Логарифмические неравенства
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Материал содержит лекцию, презентацию и набор тестов по теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок. Логарифмические неравенства их типы и методы решения.
Цели: рассмотреть типы логарифмических неравенств и методы их решения.
Концентрация внимания
Вклад каждого учёного в развитие логарифмов. | Ответ | Концентрация внимания N равна (число верно названных ответов)0,125100% |
Непер | Изобрёл логарифмы, их название, создал первые таблицы логарифмов. | |
Бюрги | Создатель таблиц логарифмов параллельно с Непером. | |
Эйлер | Ввёл обозначение числа е и вычислил его с точностью до 23 знаков. | |
Бриггс | Составил таблицы десятичных логарифмов | |
Оутред | Изобретатель логарифмической линейки | |
Ламберт | Доказал иррациональность числа е (т. е. число е не может быть квадратом какого-либо числа). | |
Эрмит | Доказал трансцендентность числа е (т.е. число е не может быть корнем какого-либо алгебраического уравнения). | |
Менголи | Ввёл термин «натуральные логарифмы». |
При решении логарифмических неравенств надо хорошо знать свойства логарифмической функции.
Свойства функции | |||
1. | Область определения | ||
2. | Область значений | ||
3. | Четность, нечетность | Функция не является ни четной, ни нечетной | |
4. | Нули функции | при | |
5. | Промежутки знакопостоянства | при при | при при |
6. | Экстремумы | Функция экстремумов не имеет | |
7. | Промежутки монотонности при | Функция возрастает | Функция убывает |
8. | Асимптота |
Рассмотрим взаимное расположение графика функции и прямой .
Вывод. Прямая пересекает график функции в единственной точке .
Определение. Пусть, тогда неравенства или называются простейшими логарифмическими неравенствами.
Что, значит, решить неравенство?
Решить неравенство - значит, найти все его решения или показать, что их нет.
Что называется решением неравенства?
Решением неравенства с неизвестным называют число , при подстановке которого в неравенство вместо получается верное числовое неравенство.
Вывод. Если , то для каждого соответствующая точка графика функции находится выше прямой , а для каждого из интервала соответствующая точка графика функции находится ниже прямой . |
. | , . |
Вывод. Если , то для каждого соответствующая точка графика функции находится выше прямой , а для каждого соответствующая точка графика функции находится ниже прямой . |
. | , . |
Типы логарифмических неравенств и методы их решения.
1). Простейшие логарифмические неравенства.
Пример 1. .
Решение:
Т. к. ; убывает на всей области определения и , то неравенство равносильно системе
Ответ: (0,2;0,4).
Пример 2. .
Решение:
Т. к. ; убывает на всей области определения, то неравенство равносильно системе
Ответ: (0,75;2).
2). Логарифмические неравенства, сводящиеся к простейшим логарифмическим неравенствам.
Пример 1..
Решение:
,
,
.
Т. к. и возрастает на всей области определения, то неравенство равносильно системе
т. к. , при , то система равносильна неравенству .
,
.
Ответ: .
Пример 2. .
Решение:
,
,
,
.
Т. к. ; возрастает на всей области определения и , то неравенство равносильно системе
.
Ответ: .
Пример 3. .
Решение:
.
Т. к. ; убывает на всей области определения и , то неравенство равносильно системе
.
Ответ: .
Пример 4. .
Решение:
.
Т. к. ; возрастает на всей области определения и , то неравенство равносильно системе
.
Ответ: .
3). Логарифмические неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.
Пример 1. .
Решение:
. Пусть тогда
,
Вернёмся к переменной . Т. к. , то
возрастает на всей области определения, то
Ответ: .
Пример 2..
Решение:
.
Т. к. , то для нахождения области допустимых значений переменной составим систему:
.
В найденной области допустимых значений переменной преобразуем неравенство.
,
,
,
,
возрастает на всей области определения и , а также .
С учётом области допустимых значений переменной получим:
Ответ: .
4). Логарифмические неравенства, сводящиеся к рациональным неравенствам.
Пример 1. .
Решение:
Пусть и , тогда
,
,
Вернёмся к переменной . Т. к. , то
возрастает на всей области определения
Ответ:.
Пример 2..
Решение:
.
Т. к. , то
В найденной области допустимых значений переменной преобразуем данное неравенство к виду:
Пусть .
Тогда
Вернёмся к переменной .
возрастает на всей области определения и ,
Ответ:
5). Логарифмические неравенства, содержащие переменную в основании логарифма.
Пример 1.
Решение:
Т. к. и , то
,
,
Ответ: .
Пример 2. .
Решение:
,
.
Т. к. , то
Ответ:
Пример 3. .
Решение:
,
.
Т. к. , то
Ответ: .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Вариант 1. | Вариант 2. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 3. | Вариант 4. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 5. | Вариант 6. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 7. | Вариант 8. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 9. | Вариант 10. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 11. | Вариант 12. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 13. | Вариант 14. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
Вариант 15. | Вариант 16. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 17. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
имеет вид
|
Предварительный просмотр:
Вариант 1. | Вариант 2. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 3. | Вариант 4. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 5. | Вариант 6. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 7. | Вариант 8. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 9. | Вариант 10. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 11. | Вариант 12. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 13. | Вариант 14. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 15. | Вариант 16. | ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
Вариант 17. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
имеет вид
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
Вариант 1. | Вариант 2. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 3. | Вариант 4. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 5. | Вариант 6. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 7. | Вариант 8. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 9. | Вариант 10. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 11. | Вариант 12. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 13. | Вариант 14. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 15. | Вариант 16. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
имеет вид
|
имеет вид
|
Вариант 17. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
имеет вид
|
Предварительный просмотр:
Вариант 1. | Вариант 2. | ||||||||
|
| ||||||||
.
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
Вариант 3. | Вариант 4. | ||||||||
|
| ||||||||
.
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
|
Вариант 5. | Вариант 6. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
.
| ||||||||
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
Вариант 7. | Вариант 8. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
|
Вариант 9. | Вариант 10. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
Вариант 11. | Вариант 12. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
|
Вариант 13. | Вариант 14. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
Вариант 15. | Вариант 16. | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
.
| ||||||||
.
|
|
Вариант 17. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение показательных и логарифмических неравенств
Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важны...
Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Разработка открытого урока"Решение логарифмических неравенств"
Вданной разработке рассматриваются различные методы решения логарифмических уравнений ....
Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств
В данной разработке рассматривается стандартный метод решения логарифмического неравенства в основании которого находится переменная. Стандартный метод решения предполагает разбор д...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Решение логарифмических неравенств и систем неравенств. Уровень С-3 или №17 ЕГЭ
План - конспект урока по математике в 11 классе по теме " Решение логарифмических неравенств и систем неравенств"....
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...