Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской работы" предназначена для учащихся 8-9 классов, которые только начинают заниматься научной исследовательской работой в школе.Что собой представляет такая работа, как ее планировать, организовывать, вести исследование, обрабатывать материал - этим вопросам посвящен данный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_issl_deyat.docx | 279.49 КБ |
Предварительный просмотр:
| |||||||
Программа внеурочной деятельности
«Основы исследовательской работы»
8 классы
Составитель программы:
Медведева Т.А.
Новокузнецкий городской округ,
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку»Основы исследовательской деятельности» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
- Положения о рабочей программе учителя
- Учебного плана МБОУ «Лицей № 34»
Главная цель занятий - обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики, приобретение учащимися навыков исследования как способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
-Научить учащихся ставить исследовательские вопросы;
-формулировать проблемы; выдвигать гипотезы и проверять их;
-составлять план работы; вести наблюдения;
- выделять существенную информацию из разных источников и систематизировать ее ---представлять результаты работы в разных формах.
Исследовательская деятельность ребёнка - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Занятия исследовательской внеурочной деятельностью способствует становлению личностных характеристик человека, умеющего учиться; способного применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Курс дает возможность интегрировать такие предметы общеобразовательного цикла, как русский язык, литература, история, краеведение, реализовать принцип связи обучения с жизнью. При помощи системы вопросов и заданий исследовательского и творческого характера учащиеся будут постоянно обращаться к краеведческим и историческим материалам, лингвистическим словарям, это обогатит знания учащихся о языке, пробудит стремление к новым открытиям в мире родной речи, сформирует представление о широких возможностях слова и активную, самостоятельную и инициативную жизненную позицию. Занятия обогатят знания учащихся о языке, пробудят стремление к новым открытиям в мире родной речи, будут способствовать формированию представления о широких возможностях слова и активную, самостоятельную и инициативную жизненную позицию. Занятия направлены на развитие коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, формирования навыка ориентирования в информационном пространстве и повышение уровня владения информационными технологиями.
Участие в проекте способствует
1) в сфере личностных универсальных учебных действий формированию:
- внутренней позиции учащихся;
- умения самоопределяться в системе ценностей;
- потребности в самовыражении и самореализации;
- ответственного отношения к учебе;
2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий формированию:
- умения ставить цели, составлять план выполнения задач, решать проблемы творческого и поискового характера;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умения использовать наряду с основными дополнительные средства поиска информации (справочная литература, средства ИКТ);
- умения представлять проект, давать оценку его результатам;
3) в сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний;
- делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, находить необходимые информационные ресурсы;
- добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
- самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, ресурсы сети Интернет;
- сопоставлять, анализировать и структурировать информацию, полученную из различных источников;
- перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать);
- критически и творчески мыслить, аргументировать свою точку зрения;
- видеть, формулировать и решать проблему;
- работать с различными сервисами сети Интернет;
4) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего .
Место внеурочного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Программа рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные:
- развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
- точно и грамотно выражать свои мысли, проводить классификации, логические обоснования;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
- формирование информационной культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие критического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
- умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
- умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание внеурочного курса
Знакомство с этапами исследовательской работы. Формулировка проблемного вопроса, гипотезы, ознакомление с информацией о способах проверки гипотезы, составление плана работы, ориентация в информационном пространстве. Отличительные особенности исследования по гуманитарным наукам. Создание литературного портрета Новокузнецка, проведение исследовательской работы «Новокузнецк литературный». Создание в электронном виде материалов для проведения заочной экскурсии с исследовательским наполнением по литературным местам Новокузнецка. Проведение интервью и социологического опроса, подготовка печатно-иллюстративного материала, проведение социально значимой акции для учащихся лицея, создание интерактивного плаката «Новокузнецк литературный», на сервисе Wikiwall совместного сборника творческих работ.
Тематическое планирование
-
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое исследование? Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. | 2 |
2. | Проблема. Понятия о целях и задачах научного исследования. | 1 |
3. | Роль цитаты в научной работе. Правила цитирования. Оформление цитат. | 1 |
4. | Гипотеза. Работа с различными источниками информации | 1 |
5. | Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет. | 1 |
6. | Планирование исследовательской деятельности. | 1 |
7. | Отличительные особенности исследования по гуманитарным наукам. | 1 |
8. | Составление плана работы исследования по теме «Новокузнецк литературный» | 2 |
9. | Работа с информацией по теме «Новокузнецк литературный» | 2 |
10. | Посещение дома-музея Достоевского. | 2 |
11. | Подготовка фотоматериалов для заочной экскурсии. | 2 |
12. | Подготовка вопросов для проведения интервью со старожилами города, имеющими отношение к литературным памятникам Новокузнецка. | 1 |
13. | Проведение интервью | 1 |
Доклад, композиция содержания доклада. Методы изложения материала. Речевые клише. | 1 | |
14. | Подготовка материалов для электронной газеты. | 1 |
15. | Создание электронной газеты. | 2 |
Использование наглядности. Компьютерная обработка данных исследования. Создание презентации работы. | 2 | |
16. | Подготовка материалов для социально-значимой акции для учащихся лицея. Популяризация добытых знаний о литературных местах Новокузнецка. | 2 |
17. | Проведение социально-значимой акции для учащихся лицея. Популяризация добытых знаний о литературных местах Новокузнецка. | 2 |
18. | Правила оформления исследовательской работы. Заключение. Обобщение результатов исследования, формулирование выводов. | 1 |
19. | Требования к оформлению научных работ. Формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски. Стандарт оформления титульного листа, содержания, списка использованной литературы. | 2 |
20.. | Как вести себя на защите учебной работы? Подготовка к защите на научно-практической конференции. | 1 |
Психологический аспект готовности к выступлению. Развитие дикции. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово | 1 | |
21. | Формы представления результатов исследовательской работы. | 2 |
22. | Подведение итогов курса. Рефлексия. | 1 |
Всего | 35 |
Литература
- Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009. — 116 с.: ил.
- http://www.schoolbase.ru - Школы России;
http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по биологии "Исследовательская работа учащихся"
Авторская программа по биологии Исследовательская работа учащихся...