календарно-тематическое планирование математика 6 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) по теме
КТП математика 5ч/нед. 6 класс учебник авт. Н.Я. Виленкин и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika2010_6kl.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методических рекомендациях для ОУ Краснодарского края о преподавании математики в 2009 – 20010 учебном году в основной школе (рекомендации подготовила В.Н. Сукманюк, зав. кафедрой физико-математических дисциплин и информатики ККИДППО, к.п.н., доцент)
рекомендовано в 5-6 классах использовать УМК Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика, как наиболее распространенные в нашем крае и отвечающие всем современным требованиям, предъявляемым к преподаванию математики в соответствующих классах.
Предлагаемая программа для данного УМК составлена в связи с переходом на БУП 2004г. на основе:
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2004.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике.
- Примерная программа основного общего образования по математике(2004 год).
Следует учесть, что изменения по отношению к программе, приведенной в «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 классы. Программы. Тематическое планирование» – М.: Дрофа, 2004. носили во многом «косметический» характер (например, добавление в содержание римской нумерации, что в явном виде прописано в «Примерной программе основного общего образования по математике»2004 год и т.п.).
Так как результаты итоговой государственной аттестации по алгебре в 9 классах в новой форме, ЕГЭ – 2009 и предыдущих лет по математике в Краснодарском крае указывают на некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся края, которые должны формироваться в курсе математики, в частности, 5-6 классов такие как:
- выполнять арифметические операции над рациональными числами;
- сравнивать обыкновенные и десятичные дроби;
- пользоваться числовыми данными, представленными в таблице, и находить процент от числа,
то данным темам в КТП уделено больше внимания.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В результате изучения математики в 5-6 классе ученик должен
(помимо указанных ниже знаний, в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений)
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с дробями, находить значения числовых выражений, сравнивать рациональные числа;
- округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- в простейших случаях составлять буквенные выражения по условиям задач, решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- выполнять в простейших случаях возведение в степень с натуральным показателем.
- решать линейные уравнения и текстовые задачи;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; строить диаграммы.
- изображать числа точками на координатной прямой.
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, строить диаграммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.
- выполнения расчетов по формулам.
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
- при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
Содержание материала
VI класс
(5 ч в неделю, всего 170 ч)
1. Делимость чисел (16 ч).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее крат ное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкно венными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями "делитель» и «кратное», «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» ко торые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Следует отметить, что умение находить «наименьшее общее кратное» может сыграть большую роль в рационализации выполнения действий с обыкновенными дробями.
Учащиеся знакомятся с признака ми делимости, понятиями простого и составного чисел, взаимно простых чисел, разложением натурального числа на простые множители. При их изучении целесообразно формировать умения проводить про стейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылка ми на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители различными способами. Например, они должны понимать, что 36 = 6 *6 = 4 * 9 , так как данный навык поможет в дальнейшем при сокращении дробей.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведе ние дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки пре образования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является ус воение основного свойства дроби, применяемого для преоб разования дробей: сокращения, приведения к новому знаме нателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. При сложении и вычитании следует обратить внимание на примеры, в которых фигурируют смешанные числа и десятичные дроби.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дро бями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет ре шать текстовые задачи, в которых требуется найти часть от целого и целое по его части, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции (17 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение за дач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Мас штаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках матема тики, химии, физики. В частности, достаточное внимание долж но быть уделено решению с помощью пропорции задач на про центы.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях вели чин можно сформировать как обобщение нескольких кон кретных примеров, подчеркнув при этом практическую зна чимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач. Понятие масштаба имеет важное практическое значение.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга, что позволяет расширить набор формул, известных учащимся и дать первые понятия о важных константах (π). При работе с формулами учащиеся определяют, какое из приближений числа π лучше подставить в формулу - в виде десятичной или обыкновенной дроби.
Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).
Целые числа: положительные и отрицательные и нуль. Противоположные числа. Модуль (абсолютная величина) числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел точками координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащих ся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показы вается на содержательных примерах. Учащиеся должны на учиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить нагляд ной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычита ния чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа и его геометрического смысла, прочное знание ко торого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алго ритмами арифметических действий с положительными и от рицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чи сел.
Основная цель — выработать прочные навыки сло жения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправ ленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное прибли жение обыкновенной дроби. Применение законов арифмети ческих действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки ариф метических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрица тельных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обраща ется данная обыкновенная дробь — конечную или бесконеч ную. Впервые происходит знакомство с периодическими дробями. Учащиеся должны знать представление в виде деся тичной дроби таких дробей, как ½, ¼ и т. п.
8. Решение уравнений (18 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие ско бок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью ли нейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполне нию преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения неслож ных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
9. Координаты на плоскости (11ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная сис тема координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямо угольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внима ние следует уделить отработке навыков их построения с помо щью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координат ной плоскостью должны явиться знания порядка записи коор динат точек плоскости и их названий, умения построить коор динатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Данные знания будут необходимы при построении графиков функций в курсе алгебры.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполне нии соответствующих упражнений найдут применение изу ченные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач (16 ч).
N урока | Содержание ( разделы, темы) | количество часов | Дата проведения | Оборудование | Д/З | Использование медиаресурсов | |
План | Факт | ||||||
1.Делимость чисел (16ч). | |||||||
1-2 | Делители и кратные. | 2 | учебник: | ||||
3-4 | Признаки делимости на 5, 2 и 10. | 2 | |||||
5-6 | Признаки делимости на 9 и на 3. | 2 | учебник: § | ||||
7 | Простые и составные числа. | 1 | учебник: § | ||||
8-10 | Разложение натурального числа на простые множители. | 3 | учебник: | ||||
11-12 | Общий делитель. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 2 | |||||
13-15 | Общее кратное. Наименьшее общее кратное. | 3 | учебник: § | ||||
16 | К.р. № 1 по теме «Делимость чисел». | 1 | учебник: § | ||||
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(25ч) | |||||||
17-18 | Основное свойство дроби. | 2 | учебник: § | ||||
19-21 | Сокращение дробей. | 3 | учебник: § | ||||
22-23 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 2 | учебник: | ||||
24 | Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. | 1 | |||||
25-31 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 7 | учебник: § | ||||
32-34 | Решение текстовых задач. | 3 | учебник: § | ||||
35-40 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 6 | учебник: § | ||||
41 | К.р. № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | учебник: § | ||||
3.Умножение и деление обыкновенных дробей (33ч) | |||||||
42-46 | Умножение обыкновенных дробей. | 5 | учебник: § | ||||
47-49 | Нахождение части от целого. | 3 | учебник: | ||||
50-54 | Применение распределительного свойства умножения. | 5 | учебник: | ||||
55 | К.р. № 3 по теме «Умножение обыкновенных дробей». | 1 | учебник: | ||||
56-58 | Взаимно обратные числа. | 3 | учебник: § | ||||
59-63 | Деление обыкновенных дробей. | 5 | |||||
64 | К.р. № 4 по теме «Деление обыкновенных дробей». | 1 | учебник: § | ||||
65-66 | Нахождение целого по его части. | 2 | учебник: § | ||||
67-71 | Основные задачи на дроби. Задачи на проценты. | 5 | учебник: § | ||||
72 | К.р. № 5 по теме «Основные задачи на дроби». | 1 | учебник: § | ||||
73-74 | Дробные выражения. | 2 | |||||
4.Отношения и пропорции (17ч) | |||||||
75-76 | Отношения. | 2 | учебник: § | ||||
77-78 | Пропорции. Основное свойство пропорции. | 2 | учебник: § | ||||
79 | Решение задач с помощью пропорции. | 1 | учебник: § | ||||
80-81 | Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин. | 2 | учебник: | ||||
82-86 | Задачи на пропорции. Задачи на проценты | 5 | учебник: § | ||||
87 | Масштаб. | 1 | учебник: § | ||||
88-89 | Формулы длины окружности и площади круга. | 2 | учебник: § | ||||
90 | Шар. | 1 | учебник: § | ||||
91 | К.р. № 6 по теме «Отношения и пропорции». | 1 | учебник: § | ||||
87 | Масштаб. | 1 | учебник: § | ||||
88-89 | Формулы длины окружности и площади круга. | 2 | учебник: § | ||||
90 | Шар. | 1 | учебник: § | ||||
91 | К.р. № 6 по теме «Отношения и пропорции». | 1 | учебник: § | ||||
5.Положительные и отрицательные числа (13ч) | |||||||
92-93 | Целые числа : положительные, отрицательные и нуль. | 2 | учебник: § | ||||
94-95 | Изображение чисел на прямой. Координата точки. | 2 | учебник: § | ||||
96-97 | Противоположные числа. | 2 | учебник: § | ||||
98-99 | Модуль числа и его геометрический смысл. | 2 | учебник: § | ||||
100-101 | Сравнение чисел. | 2 | учебник: § | ||||
102-103 | Изменение величин. | 2 | учебник: § | ||||
104 | К.р. № 7 по теме «Положительные и отрицательные числа». | 1 | |||||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12) | |||||||
105-107 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 3 | учебник: § | ||||
108-109 | Сложение отрицательных чисел. | 2 | учебник: § | ||||
110-112 | Сложение чисел с разными знаками. | 3 | учебник: § | ||||
113-115 | Вычитание положительных и отрицательных чисел. | 3 | учебник: § | ||||
116 | К.р. № 8 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | учебник: § | ||||
6.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9ч) | |||||||
117-118 | Умножение положительных и отрицательных чисел. | 2 | учебник: § | ||||
119-120 | Деление положительных и отрицательных чисел. | 2 | учебник: § | ||||
121 | Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. | 1 | учебник: § | ||||
122-123 | Сравнение обыкновенных и десятичных дробей | 2 | учебник: § | ||||
124 | Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. | 1 | учебник: § | ||||
125 | К.р. № 9 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | 1 | учебник: § | ||||
7.Решение уравнений (18ч) | |||||||
126-130 | Раскрытие скобок. | 5 | учебник: § | ||||
131-134 | Подобные слагаемые. Коэффициент. | 4 | учебник: § | ||||
135-137 | Решение линейных уравнений. | 3 | учебник: § | ||||
138-142 | Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений. | 5 | учебник: § | ||||
143 | К.Р. № 10 по теме «Решение уравнений». | 1 | учебник: § | ||||
8.Координаты на плоскости (11ч) | |||||||
144-145 | Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярной прямой. | 2 | учебник: § | ||||
146-147 | Параллельные прямые. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки. | 2 | учебник: § | ||||
148-150 | Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки. | 3 | учебник: § | ||||
151 | Столбчатые диаграммы. | 1 | учебник: § | ||||
152-153 | Графики. | 2 | учебник: § | ||||
154 | К.р. № 11 по теме «Координаты на плоскости» | 1 | учебник: § | ||||
9.Итоговое повторение курса 6 класса (16ч) | |||||||
155-156 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 2 | учебник: § | ||||
157 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | учебник: § | ||||
158-160 | Отношения и пропорции. Задачи на проценты. | 3 | учебник: § | ||||
161 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | учебник: § | ||||
162-163 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 2 | учебник: § | ||||
164-165 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. | 2 | учебник: § | ||||
166-167 | Решение уравнений. | 2 | учебник: § | ||||
168 | Итоговая контрольная работа. | 1 | учебник: § | ||||
169-170 | Комплексное повторение. | 2 | учебник: § | ||||
Итого: | 170 |
Литература
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5–11 классы. Программы. Тематическое планирование. — М.: Дрофа, 2004 — 319 с.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике.
- Примерная программа основного общего образования по математике.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2008.
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А. С, Нешков К. И. Дидактические материалы по матема тике для 5 класса. — М.: Просвещение.
- Чесноков А. С, Нешков К. И. Дидактические материалы по матема тике для 6 класса. — М.: Просвещение.
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса -М.: Илекса,- 2007
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса -М.: Илекса,- 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...