подчёркнутый текст). С последним числом появляется слово «Зачем?», которое тоже работает, как гиперссылка, и вызывает новое определение - определение кратности. Слово «кратностью» подчёркнуто, значит, при наведении на него и щелчку по нему появится продолжение таблицы.

6 слайд – ввод нового понятия (ничего нажимать не надо, кроме перехода к другому слайду.

7-14 слайд – подчёркнутые слова работают, как гиперссылка.

 15 слайд – формулируется задача 2 для самостоятельного решения учащимися с последующей проверкой, которая осуществляется поэтапно по щелчку слова «Проверка».

16 слайд – продолжение проверки задачи 2, которая осуществляется по щелчку подчёркнутых слов.

17 слайд – список использованных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистика- дизайн информации

В данном уроке рассмотрены приемы обработки статистических данных, основные числовые характеристики случайных величин....

Статистика - дизайн информации

"Статистика знает все", - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев". Материал данного факультативного занятия помогает показать ребятам обработку статистической информаци...

Статистика-дизайн информации

Учебный материал по основным понятиям разделов статистики, изучаемых в основной школе....

Статистика - дизайн информации.

Мастер - класс по теме "Статистика - дизайн информации"....

урок алгебры 9 класс по теме "Статистика - дизайн информации"

Урок составлен из практической жизни, многоинтересных находок, но есть и свои трудности восприятия....

Статистика-дизайн информации

Презентация по теме "Статистика-дизайн информации"...


 

Комментарии

Калинина Жанна Владимировна

Татьяна Витальевна, огромное спасибо за шикарную презентацию. Очень помогло в работе.