Внеклассное мероприятие «Веселая математика»
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
При изучении математики важно развивать у школьников логическое мышление. Данная разработка урока предназначена для привлечения интереса и большего внимания учащихся к изучению математики. Рассматриваемые логические задачи систематизированы по типам с возрастанием уровня сложности. Данные задачи могут предлагаться и на уроках в качестве разминки или индивидуальных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 98 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
При изучении математики важно развивать у школьников логическое мышление. Данная разработка урока предназначена для привлечения интереса и большего внимания учащихся к изучению математики.
Внеклассное мероприятие «Веселая математика»
Выскребец Татьяна Владимировна, учитель математики
Цель урока:
1. Вызвать интерес к изучению математики.
2. Способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся.
3. Развивать познавательную деятельность учащихся.
План урока:
- Орг. момент.
- Решение логических задач (по типам).
- Подведение итогов урока.
Оборудование: компьютерная презентация «Веселая математика» (Приложение 1)
Ход урока
Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным.
Б.Паскаль
Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы будем решать различные логические задачи по следующим темам:
- Веселая разминка.
- Упорядочение.
- Взаимно однозначное соответствие.
- Задачи о переправах.
- Задачи о переливаниях.
Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях.
Веселая разминка
1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе?
Ответ: 26 учеников.
2. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Ответ: 4 стакана
3. Чем кончается день и ночь?
Ответ: буквой «ь».
4. В автобусе, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось мальчиков?
Ответ: 9 мальчиков, водитель тоже человек.
5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?
Ответ: 2 кг.
6. Чем кончается лето и начинается осень?
Ответ: буквой «о».
7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
Ответ: 3 кг.
Упорядочение
1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько сейчас Коле. Кто младше?
Ответ: Маша.
2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе че рез 7 лет. Кто старше?
Ответ: Ваня.
3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и чер ный. Попробуйте назвать самый короткий и самый длинный из карандашей, если известно, что:
черный карандаш короче желтого, а желтый короче коричневого.
Ответ: черный – самый короткий, коричневый – самый длинный.
4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука?
Ответ: щука.
Взаимно однозначное соответствие
При решении логических задач на взаимно однозначное соответствие удобно записывать данные в таблицу, где на пересечении строки и столбца ставим знак «+» или знак «-».
1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки ва рили его из смородины, две девочки - из крыжовни ка. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варе нье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Решение:
Имена девочек: Оля, Таня, Юля и Ира. Варенье из смородины, из крыжовни ка. Составим таблицу:
из смородины | из крыжовни ка | |
Оля | ||
Таня | ||
Юля | ||
Ира |
Ира варила варе нье из крыжовника.
из смородины | из крыжовни ка | |
Оля | ||
Таня | ||
Юля | ||
Ира | + |
Таня и Ира варили варенье из разных ягод
из смородины | из крыжовни ка | |
Оля | ||
Таня | + | - |
Юля | ||
Ира | + |
Ира и Оля тоже варили его из разных ягод.
из смородины | из крыжовни ка | |
Оля | + | - |
Таня | + | - |
Юля | ||
Ира | + |
Две девочки ва рили его из смородины, две девочки - из крыжовни ка.
из смородины | из крыжовни ка | |
Оля | + | - |
Таня | + | - |
Юля | - | + |
Ира | - | + |
Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира – из крыжовника.
2. Четыре приятеля - Женя, Костя, Дима и Вадим - де лали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то - красные шары, кто-то гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то - хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые иг рушки. Кто какие украшения делал?
Ответ:
гирлянды из золотой бумаги | гирлянды из серебряной бумаги | хлопушки из золотой бумаги | красные шары | |
Женя | - | + | - | - |
Костя | + | - | - | - |
Дима | - | - | + | - |
Вадим | - | - | - | + |
3. Четыре подружки - Маша, Даша, Катя и Оля учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с оди наковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля - одноклассницы. Маша и Даша - ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каж дая из девочек.
Ответ: Маша – 2А, Даша 2Б, Катя – 1А и Оля – 1А.
4. Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - про живают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цве точная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима - родные братья.
Ответ: Миша и Дима - Лесная ул., 37, Коля - Лесная ул., 25, Саша - Цве точная ул., 25
5. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пи роги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали раз ные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоеж ки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Ответ: Аня выбрала пироги с вареньем, Лена – блины с вареньем, Ваня – пироги с капустой, Света – оладьи со сметаной.
Задачи о переправах.
1.Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестья нин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и ка пуста. Крестьянин должен переправиться сам и пере везти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Остав лять же волка с козой или козу с капустой без присмот ра нельзя - волк может съесть козу, а коза - капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Ответ: Крестьянин может следовать одному из двух алгоритмов:
Алгоритм 1 | Алгоритм 2 | ||
1 | крестьянин и коза → | 1 | крестьянин и коза → |
2 | крестьянин ← | 2 | крестьянин ← |
3 | крестьянин и волк → | 3 | крестьянин и капуста → |
4 | крестьянин и коза ← | 4 | крестьянин и коза ← |
5 | крестьянин и капуста → | 5 | крестьянин и волк → |
6 | крестьянин ← | 6 | крестьянин ← |
7 | крестьянин и коза → | 7 | крестьянин и коза → |
2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке ката ются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Ответ: Пусть М1 и М2 – мальчики, С1 и С2 – солдаты. Алгоритм переправы может быть таким:
1. М1 и М2 →
2. М1 ←
3. С1 →
4. М2 ←
5. М1 и М2 →
6. М1 ←
7. С2 →
8. М2 ←
Задачи о переливаниях.
1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?
Ответ:
Операция | Ведро | |
3 л | 5 л | |
1-й шаг | 0 | 5 |
2-й шаг | 3 | 5 – 3 = 2 |
3-й шаг | 0 | 2 |
4-й шаг | 2 | 0 |
5-й шаг | 2 | 5 |
Всего в двух ведрах 7 литров воды.
2. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: «В наши ведра входит 5 и 9 литров воды. Возьми их и принеси ровно 3 литра воды». Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
Ответ:
Операция | Ведро | |
9 л | 5 л | |
1-й шаг | 9 | 0 |
2-й шаг | 9 – 5 = 4 | 5 |
3-й шаг | 4 | 5 – 5 = 0 |
4-й шаг | 0 | 4 |
5-й шаг | 9 | 4 |
6-й шаг | 9 – 1 = 8 | 4 + 1 = 5 |
7-й шаг | 8 | 5 – 5 = 0 |
8-й шаг | 8 – 5 = 3 | 5 |
Литература
1. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005.
2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных)- М.: Просвещение, 1986 .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Веселая разминка. Упорядочение. Взаимно однозначное соответствие. Задачи о переправах. Задачи о переливаниях.
1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе? Веселая разминка
2. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Веселая разминка
3. Чем кончается день и ночь? Веселая разминка
Веселая разминка 4. В автобусе, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось мальчиков?
Веселая разминка 5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?
6. Чем кончается лето и начинается осень? Веселая разминка
Веселая разминка 7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
Упорядочение 1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько сейчас Коле. Кто младше?
2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше? Упорядочение
3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и черный. Попробуйте назвать самый короткий и самый длинный из карандашей, если известно, что: черный карандаш короче желтого, а желтый короче коричневого. Упорядочение
4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука? Упорядочение
Взаимно однозначное соответствие 1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки - из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
2. Четыре приятеля - Женя, Костя, Дима и Вадим - делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то - красные шары, кто-то гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то - хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал? Взаимно однозначное соответствие
3. Четыре подружки - Маша, Даша, Катя и Оля учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля - одноклассницы. Маша и Даша - ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек. Взаимно однозначное соответствие
4. Четыре приятеля - Миша, Коля, Саша и Дима - проживают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима - родные братья. Взаимно однозначное соответствие
5. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги. Взаимно однозначное соответствие
Задачи о переправах 1. Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя - волк может съесть козу, а коза - капусту. Как должен вести себя крестьянин?
2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает? Задачи о переправах
Задачи о переливаниях. 1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?
П о м о г и З олушке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"
Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....
Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"
Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....
Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов
Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...
Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"
Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1. «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2. «Ве...
Внеклассное мероприятие "Веселая математика"
Сегодня мы будем заниматься веселой математикой. Да-да, веселой. Математика- это вовсе не скучный и трудный предмет, который состоит из скучных чисел, геометрических фигур, контрольных, бе...
Внеклассное мероприятие «Веселая математика»
Цель и задачи:· обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;· развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;· воспитание чувства ответственност...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»
Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: - «Звездный час»;- «Счастливый случай»;- «Поле чудес»;- «Брейн-ринг»;- «Подумай! Сообрази!».И...