Интегрированный урок- путешествие по Байкалу «Действия с дробными числами» Математика 6 класс
материал по алгебре (6 класс) по теме

Данный урок-обобщение по теме "Действия с дробными числами" представляет собой  путешествие по озеру Байкал, где математические задачи сопровождаются увлекательными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_baykalu_avtosohranennyy.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

Интегрированный урок- путешествие по Байкалу

«Действия с дробными числами»

Математика 6 класс

Черкашина Ольга Евгеньевна учитель математики МБОУ «Покровская СОШ»


Тема урока: «Действия с дробными числами и озеро «Байкал».

Цели урока:

*закрепление действий с дробными числами;

*изучение флоры и фауны озера  Байкал;

*развитие познавательного интереса учащихся к урокам математики  и географии через межпредметные связи;

*воспитание любви к своему Отечеству, гордости за его величие.

 Форма проведения урока: урок-путешествие.

Оборудование урока:

  1. Выставка книг об озере Байкал, рисунки, связанные с Байкалом, карта Байкала;
  2. Таблицы с изображением флоры и фауны Байкала, раздаточный материал.

Ход урока.        

Звучат два куплета русской народной песни «Славное море – священный Байкал» (живое исполнение)

На доске появляются слова:

Славное

Священный

Омулёвая бочка

Баргузин

Ольхон

Нерпа

Этипура

Голомянка

Хубунок

Учитель математики:

- Эта песня написана в 19 веке поэтом Давыдовым Д.П. от лица каторжника, сбежавшего от тюремщиков и переплавлявшегося через Байкал. Есть в ней слова «… ожил я, волю почуяв». Такое перерождение случается с человеком вблизи Байкала.

А случается потому, что он сам живой, таинственный и величественный, ни с чем не сравнимый и ни в чем никогда и нигде не повторимый. Он знает своё собственное место и свою собственную жизнь!

Поэтому мы проводим сегодня совместный урок математики и географии. Проведём заочное путешествие по этому загадочному озеру.

Вот некоторые сведения:

  1. Озеру 25 миллионов лет, образовалось оно в результате землетрясения;
  2. Озеро содержит 20% мировых запасов пресной воды;
  3. На Байкале водится уникальное млекопитающее – нерпа, её детёныша зовут хубунок;
  4. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1 мм – этипура;
  5. В нем водится рыбка голомянка, длина которой 15 см, целиком состоящая из жира, которым питается нерпа; глядя через эту рыбку можно почитать газетный лист.

Многие экспедиции и сейчас изучают Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы продолжим знакомство с озером-морем и одновременно повторим действия с дробными числами.

Учитель географии:

- Байкал.

Байкал как озеро лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нём писали: «Чаша вод».

Да. Но какая чаша!

Как грозен там круговорот,

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока,

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла напиться.

                И.И.Ландо

В Сибири говорят; «Кто на Байкале не был, тот Сибири не видел». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность.

Фрагмент из книги: «Байкальская сторона».

«Посмотрел Господь: неласковая вышла земля, как бы стала на него обижаться… . И, чтобы не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал».

Это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться на мгновение, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед на Байкале прозрачный, сквозь него можно увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра, а в воде – на глубине 12-40 метров. Нагромождения льда называют торосами, они голубого цвета.

Учитель математики:

- Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, чтобы ездить на санках – 15-20 см. А какой толщины должен быть лёд, чтобы по нему мог проехать автотранспорт? Ответ узнаем, выполнив вычисления по блох-схеме (решается №1 из раздаточного материала). Получается ответ: не менее 36 см.

Вывод: при толщине льда 35-36 см по Байкалу прокладывают автотрассу, связывающую его правый берег с левым. При больших морозах Байкал промерзает до 2,5 метров.

Учитель географии:

- Ледовый панцирь на озере держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре-ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда ещё в июне есть лёд. Но есть на Байкале участок воды, который не замерзает никогда, это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и её положительной температуре.

Учитель математики:

- Проведём математическую разминку (решается №2 из раздаточного материала) и узнаем название места на Байкале, которое никогда не замерзает. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название, причём правильные ответы находятся не в том «кармане», что является правильным ответом.

   Ш                А             М             А             Н              С                К               И            Й

4,5

7,7

9

1

1/3

6

3

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

       К                        А                     М                     Е                         Н                     Ь

0

0

0

3,5

1

2

10

11

12

13

14

15

Вывод:      ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ.

Учитель географии:

- «Шаманский камень» называется это место. Во время строительства Братской ГЭС (1960 г.) для того, чтобы заполнить водохранилище водой не за 4 года, а быстрее, был предложен проект, согласно которому Шаманский камень должен быть взорван. Если бы этот проект был принят, пострадала бы не только флора и фауна Байкала, а порты, лесоперевалочные базы, железная дорога, многие селения. Но, к счастью, он не осуществился. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Водосборный бассейн озера составляет 54034 км3.

Реки приносят ежедневно в Байкал 60 км3 воды. Очень часто говорят, что Байкал является «природным заводом по очистке минеральных вод», способным продуцировать исключительно чистую, слабо минерализованную воду.

Учитель математики:

- Более ста лет назад, в 1886 году, Ян Черксий привёл общее число рек, впадающих в Байкал – 336.

Однако, благодаря постоянно работающим экспедициям, это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а … Сколько рек впадает в Байкал, узнаем, выполнив действия в примере.

(решается №3 из раздаточного материала).

Учитель географии:

- Вид очень ценной рыбы, которая водится на Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд и прочитав слово в выделенном столбце.

(выполняется №4 из раздаточного материала).

Результат: ОСЁТР.

Учитель географии:

- Длина осетра составляет 1-2 метра, а вес до 20 кг. Осётра относят к деликатесной красной рыбе. В 1823 году его улов составлял 1000 пудов. Водится в Байкале исключительно пресная рыба – таймень, вес её достигает 50 кг.

Учитель математики:

- Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 рубля серебром, а в Иркутске продавали по 4 рубля за пуд. Какой процент прибыли получали промышленники? Рассматриваются различные способы решения. (раздаточный материал №5)

Результат: 200%.

- Но как удавалось (с помощью какого приспособления) в свежем виде доставлять осетров в Иркутск? Ответ получим, решив задачу (выполняется №6 из раздаточного материала).

Сложив, получи числа, соответствующие каждому лучику «Солнца». Располагаем числа в порядке возрастания, получим слово «КУКАН».

Учитель географии:

- Специальную свитую пеньковую верёвку длиной 2 сажени продёргивают через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовалась петля – поводок. Осетров вылавливали, продёргивали куком и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока её не набиралось определённое количество. Затем на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали сверху рыбу, опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывая на кукан, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу привязывали за кукан к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя её живой. Но уже в 1918 году запас осетра в озере сократился. В 1919 году принимается решение об искусственном разведении осетровых рыб. Это привело к резкому увеличению количества этой рыбы, и в 1924 году добывали уже 228 пудов осетра. В 1930 году было принято решение о запрете лова осетровых, стали создавать заповедники. В 1935 году был разрешён лов осетра с 1 августа по 1 мая. В годы войны 1941-1945 годах был разрешён лов осетра сетями, что нанесло большой урон осетровым. То же самое произошло с деликатесной рыбой – омулем.

Учитель математики:

 - Но Байкал богат не только не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одни из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более ста лет назад говорил, что их 27. Затем считалось, что их 22, и только в 1976 году после тщательнейших подсчётов окончательно установили, что их… Сколько же островов на Байкале? (решается №7 из раздаточного материала).

Результат: 30 ОСТРОВОВ.

Учитель географии:

- Байкал богат островами – их более 30, на них есть небольшая растительность, где могут гнездиться птицы. Самым большим по величине является остров Ольхон. На всех островах кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены. По форме и местоположению остров представляет собой ветвь приморского хребта, отделённую от материка малым морем и проливом Ольхонские ворота. Этот остров посещает очень много туристов, особенно летом. Здесь находится научный музей, в котором представлены остатки древней цивилизации, орудия труда, предметы быта. Все экспонаты были собраны ребятами данного острова под руководством энтузиаста краеведения И.Ревякина. На острове много пещер с наскальными рисунками. Так как остров объявлен государственным заповедником, то въезд туда платный, переправа осуществляется с помощью парома.

Учитель математики:

- Протяженность острова Ольхон 70х13 вёрст. Вычислить площадь острова, если 1 верста = 1,06 км. (решается №8 из раздаточного материала).

Учитель географии:

- На следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и выделяются в две группы: северо-восточные и юго-западные, охватывающие озеро на всём протяжении, продувая его из конца в конец. Ветра – Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бугульдейка.

Учитель математики:

- Но есть ещё один ветер, название и скорость которого вы узнаете, если правильно вычислите действия в предложенном примере. Каждая буква спрятана под ответом (принцип тот же, что и в математической разминке).(решается №9 из раздаточного материала).

Вывод: Этот ураганный ветер называется САРМА. Его скорость можно определить, если сложить все ответы. Ветер образуется в Сарманском ущелье в районе посёлка Сарма. Были случаи, когда он срывал крыши с домов и сбрасывал скот с берега в Байкал.

Учитель географии:

- Но не всё так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов, задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начали гибнуть рыбы. В 1987 году какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Учёные до сих пор не установили причину этой болезни.

Учитель математики:

- Из имеющегося поголовья 70000 нерп погибло 10 %. Сколько это нерп?

Учитель географии:

- На Байкале построен ЦКВ. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он даёт 95% загрязнения. Уже много лет ведётся борьба экологов города Иркутска с различными министерствами и ведомствами о закрытии этого комбината или его перепрофилировании в экологически чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал попадают такие отравляющие вещества как сульфаты -5870 тонн, хлориды – 3320 т., фенолы, ртуть и т.д.

Учитель математики:

- В 1997 году в Байкал было сброшено 46,26 млн.м3 сточных вод, содержащих 10053 т. Загрязняющих веществ. Но это на 3600 т. Меньше, чем в 1996 году. Сколько это процентов?

Ответ:35%.

Вывод: как видите, появились хоть какие-то результаты уменьшения загрязнения, но 65% остаётся в водах Байкала.

Учитель географии:

- На заседании комиссии, решающей проблемы оздоровления Байкала, было предложено сделать это путём строительства очистных сооружений. На ЦКБ решили установить очистительные сооружения и внедрить технологии переработки твёрдых отходов.

Читается учителем.

                                                                ОЗЕРО.

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу – не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал – заповедная совесть страны!»

Плыл я на лодке краем Байкала,

Вечер посвечивал воспоминания,

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?»

И неужели будут в истории –

«Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, олень.

Вот почему борются наши люди,

Чтобы заповедником стало озеро,

Чтобы его воды не целюллозило,

Чтобы никто не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

Учитель математики:

- А сейчас ребята расскажут ещё некоторые сведения о Байкале.

                              Учащиеся говорят цепочкой.

1.Народная мудрость гласит: первый хлеб – это хлеб, второй хлеб – это дух, третий хлеб – это вода. Поэтому и хранили люди источник чистой воды.

2. Монголы называли Байкал Далайнуром – Великое озеро. Дальневосточные летописи хранят его имя – Тахай – Северное море. У эвенков Байкал называется Ламой. Якуты и сейчас называют его «Байчъал» - море.

3. Длина береговой линии Байкала две тысячи километров.

4.Если Волга считается главной артерией России, то Байкал – главный родник России.

5.Байкал удивителен, и недаром, сибиряки величают его не озером, а морем.

6.25 млн. лет формировалась экосистема Байкала.

7.Вычислим, что Байкал  вмещает 0,2 часть всей пресной воды на земном шаре. Только на этой воде человечество могло бы прожить 40 лет.

8.На Байкале обитает около 1400 видов животных, 850 видов рыб, 133 вида растений.

9.Смена воды в Байкале идёт медленно, она обновляется за 400 лет – это значит, что попадающие в озеро загрязнения остаются в нём на века.

10.Байкал – это причудливые скалы, пещеры, живописные ландшафты, одинокие островки, утёсы, водопады, минеральные источники, лечебные грязи, родники, прибрежные болота, места произрастания реликтовых деревьев.

11.На песчаных берегах Байкала в ясную и тихую погоду можно услышать «пение», это «поющие пески».

Учитель математики:

- И стоит Байкал, живой, таинственный, ни с чем не сравнимый, ни в чём, нигде неповторимый, знает своё собственное место и свою собственную жизнь.

Подводится итог урока.

Дополнения.

  1. На доске высказывания:

Байкал.

Пусть бы его воду – не отпить,

Грести его дары – не выгрести,

Любоваться им – не налюбоваться.

2.Фотографии нашего бывшего ученика на фоне Байкала.

РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ

№1. Какой толщины должен быть лёд, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?

2,5 => x2 => +7,5 => x 2/5 => -4 ¾ => (….) x 144=?

                                                                  (….) : 1/144=?

№2. Узнать название места на Байкале, которое никогда не замерзает.

  1. 2,5 + 2 =                                                 1) 3 ½ - 31/2=
  2. 4,5 + 3,2=                                               2) 0,125 х 0=
  3. 4,5 х 2=                                                   3) 1/8 – 0,125=
  4.  7/4 - 3/4=                                                4) 31/4 + 0,25=
  5. 3/2 х 2/9=                                              5) 4/3 х 3/4=
  6. 4:2/3=                                                     6) 4,5 - 21/2=
  7. 5/9:5/27=
  8. 4,7:0=
  9. 0:10,1=

С 1 по 9 пронумерованы по порядку слова. В карман вложена карточка с правильным ответом, а на обратной стороне карточки изображена соответствующая буква. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, а затем два ученика у доски расставляют всё по своим местам.

№ 3. Сколько рек и речушек впадает  в Байкал?

((8 -31/2) + (3,42 + 5,68))х 40

№4. Вид ценной рыбы узнаем, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

1.Запись правила с помощью букв.

2.Число, стоящее над дробной чертой.

3.Один из компонентов деления.

4.Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.

5.Число, при котором данное равенство принимает верное значение.

№5. Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 рубля серебром, а в Иркутске продавали по 4 рубля за пуд. Какой процент прибыли получали промышленники?

№6. Как называлось приспособление, с помощью которого доставляли осетров в Иркутск живыми?

2/3 +2/3= ? ____________________К

2/3 +31/3=?____________________А

2/3 +11/3 =?____________________К

2/3+4 =?_______________________Н

2/3+1 =? _______________________У

№7. Сколько островов на Байкале?

(3/9 -2/7)х(12 ½ - 2,5): 1,63

№8. Вычислить площадь острова Ольхон, если его протяженность 70х13 вёрст. Сколько это квадратных км., если 1 верста= 1,06 км.?  (считать остров прямоугольным по форме)

№9. Узнайте название ветра.

1)3,8:0,2=…

2)2,5:5/3=…

3)(4,7+4,3)х2=…

4)2,84: 0,4 +2.1=…

5)3 3/5 +4,6 =…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.Тип урока: Интегрированный.Форма: Урок-путешествие.Цели урока:·         Повторить содержание важнейших понятий ...

Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)

Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"...

Конспект урока "Путешествие в сказку" (Действия с натуральными числами) 5 класс

Урок математики  в нетрадиционной форме с приложением тематической презентации....

Интегрированный урок-путешествие в 6 классе (математика-география) по теме "Деление обыкновенных дробей"

Данный интегрированный урок был проведен в 6 классе сельской школы. Тема по математике "Деление обыкновенных дробей", по географии "Природа Урала". Конспект этого урока принимал уч...