"Решение показательных уравнений"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений" в системе подготовке к ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_berdnikovoy_e.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение показательных уравнений».
"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".
Цели урока:
- Обучающие:
- повторить основные способы решений показательных уравнений
- Развивающие:
- Развивать вычислительные навыки;
- развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
- учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Математический диктант.
- Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства
- Проверка теста.
- Подведение итогов. Задание на дом.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Показательные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменов. И в современных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ эти задания присутствуют, как в первой, так и во второй частях. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания не решают около 30% учащихся.
- Устно: Самая большая трудность - это увидеть степень числа.
Степени некоторых чисел надо знать в лицо, да... Потренируемся?
1.Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:
2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.
Ответы (в беспорядке, естественно!):
54; 210; 73; 35; 27; 102; 26; 33; 23; 21; 36; 29; 28; 63; 53; 34; 25; 44; 42; 23; 93; 45; 82; 43; 83.
Если приглядеться, можно увидеть странный факт. Ответов существенно больше, чем заданий! Что ж, так бывает... Например, 26, 43, 82 - это всё 64.
2.Представь в виде степени:
а) 25=5 ⃰ г) 64=2 ⃰ ж) 81=9 ⃰
б) 125=5 ⃰ д) 1000=10 ⃰ з) 81=3 ⃰
в) 32=2 ⃰ е) 27 = 3 ⃰ и) 216=6 ⃰
3. Прежде, чем перейдем к примерам потруднее, вспомним:
|
Представь в виде степени:
а) г) ж)
б) д) з) 1,5=
в) 0,2=5 ⃰ е) и) 1,5=
Также нам могут понадобиться следующие формулы:
Свойства степени ; ; ; ; |
- Объяснение учителя. При решении показательных уравнений используют следующие методы.
- Сведение к виду .
Пример 1: решить уравнение: .
Решение: . Это уравнение равносильно уравнению 2х-4=6, откуда х=5.
Ответ: 5.
- Метод введения новой переменной.
Пример 2: решить уравнение .
Решение: пусть , тогда уравнение примет вид: . Решив это уравнение, получим: а = 4, a= - 6. Вернемся к замене: или . Из первого уравнения находим, что х=2, а второе уравнение решений не имеет. Кстати, объясните почему.
Ответ: 2.
- Пример 3: решить уравнение .
Решение: данное уравнение является однородным показательным уравнением. Для решения таких уравнений применяем следующий прием: разделим обе части на . Получим равносильное ему уравнение: . Введем новую переменную , получим квадратное уравнение , решив которое найдем , . Возвращаясь к замене, получим и .
Ответ: , .
Итак, мы рассмотрели 3 возможных способа решения показательных уравнений. Применим полученные знания на практике.
- Математический диктант
Решите уравнения:
а)
б) 2х – 2 = – 2
в)
г)
д) Ну, и сложнейший пример (решается, правда, в уме...):
70.13х + 130,7х+1 + 20,5х+1 = -3
Учащиеся выполняют самостоятельно, затем ответы сверяем, объясняя ход решения. Ответы: ( а) 0, б) корней нет, в) х- любое число, г) Такого ответа в заданиях "В" на ЕГЭ быть не может. Там конкретное число требуется. А вот в заданиях "С" – запросто, д) корней нет)
5. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения
В1. Решите уравнение:
3x = 81
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В2. Решите уравнение:
10x = 0,0001
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В3. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В4. Решите уравнение:
45x = 32
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В5. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В6. Решите уравнение:
34 − 3x = 32x + 9
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В7. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В8. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В9. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В10. Решите уравнение:
16 · 23x = 2
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В11. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В12. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
С1. Решите уравнение: 25х-1 · 33х-1 · 52х-1 = 720х
С2. Решите уравнение: 9·2х - 4·3х = 0
С3.Найти сумму корней уравнения:
х·3х - 9х + 7·3х - 63 = 0
Да-да! Это уравнение смешанного типа! Которые мы в этом уроке не рассматривали. А что их рассматривать, их решать надо!) Этого урока вполне достаточно для решения уравнения. Ну и, смекалка нужна... И да поможет вам седьмой класс (это подсказка!).
- Фронтальная проверка теста:
В1. 4
В2. -4
В3. -2
В4. 0,5
В5. -2
В6. -1
В7. -8
В8. 1,75
В9. -1
В10. -1
В11. -0,05
В12. 0,48
С1. 1
С2. 2
С3. -5
ученики по порядку называют задание и дают на него ответ с обоснованием. Во время проверки ученики корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку и сдает бланк учителю.
7. Подведение итогов: В заключении давайте сформулируем несколько советов, которые обязательно пригодятся вам при решении показательных уравнений.
Практические советы:
1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!
2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То что можно посчитать в числах - считаем.
3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.
4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".
Домашнее задание: составить тест из 5 заданий по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств
Обобщение и закрепление знаний основных свойств показательной функции и применение их при решении задач...
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ: «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ».
РАЗРАБОТКА ОСВЕЩАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:1.Вступление.2.Историческая справка.3.Структура и место темы в учебном курсе.4. Теоретические основы преподавания темы.5.Тематическое планирование темы.6.Основные...
Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений
Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...
Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...
Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепит...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...