Проект "Изобретательность в вычислениях"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

 

Материал содержит портфолио проекта Изобретательность в вычислениях и проектную работу учащихся Различные способы умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_proekta_izobretatelnost_v_vychisleniyah.docx19.68 КБ
Файл prezentaciya1.pptx495.63 КБ

Предварительный просмотр:

"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и, может быть, я запомню,

 вовлеки меня - и тогда я постигну"

 Конфуций.

Портфолио проекта Изобретательность в вычислениях

Руководитель-педагог

ФИО: Крум Наталия Андреевна

E-mail (обязательно): nataliya_krum@mail.ru

Предметная область:  математика

Регион: Северо-Западный

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Название образовательного учреждения: ГБОУ школа № 589 Санкт-Петербурга

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

-Можно ли научиться считать быстро и точно? Что необходимо для этого сделать?

Гипотеза исследования

Для того  чтобы быстро считать необходимо знать приемы быстрого счета

Гипотеза

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Организация работы по формированию вычислительной культуры позволяет

  1.  активизировать работу учащихся
  2.  пробуждает интерес к изучению математики
  3.  способствует развитию познавательного интереса
  4.  формирует интеллектуальные умения
  5.  улучшает весь педагогический процесс и повышает его эффективность

Знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно  увеличить скорость и качество счета

Цели исследования

Познакомиться с приемами вычислений, создающих возможность проявить творчество и смекалку, позволяющих овладеть приемами быстрого счета

Задачи исследования:

  1. Изучение  источников, в которых встречаются различные приемы быстрого счета;
  2. Поиск нестандартных, оригинальных решений;
  3. Осуществление совместной  деятельности в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач;
  4. Оформление подборки наиболее распространенных и общедоступных приемов в виде презентации
  5. Использование полученных знаний в практической работе

 

Этапы (ход исследования)

Этап 1. Разработка проектного задания

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования,  поиска информации, творческих решений;
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов: презентаций, заданий для других участников групп,  защиты;
  5. выбор критериев оценки результатов;

Распределение заданий  по группам:

1 группа - Упрощение сложения и вычитания

2 группа - Упрощение умножения и деления

3 группа - Способы, учитывающие особенности чисел

4 группа – Различные способы умножения

Этап 2. Разработка проекта

  1. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим, исследовательским групповым заданиям;
  2. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  3. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
  4. Консультации учителя;
  5. Выполнение дидактических заданий к проекту;
  6.  Совместное обсуждение в группах результатов проекта; 
  7. Оформление результатов в виде презентации.

Этап 3. Оценка результатов

  1. Анализ выполнения проектных заданий;
  2. Участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта.

  1. Защита проектов;
  2. Выполнение заданий, подготовленных группами;
  3. Коллективное обсуждение;
  4. Оценивание работы по проекту участниками, учителем;
  5. Подведение итогов.

Результаты исследования

Узнали различные приемы вычислений, начали овладевать основными приемами быстрого счета.

Учились  ставить задачи и задавать вопросы.

Отрабатывали умение работать в команде. Развивали  навык  самостоятельной работы с источниками  информации.

Создание презентации  с применением программы Power Point, которая может в дальнейшем использоваться в учебном процессе

Выводы

Научиться быстро считать не так уж сложно, а хорошему физику и математику просто необходимо владеть основными приемами быстрого счета.  Главное - более или менее продолжительная тренировка. Необходимо обязательно взять на вооружение  основные приемы счета.

Полезные ресурсы (источники информации)

http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224

http://sbiryukova.com/Met_pos/4_15_21.htm

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/priemy-bystrogo-scheta-na-urokakh-matematiki

http://www.5port.ru/perelman/bistriy_schet

http://nata1875.rusedu.net/post/2635/20804


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Различные способы умножения Проектная работа учащихся 9а класса ГБОУ школа № 589 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цели исследования Познакомиться с приемами умножения, создающими возможность проявить творчество и смекалку, позволяющими овладеть приемами быстрого счета Задачи исследования: Изучение источников, в которых встречаются различные способы умножения; Поиск нестандартных, оригинальных решений; Изучение выбранных способов умножения натуральных чисел Описание и освоение способов быстрого умножения Сравнение и выявление преимуществ и недостатков

Слайд 3

В истории математики известно около 30 общих способов умножения, отличающихся либо схемой записи, либо самим ходом вычисления. Индусы, с давних времён знавшие десятичную систему счисления, предпочитали устный счёт письменному. Они изобрели несколько способов быстрого умножения. Позже их заимствовали арабы, а от них эти способы перешли к европейцам. Те, однако, ими не ограничились и разработали новые, в частности тот, что изучается в школе, — умножение столбиком. Этот способ известен с начала XV века, в следующем столетии он прочно вошёл в употребление у математиков, а сегодня им пользуются повсеместно. Но является ли умножение столбиком лучшим способом осуществления этого арифметического действия? На самом деле существуют и другие, в наше время забытые способы умножения, ничуть не хуже.

Слайд 4

Наследие индусов — способ решётки Этим способом пользовались ещё в древности, в Средние века он широко распространился на Востоке, а в эпоху Возрождения — в Европе. Способ решётки именовали также индийским, мусульманским или "умножением в клеточку". А в Италии его называли " джелозия ", или "решётчатое умножение" ( gelosia в переводе с итальянского — "жалюзи", "решётчатые ставни"). Действительно, получавшиеся при умножении фигуры из чисел имели сходство со ставнями-жалюзи, которые закрывали от солнца окна венецианских домов.

Слайд 5

Суть этого нехитрого способа умножения поясним на примере: вычислим произведение 296 × 73. Начнём с того, что нарисуем таблицу с квадратными клетками, в которой будет три столбца и две строки, — по количеству цифр в множителях. Разделим клетки пополам по диагонали. Над таблицей запишем число 296, а с правой стороны вертикально — число 73. Перемножим каждую цифру первого числа с каждой цифрой второго и запишем произведения в соответствующие клетки, располагая десятки над диагональю, а единицы под ней. Цифры искомого произведения получим сложением цифр в косых полосах. При этом будем двигаться по часовой стрелке, начиная с правой нижней клетки: 8, 2 + 1 + 7 и т.д. Запишем результаты под таблицей, а также слева от неё. (Если при сложении получится двузначная сумма, укажем только единицы, а десятки прибавим к сумме цифр из следующей полосы.) Ответ: 21 608. Итак, 296 ×73 = 21 608.

Слайд 6

Выполните умножение 347 x 29 = 6 8 1 4 2 7 3 6 6 3 3 4 7 2 9 Ответ: 10063

Слайд 7

Умножение способом Ферроля индусы называют его молниеносным, греки – «хиазм», итальянцы – per crocetta , что означает – накрест. Известно и другое его название - способ Фурье. 57 * 28 = 5 * 2 * 102 + (5 * 8 + 7 * 2) * 101 + 7 * 8 * 100= 1000 +540 + 56 = 1540 + 56 = 1596

Слайд 8

Умножение "пирамидой" 22 44 1. Умножаем цифры, стоящие друг под другом, выделяя под каждой результат по 2 знака. 2. Умножаем накрест соседние цифры. Итог пишем со сдвигом на 1 знак влево под результатом 1-го шага. 3. "Раздвигаем" шаг креста на одну позицию. Под него попадают только крайние цифры. Записываем их произведение под результатом предыдущего шага со сдвигом на 1 знак влево:

Слайд 9

Умножение "пирамидой" Для чисел большей значности схема выглядит аналогично

Слайд 10

Выполните умножение 23 x48= Ответ: 1104 2 3 | | 4 8 0824 2 3 4 8 28 0824 28 1104

Слайд 11

Линейный способ умножения На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера. Сначала 32: 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО: линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672.

Слайд 12

Линейный способ умножения Те области, где количество точек получилось однозначное сложности не вызывают, поэтому начнем разбирать третью область, где 16 точек пересечения: от 16 в этой области оставляем только последнюю цифру, а значит 6, все остальное (а значит - 1) переносим в соседнюю область справа налево, следовательно в третьей области осталось число 6, а во второй теперь к имеющимся 9 точкам надо добавить перенесенную единицу. Следовательно, во второй области теперь 10 точек, а это опять не однозначное число, значит 0 оставим во второй области, а единицу перенесем в первую - теперь в первой на одну точку больше, а значит 5. Составим ответ: 50676

Слайд 13

Выполните умножение 32 x 12= Ответ: 384 3 4 8

Слайд 14

Выводы В работе рассмотрено 4 способа умножения натуральных чисел, которые успешно могут применяться учащимися «Умножение способом Ферроля » удобно применять при умножении двузначного числа на двузначное «Линейный способ умножения» дает быстрый результат когда цифры, входящие в числа малы. «Решетка-наследие индусов», «Умножение "пирамидой " » применимо к любым числам, но по трудозатратам сравнимы с умножением в столбик Для формирования вычислительных навыков, навыков быстрого счета следует использовать тренинг как основную форму работы;

Слайд 15

Источники http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224 http://anovichkov.msk.ru/?p=1699#more-1699 http://schoolmathematics.ru/umnozenie-graficeskim-cpocobom http://phizmat.org.ua/2009-04-21-19-42-29/593-nesrandartn-umnozheniye http://fevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/bystrii_schet_powerpoint/112-1-0-972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 10 классе "Вычисление производной".

Основная цель урока - отработка умений и навыков по вычислению производной. Данный урок является частью подготовительной работы к ЕГЭ....

Процентные вычисления в жизненной ситуации

Итоговый урок в 6 классе по теме"Проценты"....

урок по решению задач на вычисление расстояния и углов

Задачи, в которых требуется вычислить расстояния или углы в плоскости или пространстве, удобно решать, используя скалярное произведение векторов. Основной метод решения состоит в том, что выбира...

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной.  Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...