Анализ текстовых задач в 5-6 классах
методическая разработка по алгебре (5,6 класс) по теме
В данном материале представленны задания для устной работы со всем классом, а так же со слабыми и средними учащимися. Эти упражнения помогают учащимся выделить из условия задачи величины, связанные какими-либо зависимостями. А так же позволяют видеть определенное содержание условия задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__analiz_tekstovyh_zadach_v_5-6_klassah.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилова А. А. МБОУ СОШ № 20
Анализ текстовых задач в 5-6 классе.
Решение текстовых задач, как показывает практика работы в школе, вызывает у учащихся большие затруднения. У учителя должны быть в запасе упражнения, которые могли бы служить для ликвидации такого рода затруднений. Необходимо их использовать по мере надобности. Учащиеся не всегда могут дать математическое истолкование условия задачи, и это проявляется в том, что дети затрудняются выделить из условия задачи величины, связанные какими- либо зависимостями. И даже если представление об этих зависимостях уже сформировано, ученик в условии задачи может просто её не видеть. Решая задачу алгебраическим методом, составляя уравнение, делают это в отрыве от задачи. И пытаются исправить уравнение, меняя лишь математические действия, связывающие компоненты этих действий.
Ниже представленные упражнения как раз позволят ликвидировать эту трудность у учащихся, и направлены на умение видеть в математическом выражении всевозможные зависимости. В изучении условия задачи в основном кроется успех её решения.
Не решая задачи, а работая лишь с её условием, выполите задание.
- Прочитав условие задачи, ответьте на вопросы.
Катер за час проходит расстояние в 4 раза меньшее, чем теплоход. Сколько километров в час проходит каждый из них , если сумма их скоростей равна 100 км/ч?
Вопросы:
Назовите величины, о которых можно сказать:
- одна больше другой в 4 раза;
- одна меньше другой в 4 раза.
Если скорость катера x км/ч то, что обозначает выражения:
- 4х;
-4х+х?
Значение, какой из величин известно по условию задачи?
- Заполните пропуски в тексте задачи, используя справочный материал.
Баскетбольная команда школьников выиграла на … игр …, чем проиграла.
Число проигранных игр в … числа игр, проведённых вничью.
Сколько проведено игр, если ничьих было на …, чем проигранных?
Справочный материал.
Команда школьников выиграла 14 игр, проиграла 6, и свела вничью 2.
- Заполните пропуски в тексте задачи, используя справочный материал.
Морская черепаха может прожить … , чем крокодил и … чем кит. Сколько лет может прожить черепаха, если кит может прожить … чем крокодил?
Справочный материал. Продолжительность жизни морской черепахи 100 лет, крокодила- 300 лет, кита – 50 лет.
- Не решая задачу, установите, могут ли при правильном решении получиться приведенные в таблице результаты?
Класс | Количество баллов, заработанных учащимися в математическом турнире, состоящем из пяти этапов | ||||
I | II | III | IV | V | |
6 «А» | 12 | 7 | 8 | 6 | -6 |
6 «Б» | 5 | 5 | 6 | 10 | -4 |
6 «В» | 3 | 7 | 5 | 3 | 29 |
Учащиеся шестых классов заработали вместе за правильные ответы в одном из пяти этапов математического турнира 19 баллов. 6 «А» получил на 2 балла больше, чем 6 «Б», и на 3 балла больше, чем 6 «В». Сколько баллов было набрано каждым классом?
- Прочитайте условие задачи и ответьте на вопросы.
Туристический отряд в первый день прошёл расстояние, в 5 раз большее, чем в третий день, а во второй на 5 км больше, чем в третий. Какое расстояние прошёл отряд в каждый день похода, если известно, что в первый день он преодолел расстояние в два раза большее, чем в последующие два дня?
Вопросы к задаче:
- в какой день похода отряд прошёл самое большое расстояние?
- в какой день похода отряд прошёл самое короткое расстояние?
6. Не решая задачу, выберите из справочного материала ответ на её вопрос.
Продолжительность жизни попугая, голубя и щегла вместе составляет 195 лет. Голубь может прожить на 5 лет больше, чем щегол, а попугай в пять раз больше, чем щегол и ещё 15 лет. Сколько лет может прожить голубь?
Справочный материал: 25 лет, 140 лет, 30 лет.
Умение видеть определённое содержание в математическом выражении сформируют следующие задачи.
- Известно, что скорость велосипедиста 12 км/ч и он проехал 30 км.
Какой смысл имеет выражение 30:12?
- Каким из данных выражений можно придать смысл, используя условие задачи, а каким нет.
Сколько литров воды можно набрать из родника за час, если туристы заметили, что двухлитровая банка наполняется за 4 сек?
Данные выражения: а) 2:4;
б) (2:4)60;
в) 42;
г) 4-2;
д) (2:4);
е) 4+2.
9. Заполните пропуски в условии задачи, если известно, что её решение сводится к решению уравнения
7х+7(х+15)=1225;
Из двух городов … вышли одновременно навстречу друг другу два поезда и встретились через 7 часов после выхода. Найдите скорость каждого поезда, если один проходил в час на 15 км больше другого.
10.Заполните пропуск в условии задачи, если известно, что её решение сводится к решению уравнения
4500х +3250 (120 – х)=440000
На самолёт продано 120 билетов первого и второго класса на сумму 440 тыс. рублей Билеты первого класса продавались по 4500 рублей, а билеты … Сколько было продано в отдельности тех и других билетов?
11. Прочитав задачу, определите какое из уравнений является математической моделью , предложенного в ней условия.
Для промежуточной аттестации школьнику была предложена тестовая работа из восьми задач. За каждую решенную задачу засчитывалось 5 баллов, а за каждую нерешенную задачу списывалось три балла. Сколько задач правильно решил ученик, если он получил за свою работу 24 балла?
Уравнения:
а) 5х – 3(8-х) = 24;
б) 5х = 24;
в) 5(8-х) – 3х = 24;
г) 5х – 3(8 + х) = 24;
д) 3у = 24;
е) 5х + 3(8 - х) = 24.
12. Прочитав условие задачи, дополните данные три равенства до уравнений, к которым сводится её решение.
С противоположных концов беговой дорожки длиной 150м бегут навстречу два шестиклассника. Через сколько секунд они встретятся, если начнут бег одновременно и если один пробегает 8м в секунду, а другой 7 м в секунду?
а) 8х + … =150
б) 150 … … =7х
в) … … 8х = …
13. Запишите условие задачи, если известно, что её решение сводится к решению уравнения
Известно так же, что шестиклассник за три дня прочитал книгу. В первый день X страниц, во второй страниц, а в третий страниц.
14. Придумайте сами задачу, решение которой сводилось бы к решению уравнения
В заключение отмечу, что предлагаемые упражнения целесообразно использовать систематически для устного решения. Эти упражнения можно использовать как в работе всего класса, так и в работе со слабыми и средними учениками, заменяя задачи более или менее сложными. А составление заданий самими учащимися внесёт дополнительный интерес и элементы творчества в учебный процесс. Можно устроить и небольшой конкурс на лучшую задачу, составленную учащимися, при этом к подведению итогов следует привлекать учащихся, обсуждать с ними, соответствует ли задача, заявленному типу, чем хороша и какие интересные моменты возникают при её решении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Решение нестандартных текстовых задач в 5-6 классах"
Решение нестандартных текстовых задачЯ считаю, что в числе задач, стоящих перед школьным образованием, находится задача развития мыслительной деятельности у учащихся. Какой бы путь не избрал шко...
Конспект урока "Текстовые задачи на проценты" 9 класс
Общая структура урока: использование ситуационных задач открытого типа, позволяющих ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понима...
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Текстовые задачи в 5-6 классе
В статье описывается методика обучения решению текстовых задач на уроках математики в 5-6 классах...
Конспект урока - практикума "Решение текстовых задач экономического содержания" 5 класс
Разработка открытого урока по математике....
Способы решения текстовых задач ОГЭ математика 9 класс задание № 21 и ЕГЭ математика профильный уровень 11 класс задание № 11
в материале представлены различные типы текстовых задач и способы решения...
Комплекс задач «Графический способ решения текстовых задач» для учащихся 7 класса
Комплекс текстовых задач для решения графическим способом учащихся 7 класса.Комплекс состоит из задач с сюжетной фабулой на равномерное движение и на работу, так как с помощью графиков рационально реш...