Урок математики в 5 классе по теме "Деление и дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Разработка урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина и др.. Выработка у учащихся умения записывать частное в виде дроби и дробь в виде частного.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokdelenie_i_drobi..docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Деление и дроби
Тип урока: Вводный, комбинированный с использованием эвристического и исследовательского методов обучения, и элементов здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.
Задачи урока:
1)Познакомить учащихся с записью частного в виде дроби.
Выработать у учащихся умение записывать частное в виде дроби и дроби в виде частного, записывать любое число в виде дроби с любым знаменателем.
2)Формирование доброжелательных отношений между учащимися класса, товарищества, коммуникативных качеств, уважения к старшим.
3)Развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания и речи.
Оборудование таблицы для соревнований, типовая учебная таблица по теме «Деление и дроби», схемы, конфеты, ножи для резки бумаги, листочки для проведения математического диктанта, листы рефлексии.
Ход урока
1)Организационный момент:
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку (чистота доски, мел, наличие у каждого ученика необходимых принадлежностей к уроку, учебников, тетрадей, посадка), проверка домашнего задания (не было ли проблем с выполнением?), кто отсутствует в классе?
2)Актуализация знаний необходимых для введения новых понятий
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, дети, повторим основные понятия, которые мы узнали на последних уроках. (Устный опрос учащихся)
- Что такое дробь? Приведите примеры дробей. Запишите на доске любую дробь.
- Из каких частей она состоит? Назовите числитель и знаменатель записанной на доске дроби.
- Что показывают эти части?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной? Приведите пример, запишите на доске.
- Как называются элементы при делении? Запишите частное двух чисел на доске. Покажите и назовите каждый элемент частного.
- А теперь давайте проведем небольшой математический диктант:
1)Напишите дробь, с числителем 5 и знаменателем 7.
2)Запишите числитель дроби три седьмых.
3)Запишите знаменатель дроби две пятых
4)Запишите дробь сто семь семисотых.
5)Запишите неправильную дробь с числителем 2.
6)Запишите правильную дробь со знаменателем 2.
7)Уменьшите 27 в 3 раза.
8)Найдите частное чисел 45 и 9
9)Делимое 42, делитель 6, найдите частное
10)Запишите частное чисел 3 и 5.
(При записи ответа на последний вопрос учащиеся испытывают затруднения. – (Это проблемная ситуация, которую нужно решить)).
Взаимопроверка диктанта, ответы учитель записывает на доске, последний ответ не записывает, а только сам пример – 3:5=
3)Переход к новой теме:
- Итак сегодня мы с вами научимся делить числа, которые до этого делить не умели, научимся записывать результат деления любых двух чисел. Тема сегодняшнего урока – Деление и дроби.
(Учащиеся записывают название темы в рабочие тетради и тетради –помощники (это тетради с теорией, в которые учащиеся записывают определения, формулы, опорные конспекты и т.п.))
4)Практическая работа: (Работа в группах)
- Сейчас мы с вами выполним практическую работу. Учащиеся делятся на группы по 3 человека, каждой группе выдается по 2 конфеты, нож и лист бумаги, на котором они будут резать конфеты). Перед тем как раздать оборудование, учитель задает детям задачу-шутку, варианты решения они предлагают пока учитель раздает оборудование
-Но сначала я вам предлагаю решить такую задачу (задача-шутка):
Бабушка дала Сереже 5 конфет, одну конфету он отдал маме, другую папе, как поделить оставшиеся конфеты с сестрой Наташей, чтоб никого не обидеть. (Ответ –одну конфету вернуть бабушке)-(Воспитательный момент – сказать ребятам, чтоб и о бабушках и дедушках не забывали. Причем задача составлена с использованием имен учеников класса)
- Итак: Ваша задача – разделить конфеты на всех поровну, не съесть, не отдать соседу, а разрезать таким образом, чтоб каждому досталось и ни кого не обидели)
Учитель ходит по классу и проверяет результат выполнения работы – учащиеся режут каждую конфету на 3 части и берут себе по 2 части.
5)Анализ выполнения работы и запись результата на доске в виде опорного конспекта.
-Что вы сейчас делали?(делили 2 конфеты на 3 человека)
- Какую часть конфеты получил каждый из вас? (2/3)
- Значит мы можем записать, что 2:3=2/3?
Учитель записывает на доске в виде опорного конспекта.
Используя конспект учитель делает вывод с помощью учащихся.
-Частное двух чисел равно дроби, числитель которой равен делимому, а знаменатель делителю.
Учащиеся записывают этот конспект в тетради-помощницы.
Затем один человек выходит к доске и рассказывает по конспекту.
Учитель еще раз объясняет, обращаясь к таблице, которая вывешивается заблаговременно, но была не видна учащимся.
-А теперь вернемся к примеру, записанному на доске(3:5=3/5)
Вывод в этом примере учащиеся пишут сами
- Теперь давайте наоборот запишем дробь в виде частного
Используя опорный конспект один из учащихся формулирует правило.
6)Развитие практических навыков записи частного в виде дроби и наоборот. Работа с учебником. Решение №1025 и №1026
(Тем, кто решает вперед выдаются карточки с ребусами, или индивидуальные задания)
7)Игровой момент. (физкультминутка в форме соревнования двух команд). Предварительно объясняются условия, выдаются карточки на каждую парту такие:
частное | дробь | делимое | делитель | числитель | знаменатель |
2:3 | 2/3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
а:в | а/в | а | в | а | в |
На доске заранее были оформлены 2 таблицы:
частное | дробь | делимое | делитель | числитель | знаменатель |
5:8 | |||||
7/3 | |||||
3 | 8 | ||||
6 | 5 | ||||
2 | 7 | ||||
11 | 13 |
-Условия такие – вы должны заполнить всю таблицу, каждый человек заполняет по одной строчке и передает мел, как эстафетную палочку следующему человеку, а сам встает в конец шеренги. Побеждает команда, заполнившая таблицу быстрее и правильно.
Проверка заполненных таблиц и подведение итогов соревнования.
8) Запись числа в виде дроби.
- Вы научились записывать в виде дроби частное, но всегда ли это надо делать?
На доске учитель записывает пример 20:5=20/5=4, по ходу записи объясняя, и задавая вопросы ученикам. Затем записывает этот пример наоборот: 4=20/5,
- В результате частного каких еще чисел получается число 4?
Учащиеся приводят примеры, учитель записывает результат на доске: 4=12/3=40/10=8/2
Затем учащиеся делают вывод и результат в виде формулы записывают в тетради-помощницы.
а=а*в/в |
9)Анализ урока учащимися
- что вы научились сегодня делать?
-Что узнали нового?
-Было ли вам комфортно на уроке?
- Все ли вам было понятно?
Учащимся раздаются листы рефлексии, если ответы на 2 последних вопроса положительные, то они рисуют на листе улыбку и ставят знак «+».
10)Домашнее задание - №1049, 1050, 1051.
11) Заключительная часть – организованное окончание урока, Учитель благодарит детей за урок, кого то конкретно, выставляет в журнал и дневники оценки с объяснением за что.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс Тема "Умножение десятичных дробей"
Дан подробный конспект урока, представленный на Фестивале педагогических идей "Открытый урок"...
Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".
Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...
Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"
Урок закреплени знаний с применением ЭОР....
Презентация к уроку математика 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"
Данная презентация поможит учтелю при объяснении новой темы "Обыкновенные дроби"...
Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"
Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей" подготовила и провела учитель математики II категории Небоженко Л.Г....
Презентация к уроку математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"
Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание дробей"....
Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Деление дроби"
Презентация к 1 уроку по теме Деление и дроби. В работе представлен этап устного счёта, изучения нового материала, и закрепления....