Внеклассное мероприятие «Веселая математика»
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

При изучении математики важно развивать у школьников логическое мышление. Данная разработка урока предназначена для привлечения интереса и большего внимания учащихся к изучению математики. Рассматриваемые логические задачи систематизированы по типам с возрастанием уровня сложности. Данные задачи могут предлагаться и на уроках в качестве разминки или индивидуальных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc98 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

При изучении математики важно развивать у школьников логическое мышление. Данная разработка урока предназначена для привлечения интереса и большего внимания учащихся к изучению математики.

Внеклассное мероприятие «Веселая математика»

Выскребец Татьяна Владимировна, учитель математики

Цель урока:

1. Вызвать интерес к изучению математики.

2. Способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся.

3. Развивать познавательную деятельность учащихся.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Решение логических задач (по типам).
  3. Подведение итогов урока.

Оборудование: компьютерная презентация «Веселая математика» (Приложение 1)

Ход урока

Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным.

Б.Паскаль

Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы  будем решать различные логические задачи по следующим  темам:

  1. Веселая разминка.
  2. Упорядочение.
  3. Взаимно однозначное соответствие.
  4. Задачи о переправах.
  5. Задачи о переливаниях.

Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях.

Веселая разминка

1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе?

Ответ: 26 учеников.

2. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

Ответ: 4 стакана

3. Чем кончается день и ночь?

Ответ:  буквой «ь».

4. В автобусе, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось мальчиков?

Ответ: 9 мальчиков, водитель тоже человек.

   

5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Ответ: 2 кг.

 

6. Чем кончается лето и начинается осень?

Ответ:  буквой «о».

7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?

Ответ: 3 кг.

Упорядочение

1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько сейчас Коле. Кто младше?

Ответ: Маша.

2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе че рез 7 лет. Кто старше?

Ответ: Ваня.

3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и чер ный. Попробуйте назвать самый короткий и самый длинный из карандашей, если известно, что:

черный карандаш короче желтого, а желтый короче коричневого.

Ответ: черный – самый короткий, коричневый – самый длинный.

4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука?

Ответ: щука.

Взаимно однозначное соответствие

При решении логических задач на взаимно однозначное соответствие удобно записывать данные в таблицу, где на пересечении строки и столбца ставим знак «+» или знак «-».

1.  Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки ва рили его из смородины, две девочки - из крыжовни ка. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варе нье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

Решение:

Имена девочек: Оля, Таня, Юля и Ира. Варенье из смородины, из крыжовни ка. Составим таблицу:

из смородины

из крыжовни ка

Оля

Таня

Юля

Ира

Ира варила варе нье из крыжовника.

из смородины

из крыжовни ка

Оля

Таня

Юля

Ира

+

Таня и Ира варили варенье из разных ягод

из смородины

из крыжовни ка

Оля

Таня

+

-

Юля

Ира

+

Ира и Оля тоже варили его из разных ягод.

из смородины

из крыжовни ка

Оля

+

-

Таня

+

-

Юля

Ира

+

Две девочки ва рили его из смородины, две девочки - из крыжовни ка.

из смородины

из крыжовни ка

Оля

+

-

Таня

+

-

Юля

-

+

Ира

-

+

Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира – из крыжовника.

2. Четыре приятеля - Женя, Костя, Дима и Вадим - де лали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то - красные шары, кто-то  гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то - хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые иг рушки. Кто какие украшения делал?

Ответ:

гирлянды из золотой бумаги

 гирлянды из серебряной бумаги

хлопушки из золотой бумаги

красные шары

Женя

-

+

-

-

Костя

+

-

-

-

Дима

-

-

+

-

Вадим

-

-

-

+

3. Четыре подружки - Маша, Даша, Катя и Оля  учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с оди наковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля - одноклассницы. Маша и Даша - ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каж дая из девочек.

Ответ: Маша – 2А, Даша 2Б, Катя – 1А и Оля – 1А.

4. Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - про живают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цве точная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима - родные братья.

Ответ: Миша и Дима - Лесная ул., 37, Коля - Лесная ул., 25, Саша - Цве точная ул., 25

5. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пи роги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали раз ные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоеж ки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

Ответ: Аня выбрала пироги с вареньем, Лена – блины с вареньем, Ваня – пироги с капустой, Света – оладьи со сметаной.

Задачи о переправах.

1.Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестья нин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и ка пуста. Крестьянин должен переправиться сам и пере везти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Остав лять же волка с козой или козу с капустой без присмот ра нельзя - волк может съесть козу, а коза - капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Ответ: Крестьянин может следовать одному из двух алгоритмов:

Алгоритм 1

Алгоритм 2

1

крестьянин и коза →

1

крестьянин и коза →

2

крестьянин

2

крестьянин

3

крестьянин и волк →

3

крестьянин и капуста →

4

крестьянин и коза

4

крестьянин и коза

5

крестьянин и капуста →

5

крестьянин и волк →

6

крестьянин

6

крестьянин

7

крестьянин и коза →

7

крестьянин и коза →

2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке ката ются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?

Ответ: Пусть М1 и М2 – мальчики, С1 и С2 – солдаты. Алгоритм переправы может быть таким:

1. М1 и М2 →

2. М1

3. С1 →

4. М2

5. М1 и М2 →

6. М1

7. С2 →

8. М2

Задачи о переливаниях.

1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?

Ответ:

Операция

Ведро

3 л

5 л

1-й шаг

0

5

2-й шаг

3

5 – 3 = 2

3-й шаг

0

2

4-й шаг

2

0

5-й шаг

2

5

Всего в двух ведрах 7 литров воды.

2. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: «В наши ведра входит 5 и 9 литров воды. Возьми их и принеси ровно 3 литра воды». Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?

Ответ:

Операция

Ведро

9 л

5 л

1-й шаг

9

0

2-й шаг

9 – 5 = 4

5

3-й шаг

4

5 – 5 = 0

4-й шаг

0

4

5-й шаг

9

4

6-й шаг

9 – 1 = 8

4 + 1 = 5

7-й шаг

8

5 – 5 = 0

8-й шаг

8 – 5 = 3

5

Литература

1. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005.

2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки  и задачи для любознательных)- М.: Просвещение, 1986 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веселая математика

Слайд 2

Веселая разминка. Упорядочение. Взаимно однозначное соответствие. Задачи о переправах. Задачи о переливаниях.

Слайд 3

1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе? Веселая разминка

Слайд 4

2. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Веселая разминка

Слайд 5

3. Чем кончается день и ночь? Веселая разминка

Слайд 6

Веселая разминка 4. В автобусе, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось мальчиков?

Слайд 7

Веселая разминка 5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Слайд 8

6. Чем кончается лето и начинается осень? Веселая разминка

Слайд 9

Веселая разминка 7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?

Слайд 10

Упорядочение 1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько сейчас Коле. Кто младше?

Слайд 11

2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше? Упорядочение

Слайд 12

3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и черный. Попробуйте назвать самый короткий и самый длинный из карандашей, если известно, что: черный карандаш короче желтого, а желтый короче коричневого. Упорядочение

Слайд 13

4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука? Упорядочение

Слайд 14

Взаимно однозначное соответствие 1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки - из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

Слайд 15

2. Четыре приятеля - Женя, Костя, Дима и Вадим - делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то - красные шары, кто-то ­ гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то - хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал? Взаимно однозначное соответствие

Слайд 16

3. Четыре подружки - Маша, Даша, Катя и Оля ­ учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля - одноклассницы. Маша и Даша - ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек. Взаимно однозначное соответствие

Слайд 17

4. Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима - родные братья. Взаимно однозначное соответствие

Слайд 18

5. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги. Взаимно однозначное соответствие

Слайд 19

Задачи о переправах 1. Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя - волк может съесть козу, а коза - капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Слайд 20

2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает? Задачи о переправах

Слайд 21

Задачи о переливаниях. 1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?

Слайд 22

П о м о г и З олушке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"

Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"

Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"

Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1.     «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2.     «Ве...

Внеклассное мероприятие "Веселая математика"

Сегодня мы будем заниматься веселой математикой. Да-да, веселой. Математика- это вовсе не скучный и трудный предмет, который состоит из скучных чисел,  геометрических  фигур, контрольных, бе...

Внеклассное мероприятие «Веселая математика»

Цель и задачи:·  обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;·  развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;·  воспитание чувства ответственност...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...