Урок. Решение тригонометрических уравнений, 10 класс
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Обобщающий урок в 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений". Рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_reshenie_trigonometricheskih_uravneniy_10_klass.rar | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение тригонометрических уравнений. Основные методы».
Цели:
1) повторить основные методы решения тригонометрических уравнений;
2) углубить знания учащихся по теме, разобрав метод введения вспомогательного аргумента;
3) проверить навыки учащихся по решению тригонометрических уравнений основными методами;
4) развитие коммуникативных компетенций учащихся;
5) развитие логического мышления, аналитической и информационной культуры.
Ход урока.
I. Организация класса. Постановка цели.
II. Проверка домашнего задания (самоконтроль в парах)
1) Домашнее задание: решить по 6 уравнений каждому варианту. В результате решения которых, у учащихся должны были получиться слова «период» - 1 вариант, «радиан» - 2 вариант.
1 вариант.
1. cos²(π - x) + 8cos(π + x) +7 = 0. Ответ: x = 2πn, n ∈ Z
2. tg² x + 2tg x = 3. Ответ: x = π4 + πn, n ∈ Z;
х = arctg 2 + πn, n ∈ Z.
3. 3cos x - 2sin 2x = 0. Ответ: x = π2 + πn, n ∈ Z;
х = (-1)кarcsin 34 + πк, n ∈ Z.
4. Найти произведение корней уравнения sin 3x +sin x = 0, удовлетворяющих неравенству cos x ≥ 0. Ответ: произведение равно 0 [x = πn2, n∈ Z, (- π/2, 0, π/2)].
5. 4sin²x sinx·cosx 3cos²x = 0. Ответ: x = π4 + πn, n ∈ Z;
х = arctg(-34)+ πn, n ∈ Z.
6. Найти сумму корней уравнения sinx·cosx + cos²x = 0, принадлежащих отрезку [-π;0].
x = π2 + πn, n ∈ Z; х = -π2;
x = π4 + πn, n ∈Z. x = π4. Ответ: сумма равна -3π4
2 вариант.
1. 2sin²(π x) 5sin(π + x) – 3 = 0. Ответ: х = (-1)к π6 + πк, к ∈ Z.
2. 2 tg x + 2сtg x = 5. Ответ: х = arctg 2 + πn, n ∈ Z;
х = arctg 12 + πn, n ∈ Z.
3. 5sin x + 3sin 2x = 0. Ответ: x = πn, n ∈ Z;
х = ± arccos(56)+2πn, n ∈ Z.
4. Найдите сумму корней уравнения cos 5x +cos x = 0, удовлетворяющих неравенству
sin x >0. x = π6 + πn3, n ∈ Z; 0 < x < π. Ответ: сумма равна 5π2
x = π4 + πn2, n ∈ Z.
5. 3sin² x + 4sin x·cos x + cos² x = 0. Ответ: x = -π4 + πn, n ∈ Z;
х = arctg (-13)+ πn, n ∈ Z.
6. Найдите произведение корней уравнения 3 sin x·cos x + sin² x = 0, принадлежащих отрезку [0; π]. x = πn, n ∈ Z
x = -π3 + πn, n ∈ Z; (0; π; 2π/3). Ответ: произведение равно 0.
0 | πn ±arccos(5/6)+2πn | (– 3π)/4 | arctg2 + πn arctg1/2 + πn | 0 | 2πn |
и | д | д | а | н | п |
(5π)/2 | -π/4 + πn arctg(-1/3)+ πn | π/4 + πn arctg2 + πn | π/4 + πn arctg(-3/4)+ πn | π/2+πn (-1)кarcsin(3/4) + πк | (-1)кπ/6 + πк |
и | а | е | о | р | р |
Вопросы к домашнему заданию:
1. Назовите полученное слово. Дайте его определение (для 1 варианта – дайте определение периодической функции).
2. Перечислите корни 6-го уравнения (1 вариант)
3. Назовите интервал, являющийся решением № 4 (2 вариант)
4. Назовите числа, не входящие в ОДЗ 2-го уравнения.
5. Каким методом решается уравнение 5?
2) Во время проверки домашнего задания и устной работы 3 ученика у доски решают уравнения:
1. cos x + 2cos 2x = 1. (замена переменной, приведение к квадратному).
Ответ: х = π + 2πn, n ∈ Z;
х = ± arccos 34 + 2πn n ∈ Z.
2. sin x + sin 2x + sin 3x = 0 (применение формулы суммы синусов и разложение на множители)
Ответ: x = πn2, n ∈ Z;
х = ± 2π3+2πn, n ∈ Z.
3. cos2 x + 4sin2 x = 2sin 2x (однородное)
Ответ: х = arctg 12 + πn, n ∈ Z.
III. Устная работа.
1) работа по карточке устного счета (простейшие тригонометрические уравнения)
2) на доске написаны уравнения:
1. 8cos2 x + 6sin x – 3 = 0;
2. sin x – sin 2x + sin 3x – sin 4x = 0;
3. 3sin2 x - 4sin x·cos x + 5cos2 x = 2;
4. cos 2x· cos 4x = cos 6x.
5. cos 2x - 5 sin x – 3 = 0;
6. 4cos2 x – sin 2x = 3;
7. cos 2x + sin 2x – sin 4x = 0;
8. 3 sin x + cos x = 2;
9. cos2 х2+ cos2 3х2 - sin2 2x - sin2 4x = 0.
Вопросы к уравнениям:
а) какие из данных уравнений решают заменой переменной и приведением к квадратному? Какое ограничение накладывается на новую переменную?
б) какие формулы необходимо использовать при решении уравнения 4? Есть ли в списке уравнений еще уравнение, решаемое также?
в) назовите номера однородных уравнений.
г) назовите формулы, применяемые при решении уравнений 2 и 7.
3) Проверка решения уравнений учащимися у доски.
IV. Решение уравнений.
1) Решим уравнение 8 на доске и в тетрадях: 1 ученик решает с помощью универсальной подстановки. В это же время 2-й ученик готовит сообщение о решении этого уравнения способом введения вспомогательного аргумента (теория + решение).
Решение с помощью универсальной подстановки: 3 sinx + cosx = 2;
Воспользуемся формулами: sinx=2tgx21+ tg2x2,cos= 1-tg2x2 1+ tg2x2.
Получим 32tgx21+ tg2x2+ 1-tg2x2 1+ tg2x2 = 2,
23 tg x2 + 1 - tg2x2 - 2 - 2tg2x2 = 0,
x ≠π+2πn, n ∈ Z
Пусть tg x2 = t, имеем -3 t2 +23 t - 1 = 0,
t = 33,
tg x2 = 33,
х2 = arctg 33 + πn, n ∈ Z,
х2 = π6 + πn, n ∈ Z,
x = π3 + 2πn, n ∈ Z.
Ответ: π3+ 2πn, n ∈ Z
Способ введения вспомогательного аргумента (теория): а cos x +b sin x = c. Стандартным является следующий прием: пусть φ – угол, задаваемый равенствами cos φ = aa2+b2 ,
sin φ = ba2+b2 . Для любых а и b такой угол φ существует. Это следует из того, что любые числа m и n, такие что m2 + n2 = 1, можно рассматривать как косинус и синус некоторого угла. Таким образом, а cos x +b sin х = a2+b2 (aa2+b2 cos x + ba2+b2 sin x) =
a2+b2 (cos φ · cos x + sin φ · sin x) = a2+b2 cos (x – φ). Итак, получим формулу
а cos x +b sin х =a2+b2 cos (x – φ), где cos φ = aa2+b2 , sin φ = ba2+b2 . В зависимости от знаков а и b можно взять угол φ равным arctg ba или π + arctg ba . (Если а > 0, b > 0 или а > 0, b < 0, φ = arctg ba , в других случаях φ = π + arctg ba).
Решение способом введения вспомогательного аргумента: 3 sinx + cosx = 2;
Разделим уравнение на 2, получим 32sin x +12cos x = 1, 32+12 = 2,
32 = cos π 6
12=sinπ6.
сos π6 ·sin х + ·sin π6·cos x =1,
sin (π6 + x) = 1,
π6 + x = π2 + 2πn, n ∈ Z,
x = π3 +2πn, n ∈ Z.
Ответ: π3 +2πn, n ∈ Z.
2) Найдите число корней уравнения cos2 x - sin2 2x + cos2 3x = 12 принадлежащих отрезку [0;2π]. (С комментарием). Преобразовать данное уравнение до вида cos 4x·(2cos 2x + 1) = 0, оставшееся решение выполнить дома.
Применим формулы понижения степени cos2 x = 1+cos2x2, sin2 x = 1-cos2x2.
Получим 1+cos2x2 - 1-cos4x2 +1+cos6x2 = 12. Умножим данное уравнение на 2.
Имеем 1 + cos 2x – 1 + cos 4x + 1 + cos 6x = 1,
cos 2x + cos 4x + cos 6x = 0,
2сos 2x+6x2·cos2x-6x2 + cos 4x = 0,
2cos 4x·cos 2x + cos 4x = 0,
cos 4x·(2cos 2x + 1) = 0,
cos 4x = 0,
2cos 2x + 1 = 0;
х = π8+πn4,n∈Z,
x = ±5π12+πn,n∈Z.
Для нахождения числа корней, принадлежащих отрезку [0;2π], решим двойные неравенства 0≤π8+πn4≤π, 0≤5π12+πn≤π, 0≤-5π12+πn≤π получим: число корней уравнения – 12.
Ответ: 12.
V. Домашнее задание
1) из данного списка уравнений: обязательный уровень – 3, 6
для любителей математики – 2, 4, 5
2) рассмотреть пример 8 пункта 11 (учебника) и решить № 175 (в)
VI. Дифференцированная самостоятельная работа с самоконтролем.
VII. Итоги урока.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4
Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе:
«Основные методы решения тригонометрических уравнений»
(применение технологии
уровневой дифференциации обучения)
Учитель математики
Федорова С.А.
г. Чехов
Московская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контспект урока Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс
Конспект урока Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс...
презентация к уроку Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс
Презентация к уроку Решение тригонометрических уравнений и методы отбора корней 10 класс...
Конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"
Цель урока - обобщение, систематизация методов и приёмов решения тригонометрических уравнений....
План - конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"
конспект урока...
Урок " Решение тригонометрических уравнений 10 класс"
Урок обобщения и систематизации знаний....
Методическая разработка урока по учебному предмету «Математика». Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» (10 класс)
Урок-обобщение по теме "Тригонометрические уравнения"....
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...