"Решение показательных уравнений"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Бердникова Елена Леопольдовна

Разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений" в системе подготовке к ЕГЭ по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_berdnikovoy_e.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Решение показательных уравнений».

"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. повторить основные способы решений показательных уравнений
  1. Развивающие:
  1. Развивать вычислительные навыки;
  2. развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
  3. учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Математический диктант.
  5. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства
  6. Проверка теста.
  7. Подведение итогов. Задание на дом.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Показательные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменов. И в современных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ эти задания присутствуют, как в первой, так и во второй частях. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания не решают около 30% учащихся.
  2. Устно: Самая большая трудность  - это увидеть степень числа.

Степени некоторых чисел надо знать в лицо, да... Потренируемся?

1.Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:

2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.

Ответы (в беспорядке, естественно!):

54; 210; 73; 35; 27; 102; 26; 33; 23; 21; 36; 29; 28; 63; 53; 34; 25; 44; 42; 23; 93; 45; 82; 43; 83.

Если приглядеться, можно увидеть странный факт. Ответов существенно больше, чем заданий! Что ж, так бывает... Например, 26, 43, 82 - это всё 64.

2.Представь в виде степени:

а) 25=5 ⃰        г)  64=2 ⃰                ж)   81=9 ⃰

б)  125=5 ⃰     д) 1000=10 ⃰           з)    81=3 ⃰

в)  32=2 ⃰       е) 27 = 3 ⃰                и)   216=6 ⃰

3. Прежде, чем перейдем к примерам потруднее, вспомним:

     

Представь в виде степени:

а)           г)             ж)  

     б)          д)          з)   1,5=

     в)   0,2=5 ⃰        е)         и)    1,5=

 Также нам могут понадобиться следующие формулы:

Свойства степени

 ;       ;       ;         ;          

  1. Объяснение учителя. При решении показательных уравнений используют следующие методы.
  1. Сведение к виду .

Пример 1: решить уравнение:  .

Решение: . Это уравнение равносильно уравнению 2х-4=6, откуда х=5.

Ответ: 5.

  1. Метод введения новой переменной.

Пример 2: решить уравнение .

Решение: пусть , тогда уравнение примет вид: . Решив это уравнение, получим: а = 4, a= - 6. Вернемся к замене: или . Из первого уравнения находим, что х=2, а второе уравнение решений не имеет. Кстати, объясните почему.

Ответ: 2.

  1. Пример 3: решить уравнение .

Решение: данное уравнение является однородным показательным уравнением. Для решения таких уравнений применяем следующий прием: разделим обе части на . Получим равносильное ему уравнение: . Введем новую переменную , получим квадратное уравнение , решив которое найдем , . Возвращаясь к замене, получим  и .

Ответ: , .

Итак, мы рассмотрели 3 возможных способа решения показательных уравнений. Применим полученные знания на практике.

  1. Математический диктант

Решите уравнения:

а)
б) 2
х – 2 = – 2
в)

г)

д) Ну, и сложнейший пример (решается, правда, в уме...):

70.13х + 130,7х+1 + 20,5х+1 = -3

Учащиеся выполняют самостоятельно, затем ответы сверяем, объясняя ход решения. Ответы: ( а) 0, б) корней нет, в) х- любое число, г)  Такого ответа в заданиях "В" на ЕГЭ быть не может. Там конкретное число требуется. А вот в заданиях "С" – запросто,  д) корней нет)

5. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения

В1. Решите уравнение:

3x = 81

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В2. Решите уравнение:

10x = 0,0001

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В3. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В4. Решите уравнение:

45x = 32

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В5. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В6. Решите уравнение:

34 − 3x = 32x + 9

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В7. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В8. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В9. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В10. Решите уравнение:

16 · 23x = 2

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В11. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

В12. Решите уравнение:

Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.

С1. Решите уравнение: 25х-1 · 33х-1 · 52х-1 = 720х

 С2. Решите уравнение: 9·2х - 4·3х = 0

 С3.Найти сумму корней уравнения:

х·3х - 9х + 7·3х - 63 = 0

Да-да! Это уравнение смешанного типа! Которые мы в этом уроке не рассматривали. А что их рассматривать, их решать надо!) Этого урока вполне достаточно для решения уравнения. Ну и, смекалка нужна... И да поможет вам седьмой класс (это подсказка!).

  1. Фронтальная проверка теста:

В1. 4

В2. -4

В3. -2

В4. 0,5

В5. -2

В6. -1

В7. -8

В8. 1,75

В9. -1

В10. -1

В11. -0,05

В12. 0,48

С1. 1

С2. 2

С3. -5

ученики по порядку называют задание и дают на него ответ с обоснованием. Во время проверки ученики корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку и сдает бланк учителю.

7. Подведение итогов: В заключении давайте сформулируем несколько советов, которые обязательно пригодятся вам при решении показательных уравнений.

Практические советы:

1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!

2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То что можно посчитать в числах - считаем.

3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.

4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".

Домашнее задание: составить тест из 5 заданий по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств

Обобщение и закрепление знаний основных свойств показательной функции и применение их при решении задач...

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."

Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ: «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ».

РАЗРАБОТКА ОСВЕЩАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:1.Вступление.2.Историческая справка.3.Структура и место темы в учебном курсе.4. Теоретические основы преподавания темы.5.Тематическое планирование темы.6.Основные...

Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений

Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...

Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"

Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...

Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные:      Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.    Закрепит...

Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"

Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...