Интернет-ресурсы в помощь учебной и внеклассной работе. Информационная поддержка учителя.
консультация по теме
Помощь учителям при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._internet_-_resursy_v_pomoshch.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет-ресурсы в помощь учебной и внеклассной работе
Интернет-ресурсы в помощь учебной и внеклассной работе
http://festival.1september.ru/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сайт представляет собой педагогический форум, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании. Публикуются разработки уроков по разным предметам, сценарии классных часов и общешкольных мероприятий | |
| |
http://www.uroki.net/index.htm – На страницах этого сайта: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников для проведения Первого звонка, Дня Учителя, Нового года, Дня влюблённых, 23 февраля, 8 Марта, Последнего звонка, Выпускного вечера (бала), классные часы, методические разработки, конспекты уроков, учебники, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов | |
http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На портале – разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, учебные проекты, разработки уроков, полезные советы | |
|
|
http://pedsovet.su/ – Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Этот сайт призван оказывать помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В основе сайта лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта – «Учитель, помоги учителю!». Каждый зарегистрированный пользователь может разместить любой полезный материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. | |
|
|
Сетевое социально-педагогическое сообщество «СоцОбраз» – это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников. Вне зависимости от места проживания теперь у всех жителей России есть возможность задать вопрос лучшим специалистам – психологам, социальным педагогам, учителям, которые принимают участие в нашем проекте, и получить доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).
| |
|
|
http://www.ucheba.com/index.htm – Образовательный портал «Учеба. Для тех, кто учится и учит». Портал является некоммерческим информационным ресурсом Российского Интернета и ориентирован в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования, хотя полезную для себя информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся.
| |
|
|
http://www.zaitseva-irina.ru/ – Персональный сайт Учителя математики Зайцевой Ирины. Разработки уроков, рекомендации для классных руководителей, сценарии классных часов и мероприятий для молодого поколения. | |
|
|
http://tca77.narod.ru/index2.htm – Сценарии школьных мероприятий. Стихи, песни, сценарии. | |
|
|
http://www.debryansk.ru/~lpsch/index.htm – Учитель & ученик: информационно-методический сайт. На сайте – конспекты уроков, тематическое планирование, разработки классных часов и бесед, сценарии школьных мероприятий и вечеров | |
|
|
http://klass.resobr.ru/ – Журнал «Справочник классного руководителя». | |
|
|
http://scenario.direktor.ru/ – Диск «Сценарии школьных мероприятий». Почти 400 сценариев школьных мероприятий на весь учебный год – от Дня знаний до Выпускного вечера. Игровые программы, занимательные уроки, конкурсы и творческие вечера.
|
| |
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1 Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
- дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
- семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);
– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
- социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
- с нарушениями в сфере общения;
- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
- с односторонним умственным развитием;
- с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
- неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
- неудовлетворенные своим положением в семье;
- с преобладанием связей с дезорганизаторами;
- с надломленной психикой;
- с избыточной энергией, не нашедшей применения.
- В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей.
- Они обусловлены:
- недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
- недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
- недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
- низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
- недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
- повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
- освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
- объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
- привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления (далее – КОС), отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОДН);
- введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
- составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
- установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
- подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
- учить различать истинную и ложную красоту человека;
- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
- формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
- правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
- создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
- организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
- общение в микрогруппах ближайшего окружения;
- деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
- провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
- поставить задачи воспитательной работы;
- выделить основные разделы плана.
В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень | Средняя ступень | Старшая ступень |
1. Работа с коллективом учащихся. | 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе. | 1. Работа с коллективом учащихся. |
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д. 3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими | 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей. 3. Определение форм индивидуальной помощи. 4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков. 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами | 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности. 3. Индивидуальная работа |
Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Организация педагогической помощи | ||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно | Администрация, учителя-предметники |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | По расписанию | Учителя-предметники |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года | Классный руководитель, психолог |
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей | В течение года | Классный руководитель, психолог, администрация |
2. Организация медицинской помощи | ||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. | Систематически | Фельдшер, родители |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года по планам классных рукоководителей | Классные руководители, фельдшер, психолог |
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации | В начале года | Классный руководитель, врач |
3. Организация психологической помощи | ||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог |
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. | Систематически | Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей |
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. | Систематически | Психолог |
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей | 1 раз в неделю | Психологи школы и наркодиспансера |
4. Организация свободного времени | ||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь | Классные руководители, старший вожатый, одители |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | Сентябрь | Библиотекарь |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | Классные руководители |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. | В течение года | Классный руководитель, старший вожатый |
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня | Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь | Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый |
Таблица 4
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления | Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода | Администрация |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков | Сентябрь – октябрь | Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН) |
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Администрация, классные руководители |
8. Психологический тренинг "Толерантность" | 1 раз в неделю | Психологи школы и наркодиспансера |
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
10. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости | Классные руководители, психолог |
11. Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация, психолог, врач |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | КОС, ОДН, администрация |
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически | Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог |
14. Единый день отказа от курения | Ноябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР |
15. Единый день профилактики правонарушений | Декабрь | Администрация, классные руководители |
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции" | Март | Администрация, классные руководители |
17. Всемирный день здоровья | Апрель | Администрация, классные руководители |
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Работа МО классных руководителей | В течение года | Зам. директора по ВР, руководитель МО |
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы" | 1 раз в четверть | Руководитель творческой группы |
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями | Апрель | Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО |
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН | В течение года | Администрация |
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике | 1 раз в четверть | Библиотекарь |
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета | Октябрь | Зам. директора по ВР |
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании | Декабрь | Заместители директора по ВР и УВР |
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности | Сентябрь | Администрация |
- Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
- создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
- интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
Профориентация школьников - Работа с "трудными" детьми по профориентации | ||||||||||||||||||||||||
Особого внимания требуют к себе "педагогически запущенные" дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание. На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
|
Работа с детьми из «группы риска»
Задачи, классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
1. Семьи, в которых трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие , отсутствие духовного контакта | • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных пробл ем |
2. Семьи, в которых господствует безнадзорность . В таких семьях родители, и, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. | • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей | • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. • Пробудить интерес к самообразованию. |
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-ресурсы в помощь учителю музыки
Данная работа выполнена по просьбе слушателей рейтинговых курсов учителей музыки, которая содержит интернет -ресурсы. Проект выполнен в формате презентации ( PowerPoint), что очень удобно в испо...
Интернет ресурсы в помощь учителю истории
Содержит интернет ресурсы: документы, биографии, описание событий истории, галереи и т.д....
Интернет-ресурсы в помощь учителю и ученику
Ссылка на образовательные сайты и ресурсы...
Интернет-ресурсы в помощь учителю
Краткий обзор интернет-ресурсов в помощь учителю....
Интернет-ресурсы в помощь учителю английского языка
Несколько полезных сайтов, благодаря которым вы сможете получить важную и нужную для вас информацию, не затрачивая время на поиски в Интернете...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"
Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...
Интернет-ресурсы в помощь учителям , родителям и обучающимся
Полезную информацию найдут в нем учителя, учащиеся и родители....