Основы исследовательской работы. Живые проценты
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Программа интегрированного элективного курса формирующая основы исследовательской работы при изучении "живых" процентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы исследовательской работы. Элективный курс Живые проценты.

Программа и обзор курса

     Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Прикладной курс "  Живые проценты" рассчитан на учащихся старших классов общеобразовательных школ, желающих заниматься исследовательской деятельностью, приобрести знания, выработать некоторые умения, необходимые молодому исследователю. Графическая форма  курса представлена в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:                                                                                                                                                                                                Модуль 1. Основы исследовательской работы.                                                                                             Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.                                                                                                                                                         Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования.                                                                    Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.                                                                              Модуль 2.Живые проценты.                                                                                                                                 Цель: формирование  практических  навыков  при  решении  задач  на  проценты.                           Задачи: показать учащимся применение процентов в различных жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, голосование); познакомить   с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты; показать учащимся методы решения задач на сплавы, смеси, растворы с помощью процентов.                                                                                                                                                     Средства: рекламные проспекты, кредитные договора, тарифные квитанции.                                                                                                                                          Модуль 3. Выполнение творческих заданий.                                                                                              Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.                                                                                                                                                 Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.                                                         Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.

Актуальность разработки курса заключается в том, что:                                                                                                        Во-первых, организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология.  Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что сегодня общество развивается ускоренными темпами.  Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Общество  заинтересовано  в  людях  высокого  профессионального  уровня   и  деловых  качеств,  предприимчивых, способных  ориентироваться  в  сложных  ситуациях,  умеющих  быстро  и  безошибочно  принимать  решения. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.  Данный учебный курс по выбору разработан в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Как известно, профильное обучение в средней школе состоит из четырех блоков: базовые общеобразовательные предметы, профильные предметы, элективные курсы и учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Наиболее трудоемким является четвертый блок – организация исследовательской деятельности. Поэтому данный курс необходим для подготовки будущих выпускников для дальнейшего обучения в профессиональных заведениях.   Этот курс позволяет создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, развития и саморазвития личности. Он отвечает всем требованиям к содержанию и методике элективных курсов и курсов по выбору, а именно: актуальная личностно и социально значимая тематика, поддержка базовых курсов, включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков.                                                                      Во–вторых,  поскольку программу данного курса реализуют учителя математики, то практическое приложение знаний, предполагается решить в рамках изучения Модуля 2. (Живые проценты). В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования  относится вопрос социализации учащихся. В связи с тем, что  в  жизненных  ситуациях  человеку  часто приходится иметь  дело  с  процентными  вычислениями (оформление  товара  в  кредит,  пользование  банковскими  кредитами,  вычисление  налоговых  отчислений),  умение  решать  основные  задачи  на  проценты    потребуется  человеку  на  протяжении  всей  его  трудовой  жизни. Программа курса  охватывает задачи  на  проценты  из  различных  сфер  жизни,   что развивает  у  учащихся  умение  видеть  приложение  математических  знаний  к  окружающей  действительности. Материал  курса  способствует  не  только  выработке  умений  и  закреплению  навыков  процентных  отчислений,  но    и    формированию  устойчивого  интереса  учащихся  к процессу  и  содержанию  деятельности,  а  также  познавательной  и  социальной  активности.

Цель  курса заключается в том, чтобы обеспечить условия:                                                                             -для получения полноценного представления о процентах, об их роли в повседневной жизни;                         -для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.                                  Задачи курса:                                                                                                                                                   --формировать умение грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления;      -формировать  культуру решения задач, культуру поиска способа решения задач;                                   -помочь учащимся в освоении методов и способов решения нестандартных заданий и заданий повышенной сложности на уровне, превышающим уровень государственных образовательных стандартов;                                                                                                                                                                -развивать способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности;                             --повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

     Необходимость  реализации  второго модуля  была вызвана следующими  причинами:                                       - Текстовые  задачи  на  проценты включены  в  КИМы  ЕГЭ,  в  конкурсные  экзамены.  Однако  практика  показывает,  что  задачи  на  проценты  вызывают  у  учащихся  затруднения.  В  большинстве  учебников  отсутствуют  указанные  задачи  или  содержатся  в  небольшом  количестве.                                                                                                                                                                       - С математической точки зрения раздел процентов в школьной математике является простейшим. Однако в текстовых задачах раздел задач на проценты выделяется и по другому показателю – по лингвистическому разнообразию выражений типичных вопросов. Научить процентам – это в первую очередь научить быстро и без колебаний переводить ту или иную словесную формулировку в соответствующую математическую формулировку.                                                                        

     Практическая  значимость  модуля состоит  в том,  что он      демонстрирует  учащимся как  умение   решать  задачи  на  проценты, так и  помогает  человеку в  решении  повседневных  бытовых  проблем. Курс предполагает, что учащиеся смогут  свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, сумеют просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков, и выбрать наиболее выгодные.  Практические задачи повседневной жизни человека   требуют для своего решения не только первичных знаний о процентах, но и более глубоких знаний (простые и сложные проценты, арифметическая и геометрическая прогрессия).                      

    Особенностью курса является его универсальность. Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими точными и естественными науками (математикой, химией, физикой, информатикой), бытовыми и производственными сферами жизни. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.

Роль и место  курса. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе. Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме, и, что особенно важно, формированию умений решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. При изучении курса  используется поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется и на занятиях, и в ходе самостоятельной работы школьников.                                                                                                                                            

  Объем и сроки изучения. Краткосрочный курс по выбору "Живые проценты" рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов для каждой группы учащихся. В течение первого полугодия данный курс изучают  2 различных группы учащихся 10-11 классов.   Состав групп постоянный, количество учащихся до 10 человек. Предполагаются учебные занятия как отдельно с каждой группой, так и совместные. Реализация программы осуществляется за счет часов, отводимых на выполнение школьного компонента.

В результате изучения прикладного курса "Живые проценты" учащиеся должны                                   знать:                                                                                                                                                                            - особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;                                                                                                                             - виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы);                                                                                  - способы и формы представления данных, полученных в результате исследования. демонстрировать следующие умения:                                                                                                               1. Работа с источниками знаний:                                                                                                                        -проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);                        -отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;                                                                                                                                                 -сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;                                    -использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;                                                                                                                         -выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;               -свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.                   2. Анализ, объяснение:                                                                                                                                                 -систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;                                                                             -объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;                                  -излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;              -анализировать статистические данные.                                                                                                                  3. Оценка: высказывать и аргументировать свое отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.                                                                                                                                                                        4. Овладение методами исследования: овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования) методами исследования.                                                                                                                                                                5. Обработка полученной информации:                                                                                                          - составлять план – конспект научной работы, тезисы;                                                                                          -создавать краткие и развернутые аннотации.                                                                                                              6. Написание и оформление научной работы (реферат, научная статья):                                                          -определять структуру (план) научной работы;                                                                                                        -строить введение, основную часть, заключение;                                                                                                 -оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.                                                                                                                                    7. Представление результатов исследования, рецензирование:                                                                      -свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;                                                     -создавать электронные презентации результатов работы для выступления;                                                  -задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию.

Также в результате  изучения  курса                                                                                                                                  учащиеся должны знать:                                                                                                                                              -что такое процент;                                                                                                                                                      -основные соотношения на процентные расчеты;                                                                                                                     -алгоритм решения задач составлением уравнения;                                                                                                 -формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста;                                                            -что такое концентрация, процентная концентрация;                                                                                                                            учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                -решать типовые задачи на проценты;                                                                                                                              -применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;                                      -использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста;                                -решать задачи на сплавы, смеси, переливания;                                                                                                        - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, индивидуальное выполнение учащимися. Каждое занятие включает теоретический материал   и практические задания. Учебно-исследовательская деятельность  определяется как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного. Элективный курс содержит программу и дидактические материалы, ориентированные на систематизацию знаний учащихся и развитию их умений решать задачи «на проценты», формирование навыков исследовательской деятельности. Программа курса соответствует Государственному образовательному стандарту

Контроль. В ходе занятий учащиеся выполняются индивидуальные контрольные задания, а по окончанию занятий курса творческое задание, тема которого определяется каждым учащимся индивидуально. Список тем   сообщается заранее, чтобы ученики могли воспользоваться правом выбора темы или даже сумели предложить свои собственные «свободные» темы. Работа над выбранной темой может быть сугубо индивидуальной, но не исключается выполнение неболь шой группой учеников проекта по следующим направлениям.

Первое направление « Проценты на уроках…». Учащимся предстоит выяснить,  какие задачи «на проценты», и на каких предметах они решают. Учащимися проводится  самостоятельная исследовательская работа, в ходе выполнения которой учащиеся  выясняют,  как используется понятие процентов при изучении других дисциплин? Результаты   работы обсуждаются совместно, дополняются.                                                                                                                                                   Второе направление « Кредит, ссуда или сберегательный вклад?» Понятие процентов и их роли  в повседневной жизни. В этом проекте учащимся предстоит:                                                                                -определить какую крупную вещь вы решили приобрести;                                                                                     -желательно познакомиться с правами и обязанностями потребителя (покупателя) и определить, что необходимо для того, чтобы стать грамотным покупателем;                                                                                   -изучить типы соответствующих магазинов в вашей местности, исследовать цены и ассортимент интересующих вас товаров;                                                                                                                                       -определить максимально подходящий магазин для покупки, запланированной вещи;                                -выяснить (собрать)  предложения различных магазинов (цена товара, первый взнос, проценты по кредиту), банков по ссудам (виды кредитов, проценты, сроки, условия), банков по вкладам (процентные ставки, виды вкладов, сроки), кредитных отделов (первый взнос, проценты, сроки возврата кредита);                                                                                                                                                  -выполнить расчеты, оформить результаты (таблицы, схемы, графики, диаграммы);                                    -проанализировать полученные результаты, выбрать наиболее выгодные предложения.                                Третье направление « Профессия + проценты». В этом проекте учащимся предстоит:                              - изучить интересные и престижные профессии, выделить те группы профессий, в которых необходимы знания о процентах;                                                                                                                           -создать базу данных (включающую название профессии, диапазон заработной платы, необходимые навыки образования и работы, учебные заведения в которых можно получить необходимое образование, какие школьные предметы требуются на вступительных экзаменах,  предполагаемое место работы, должностные обязанности, и т.п.)

Тематический план и содержание программы

Модуль 1. Основы исследовательской работы (5 часов)

Тема 1. Введение в исследование.

Учебные вопросы

Содержание учебного материала

Практическое задание

1.1 Введение в исследование. Сущность и значение школьной исследовательской деятельности.
1.2. Развитие самоорганизации как одна их основных целей организации исследовательской деятельности старшеклассников

Что такое наука?

Учебно-исследовательская деятельность Содержание исследования. Определение области исследования.

Составление плана исследователя.

1.Написать рассуждение на тему "Почему я хочу заниматься исследова-тельской деятельностью".
2.Ответить на вопросы опросника "Личная профессиональная перспектива".

Тема 2. Постановка целей и задач, выдвижение гипотез, выбор методов ученического исследования.

2.1.Постановка цели, формулирование задач, выдвижение гипотез.

2.2.Выбор методов сбора и обработки фактического материала.

Проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Тема 3. Логические законы и правила в научной работе.

3.1.Логическая структура ученического исследования.                                                 3.2. Виды переработки текста.                    3.3. Виды научных работ.                                   3.4. Индивидуальный план

   Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования.     Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем.  Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.   Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию.                           Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием.

  Выполнить задания по теме "Логические основы аргументации".

Составление памятки "Виды научных работ".

Тема 4. Оформление результатов работы.

3.1 Правила оформления списков литературы к научным работам
3.2.  Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок.
3.3.  Оформление работы.
3.4.Формы представления проектов

Структура работы (содержание, введение, основная часть, выводы, заключение, приложения).   Оформление результатов.                                               Научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы

Познакомиться с примерами оформления списков литературы.                           Оформить список   список любой литературы (книги, статьи, электронные ресурсы), прочитанные Вами в последнее время.

Тема 5. Работа с различными носителями (источниками) информации.

5.1. Виды информации и методы поиска.                                                        5.2.  Применение информационных технологий в исследовании.                                         5.3.  Компьютерная обработка данных исследования.                                        

Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.   Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.  

Подготовить мультимедийную презентацию сообщения.

Модуль 2.Живые проценты (7 часов)

 Тема 1.Основные задачи на проценты

1.1. Нахождение процентов от данного числа.                                      1.2. Нахождение числа по его процентам.                                            1.3. Процентное отношение двух чисел.

Понятие процента. История возникновения. Процентные отношения (сколько процентов составляет А от В;  на сколько процентов А больше, чем В; на сколько процентов А меньше, чем В).  

Решение задач.

Тема 2. Проценты в жизненных ситуациях.

2.1.Распродажа.                                       2.2.Тарифы.                                           2.3. Штрафы.                           2.4.Голосование.                            

Применение процентов при решении задач  о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Представленные задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. При решении задач предполагается использование калькулятора -  всюду, где это целесообразно.

Решение задач.

Тема 3. Задачи, связанные с торгово-денежными отношениями.

3.1. Себестоимость товара.

3.2. Прибыль.

3.3 .Инфляция.

3.4. Процентный прирост.

  Основные понятия: «себестоимость товара», «прибыль», «инфляция», «процентный прирост».

Решение задач, связанные с торгово-денежными отношениями.

Решение задач.

Тема 4. Задачи на смеси, сплавы и растворы.

 4.1. Процентное содержание вещества.

4.2. Концентрация вещества.

4.3. Основные допущения, принимаемые в задачах на сплавы и смеси.

   Концентрация вещества. Процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Решение задач.

   

Решение задач.

Тема 5. Проценты и банковские операции.

5.1.Абсолютный прирост величины.

5.2.Относительный прирост величины.

5.3.Процентный прирост.

Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки.

     

Решение задач.

Модуль 3. Выполнение творческих заданий (5 часов)

 1. Содержание исследования.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.

Описать область своих научных интересов, как возникла тема исследования кто помогает (помог) в ее выборе, связана ли область исследования с будущим выбором профессии.

2.Написание работы.

Индивидуальные консультации по написанию работы.

Подготовка своей исследовательской работы.

3.Презентационное сопровождение.

Мультимедийная презентация.  Стендовый материал.

Подготовка презентации.

4.Пробная защита исследовательской работы.

Оппоненты. Правила дискуссии.

Составить вопросы для дискуссии.

Литература

Модуль 1, 3                                                                                                                                                                   1. Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум – М, 2001 год.                2. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. ''Как спроектировать учебный процесс по курсу''. – Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003 год                                                                                                3.Обухов А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное образование'' №2 2004 год стр. 146-148                                                                                                                                                      4. Е. С. Цикало ''Исследовательская деятельность школьников по биологии как условие их творческого развития''. – Ж. ''Дополнительное образование'', №8 2004 г. стр. 12.                                            5. ''Исследовательская работа школьников'' №1 2002 год                                                                                          6. Л. Ф. Фомина ''О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников''.  М.2008г                                                                                                                                                           7. А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей). М. 2003г.                                                            8. ''О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования''. Решение коллегии Министерства образования РФ от 10 января 1996 года. №1/1.- Вестник образования. – 1996. - №5. – с. 32.

Модуль 2.                                                                                                                                                                 Для учителя.                                                                                                                                                1.Дорофеев В.Г., Кузнецов Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б.Изучение процентов в школе // Математика в школе. – 2002. -№1.

2.Барабанов О.О.  Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003                                                                                                                                              3.Захарова А.Е.  Несколько задач про «цены». \\ Математика в школе, №8, 2002.                                    4.Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа -  Пресс, 1999.                                                    5.Сборник задач по математике для поступающих во втузы (с решением).В 2 кн.кн.1 Алгебра под. Ред.М.И.Сканави – 9-е изд. перераб. и доп.-М.ОНИКС.Альянс – В.,1999                                                                   Для учащихся.                                                                                                                                               1.«Квант» для младших школьников: Математика 6-8 –М. Бюро Квантум, 1988                                           2.И.Н.Петрова Практикум. Проценты на все случаи жизни. Южно-уральское кн. изд.

Приложение 1.

Критерии оценки учебно-исследовательских работ школьников.

  1. Тип работы.

0 – работа не носит исследовательского характера.

1 – работа носит исследовательский характер, т.е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения.

2 – кроме выполнения требования, отвечающего оценке 1, автор знает о научной проблеме и задаче, к которым относится его работа.

  1. Имеются собственные оригинальные идеи.

0 – оригинальные идеи отсутствуют.

1 – принадлежат, в основном, научному руководителю, но учащийся может объяснить, в чем их оригинальность.

2 – разработаны совместно с научным руководителем, не очень значительны.

3 – разработаны, в основном, самим учащимся, не очень значительны.

4 – разработаны, в основном, самим учащимся и достаточно значительны.

5 – разработаны, в основном, самим учащимся, носят выдающийся характер.

  1. Имеется содержательный анализ литературы по теме.

0 – анализ литературы отсутствует.

1 – анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, учащийся содержательно им не владеет.

2 – анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, тем не менее учащийся содержательно владеет им.

3 – учащийся достаточно полно изучил один – два литературных источника, сопоставляет их данные с собственными результатами.

4 – учащийся достаточно полно изучил три и более литературных источника, сопоставляет их данные с собственными результатами.

5 – учащийся изучил и критически сопоставил между собой и с результатами своей работы несколько литературных источников.

  1. Учащимися освоены и применены новые для него обеспечивающие методы, приемы и т. п., выходящие за пределы школьного курса.

0 – нет.

1 – освоены достаточно простые, не требующие больших затрат времени, не носящие универсального характера.

2 – освоены требующие достаточно затрат времени, но частные, не носящие универсального характера.

3 – освоены требующие достаточно затрат времени и носящие универсальный характер.

4 – освоены требующие весьма больших затрат времени универсальные средства.

5 – детально освоены исключительные по универсальности и мощности обеспечивающие средства.

  1. Разработаны специальные средства для выполнения работы (компьютерная программа, модели и пр.)

0 – нет.

1 – разработаны достаточно простые средства, не требующие больших затрат времени, высокой квалификации, не носящие универсального характера.

2 – разработаны средства, требующие достаточно затрат времени или высокой квалификации, но нечастые, не носящие универсального характера.

3 – разработаны средства, требующие достаточных затрат времени или высокой квалификации, но частые, не носящие универсального характера.

4 – разработаны средства, требующие достаточных затрат, высокой квалификации и носящие универсальный характер.

5 – разработаны требующие весьма больших затрат времени и высокой квалификации универсальные средства.

  1. Сложность (трудоемкость разработанных средств).

0 – личный вклад автора в разработку средств незначителен.

1 – личный вклад автора составляет менее половины трудоемкости разработки средств.

2 – личный вклад автора составляет более половины трудоемкости разработки средств или весьма значителен по времени.

3 - личный вклад автора составляет более половины трудоемкости разработки средств и весьма значителен по времени.

4 – средство разработано автором полностью самостоятельно, но не требует значительных затрат труда.

5 – средства разработаны целиком самостоятельно в результате значительных усилий автора.

  1. Качество разработанных средств.

0 – весьма низкое.

1 – разработанные средства пригодны лишь для данного исследования.

2 – разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях.

3 – разработанные средства приближаются хотя бы по нескольким характеристикам к уровню аналогичных профессионально разработанных средств.

4 - разработанные средства приближаются  по основным характеристикам к уровню аналогичных профессионально разработанных средств.

5 - разработанные средства полностью соответствуют уровню аналогичных профессионально разработанных средств.

  1. Учащимся выполнено исследование проблемы.

0 – исследование отсутствует или личный вклад автора в него незначителен.

1 – личный вклад автора составляет менее половины содержания исследования.

2 – личный вклад автора составляет более половины содержания исследования, или менее половины, однако, весьма значителен по времени.

3 – личный вклад автора составляет более половины содержания исследования,  и весьма значителен по времени.

4 – исследование выполнено автором полностью самостоятельно, но не требует значительных затрат труда.

5 – исследование выполнено автором полностью самостоятельно в результате значительных усилий автора.

  1. Качество исследования.

0 – исследование отсутствует.

1 – исследование выполнено, однако, его результаты не являются новыми.

2 – в качестве результата сформулированы новые положения, однако, недостаточно обоснованные.

3 – в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, которые могут быть доложены на студенческой научной конференции в вузе.

4 - в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, которые могут быть доложены на взрослой научной конференции в вузе.

5 – в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, которые могут быть направлены в центральную научную печать.

  1.  Практическая значимость работы.

0 – работа не имеет практического значения.

1 – работа может быть использована в учебных целях в своем учебном заведении.

2 – работа уже используется в своем учебном заведении (есть справка о внедрении).

3 – работа уже используется в нескольких учебных заведениях (есть справка о внедрении).

4 – работа принята к внедрению в конкретной организации (не учебном заведении).

5 – работа уже используется в конкретной организации (не учебном заведении), есть акт внедрения.

  1.  Оригинальность подхода.

0 – уже надоевшая, часто встречающая тематика работы.

1 – традиционная тематика.

2 – тематика но новым перспективным направлениям науки и техники.

3 – работа строится вокруг новых идей, вызывающих споры в большой науке.

4 – в основе работы – неожиданные новые идеи научного руководителя по новым перспективным направлениям науки и техники.

5 – в работе доказательно опровергаются ранее принятые в науке положения.

  1.  Качество оформления работ.

0 – неряшливое, неграмотное, непонятное описание работы.

1 – работа аккуратно оформлена, но без ''изысков'', описание непонятно, неграмотно.

2 – работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, но неграмотно.

3 - работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно.

4 – работа оформлена не только аккуратно, но изобретательно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно.

5 – при выполнении всех условий, отвечающих оценке 4, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания работы( например, прилагается действующая модель).

  1.  Качество доклада и ответов на вопросы.

0 – не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы, по-видимому, не понимает то, что докладывает.

1 – видно, что понимает то, что докладывает, но не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы.

2 – докладывает самостоятельно, четко, однако, не может ответить на большинство вопросов.

3 – докладывает самостоятельно, четко, хорошо, отвечает на большинство вопросов.

4 – при выполнении всех условий, отвечающих оценке 3, подготовил и эффективно использует иллюстративные средства (плакаты, слайды).

5 – доклад производит выдающееся впечатление.

 

 Приложение 1.

Наука.

Развитие науки и техники в современном мире столь грандиозно, воздействие на нашу жизнь столь впечатляющее, что мы редко задумываемся над тем, что наука – это уникальная особенность именно европейской цивилизации. Возникла наука совсем недавно в истории человечества. Феномен науки появляется только с развитием демократии, в какой-то степени ''пропорционален'' уровню развития демократии, а научный стиль мышления, возникая на базовых ценностях гуманизма, относится к основным ценностям европейской цивилизации и, безусловно, является главным вкладом, который эта цивилизация сделала в развитие человечества.

Афины, 594 г. до. н. э. – место и время, от которого можно начать отсчет европейской цивилизации. Именно законы Солона, реформировавшие в это время общественную жизнь Афин, были тем деянием, отдаленным последствием которого явилось ''чудо'' греческой философии и науки. В этих реформах Солон, причисляемый к одному из ''семи мудрецов'', усилил роль народного собрания, создал два новых органа управления (Совет четырехсот и суд присяжных) и провел ряд других экономических и управленческих реформ, которые заложили основы той формы государственного устройства, которая греками же и была названа ''демократией''. В течение очень небольшого срока после этого относительно маленькая по численности и занимаемой территории Эллада стала лидером среди народов средиземноморского бассейна, опередив более древние и могущественные цивилизации Вавилона и Египта. Это было эпохой великого перелома в жизни греческого общества, освобождением от власти родовых вождей, возникновением самоуправляющихся городов-полисов. Греческие полисы создали формы жизни, обеспечивающие возможность довольно свободной коммуникации и информационного обмена.

Афинское общество состояло из равноправных мужчин, которые именно в силу свое равноправности были вынуждены убеждать друг друга и доказывать свою правоту Словом. И слово это приобретало свою убедительность не на авторитете Власти или Силы, а благодаря воздействию на Разум. Человек высказывал мнение вслух, и ему приходилось его доказывать в условиях, когда каждый вправе сомневаться, задавать вопросы и возражать. Подобное невозможно во время проповеди или в условиях, когда приказ отдает облаченное непререкаемой властью лицо. Именно там, на площадях древнегреческих городов, в спорах об общественных работах, о ценах, о виновности подсудимого, о правилах налогообложения, о достоинствах и недостатках литературных произведений и т. п. получили свой исток законы логики и методы рассуждения, которые с самого начала носили характер диалога, были механизмом человеческого общения в условиях равноправия.

После создания системы доказательств и анализа мнений достаточно легко был переброшен мост к другим областям человеческой деятельности, в первую очередь, анализу подверглись различные знания, при этом создались теоретические модели окружающего мира. Известно, что жрецы Вавилона умели с поразительной точностью рассчитывать астрономические явления, но они не ставили вопроса о том, почему эти явления повторяются. Для греков именно этот вопрос был основным, и они начали строить модель Космоса. В великой цивилизации Древней Индии обнаруживаются зачатки знаний, похожие на логические рассуждения Аристотеля. Но нигде нет осознания значения этого открытия, кроме как в Греции. Действительно, еще древние египтяне обладали обширными математическими знаниями, однако любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим, т.е. знания не являлись целью, а лишь средством для решения практических задач. Этим было положено начало развитию научного мышления и логико-математических наук.

До того как наука выделилась в особую форму деятельности людей и стала профессией, она воплотила в себе духовные искания эпохи Возрождения, которая сформировала систему взглядов гуманизма, создала идеал свободной всесторонне развитой личности. Возникновение собственно науки относят к XVII веку, трудам Фрэнсиса Бэкона, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, возникновению Лондонского Королевского общества ученых (1662г) и Парижской Академии наук (1777 г). Что явилось предпосылкой этих работ и возникновению этих обществ? Быстрый технический прогресс привел к развитию экономической рациональности, подорвал силу традиций и привычки, которыми управлялось феодальное общество. Были также созданы условия для проявления людей, достаточно свободных от задач удовлетворения насущных потребностей (еда, жилье, одежда) и образованных, но не принадлежащих к классу духовенства или рыцарства, так как наука является светской и невоенной по духу своему. Кроме того, борьба религиозных идеологий в эпоху Реформации стимулировала разрушение оков традиционализма, слепой веры в авторитеты, что способствовало развитию индивидуальности. Английская буржуазная революция XVII века дала политические свободы и гражданское равенство значительной части населения, стимулировало свободомыслие, сомнение в старых догмах, традициях, авторитетах. Такого рода критический дух и является одним из оснований научного мышления. Надо отметить, что в этот бурный период наука выступила в определенной степени в противовес господствующим идеологиям, резко отграничила себя от других феноменов культуры, от религии, морали, образования, и, провозгласила основополагающие принципы: объективность, бескорыстность, нейтральность, автономность. 

Наука формируется в XVII веке в Европе как специфическая деятельность, целью которой является получение и теоретическая систематизация объективных знаний о реальности. Непосредственная деятельность в науке связана с исследованием, описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности, стремлением к созданию обезличенного, максимально объективного и рационально обобщенного знания.

Ученые производят знания. Ответственность за их использование лежит на всем обществе.

Приложение 2.

Исследовательская деятельность, как правило, привлекает ребят, которых педагоги условно называют интеллектуально одаренными. Среди них есть такие, кто сами с удовольствием демонстрирует свои интеллектуальные умения. Это активные, уверенные в себе дети, они помогают учителю на уроке, не боятся демонстрировать свои способности и умения. Однако существуют дети, которых называют интеллектуально пассивными. Они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом могут быть не уверены в себе, боязливы, инертны. Их труд отличает глубина, богатая языковая палитра, обилие прочитанной, изученной и использованной для написания научной работы литературы. Выявить таких детей, помочь им реализоваться – задача педагога. Для этого можно провести несколько диагностических заданий.

  1. Самоопрос

Сделать это мне…

…трудно

…легко

1

Говорить перед классом

2

Во время выступления не потерять нить рассуждения

3

Сделать сообщение по ключевым словам

4

Пояснить что-либо у доски

5

Сказать что-то, в чем не уверен

6

Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников

7

Выступать с докладом, не читая, а рассказывая

8

Ставить вопросы

9

Чувствовать себя уверенно во время выступления

10

Работать длительное время в библиотеке

Помимо данного опроса уместно параллельно провести изучение коммуникативных умений учащихся. Ребятам предлагается тема для обсуждения, например:

-Должна ли быть захоронена мумия Тутанхамона?

-Следует ли разрешить получать права в 16 лет?

После окончания обсуждения  учителем заполняется оценочный лист

Поведение во время беседы

Активен

Неактивен

Придерживается темы

Отклоняется от темы

Обращается к другим

Говорит только сам

Говорит четко

Говорит нечетко

Дружелюбен

Агрессивен

Проявляет инициативу

Не проявляет инициативу

Внимателен

Невнимателен

Умеет строить логические высказывания

Не умеет строить логические высказывания

Смотрит на ребят

Не смотрит на ребят

Привносит собственные идеи

Бессмысленно повторяет то, что уже сказано

Воодушевляет других

Расслабляет других

Способствует беседе

Тормозит беседу

Говорит полными предложениями

Говорит обрывками фраз

Говорит убедительно

Говорит неубедительно

Готов пойти на компромисс

Отрицает компромисс

Говорит кратко

Говорит слишком много

Говорит понятно

Говорит непонятно

Говорит интересно

Говорит скучно

Дает высказаться другим

Прерывает других

Общая оценка поведения во время беседы можно оценить от 1 до 5.

Для изучения интеллектуального потенциала школьников полезным может быть тест для оценки коэффициента нереализованного интеллектуального потенциала (КНИП).

Тест.

( Тест взят из книги Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум – М, 2001 год.)

Ниже приведен ряд высказываний с указанием вариантов ответа. Подчеркните выбранный вами вариант ответа.

  1. Какое слово из приведенных ниже Вам хотелось бы соотнести со словом крокодил?

А) экскаватор б) зеленый в)бегемот

2. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Если ты атеист, то все равно должен уважать ценности религиозной культуры. Б) если ты атеист, то не переходи дорогу на красный свет. В) Никакое не нравится.

3. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Жизнь – это путешествие в будущее. Б) Жизнь – это путешествие в прошлое. В) Никакое не нравится.

4. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Заставь глупца богу молиться, он свой лоб расшибет, отучи – чужой. Б) Заставь глупца богу молиться, он все равно глупцом останется. В) Никакое не нравится.

5. Падающий град похож на…

а)…десант парашютистов б)…слезы плачущего мамонта  

в) …падающий град.

6. Какое выражение из приведенных ниже вам нравится?

А) Трудно быть божеством. Б) Скучно быть божеством в) Никакое не нравится.

7. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Если бы человек, которому при жизни поклоняются многие, стал богом, то Луну назвали бы его именем. Б) Если бы человек, которому многие при жизни поклоняются стал божеством, то на небе стало бы гораздо больше звезд. В) Никакое не нравится.

8. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Путешествуя, мы изменяем свое настоящее. Б) Путешествуя, мы улучшаем свое прошлое. В) Никакое не нравится.

9. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Часто ломающиеся цветные телевизоры экономят Ваше рабочее время. Б) Часто ломающиеся цветные телевизоры говорят о низком качестве изделий нашей электронной промышленности. В) Никакое не нравится.

10. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Утопающий понял, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Б) Утопающий понял, что является делом всей его жизни. В) Никакое не нравится.

11. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится?

А) Изобретатель подобен вору, взламывающему сейфы. Б) Изобретатель подобен антенне. В) Никакое не нравится.

Оценивание:

А – 10 баллов  Б – 5 баллов В – 0 баллов

Меньше 40 – низкий КНИП, от 40 до 60 – средний (нормативный) КНИП, выше 60 – высокий КНИП.

Приложение 3.

 Памятка исследователя.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Гипотеза – возможный вариант решения проблемы.

Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет Цель и Задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в Задачах исследования.

Как выбрать тему исследования.

Все темы для исследовательской работы можно условно объединить в три основные группы:

  1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  2. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  3. Теоретические – это группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Правила выбора темы исследования.

1.Тема должна быть интересна исследователю.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Кроме того, выбирая тему, надо учитывать:

  1. Возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям. Это касается не столько выбора темы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться с различной степенью глубины.
  2. Желание и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой ''исследовательской базы'', невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностным решениям.

Приложение 4.

Гипотеза.

Слово ''гипотеза'' происходит от древнегреческого – hypothesis  - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере.

Как рождаются гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. В профессиональной исследовательской работе обычно действует несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др.

В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень.

Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотезы – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провакационные идеи.

  1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.

2. Как вы думаета, почему щенки и котята любят играть? Предположите несколько разных гипотез по данному поводу.

3.Найдите возможную причину событий:

  1. Дети стали больше играть во дворах;
  2. Миша стал совсем серьзным;
  3. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
  4. Автомобиль одиноко стоял на дороге.

4.Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и придумайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

Приложение 5.

Виды исследовательских работ.

Формы

Структура

Доклад

  1. В кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
  2. Сущность темы, обоснованные научные предложения;
  3. Выводы и предложения.

Тезисы доклада

  1. Основные положения доклада;
  2. Основные выводы и предложения.

Научная статья

  1. Заголовок;
  2. Вводные замечания;
  3. Краткие данные о методике исследования;
  4. Анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  5. Выводы и предложения;
  6. Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

  1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
  2. Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
  3. Детальная характеристика применявшихся методов;
  4. Существование новых научных результатов;
  5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;
  6. Выводы и предложения.

Реферат

  1. Вводная часть;
  2. Основной текст;
  3. Заключительная часть;
  4. Список литературы;
  5. Указатели.

Монографии

  1. Введение;
  2. Подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
  3. Выводы по каждому разделу;
  4. Заключение.

Представление исследований. Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства.  Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу  с антропогенными загрязнениями окружающей среды.  Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределенность результата, который могут дать исследования.

Приложение 6.

Требования к содержанию научной работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

  1. Наименование учебного заведения, где выполнена работа;
  2. Фамилию, имя и отчество автора;
  3. Тему научной работы;
  4. Фамилию, имя  и отчество научного руководителя;
  5. Город и год.

Оглавление

Включает:

  1. Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц)

Содержит:

  1. Оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;
  2. Обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть (не более 10 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

Приложение 7.

Правила ведения дискуссии.

Памятка для оппонентов.

  1. Критикуй не оппонентов, а их идеи.
  2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе.
  3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
  4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего.
  5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
  7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.

Памятка участнику дискуссии.

  1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
  3. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способ доказательства являются бесспорные факты.
  5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов.
  6. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами.
  7. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
  8. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.

Приложение 8.

Гигиенические требования к проведению занятий по курсу ''Методология исследовательской деятельности''.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптиум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

При составлении расписания уроков используется таблица И. Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет

Кол. баллов

Математика

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Музыка

1

Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

Таким образом, исходя из выше сказанного, курс по выбору целесообразно проводить во вторник и в среду. Так как учащиеся 9 классов занимаются в первую смену, то курсы по выбору ставятся в расписании третьим или четвертым уроком. В исключительных случаях возможен перенос занятия на вторую смену, но не позднее вторника.

X. Глоссарий.

  1. Учебное исследование – вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого-то вопроса или практически актуальной проблемы, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении и проверке гипотез, проведении или моделировании эксперимента.
  2. Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
  3. Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
  4. Теория – это совокупность обобщенных положений.
  5. Оппонент – противник в споре или лицо, которому поручена оценка диссертации или доклада.
  6. Дискуссия – обсуждение какого – либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.
  7. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
  8. Каталог – перечень каких-либо предметов, книг, экспонатов, составленный в определенном порядке.
  9. Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.
  10.  Монография – научный труд, посвященный исследованию одной темы.
  11.  Музей – научно-исследовательское или научно-образовательное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
  12.  Архив – 1) учреждение или его часть, хранящая документы. 2) Совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц.
  13.  Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
  14.  Консультация – один из видов учебных занятий – беседа преподавателя с учащимися с целью углубления и расширения их знаний, дополнительной помощи в усвоении предмета.
  15.  Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
  16.  Библиография – подготовка и представление основных сведений о документах, произведениях письменности и печати.
  17.  Учебник – книга для учащихся или студентов, в котором систематически  излагается материал из определенной области знаний.

 

МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                Паначёва И.Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Живи, родник, живи…»

   Природа  нашего района необыкновенно богата и разнообразна, но среди этого разнообразия есть место, которое близко нашему сердцу, это место, где мы родились и выросли. Состоян...

Исследовательская работа «ПРОЦЕНТЫ»

ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ...

Презентация к исследовательской работе "Живи, родник, живи!"

Дополнительный материал к исследовательской работе "Живи, родник, живи!"...

Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы"

Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы" предназначена для учащихся 8-9 классов, которые только начинают заниматься научной исследовательской работой в школе.Что с...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Живая геометрия"

Другoй пoдхoд к изучению геoметрии:1. Математика — наука экспериментальная (эта тoчка зрения хoрoшo известна и пoддерживается самими математиками).2. В математическoй деятельнoсти важнo исследoв...