урок алгебры 9 класс по теме "Статистика - дизайн информации"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок составлен из практической жизни, многоинтересных находок, но есть и свои трудности восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_matematiki_v.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по алгебре в 9 классе
по теме «Статистика – дизайн информации»
Подготовила: учитель математики Часовских Т.С.
МБОУ «Савинская школа»
Цели урока: Формировать умение использовать методы обработки статистических данных.
Задачи:о
- Развивать способности обрабатывать статистические данные;
- Развивать абстрактное, логическое, структурное мышление, зрительную память, речь учащихся;
- Развивать познавательные интересы;
- Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное существенное, обобщать, делать выводы;
- Создать условия для формирования коммуникативных умений работы в группе;
- Воспитывать информационную культуру обучающихся, аккуратность, чёткость, точность и ответственность за свою работу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока:
- доска;
- компьютер;
- проектор и экран;
- раздаточный материал.
Технологии: ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение,.
Формы работы: работа в группах.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учитель: Закончилась зимняя олимпиада в Южной Корее в г. Пчёнчхан. Мы все с особым вниманием и любовью следили за выступлением наших фигуристов. Особые чувства вызвало выступление вашей ровесницы Алины Загитовой (18 мая 2002 г) и 18-ти летней Евгении Медведевой (19 ноября 1999). Вы задавали себе вопрос, как формируется оценка фигуриста на соревнованиях? В составе арбитров есть группа технических специалистов, которые определяют, какие элементы выполнил спортсмен, и начисляют за них баллы, исходя из таблицы стоимости элементов. В этих таблицах чётко закреплено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. Также в задачу технических специалистов входит выявление всех ошибок, допущенных при исполнении элемента: недокрутов, падений, заходов на прыжки с неверного ребра и так далее. Ряд данных измерения обработан, и мы зрители уже видим результат этой работы, выраженный в оценке, полученные фигуристом в произвольной программе. Среди вас тоже есть те, кто любит и увлекается спортом. А поможет мне провести урок обучающиеся 10 класса Валерия Спирина, с которой много времени вы проводите на баскетбольной площадке, к тому же Валерия недавно была на областной конференции «Юность Поморья» с работой «Дневник марафонца через призму математической статистики», где заняла 3 место.
Валерия Спирина: Сегодня у нас в гостях учитель физкультуры Истомин Валерий Яковлевич, проработавший в Савинской школе много лет. На своих уроках он воспитывал в учениках характер, силу воли, стремление к достижению целей, а для себя решил – стать настоящим марафонцем. К этой цели он шёл на протяжении всей жизни, делая уникальные записи своих тренировок и фиксируя их в дневнике. Валерий Яковлевич обратился к нам с просьбой.
Валерий Яковлевич: К сожалению, старая тетрадка потрепалась, информация, собранная о моих тренировках трудно читается: она не наглядна, занимает много места, никак не упорядочена.
Учитель: Как же можно помочь Валерию Яковлевичу?
Валерия Спирина: Единственный разумный выход каким-то образом преобразовать данные, уменьшив их общее количество, наглядно представить информацию.
Обучающиеся: это применить методы математической статистики.
Учитель: тема нашего урока?
Обучающиеся: Статистика – дизайн информации
Учитель: Цель сегодняшнего урока?
Обучающиеся: систематизировать, группировать, наглядно представить и частично проанализировать имеющуюся информацию.
Ознакомить учащихся с технологией урока.
За каждым столом есть эксперты - судьи, которые будут осуществлять контроль над работой каждого в группе. Оценочный лист обучающегося:
Ф. И. обучающегося: | ||||||
Вид работы: | Самооценка | Оценка эксперта | Оценка учителя | Средний балл | ||
«Блюдо с прищепками» | ||||||
«Экспресс – тренировка» | ||||||
Марафонский забег № 1 | ||||||
Отдых | ||||||
Марафонский забег № 2 | ||||||
Домашнее задание | ||||||
Выбор медали, поставить + | Золотая | Серебряная | Бронзовая | |||
Итоговая оценка: |
- Актуализация знаний и повторение изученного материал
Задание № 1: Спортсменам надо правильно питаться. Предлагаем попробовать следующее блюдо с прищепками. Дать определение терминов.
Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.
Числовые характеристики данных измерения:
- Один из результатов данного измерения - варианта
- Среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась ровно k раз, то число k - кратность варианты
- Деля кратность варианты на объём измерения и получают - частота варианты
- Если сложить все кратности, то получится количество всех данных измерения - объём измерения
- Построенные точки графика распределения выборки для наглядности соединяют отрезками: эту ломаную называют - многоугольник или полигон распределения данных.
- Разность между максимальной и минимальной вариантами - размах измерения
- Варианта, которая встречается чаще других - мода
- При графическом представлении больших объёмов информации многоугольники распределения заменяют - гистограммами или столбчатыми диаграммами
- Чтобы найти эту наиболее важную характеристику числового ряда данных нужно: а) Просуммировать все данные измерения, б) Полученную сумму разделить на количество вариантов - среднее значение
Задание № 2: «Экспресс - тренировка». Подтвердить или опровергнуть следующие утверждения.
На каждом столе находится лист с утверждениями. Лист перевернут. По команде учителя листы переворачиваются, и учащиеся приступают к выполнению задания. После выполнения задания лист с ответами проверяются экспертами.
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Моду можно найти всегда. | ||
22. | Для того, чтобы видеть статистические данные в динамике, их полезно оформить с помощью полигона (многоугольника распределения данных) | ||
3. | Круговые и столбчатые диаграммы не являются наглядными представлениями информации | ||
4. | В информатике, географии, химии, биологии встречаются диаграммы, гистограммы, полигоны. | ||
5. | Бывает статистика успеваемости, посещаемости обучающихся | ||
6. | Средняя температура людей, лежащих в одной больнице - очень полезная характеристика измерений. | ||
7. | Паспорт данных измерений – это набор основных числовых характеристик. |
Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.
- Закрепление.
Марафонский забег № 1 /практическая работа/
1 группа спортсменов. Задание: обработать данные километража.
2 группа спортсменов. Задание: обработать данные времени.
3 группа спортсменов. Задание: обработать данные пульса до тренировки
4 группа спортсменов. Задание: обработать данные пульса после тренировки.
- Составить ряд данных измерения.
- Составить сгруппированный ряд данных измерения.
- Составить таблицу распределения данных, распределения частот, частот в процентах.
- Построить многоугольник распределения данных.
- Проанализировать полученные результаты.
Оцените свою работу в группе, эксперты – судьи оцените работу каждого.
- Физкультминутка
В тренировках нужен отдых (проводит Валерий Яковлевич)
В.Я. покажет, как правильно измерять пульс.
- Домашнее задание:
Каждый измеряет свой пульс, произносит результат. Все данные заносятся в таблицу домашнего задания.
Выполните статистическую обработку данного материала (сгруппируйте информацию, постройте таблицу распределения данных и график распределения данных, постройте соответствующие круговые и столбчатые диаграммы, составьте паспорт данных). Результат выполнения задания нужно оформить на отдельных листах формата А4. Диаграммы можно построить с помощью табличного процессора Excel и распечатать на принтере. Рисунки для оформления работы можно найти в интернете и распечатать.
- Закрепление (продолжение).
Марафонский забег № 2 /практическая работа/
1 группа спортсменов. Задание: составить паспорт данных километража.
2 группа спортсменов. Задание: составить паспорт данных времени марафонца.
3 группа спортсменов. Задание: составить паспорт данных пульса до тренировки.
4 группа спортсменов. Задание: составить паспорт данных пульса после тренировки.
Проверьте свои ответы, оцените свою работу, эксперты – судьи оцените работу своей группы.
- Заключение.
Учитель: На основании проведённой работы можно сделать следующее заключение.
Целью урока было обработать информацию с помощью разных методов статистики. Урок достиг поставленной цели? Вся информация систематизирована, сгруппирована и наглядно представлена?
Валерия Спирина: Каждый опытный профессиональный тренер свои методики расчёта тренировок держит в секрете. Для создания такой системы требуются годы тренировочной деятельности, и она должна быть подкреплена результатами и успехами спортсменов.
Последовав примеру Валерия Яковлевича, кто-то из вас начнёт серьёзно заниматься спортом, используя математику. А она вас приведёт к хорошим результатам, возможно даже к олимпийским рекордам. В 1986 году Валерий Яковлевич участвуя в марафонском забеге «Гандвиг» вошёл в десятку лучших.
Мы дарим ему альбом с обработанными данными.
Валерий Яковлевич: А в графиках я значительно красивее.
- Рефлексия
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Выразите свое отношение к уроку, выбрав медаль:
Золотая – на уроке было интересно, я все понял!
Серебряная медаль – урок был обычный, я запомнил частично.
Бронзовая медаль – мне было трудно, нужно поработать ещё.
Спасибо огромное Валерию Яковлевичу, он, несомненно, заслужил эти медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статистика- дизайн информации
В данном уроке рассмотрены приемы обработки статистических данных, основные числовые характеристики случайных величин....
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Статистика - дизайн информации
"Статистика знает все", - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе "Двенадцать стульев". Материал данного факультативного занятия помогает показать ребятам обработку статистической информаци...
Презентация к уроку ( 6 класс). Тема: Организация хранения информации
Организация хранения информации. Действия с информацией....
Презентация к уроку "Статистиука и дизайн информации"
Презентация к уроку "Статистиука и дизайн информации"...
урок по теме: "Статистика - дизайн информации"
План-конспект по теме урока....
Урок алгебры Класс: 10 профильный. Тема: Показательная функция, ее свойства и график
Конспект урока алгебры с приложением призентации....