Урок математики в 6 классе
план-конспект урока алгебры (6 класс) по теме

Открытый урок на тему:  "Действия с положительными и отрицательными числами", с применением технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gryaznova_l.v._6kl._otkrytyy_urok_30.03.12.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Открытый урок по математике

 в 6 классе.

Учитель: Грязнова Л.В.

                                                             

2011-2012 уч.год.

ТЕМА:      Действия с положительными и отрицательными числами.

ЦЕЛЬ:

  1. обучения:
  1. обобщить и систематизировать знания по данной теме;
  2. устранить пробелы в знаниях;
  3. отработка умений и навыков при  сложении,  вычитании,  умножении и делении положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений (решении примеров, уравнений, упрощении выражений).
  1. воспитания:
  1. формирование самоконтроля в процессе обучения, умения слушать других;
  2. воспитание мотивов учения, труда, положительного отношения к знаниям;
  3. культуры мышления.
  1. развития:
  1. работать в заданном темпе, не отставать от других;
  2. обрести уверенность в своих силах, научиться действовать самостоятельно;
  3. находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе;
  4. развивать логическое мышление, вычислительные навыки,
  5. развитие правильной математической речи,
  6. развитие рефлексивного мышления, формирование обобщений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  коллективная.

На уроке используется технология развития критического мышления.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Ход урока:

  1. Организация.
  2. Вызов. Мотивация.
  3. Актуализация опорных знаний. Устный счёт.
  4. Осмысление. Повторение изученного материала.
  5. Обобщение изученного материала.
  6. Закрепление. Контроль. Самостоятельная работа.
  7. Рефлексия.
  8. Итог урока, задание на дом.
  1. Организационный момент.

Приветствие учеников.

В труде применяем сложение,
Сложению – и честь,  и почет.
К умению прибавим терпение,

А сумма успех принесет!

Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки сложения,  вычитания,  умножения и деления,  положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений (решении примеров, уравнений), что послужит вам хорошей основой при дальнейшем обучении.

          2. Мотивация урока.

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только  весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.

Тема сегодняшнего урока: Действия с положительными и отрицательными числами.

      Ребята, а как вы думаете, что нам на уроке сегодня пригодится?

А еще сегодня нам  пригодятся:

хорошее настроение;

уважение друг к другу;

знание материала;

желание открыть истину;

добросовестная работа;

осмысление произведенной деятельности.

         3.Актуализация опорных знаний.

     

      У китайцев есть притча:            Скажи мне – и я забуду;

                                                      Покажи мне – и я запомню;

                                                      Дай сделать – и я пойму.

Так давайте урок начнём с правил, затем попробуем совместно их применить и закончим самостоятельной работой.

  1. Теоретический опрос правил:

Правило сложения чисел с разными знаками.

Правило сложения отрицательных чисел.

Правило умножения чисел с разными знаками.

Правило умножения отрицательных чисел.

Правило деления отрицательных чисел.

Правило деления чисел с разными знаками

  1. Устная работа.

В тетрадях с домашней работой учащимися сделаны заготовки для устного счёта, следующим образом:

  1. _                                 6)  _
  2. _                                 7)  _
  3. _                                  8) _
  4. _                                  9) _
  5. _                                  10)_

Каждый ученик получает карточку со своим вариантом с 10 примерами, устно считает и вписывает ответ. По мере выполнения работы, дети сдают тетради открытыми на стол, раскладывая их по вариантам. По окончании устного счёта, диктуются ответы, и учащиеся сразу определяют свою оценку. Критерии они знают.

«5»-10 правильных, «4»- 8-9 прав ., «3»-6-7прав. ,«2»-пять и меньше. За несколько работ общая оценка идёт в журнал.

Карточка I варианта.

I

№1

№2

№3

№4

№5

№6

1)

-51+(-34)

-38+(-47)

-4+(-19)

52+(-52)

-48+0

-45*(-3)

2)

-18+77

-18+18

-7,2+(-2,5)

-63+(-8)

-67*0

-37+(-25)

3)

-8+(-8)

-16-37

3,5+(-3,5)

-200-6

135+(-86)

-100-18

4)

8+(-8)

-82+8

-19+0

380+(-1 100)

-3600:600

-9 000:(-30)

5)

-19*2*0

13-17

5,3+(-4,2)

-37*2*5*(-2)

807-(399+408)

-9,1+9,1

6)

-19*2*(-5)

0: (-29)

-45+11

-36*(-4)*25

-7-(29+37)

9,1+(-9,1)

7)

(90-16):2+23

-54*(-2)

-15-(-9)

56*(-1)

36-0

-12*3*0*5

8)

(66-58+13):7*10

-19: (-19)

-19*4

70-(8*2+4):4

-49: (-49)

38+46-90:(2*5)

9)

240мин= час

27+37-18:9*10

-3*(-13)

4год= мес

2ч15мин= мин

60мес= год

10)

23см=  мм

530дм=  м

4*(-9)*5

3т17кг= кг

7км80м= м

7ц= кг


Карточка II варианта.

I I

№1

№2

№3

№4

№5

№6

1)

-56+(-25)

-46+(-39)

-6+(-17)

48+(-48)

-84+0

-25*(-4)

2)

-38+107

-16+16

-9,4+(-2,3)

-72+(-9)

0*(-84)

-46+(-35)

3)

-9+(-9)

-17-35

2,7+(-2,7)

-100-4

125+(-47)

-100-14

4)

9+(-9)

-73+7

-31+0

490+(-1 100)

-2500:500

-8 000: (-20)

5)

-17*2*0

12-19

7,4+(-5,3)

-46*2*5*(-2)

904-(599+305)

-8,7+8,7

6)

-17*2*(-5)

0:(-54)

-18+15

-4*27*25

-5-(19+56)

8,7+(-8,7)

7)

(50+19):3+47

-38*(-2)

-24-(-14)

-1*48

85-0

-15*3*0*2

8)

19+7*(13-10:2)

-14:(-14)

-3*15

5*3+75-45:5

-32:(-32)

97-(19+9):4*2

9)

5час= мин

48-27:3+4*4

-12*(-5)

3год= мес

2ч37мин= мин

48мес= год

10)

43см= мм

580дм= м

5*(-7)*6

4т15кг= кг

5км70м= м

4ц= кг

  1. Осмысление. Повторение изученного материала. Совместная работа в рабочих тетрадях и на доске.

Тест «Верно, неверно» Учитель читает, ученики в тетрадях пишут  +,  -, ?.

  1.   - 5 – отрицательное число.                                                                                      
  2.   Расстояние от начала отсчета до точки с координатой -3, равно –3 единицам. 
  3.   6  – положительное число.
  4.   -9 и 9 противоположные числа.
  5.   Модуль – 7 равен -7.  
  6.   0 – положительное число.
  7.   Сумма двух отрицательных чисел является отрицательным числом  числом .
  8.   Произведение двух целых положительных чисел равно 0.
  9.   Произведение двух отрицательных чисел является положительным числом.
  10.   Верно ли, что если  Х>5 , то Х – только положительное число?

                                       

Ответы:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

+

+

+

+

+

+

5.Обобщение изученного материала. Решение упражнений.

  1. Ученики по очереди  выходят к доске, решают пример и проговаривают, используемое правило.

1)      -7,2+(-5,08)

2)      -65+83

3)      38-(-16)

11)     99: (-9)

12)     -51: (-17)

13)    -48,3*0

4)      14-52

5)      -0,4-(-6,1)

14)     -48,3*1

15)     4 200: (-70)

6)      -9,8+9,8

7)      -9,8+(-9,8)

16)     1,52*(-10)

17)     -8,4: (-0,7)

8)      0+(-17)

9)      -2,7+3,1

10)    -2,7+1,8

18)     0,2: (-1)

19)     -0,6*(-0,9)

20)      0*(-23)

  1. Найти значение выражения:     а)   7,5: (– 25) + 18 : ( – 60)  –  (– 0,2) • 3

                                                                б)  – 6 • 4 +64 : (-3,3 + 1,7)

                                                                в)  – 6,4 • 2,05 – 23,712 : (17,5 – 28,9)   (дополн.)

  1. Решить уравнение:  

                                 

   а)  – 4x + 8,8 = 4                  

         –4х= 4 –8,8

         – 4х=4+( –8,8)

         – 4х= – 4,8

             х = –4,8: (–4)

         б)  –1,3 (7 + 4x) = 6,5

             7+4х=6,5: (– 1,3)

              7+4х= –5

              4х= – 5 – 7

              4х=– 5+( – 7)

в) –  2,8 : 35=– 4,2: х

      х=1,2                                                4х= –12                            

     Ответ:1,2.                                                     х= –12:4                                      
                                                                            х=
3

                                                                            Ответ: 3.                                           х=52,5

                                                                                                                                         Ответ: 52,5

           

 6.  Закрепление. Контроль. Самостоятельная работа в форме теста.

1 вариант.

№1.  Вычислите: – +;

  1. ;       2) –  ;       3) ;          4) –   .  

№2.   Выполните действия:   – 8,7 – (3,6–8,7).

1)   –3,6;        2)   –13,8;       3) 3,6;     4) 13,8.

№3.  Выполните действия:     –6 (–5+21):32+8.

  1. 3;              2)   –5;            3) 11;        4) 5.

      №4.   Решить уравнение:   –35:х= –60:12.

  1. –7;             2) 7;                 3) 5;           4) – 5.

       №5.   Вычислите:  –26012.

  1. –144;          2) 144;            3) 0;           4) –24.

2 вариант.

№1.  Вычислите:  – +;

      2) –  ;       3) ;          4) –   .  

№2.   Выполните действия:   – 7,8 – (9,1–7,8).

1)   9,1;        2)   –6,5;       3) –9,1;     4) 6,5.

№3.  Выполните действия:     –8 (–7+23):64+3.

  1. 5;              2)   –1;            3) –4,5;        4) 1.

      №4.   Решить уравнение:   –64:8= х: (– 11).

  1. –64;             2) 44;                 3) 88;           4) – 88.

       №5.   Вычислите:  305.

  1. –120;          2) 0;            3) 120;           4) –29.

       

3 вариант (слабым).

№1.  Вычислите: –52+(–47)

  1. – 99;       2) 99;       3) 4) –5.  

№2.   Вычислите: 121: (–11).

1)  11;        2) –11;       3) 12;     4) –12.

№3.  Выполните действия:     (–5+16).

  1. 63;              2)   –63;            3) –33;        4) 33.

      №4.   Решить уравнение:   –4х= –48.

  1. –14;             2) –12;                 3) 12;           4) 16.

       №5.   Вычислите:  –5207.

  1. –17;          2) 70;            3) – 70;           4) 0.

Ответы:

№1

№2

№3

№4

№5

1вариант

1

1

4

2

3

2вариант

1

3

4

3

2

3вариант

1

2

3

3

4

       

     

                7. Рефлексия.

Вспомним синквейн на сложение  чисел.

Сумма  (2 чисел)

Положительные, отрицательные

Одного знака – сложение

Разного знака – вычитание

Надо запомнить!

А теперь составим синквейн на умножение и деление.

Умножение, деление (2чисел)

Положительные, отрицательные

Умножать, делить

Одного знака–  результат положительный

Разного знака – результат отрицательный

Понятно!

           Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

  1. Я научился…
  2. Было трудно…
  3. Сегодня я узнал…
  4. У меня получилось…
  5. Теперь я могу…

  Далее вопросы учителя:

  1.  Предположите, что будет, если мы будем перемножать не два числа, а больше                 и среди множителей будут и положительные числа, и отрицательные? Какой будет знак и отчего это зависит?
  2. Подумайте, какое из заданий для вас было сложным?
  3. Кто считает, что ему всё-таки нужно доучить или повторить правила?
  4. У кого после сегодняшнего урока хорошее настроение?

                 8. Итог урока

Сегодня на уроке мы закрепили правила действий положительных и отрицательных  чисел, разобрали задания, в которых используются эти правила.

Задание на дом:  на выходной письменного задания нет, а правила повторить.

Используемая литература:

  1. Учебник: «Математика , 6 класс» .Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2009.
  2. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина.             6 класс. М.Мнемозина 2009 В.И.Жохов,2-е изд. .
  3. Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для           6 класса.- М.: Классик Стиль, 2005

     4. В.К. Совайленко. Система обучения математике в 5-6 классах.

5. П.М.Эрдниев. Математика 5-6 класс.                              

           Самоанализ урока  математики в 6 классе.

Тема: «Действия с положительными и отрицательными числами».

Представленный урок является обобщающим и систематизирующим знания, умения и навыки по данной теме. 

Урок связан с предыдущими и опирается на  теоретический материал.

Специфика урока – обобщение, повторение практического материала по данной теме.

ЦЕЛЬ :

1)обучения:

  1. обобщить и систематизировать знания по данной теме;
  2. устранить пробелы в знаниях;
  3. отработка умений и навыков при  сложении,  вычитании,  умножении и делении положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений (решении примеров, уравнений).

2)воспитания:

  1. формирование самоконтроля в процессе обучения, умения слушать других;
  2. воспитание мотивов учения, труда, положительного отношения к знаниям;
  3. культуры мышления.

     3)развития:

  1. работать в заданном темпе, не отставать от других;
  2. обрести уверенность в своих силах, научиться действовать самостоятельно;
  3. находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе;
  4. развивать логическое мышление, вычислительные навыки,
  5. развитие правильной математической речи,
  6. развитие рефлексивного мышления, формирование обобщений.

Цели и задачи урока были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12-13 лет (ведущая деятельность – общение, стремление найти место среди одноклассников), особенностей класса (активность, увлеченность) и способности каждого ученика.

             На уроке использовала  технологию развития критического мышления.

            Цель применения технологии развития критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

            Были использованы следующие формы организации познавательной деятельности: общеклассная (контроль за пониманием и усвоением материала был проведен с помощью опроса правил, устного счёта и теста «Верно, неверно»), индивидуальная - с помощью карточек.

Для формирования навыков самостоятельной работы я применила дифференцированную работу по карточкам.

Оживили урок и помогли поддержать высокую активность и устойчивое внимание учащихся: общение, смена видов деятельности, составление синквейна.

Я рассмотрела решение трудных уравнений.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы ответы учащихся были грамотны, четки и ясны, но не все учащиеся могут так отвечать, поэтому я стараюсь следить за речью детей.

Все этапы урока были связаны логической последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во время проведения всего урока.

По моему мнению цель урока была достигнута в полной мере. Показателем этого могут служить: результаты устного счёта, знание правил, результаты самостоятельной работы и эмоциональная атмосфера на уроке. Поэтому я делаю вывод о правильности выбора целей и задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...