Комплекс информационной поддержки при изучении темы "Графики функций"
учебно-методическое пособие по алгебре (7, 8, 9 класс) по теме

Цель: создание информационной поддержки при изучении темы «Графики функций» как средства существенного повышения эффективности освоения данного материала.

Методические задачи:

  • визуализировать теоретический материал по теме «Графики функций»;
  • разработать компьютерные тесты для учащихся по данной теме;
  • развивать устойчивый интерес к математике посредством применения ИКТ на уроках и во внеурочное время;
  • формировать навыки учебно-исследовательской деятельности  учащихся.

Тема «Функции и их графики» пронизывает весь курс алгебры c 7 по 11 классы. Изучение материала функциональной линии имеет основной учебной целью осознание учащимися на том или ином уровне понятия функции как одной из основных математических моделей, позволяющих описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, а также  овладение простейшими методами исследования функций.

 

Использование в преподавании математики ИКТ-технологий позволяет формировать специальные математические навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование компьютера при изучении графиков функций, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление. Использование ИКТ при изучении темы «Графики функций»  считаю целесообразным, так как это позволяет более эффективно приобретать знания и умения в этой области:

  1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания (например, демонстрация отсканированного решения работ учащихся на интерактивной доске) и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
  5. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные, например, интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил, или не вполне хорошо освоил тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «График квадратичной функции».

Урок алгебры в 8 классе.

Технологии обучения: личностно – ориентированная,  проблемно-исследовательская, информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: выработать умение строить графики функции у = ах2+п и у = а(х-т)2  и

у = ах2+bх+с с помощью параллельных переносов вдоль осей координат.

Образовательные задачи урока:

  1. способствовать развитию у учащихся навыков чтения и построения графиков функций;
  2. формировать навык простейших преобразований графиков функций;

Развивающие задачи урока:

  1. развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся,
  2. развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
  3. развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
  4. создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

Воспитательные задачи урока:

  1. воспитывать культуру умственного труда;
  2. воспитывать культуру коллективной работы;
  3. воспитывать информационную культуру.

1. Обоснование выбора формы проведения урока. Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок на основе проблемно – исследовательской технологии, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, следовательно, эти знания нужно «добыть». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха. Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, её свойств и особенностей графика, а уже затем рассматриваются частные виды у = ах2+n и у = а(х-m)2. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2+bх+с может быть получен из графика функции

у = ах2 с помощью соответствующих преобразований относительно осей координат.

2. Методы обучения на уроке: исследовательский, графический, словесный, наглядный, информационный.

3. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Использование ИКТ на данном уроке  способствует:

  1. решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
  2. повышению познавательной активности  учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик  на уроке занят делом, никто не бездельничает;
  3. повышению интенсификации урока и темпа урока: выполнение д /з проецировалось на экран после  сканирования, интерактивная доска позволила быстро и качественно выполнять преобразования графиков функций;
  1. увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.

4. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

  1. создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;
  2. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  3. оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  4. поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  5. создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  6. создание ситуации выбора и успеха;
  7. создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
  8. создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Методический комментарий

Орг. момент.

Подготовка учащихся  к уроку.

Объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.

Занимают свои рабочие места.

Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся.

Проверка домашнего задания.

Выяснить, как учащиеся справились с выполнением домашнего задания.

Проецирует на экран отсканированное решение, выполненное одним из учащихся

Проверяют правильность решения задачи по предложенному образцу. Называют причины затруднений.

Сканирование  желательно сделать перед началом урока.

Возможные затруднения при выполнении задания:

при нахождении ординат точек пересечения;

при построении графиков заданных функций.

Актуализация опорных знаний.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.                                              Организация  познавательной деятельности учащихся.

Проводит вводную беседу примерно следующего содержания: «С одним из видов квадратичной функ ции вы знакомы - это функция у = ах2.

Се годня мы снова рассмотрим квадратичную функцию, но заданную уже в виде у = aх²+bx+c. А как вы, ребя та, думаете, почему квадратичной функции нужно уделить особое внимание?» 

Вопрос:

Как с помощью графика у=х2 построить:

а) у=2х2;  б) у= ½ х2;

в) у= -2х2?

Вопрос:

Смогли бы вы построить график функции у=ах2+bx+c, если коэффициенты а,b,с будут заданы?

Как вы думаете, какую из известных вам кривых напомнит построенный график?

Участвуют в беседе.

Предполагаемые ответы:

1. Многие величины из окружающей нас жизни связаны зависимостью у = х2, на пример, площадь квадрата от его стороны.

2. Отражающая поверхность фары в ав томобиле имеет параболическую форму.

3. Некоторые законы физики описываются квадратичной функцией.

Предполагаемые ответы:

График функции у = af(x) можно получить из графика функции у = f(х) с помощью растяжения от оси х в а раз, если а > 1, и с помощью сжатия к оси х в 1/а раз, если 0 < а < 1.

График функции у = -f(x) можно получить из графика функции у=f(х) с помощью симметрии относительно оси х.

Предполагаемый ответ:

Да, если взять достаточно большое количество точек.

Параболу.

Необходимо попросить учащихся привести примеры,

Слова учителя сопровождаются презентацией.

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Создание проблемной ситуации.

Формирование навыков анализировать задачу на необходимость и достаточность данных для ее решения.

Воспитание культуры коллективной работы.

1. На координатной плоскости отмечены несколько точек. Постройте по этим точкам параболу.

2. Посмотрите внимательно на доску. Попробуйте установить соответствие между видом функции и видом графика.

у = (х-5)2+2,

у = 2х2+8х+32,

у = (х-1)2-1,

у = -(х+1)2.

Запиши те на листе все проблемы, которые возни кают при исследовании зависимости между формой, расположением параболы и функ цией, ее задающей.  

1. Учащиеся пытаются построить параболы по указанным точкам, но понимают, что задание могут выполнить лишь наугад, так как не хватает знаний и умений.

2. Предполагаемые проблемы, которые ставят уча щиеся:

1. От чего зависит расположение вершины параболы?

2. Что может влиять на «ширину» пара болы?

3. В каких случаях парабола пересекает ось абсцисс, касается ее или не пересекает?

4. Сколько достаточно знать точек, чтобы построить график любой квадратичной функции?

Работа в малых группах: получают раздаточный материал в виде листов, на которых изображена координатная плоскость с пятью отмеченными точками.

 

Организационно-деятельност

ный:

  1. исследовательская работа;
  2. определение темы урока;
  3. свойства функции

    у = a х²+ n;

  1. свойства функции

    у =а(х-т)2.

.

Обозначить тему урока.

Способствовать развитию математической речи,  умению делать вывод через анализ рассматриваемой ситуации.

Проведем исследование функции у=ах2+bх+с.

Пусть b=0.

Рассмотрим функцию у=2х2-3.

Сравним таблицы значений для функций у=2х2 и у=2х2-3.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, записанные на доске.

Учитель предлагает учащимся построить график функции у=х2+2.

Учащиеся заполняют таблицы, сравнивают полученные значения и делают вывод, что график второй функции есть также парабола, полученная переносом графика первой функции вниз

параллельно оси ординат на 3 единицы.

Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают свойства функций и делают вывод.

Учащиеся строят график функции.

Учитель демонстрирует параллельный перенос.

Слайд № 8

Вопросы:

Область определения функции.

Область значений функции.

Указать промежутки возрастания и убывания функции.

Какая прямая является осью симметрии функции?

Чему равно наименьшее значение функции?

Рассмотрим функцию

у=0,5(х-3)². Для этого в одной системе координат построим графики функций

у= 0,5х2 , у=0,5(х-3)².

Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают свойства функций и делают вывод.

Слайд № 9

Учитель предлагает учащимся построить графики функций, пользуясь методом выделения полного квадрата.

у=х2+2х+4=(х+1)2+3

у=2х2-8х+4=2(х-2)2-4

Учащиеся по очереди выполняют построения на интерактивной доске.

Используется Macromedia Flash из  коллекции Smart Notebook.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод как построить график функции, используя метод выделения полного квадрата.

Учащиеся записывают в тетради формулы координат вершины параболы.

Вывод:

 параболу у = aх² + bx + c = а(х – х0 )² +у0 можно получить сдвигом параболы у = aх² вдоль координатных осей.

Валеологическая пауза

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

Проводит валеологическую паузу – 2 мин.

Выполняют упражнения по команде учителя.

Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение №1.Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз). Упражнение №2.  Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз). Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперёд, правая – вверх. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз).

Закрепления изученного материала.

Проверка первичного уровня усвоения материала урока.

Учитель координирует действия учащихся, помогает проговаривать и обосновывать выполняемые преобразования

Часть учащихся выполняют преобразования на компьютерах, используя Macromedia Flash из  коллекции Smart Notebook.. Остальные выполняют в тетрадях с помощью шаблонов, розданных учителем.

№ 617 (1, 3, 5).

Дополнительные тренировочные задания записаны на доске (для тех, кто быстрее справится с обязательным заданием).

Формировать умения устанавливать соответствие

между видом функции

и видом графика

Учитель консультирует тех учащихся, которые затрудняются при выполнении задания.

Учащиеся  интерактивно устанавливают соответствие

между видом функции и графиком.

Тренажер развивает графические представления учащихся, позволяет им установить соответствие между видом функции и видом графика.

Итог урока.

Выяснить самооценку знаний учащимися.

Подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты.

Выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала.

Достигли ли Вы сегодня поставленных целей?

Как ты оцениваешь свои знания, полученные сегодня   (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

Что вызвало наибольшую трудность? Какие цели поставишь перед собой (в плане приобретения навыков)?

Домашнее задание.

Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы; желающим – реализовать свои возможности через выполнение дополнительного задания.

Учитель обращается к  учащимися с просьбой проговорить  изученные правила построения графиков. Знакомит учащихся с объёмом домашнего задания, комментируя его.

Учащиеся проговаривают основные правила преобразований графиков и записывают домашнее задание.

Обязательная часть д/з:

1. Прочитать п.38, просмотреть записи в тетради.

2. Выполнить № 609, № 617 (2, 4)

Желающим:

№ 616



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 294

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Комплекс информационной поддержки при изучении темы «Графики функций» 

Санкт – Петербург

2010 год


Аннотация проекта:

Школьная математика – это не наука, а предмет, основная цель которого – изучение реальных ситуаций с помощью математических моделей, а первичная математическая модель – функция, поэтому функции, их свойства и графики, как в явной, так и в неявной форме составляют стержень школьного курса математики.

Тема «Функции и их графики» пронизывает весь курс алгебры c 7 по 11 классы. Изучение материала функциональной линии имеет основной учебной целью осознание учащимися на том или ином уровне понятия функции как одной из основных математических моделей, позволяющих описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, а также  овладение простейшими методами исследования функций.

        Использование в преподавании математики новых информационных технологий позволяет формировать специальные математические навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование компьютера при изучении графиков функций, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.

Программы MS PowerPoint, MS Excel, Живая математика и использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10) стали замечательным подспорьем для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Когда график функции учащиеся строят на  бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, ведь, как правило, график изображается лишь в окрестности начала системы координат и в область ближайшей бесконечности должен продолжаться учащимися мысленно. Поскольку далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате формируются поверхностные знания по такой важной математической теме, как графики.

Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится хорошим помощником.

Программы, строящие графики на экране дисплея, позволяют рассмотреть чертеж для произвольных значений аргумента функции, масштабируя его различным образом, как уменьшая, так и увеличивая единицу измерения. Ученики могут  видеть простейшие преобразования графиков функций в динамике.

Кроме того, на обычной классной доске графики получаются нечеткие, громоздкие, даже с использованием цветного мела трудно добиться желаемой четкости и наглядности. Интерактивная доска позволяет избежать этих неудобств. Хорошо просматривается весь процесс преобразования графика, его движение относительно осей координат, а не только начальный и конечный результат.

Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийное оформление. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

Мой учебный проект использует богатейшие возможности вышеупомянутых программ, их доступность, что позволяет создавать более яркое и образное представление об изучаемом материале, чем при использовании традиционной наглядности. В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.  

Цель проекта:

Создание информационной поддержки при изучении темы «Графики функций» как средства существенного повышения эффективности освоения данного материала.

Методические задачи:

  • визуализировать теоретический материал по теме «Графики функций»;
  • разработать компьютерные тесты для учащихся по данной теме;
  • развивать устойчивый интерес к математике посредством применения ИКТ на уроках и во внеурочное время;
  • формировать навыки учебно – исследовательской деятельности  учащихся;
  • сформировать новое поколение выпускников российских школ, способных активно использовать инновационные технологии на практике.

Учебный предмет

Алгебра

Типология проекта

  • творческий – результатом проекта является серия мультимедийных продуктов (презентации) и тестовые задания, созданные в редакторе Microsoft Office Excel;
  • информационный – проект представляет собой систематизированный информационно-аналитический материал по теме «Графики функций», предназначенный для учителей математики, а также учащимся для самостоятельного изучения.

Механизмы реализации проекта:

  • работа с теоретическим материалом;
  • работа с пакетом программ Microsoft Office;
  • работа с программой «Живая математика»;
  • использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10);
  • использование электронных образовательных ресурсов;
  • мониторинг результатов;
  • обсуждение результатов на методическом объединении.

Актуальность проекта

Привлечение внимание учителей математики к более активному применению информационных технологий в процессе обучения, так как педагог не только учит, воспитывает, но тем самым и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает способность к самостоятельной работе.

Изучение различных функций и использование их свойств в решении задач занимает важное место в преподавании математики. С 7 по 11 классы учащиеся постепенно углубляют свои знания о функциональных зависимостях, учатся строить и

грамотно читать графики, выяснять свойства соответствующие этим графикам функций. 

Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы включают умения:

  • описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами и интерпретировать их графики;
  • описывать по графику поведение и свойства функций;
  • строить графики изученных функций;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках.

Использование ИКТ при изучении темы «Графики функций»  считаю целесообразным, так как это позволяет более эффективно приобретать знания и умения в этой области:

  1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания (например, демонстрация отсканированного решения работ учащихся на интерактивной доске) и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
  5. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные, например, интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил, или не вполне хорошо освоил тему.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Практическая значимость проекта

Этот учебный проект предназначен  учителям математики, работающим в общеобразовательных учреждений при изучении функций и их графиков, повторении и контроле знаний в курсе алгебры  7 – 11 классов для индивидуальной  и фронтальной работы. Возможно использование тестов с отражением результатов в электронном журнале на компьютере учителя.

Данная работа включает в себя:

  • три презентации, которые могут быть использованы как на уроках изучения нового материала в курсах 7, 8 и 9 классов, так и при повторении опорных знаний при изучении функций и их графиков в курсах 8 , 9 и старших классов;
  • два теста в формате Excel,  включающие в себя тестовые вопросы 3-х уровней;
  • подробный план конкретного урока в 8 классе по теме «Функция у = ах2+bх+с».

Каждая презентация построена по единому плану и содержит теорию, практикум, тренажер, дополнительные упражнения. Приведены примеры функций, изучаемых в основной школе, показан процесс построения графиков. Практикум содержит задания для самостоятельной работы. Тренажер развивает графические представления учащихся, позволяет им устанавливать соответствие между видом функции и видом графика. Дополнительные упражнения носят пропедевтический характер, предназначены для наиболее «продвинутых» учеников. Данные презентации легко можно использовать на различных уроках: уроков изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроле знаний. Проиллюстрирую применение компьютерной презентации на примере конкретного урока по теме «Функция у = ах2+bх+с».

Первый этап – организационно-аналитический:

  • анализ литературы по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий на уроках математики;
  • создание тематических презентаций и тестовых заданий.

Второй этап – внедренческий:

  • проведение уроков с использованием тематических презентаций и возможностей интерактивной доски;
  • корректировка содержания;
  • проведение контроля знаний учащихся с помощью компьютера.

Третий этап – результативный:

  • сравнительный анализ эффективности традиционных форм обучения математики с новыми формами (использование ИКТ);
  • выявление степени удовлетворенности результатами использования ИКТ на уроках математики;
  • создание информационного сопровождения при изучении темы «Графики функций» в курсе алгебры 7 – 11 классов.

Межпредметные связи:

Математика, информатика.

Предполагаемый результат:

  • реализация принципов индивидуализации и дифференциации обучения;
  • создание учебных презентаций Microsoft Office PowerPoint для использования на  уроках математики;
  • создание диктантов и тестовых заданий в среде  Microsoft Office Excel;
  • осуществление контроля с обратной связью, диагностика и оценка с использованием ИКТ;
  • повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, усиление мотивации познавательной деятельности за счет мультимедийных возможностей компьютера.
  • осуществление самоконтроля;
  • рост профессиональной и личностной компетенции учителя и учащихся;
  • размещение электронной версии проекта в сети Интернет для обсуждения и обмена опытом;
  • повышение интереса учащихся к математике.

Для формирования умений пользоваться сетью Интернет предлагаю детям решать задачи и интерактивные тесты в режиме он-лайн на сайтах:

http://www.uztest.ru/simulator (тренажер – подготовка к ЕГЭ)

http://www.problems.ru (задачи с решениями)                      

http://www.school-test.ru (подготовка к ЕГЭ)

www.mathege.ru:8080/or/ege/Main (открытый банк заданий по математике).

        Современные компьютерные технологии я с удовольствием использую и во внеклассной работе. В этом учебном году в рамках недели математики я провела викторину «Математический экспресс» для учащихся 7 – 10 классов и «Математическую сказку» для учащихся 7 «А» класса с применением презентаций, в которые включила и соответствующую музыку, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Таким образом, при проведении этих мероприятий было интересно всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

        Я глубоко убеждена, что  современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс Учитель математики Герасимова Т.Н. ГОУ СОШ № 294 г.Санкт - Петербург Линейная функция

Слайд 2

График функции Теория Практикум Тренажер Графиком функции называется множество точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты соответствующим значениям функции. У = f (x) Взаимное расположение графиков

Слайд 3

Определение линейной функции Функция вида у = кх + b , где к и b – заданные числа, называется линейной . Графиком линейной функции является прямая .

Слайд 4

Так как прямая определяется двумя ее точками, то для построения графика функции у = кх + b достаточно построить две точки этого графика. Прямая у = k х пропорциональность у = k х + b Вид функции Прямая Линейная Прямая Название графика Название функции домой назад

Слайд 5

х у Прямая пропорциональность y = kx y = x y = − x домой теория

Слайд 6

Прямая пропорциональность у = k х у = 2х х 0 2 у 0 4 х у 0 1 2 · · у=2х если k > 0 , то график расположен в I и III четвертях; если k < 0 , то график расположен во II и IV четвертях. 4

Слайд 7

Линейная функция у = k х + b домой теория у = 3х - 4 х 0 2 у - 4 2 х у 0 1 2 -4 • • 2 у=3х-4 График пересекает ось ординат в точке с координатами (0 ; b ) k = 3, b = - 4 График функции у = k х + b получается сдвигом графика функции у = кх на b единиц вдоль оси ординат. дальше

Слайд 8

х у y = x y = 0,5 x Построение графиков функций с помощью преобразований. y = 0,5 x − 3 План построения y = 0,5 x – 3 y = 0,5 x − 3

Слайд 9

х у y = x y = 2 x y = 2 x + 3 План построения y = 2 x + 3 y = 2 x + 3

Слайд 10

х у y = x y = 2 x y = −2 x + 3 План построения y = − 2 x + 3 y = − 2 x y = −2 x + 3

Слайд 11

х у y = 0,5 x y = 0,5 x +4 y = 0,5 x - 2 y = 0,5 x +4 y = 0,5 x - 2 y = 0,5 x y = 0,5 x – 3,5 y = 0,5 x – 3,5

Слайд 12

совпадают Взаимное расположение графиков линейных функций домой дальше параллельны пересекаются перпендикулярны

Слайд 13

х у y = − 2 x +4 y = − 2х - 1 Если , то прямые параллельны. дальше домой теория

Слайд 14

х у y = 2 x +4 y = − 2х - 1 Если , то прямые пересекаются. дальше теория домой

Слайд 15

х у y = 0,5 x + 3 y = − 2х - 1 Если , то прямые перпендикулярны. дальше теория домой

Слайд 16

y = 3,5 x = 4 y = 3,5 x = 4 y = 0,5 y = - 5 x = - 3 у = 0 х = 0 y = 0,5 y = - 5 x = - 3 x = 0 y = 0 Ось абсцисс Ось ординат х у

Слайд 17

Практикум дальше I вариант II вариант 1. Постройте график функции у = 2х + 3 . 1. Постройте график функции у = - 2х - 1 . 2. Определите по графику значение у при х = - 1 . 2. Определите по графику значение у при х = 2 . 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = 4 . 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = 6 . 4. Найдите значение k , при котором точка А( k ;1 ) принадлежит данному графику. домой

Слайд 18

Тренажер Установите соответствие между видом функции и видом графика у = -3х у = х - 4 у = 0,5х у = - 2х - 3 у = 3х + 2 у = - х + 2 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 2 3 4 1 5 6 1 1 1 2 2 2 4 3 3 3 4 4 5 6 5 6 6 5 дальше домой

Слайд 19

Попробуйте ещё раз Неверно! домой

Слайд 20

Хотите продолжить? да нет Молодцы! Ответ верный! домой

Слайд 21

Спасибо за работу на уроке !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс Учитель математики Герасимова Т.Н. ГОУ СОШ № 294 г.Санкт-Петербург Квадратичная функция

Слайд 2

График функции Теория Практикум Тренажер Графиком функции называется множество точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты соответствующим значениям функции. У = f (x) Алгоритм построения графика Дополнительные задания

Слайд 3

Определение квадратичной функции Функция у = ах ² + bx + c , где а, b и с заданные числа, а≠0, х – действительная переменная, называется квадратичной функцией . Примеры: у = -5х ² + 3х – 6; а = -5, b = 3; с = -6 у = 0,2х ² -7х + 8; а = 0,2, b = -7, с = 8

Слайд 4

Вид функции Координаты вершины параболы График функции (0;0) парабола (0;0) парабола (0; n) парабола ( m ;0) парабола парабола Теория домой

Слайд 5

Квадратичная функция у = a х ² дальше -3 -2 -1 0 1 2 3 9 8 4 2 1 Х -3 -2 -1 0 1 2 3 У 9 4 1 0 1 4 9 у = х ² у = 2х ² х -2 -1 0 1 2 у 8 2 0 2 8 у = 2х ² у = х ² у х домой

Слайд 6

Квадратичная функция у = a х ² дальше -3 -2 -1 0 1 2 3 9 8 4 2 1 х -3 -2 -1 0 1 2 3 у 9 4 1 0 1 4 9 у = х ² у = х ² х - 3 -2 -1 0 1 2 3 у 4,5 2 0,5 0 0,5 2 4,5 у = х ² График функции у = ах ² получается растяжением в а раз , если а > 1 сжатием в 1/а раз , если 0 < а < 1 графика функции у = х ² от оси Ох вдоль оси Оу . у = х ² домой

Слайд 7

Квадратичная функция у = a х ² у х х у дальше домой Графики функций у = ах ² и у = - ах ² симметричны относительно оси абсцисс.

Слайд 8

Квадратичная функция домой дальше у = a х ²+ n у = 2х ² - 3 х -2 -1 0 1 2 у 5 -1 -3 -1 5 -2 - 1 0 1 2 5 -1 -3 у = 2 х ² - 3 у = 2х ² График функции у = ах ² + n получается из графика функции у = х ² с помощью параллельного переноса вдоль оси Оу на n единиц вверх, если n > 0 n единиц вниз, если n < 0 .

Слайд 9

Квадратичная функция у = а(х – m ) ² у=0,5х ² у=0,5(х-3) ² у х 0 1 3 домой дальше у=0,5(х-3) ² График функции у = а(х – m ) ² получается из графика у = ах ² сдвигом вдоль оси Ох на m единиц вправо , если m > 0 m единиц влево, если m < 0

Слайд 10

Квадратичная функция домой дальше Параболу у = a х ² + bx + c = а(х – ) ² можно получить сдвигом параболы у = a х ² вдоль координатных осей. 0 1 3 2 у х у=0,5 (х-3) ² +2 • у = a х ² + bx + c

Слайд 11

Алгоритм построения графика функции у = a х ² + bx + c найти координаты вершины параболы, отметить её на координатной плоскости 2) провести ось симметрии параболы 3) найти нули функции, если они есть, и построить их на оси Ох построить ещё несколько точек, принадлежащих параболе; провести через построенные точки параболу . -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 у х у = 0,5х ² + 3 х + 0,5 m = = - 3 ; n = 0,5 •(-3) ² +3•(-3) +0,5 = - 4. Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 У 4 0,5 -2 -3,5 -4 -3,5 -2 0,5 4 • • • • • • • • • у=0,5х ² +3х+0,5 домой

Слайд 12

Практикум дальше I вариант II вариант 1. Постройте график функции у = - х ² +2х+8 . 1. Постройте график функции у = х ² - 4 х -5 2. Определите по графику значение у при х = 2,5; -0,5 . 2. Определите по графику значение у при х = 2; -1 . 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = 6; 0. 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = -9; 0. 4. Принадлежит ли данному графику точка А(2;8)? домой

Слайд 13

Тренажер Установите соответствие между видом функции и видом графика у = х ² -3 у = -х ² +3 у = (х-3) ² у = -(х +3) ² у = (х+3) ² у=(х-3) ² -3 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 2 3 4 1 5 6 1 1 1 2 2 2 4 3 3 3 4 4 5 6 5 6 6 5 дальше домой 3 -3 -3 -3 -3 3 3

Слайд 14

о х 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 у 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Найдите правильный ответ и щелкните по нему мышкой. Дополнительные задания.

Слайд 15

о х 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 у 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Функция возрастает Функция убывает Нули функции х=1, х=5 Найдите правильный ответ и щелкните по нему мышкой.

Слайд 16

о х 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 у 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Найдите правильный ответ и щелкните по нему мышкой. Найти значения х , при которых значения функции положительны. Найти значения х , при которых значения функции отрицательны.

Слайд 17

График какой функции изображен на рисунке? Найдите правильный ответ и щелкните по нему мышкой. о х 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 у 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 у = 2 x + 4 у = – x 2 + 4 у = – 2 x + 4 у = x 2 – 4

Слайд 18

о х 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 у 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 у = ( x +2) 2 +4 у = ( x –2) 2 – 4 у = ( x +2) 2 – 4 у = –( x –2) 2 – 4 График какой функции изображен на рисунке? Найдите правильный ответ и щелкните по нему мышкой.

Слайд 19

х у у х у 0 х 0 0 у х На рисунках показаны графики функций у= a х 2 + bx +с . Укажите верную комбинацию. а <0, D>0 a<0, D<0 a>0, D>0 a>0, D<0 a>0, D<0 a<0, D<0 a>0, D>0 a<0, D>0 a>0, D>0 a<0, D=0 a<0, D>0 a>0, D=0 a>0, D=0 a>0, D<0 a<0, D<0 a<0, D=0

Слайд 20

х у На рисунке показан график некоторой функции у= a х 2 + bx +с . Укажите верную комбинацию. а b>0, D>0 c>0, b<0 ab>0, D<0 ab<0, D<0 домой дальше

Слайд 21

Хотите продолжить? да нет Молодцы! Ответ верный! домой

Слайд 22

Попробуйте ещё раз Неверно! домой

Слайд 23

Спасибо за работу на уроке !

Слайд 24

Задайте аналитически функцию, график которой изображен на рисунке. 6 4 х y 2 - 2 2 0 - 4 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс Учитель математики Герасимова Т.Н. ГОУ СОШ № 294 г.Санкт - Петербург Степенная функция

Слайд 2

График функции Теория Практикум Тренажер Графиком функции называется множество точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты соответствующим значениям функции. У = f (x) Обратная пропорциональность

Слайд 3

Определение степенной функции Функция у = , где р – заданное число, называется степенной функцией . Примеры: если р > 0 , то степенная функция возрастает на промежутке х 0; если р < 0 , то степенная функция убывает на промежутке х < 0 .

Слайд 4

Название функции Вид функции Название графика Прямая пропорциональность у = k х Прямая Линейная у = k х + b Прямая Обратная пропорциональность y = Гипербола Квадратичная у = х ² Парабола Кубическая у = х ³ Кубическая парабола домой

Слайд 5

Обратная пропорциональность у = домой дальше у = k = 6 х -1 -2 -3 -6 у -6 -3 -2 -1 х 1 2 3 6 у 6 3 2 1 если k > 0 , то ветви гиперболы – в I и III ч.; если k< 0 , то ветви гиперболы – во II и IV . • • • • • • • • -6 -3 -2 -1 0 1 2 3 6 6 3 2 1 -1 -2 -3 -6 у =

Слайд 6

Квадратичная функция у = х ² назад дальше у = х ² х -3 -2 -1 0 1 2 3 у 9 4 1 0 1 4 9 х у -3 -2 -1 0 1 2 3 9 4 1 • • • • • • • • • • Графиком квадратичной функции у = х ² является парабола , ветви которой направлены вверх. у=х ² назад домой

Слайд 7

Показатель р = 2n – четное натуральное число 1 0 х у у = х 2 , у = х 4 , у = х 6 , у = х 8 , … у = х 2 Функция у=х 2 n четная, т.к. ( – х) 2 n = х 2 n Функция убывает на промежутке Функция возрастает на промежутке домой

Слайд 8

Показатель р = 2n -1 – нечетное натуральное число 1 х у у = х 3 , у = х 5 , у = х 7 , у = х 9 , … у = х 2 Функция у=х 2 n -1 нечетная, т.к. ( – х) 2 n -1 = – х 2 n -1 0 Функция возрастает на промежутке домой

Слайд 9

Показатель р = – 2n , где n – натуральное число 1 0 х у у = х -2 , у = х -4 , у = х -6 , у = х -8 , … Функция у=х 2 n четная, т.к. ( – х) -2 n = х -2 n Функция возрастает на промежутке Функция убывает на промежутке домой

Слайд 10

Функция убывает на промежутке Показатель р = – ( 2n -1), где n – натуральное число 1 0 х у у = х -3 , у = х -5 , у = х -7 , у = х -9 , … Функция у=х -(2 n -1) нечетная, т.к. ( – х) –(2 n -1) = – х –(2 n -1) Функция убывает на промежутке домой

Слайд 11

0 Показатель р – положительное действительное нецелое число 1 х у у = х 1,3 , у = х 0,7 , у = х 2,12 , … Функция возрастает на промежутке домой

Слайд 12

0 Показатель р – отрицательное действительное нецелое число 1 х у у = х -1,3 , у = х -0,7 , у = х -2,12 , … Функция убывает на промежутке домой

Слайд 13

Практикум дальше I вариант II вариант 1. Постройте график функции у = 1. Постройте график функции у = 2. Определите по графику значение у при х = 0,5;1,5; 6,5; 7,2. 2. Определите по графику значение у при х = 2; -2,5;- 4; 6. 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = 1; 4;6;9. 3. Определите по графику значение х , соответствующее значению у = 8; -3; -2; 6. 4. Найдите значение k , при котором точка А( k ;1) принадлежит данному графику. домой

Слайд 14

Тренажер Установите соответствие между уравнением и графической интерпретацией - 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 2 3 4 1 5 6 1 1 1 2 2 2 4 3 3 3 4 4 5 6 5 6 6 5 дальше домой = 1 = -2 х ² = 4 = -2 = -3 = 3 4

Слайд 15

Хотите продолжить? Да Нет Молодцы! Ответ верный! домой

Слайд 16

Попробуйте ещё Неверно! домой

Слайд 17

Спасибо за работу на уроке !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная поддержка учителя истории.

Может быть кому-то из учителей истории и поможет этот документ. Хорошо, когда ты знаешь, куда можно обратиться за помощью....

Информационная поддержка курсов области «Естествознания» как один из элементов предпрофильной подготовки

Использование готовых электронных образовательных ресурсов является прекрасным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся.Опыт показал, что использование мультимедийных обучающих програ...

Интернет-ресурсы в помощь учебной и внеклассной работе. Информационная поддержка учителя.

Помощь учителям при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям....

Комплекс информационной поддержки по мировой художественной культуре в 6 классе

Данный комплекс разработан мной для информационной поддержки при изучении мировой художественной культуры в 6 классе. Он включает в себя презентации (Power Point)....

Создание и использование тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории

В статье обобщен опыт по созданию и использованию тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории и математике. Описан ...