Урок по теме "Комбинаторика " в 5 классе учебник Мордковича
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Итоговый урок по теме: "Комбинаторика" Начинаем урок с ребятами со сценки с участием известных нам Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Далее разбираем очень много различных задач по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass.docx | 107.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение комбинаторных задач.
( Доктор Ватсон знакомится с комбинаторикой)
Цели урока:
- Закрепить навыки и умения решения комбинаторных задач (правило умножения, перебор, дерево вариантов);
- Развивать математическое и логическое мышление, развивать речь, воображение, формирование у учеников умение решать нестандартные задачи;
- Прививать интерес к науке;
- Расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к процессу обучения
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока.
Сценка.
- Холмс, это кажется, по вашей части
- Дорогой Ватсон, у Вас на подносе коробки с соком? Но Вы же знаете, я не пью сок!
- Холмс мне просто нужен Ваш совет. Понимаете, я вчера, налив в равных количествах в стакан соки из двух коробок получил прекрасный коктейль. Теперь чтобы снова найти нужное сочетание, мне, очевидно, придется попробовать кучу вариантов. Но очень боюсь, что заболит живот.
- Не волнуйтесь, Ватсон, Вам в худшем случае придется попробовать шесть вариантов коктейлей. Хотя может быть - вам повезет и нужный коктейль появится раньше последней из возможных комбинаций. В противном случае, если после проведения всех опытов у вас разболелся живот, то вам останется утешиться мыслью, что пострадали за науку.
- Вы смеетесь, Холмс? О какой науке может идти речь в подобной ситуации?
- Речь идет о комбинаторике – разделе науки, в котором рассматриваются задачи – подсчете числа комбинаций, составленных из некоторых элементов по определенным правилам. Вот Вы сейчас, Ватсон, столкнулись с элементарной комбинаторной задачей: «Сколько существует способов составить коктейль из двух напитков, взятых в равных количествах, если у вас имеется четыре сорта сока?»
- И как Вы так быстро решили задачу?
- Эта задача решается элементарно Ватсон!
Ну, что ребята поможем Ватсону решить эту задачу? Итак, сколько же вариантов (способов) мы получим с вами, если у нас есть четыре сорта сока: лимонный, апельсиновый, клубничный и вишневый?
а
в
к
л
Ученики решают задачу и один около доски.Л, А, К, В. Варианты: ЛА, ЛК, ЛВ, АК, АВ, КВ.
Доктор Ватсон был восхищен умом Холмса, Но тут вошла миссис Хадсон. И она стала возмущаться: « Уважаемый Холмс, решая вашу задачу, я не знаю, на сколько человек мне сервировать стол, и поэтому возможно вы не можете принять гостей сегодня?»
Холмс ответил: « Позвоните в школу № 13 ученикам 5 класса, они помогут вам»
Ну, что ребята поможем?
Задача.
Уважаемая миссис Хадсон к нам придут гости. В качестве вторых блюд приготовьте мясо, котлеты и рыбу. На сладкое – мороженое, фрукты и пирог. Гость выбирает одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Подсчитайте, сколько будет гостей, и поставьте необходимое количество стульев. Очень вас прошу, чтобы количество стульев соответствовало количеству приглашенных.
меню
Давайте поможем миссис Хадсон.
м
п
м
ф
п
ф
п
м
фррр
рыба
котлеты
мясо
Мясо - фрукты мясо - мороженое мясо - пирог.
Котлеты-фрукты котлеты - мороженое котлеты - пирог.
Рыба – фрукты рыба - мороженое рыба – пирог.
Следовательно, необходимо поставить 9 стульев.
- Нет, Холмс, вы не человек, вы – Арифмометр!- воскликнул Ватсон.
Холмс мягко улыбнулся. Послушайте Ватсон: « мне вчера подарили книгу баснописца Крылова, и я смог познакомиться с любопытной басней « Квартет».
Проказница Мартышка,
Осел, козел,
Да косолапый Мишка,
Затеяли играть квартет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-
Погодите!
Как в музыке идти? Ведь вы не там сидите».
И замечательная мораль у этой басни. В содержание этой басни прячется симпатичная задача, и связана она с комбинаторикой.
Послушайте и решите эту задачу: « Сколькими способами могут сесть крыловские музыканты? Подсчитайте число возможных вариантов посадки артистов в квартете». Применяя правило произведения, ребята объясняют и считают число возможных вариантов.
Ну что молодцы ребята справились с задачей.
А, давайте сейчас мы поразим Холмса. Вспомните, какие события вы знаете?
Учащиеся называют достоверные, невозможные и случайные события. Дают определения и приводят примеры.
- Ну, что ж Ватсон давайте предложим нашим коллегам, которые помогают нам в работе, охарактеризовать события в следующих заданиях как достоверные, невозможные или случайные.
Задача.
В мешке лежат 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Охарактеризуйте следующие события:
- Из мешка вынули 4 шара, и все они синие;
- Из мешка вынули 4 шара, и все они красные;
- Из мешка вынули 4 шара, и все они оказались разного цвета.
- Из мешка вынули 4 шара, и среди них не оказалось шара черного цвета.
Да Ватсон дело проясняется, у этих детей хорошая логика. Они, наверное, читали Конан Дойля.
Вы, молодцы, решили сегодня очень много задач. В каждом искали свой способ перебора возможных вариантов. Но во многих случаях оказывается полезным еще один прием – построение – картинки схемы перебора вариантов.
Скажите, как называется такой способ? (дерево вариантов)
Холмс получил следующую записку и вот что в ней было:
« Уважаемый Холмс!
флаг
Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех вертикальных полос одинаковой ширины разных цветов - зеленого, черного, желтого. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой флаг?»
желтый
зеленый
желтый
черный
зеленый
черный
желтый
зеленый
черный
зеленый
желтый
черный
черный
желтый
зеленый
Правильно ребята, и с этой задачей справились.
Наш урок подходит к концу. Давайте пригласим наших героев Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
- Скажите Ватсон, вы помните, как возник наш разговор о комбинаторике?
- Конечно, Холмс.
- Ну что вы теперь рискнете сами решить любую из комбинаторных задач?
-Столько много сегодня узнал, что думаю мне теперь любая задача по зубам.
А мы с вами прощаемся с нашими героями и ждем в гости на следующие уроки. Домашнее задание Холмс вам предлагает на следующих листочках.
- Ватсон, а хотите еще одну задачку, на первый взгляд, очень похожую на задачу с коктейлями?
- Любопытно послушать.
- В купе поезда между 4 джентельменами завязалась беседа, во время которой обнаружились общие для всех попутчиков интересы. На конечной станции все джентельмены решили обменяться визитками. Сколько всего визиток фигурировало в таком обмене?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков алгебры в 7 классе,учебник А.Г.Мордкович
Предмет- алгебра.Класс-7.Количество часов на год:Всего-136, в неделю-4 часов.Плановых контрольных работ-7.Планирование составлено на основе:1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, ли...
Контрольная работа по алгебре за 1 полугодие 10 класс Учебник Мордкович Л.Г.
Контрольная работа составлена на основании материала учебника Алгебра 10-11,автор Мордкович Л.Г. В ответе к каждому заданию должно получиться целое число или конечная десятичная дробь....
Календарно-тематическое планирование по алгебре 9 класс, учебник - Мордкович А.Г.
Календарно-тематическое планирование по алгебре 9 класс, учебник - Мордкович А.Г. Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. Дополнительные часы испо...
Урок алгебры в 8 классе учебник Алгебра 8 А.Г. Мордкович, углубленное изучение математики
Алгебра 8, Урок по теме: Делимость целых неотрицательных чисел....
Планирование. Алгебра 10 класс. учебник Мордковича А.Г.
Тематическое планирование. Алгебра 10 класс. учебник Мордковича А.Г....
Электронный образовательный ресурс к уроку Алгебры в 7 классе, учебник Мордкович А.Г.
Данный образовательный ресурс представляет собой модуль получения информации, применяется на уроке усвоения новых знаний на этапе ознакомления с новым материалом.Содержит презентацию учебн...
"Свойства функций" Урок алгебры 9 класс, учебник Мордковича
1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап прове...