Урок по теме "Аликвота"
презентация к уроку по алгебре (6 класс) по теме
Данный урок можно провести как исследовательскую работу на уроке, он построен на использовании исторического материала и интересных научных фактов. Урок вызывает неподдельный интерес учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.77 КБ |
alikvota.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Раздел программы: Действия с обыкновенными дробями.
Тема урока: Аликвота.
Тип урока: Урок-исследование.
Форма урока: Исследование, беседа с применением слайдов презентации.
Методы: Обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Время проведения: 40 минут.
Цели урока
- Формирование навыков исследовательской работы.
- Углубление знаний в выбранной предметной области.
- Формирование исследовательских умений
- Формирование информационной культуры учащихся.
- Формирование системно-информационного подхода.
Содержание этапов урока. | Виды и формы работы |
Организационный момент | Проверка готовности класса к уроку |
Мотивационное начало урока | Вступительное слово учителя. Постановка цели, проблемной ситуации. |
Устные упражнения | Выполнение упражнений. |
Объяснение | Беседа с использованием презентации |
Первичный контроль | Тест ( раздаточный материал) |
Подведение итогов. Домашнее задание. |
- Развитие логического мышления, умения излагать свои мысли и аргументировать их.
Задачи урока.
- Воспитательная: Развивать интерес коммуникативной культуры.
- Учебная: Ввести новое математическое понятие и действия с ними, вовлечь ребят в исследовательскую деятельность
- Развивающая: Развивать мышление и кругозор.
План урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
На доске вывешиваются высказывания учёных о красоте математики, изображения египетских пирамид, необходимые обозначения.
Проверяется готовность класса к уроку.
2.Мотивационное начало урока.
Сегодня обычный урок мы с вами превратим в урок –исследование. Попробуем имеющиеся у вас знания применить для решения новых сложных задач. Проанализируем информацию древних первоисточников, попробуем решить проблемы , которые возникнут в ходе нашего исследования. Сегодня мы познакомимся с новым математическим понятием, которое пришло к нам из далекого прошлого , но знакомо нам в другом виде.
Мы поставим себя на место древних учёных и проведем небольшое исследование.
Знаете ли вы что такое АЛИКВОТА, нет? Хотите узнать? Тогда вперёд к новым открытиям.
- Устные упражнения
Учитель: Назовите разные доли числа.
Ответ: ½, 1\7, 3\8 , 5\10 т.д.
Учитель: Выстроите дроби в цепочку по возрастанию. 1\6, 1\4, 1\9, 1\15/, 1\3, 1\5, 1\12.
Каким правилом вы пользовались, объясните это на практике.
(можно для объяснения предложить макеты разных долей)
Учитель: Выполните действия: 1\5+2\5, 2\7+2\8; 3\5+6\18.
Какое правило вы использовали в этих примерах?
- Объяснение темы
Первой дробью с которой познакомились люди была половина 1\2, потом 1\3-треть
и так далее дроби с числителем 1 , а все другие дроби они выражали через дроби вида
1\n .Эти дроби имели разные названия : асс, бес, секстанс, сескунция, триенс, семинс.
До наших дней дошли такие названия как процент 1\100 часть числа и промилли 1\1000
часть числа. ( смотри слайд презентации)
Египтяне все дроби старались записать как суммы долей.
Дроби с числителем 1 , а знаменателем любым натуральным числом назвали АЛИКВОТОЙ. ( смотри слайд презентации).
В папирусе Ахмесе есть задача : «Как разделить 7 хлебов между 8 людьми?»
Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придётся провести 49 разрезов.
По -египетски задача решалась так: 1\2+1\4+1\8=7\8 ( смотри слайд)
Значит каждому надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба.
У египтян существовала целая таблица в которой все дроби от2\5 до 2\99 были записаны в виде суммы алитвот.
С помощью этой таблицы выполняли и другие действия.
С аликвотами можно выполнять любые действия, но не всё так просто как кажется на первый взгляд. ( смотри слайд презентации)
- Закрепление ( исследование)
Найдите дроби которые можно представить в виде суммы аликвот.
Например : 13\12=1\2+1\3=1\4 А в виде разности?
А теперь выполните умножение двух и более аликвот.
Что у вас получилось? Как вы думаете всегда ли при умножении аликвот получается аликвота?
А при делении ? Приведите свои примеры.
А теперь вспомним примеры устного счёта , какие дроби мы сравнивали?
Конечно это аликвоты. Как сравнить аликвоты?
Молодцы вы сегодня хорошо поработали и у вас знания не меньше чем у египетских мудрецов.
7.Тест
Проверим что же вы сегодня поняли
1.Что такое аликвота?
А) дробь
б) число
в) дробь с числителем 1
2. Из аликвот большей является : 1\5; 1\6; 1\3; 1\9
А) 1/5
Б) 1/3
В) 1/9
3. При сложении аликвот всегда получается аликвота?
А) да
Б) нет
В) не знаю
4. А при делении?
А) да
Б) нет
В) не знаю
5.Найдите чему равна сумма аликвот? 1\5+1\7+1\9
А) 1\21
Б)1\ 315
В)21\315.
8.Подведение итогов. Домашнее задание.
Запишите дроби в виде суммы аликвот Чтобы знаменатели дробей были числами
- Четными
- Нечётными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ёщё в древнем Египте у людей возникла потребность записывать дроби как суммы долей . Дробей вида 1\ n У египтян и у вавилонян эти дроби имели специальные обозначения. 1 2
Такие дроби имели разные названия , но все вместе назывались аликвотами. Вот несколько названий Некоторые дошли до нас 1\100- процент 1\1000-промилли 1\288-скрупулус 1\24-семиунция 1\8-сескунция
ДЕЙСТВИЯ С АЛИКВОТАМИ 1.Аликвоты можно складывать 2.Аликвоты можно вычитать 3.Аликвоты можно умножать 4.Аликвоты можно делить
В папирусе Ахмеса есть задача: « Как разделить 7 хлебов между 8 людьми?» По египетски эта задача решалась так 7\8=1\2+1\4+1\8 Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба.
Проведи исследование Всегда ли дробь можно представить в виде суммы аликвот ? В папирусе Ахмеса дроби вида 2/2 N+1 представлялись в виде суммы двух, трёх или четырёх аликвот 7/10=1/2+1/5 Найдите такие дроби которые можно представить в виде суммы аликвот.
Умножение и деление аликвот Всегда ли при умножении аликвот может получиться аликвота? А при делении? ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ
А как сравнить аликвоты? Чем меньше знаменатель , тем больше дробь?
Запишите дроби в виде суммы аликвот чтобы знаменатель был: 1. числом чётным 2. числом нечётным. Желаю удачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...