Урок-исследование
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Васильченко Марина Юрьевна

Данный урок подготовлен для учащихся 6 класса. Урок проведен в форме исследования темы «Уравнения» в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilchenko_m.yu_.2012.rar1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный урок подготовлен для учащихся 6 класса. Урок проведен в форме исследования темы «Уравнения» в конце учебного года. Для развития умения исследовать учебный материал  были подготовлены научные консультанты из числа семиклассников, которые в течение всего урока проверяли, задавали вопросы для исследования способов решения, количества ответов, раздавали бонусные фишки за каждый удачный ответ.

Чтобы у детей «заспорилась работа» были применены различные  формы: индивидуальная работа за персональным компьютером для отыскания ошибки в готовом решении, расшифровка темы урока в необычном устном счете, работа с листами самопроверки. Примеры-ловушки позволяют развивать логическое мышление, а предложение выбрать работу по уровням повышают самооценку детей и возможность проверить свои силы. Соревнование по вариантам в «погоне за львом»  поднимает настроение и желание поучаствовать даже слабым ученикам. Работа над задачей-исследованием с помощью научных консультантов заставляет учащихся задуматься над проблемой множества решений одной задачи и увидеть многогранность предмета математики и значимость исследовательской деятельности. Взаимопроверка и работа с партнером и консультантом помогает любому ученику  чувствовать себя на уроке главным героем и нужным коллективу.  Индивидуальная многоуровневая домашняя работа по карточкам  позволила  всем  детям справиться с заданием и быть готовыми к получению новых знаний.

При подведении итогов в конце урока научные консультанты озвучили итоги бонусной игры  и  победители получили звание «Юный исследователь».

Уравнения.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: отрабатывать навык решения уравнений.

Задачи: Образовательные:    к концу урока учащиеся должны:

  1. Знать:

-теоретический материал по теме « Уравнения»;

 -свойства решения уравнений;

       -алгоритм решения задач с помощью уравнений.

  1. Уметь:

-решать уравнения и задачи с помощью уравнений.

Воспитательные:

-способствовать формированию познавательного интереса к предмету;

-научного мировоззрения учащихся.

Развивающие:

-развитие умения исследовать учебный материал

-способствовать развитию речи;

-развитие творческого мышления;

-развитие логического мышления.

Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, персональный компьютер, карточки с заданиями.

Подготовительная работа к уроку:

-карточки для домашнего задания (многоуровневые);

нагрудный знак «Научный консультант»;

-бонусная фишка;    

-награда «Юный исследователь»;

-лист проверки диктанта-экспресса для консультантов;

-лист самопроверки;

-музыкальное сопровождение к физминуткам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Девиз нашего урока: «Была бы охота, заспорится любая работа». А над какой темой мы будем сегодня работать, вы узнаете из устного счета.

  1. Устный счет.
  1. «Найди ошибку» (индивидуальная работа с последующей проверкой : учащиеся работают за персональным компьютером. Задача ученика: подчеркнуть строку с ошибкой (Слайд №1).  На интерактивной доске высвечивается верное решение для самопроверки (Слайд №2)).
  2. «Составь программу действий. Составь слово». (Слайд №3)(коллективная работа).

-А вот это и есть тема нашего урока. (Слайд №4).

  1. Сообщение темы урока.

-На уроке мы будем решать уравнения и задачи с помощью уравнений. Запишем в тетрадь тему урока: « Уравнения». (Слайд №5).

-На уроке с нами работают научные консультанты. За каждый удачный ответ вы получаете бонусную фишку. По количеству баллов определятся победители.

  1. Повторение теоретического материала (Цифровой диктант-экспресс: 1-да, 0-нет). Задание на компьютере, ответы занести в лист самопроверки  и сдать консультантам.
  1. Уравнение- это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
  2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
  3. Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
  4. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.
  5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
  6. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
  7. В верной пропорции произведение крайних членов пропорции равно произведению средних.
  8. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение умножить на известный множитель.
  9. Корни уравнения не изменяются, если обе части разделить на одно и то же число, не равное нулю.
  10. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, не изменив при этом его знак.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Физкультпауза (зарядка для глаз).
  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
  2. Крепко зажмурить глаза  ( считать до3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
  1. Примеры-ловушки (Развитие логического мышления. Поуровненвые задания. Работа в группах.№1-3-1 группа ; №4-5-2 группа; №6-8-3 группа) (Слайд №6).

  1. Решение уравнений и задач с помощью уравнения (закрепление умений решать задачи).

1). «Кто быстрее догонит льва?». (Соревнование по вариантам) (Слайд №7).

2).Задача-исследование.  (Работа в группах. Научные консультанты задают вопросы). (Текст на Слайде №8)

-Прочитайте задачу. Самостоятельно составьте краткую запись

- О каких отрезках идет речь в задаче?

- Что известно про отрезки АВ, CD?

- Какие изменения можно произвести над отрезками?

- Что получится после изменений?

- Назовите главный вопрос задачи.

- Решать эту задачу будем с помощью уравнения.

- Как называется такой способ решения? (Алгебраический)

Было

Изменения

Станет

АВ

CD

?см, на 2см б

Увеличить на 10см (+10)

Увеличить в 3 раза (*3)

Поровну

Решение:

Пусть х см – длина отрезка CD до изменений

Было

Изменения

Станет

АВ

CD

Х+2

х

Х+2+10

Поровну

Зная,  что после изменений получатся равные отрезки, составим уравнения:

Х+2+10=3Х

       -2Х=-12

          Х=6

Значит, 6 см – отрезок CD

6+2=8 (см) – отрезок АВ

- У кого составлено другое уравнение? Почему?

(за х принимаем длину отрезка АВ)

Пусть х см – длина отрезка АВ

Х+10=3(Х-2)

Х=8

Ответ: 8 см

3). Решить задачу.  (Взаимопроверка). (Слайд №9,10).

IХ.  Физкультпауза.

Короткий вдох на поворот головы, шумно, выдох через рот- 8 раз, наклон головы влево, вправо, вниз вверх; руки в стороны, обнять себя- вдох, развести- выдох через рот, с наклоном  (насос); сочетание (насос- обнять себя).

Х.Творческое задание: «Консультанты делятся опытом».  (Углубление знаний).  (Слайд №11).

ХI. Самостоятельная работа. Тест «Реши, если силен!» (Проверка знаний). (Слайд №12).

ХII. Домашнее задание.  (Индивидуальная многоуровневая работа по карточкам).

1).Повторить  свойства,  используемые при решении уравнений.

2).« Выбери вариант  сам»

ХIII. Подведение итогов урока.

- какую исследовательскую работу мы проводили?

-какие задания были для вас сложными? Почему?

Консультанты озвучивают итоги бонусной игры.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...