Урок математики в 5 классе по теме "Деление и дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Разработка урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина и др.. Выработка у учащихся умения записывать частное в виде дроби и дробь в виде частного.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokdelenie_i_drobi..docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деление и дроби

Тип урока: Вводный, комбинированный с использованием эвристического и исследовательского методов обучения, и элементов здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.

Задачи  урока:

1)Познакомить учащихся с записью частного в виде дроби.

Выработать у учащихся умение записывать частное в виде дроби и дроби в виде частного, записывать любое число в виде дроби с любым знаменателем.

2)Формирование доброжелательных отношений между учащимися класса, товарищества, коммуникативных качеств, уважения к старшим.

3)Развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания и речи.

Оборудование таблицы для соревнований,  типовая учебная таблица по теме «Деление и дроби», схемы, конфеты, ножи для резки бумаги,  листочки для проведения математического диктанта, листы рефлексии.

 Ход урока

1)Организационный момент:

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку (чистота доски, мел, наличие у каждого ученика необходимых принадлежностей к уроку, учебников, тетрадей, посадка), проверка домашнего задания (не было ли проблем с выполнением?), кто отсутствует в классе?

2)Актуализация знаний необходимых для введения новых понятий

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, дети, повторим основные понятия, которые мы узнали на последних уроках. (Устный опрос учащихся)

- Что такое дробь? Приведите примеры дробей. Запишите на доске любую дробь.

- Из каких частей она состоит? Назовите числитель и знаменатель записанной на доске дроби.

- Что показывают эти части?

- Какая дробь называется правильной?

- Какая дробь называется неправильной? Приведите пример, запишите на доске.

- Как называются элементы при делении? Запишите частное двух чисел на доске. Покажите и назовите каждый элемент частного.

- А теперь давайте проведем небольшой математический  диктант:

1)Напишите дробь,  с числителем 5 и знаменателем 7.

2)Запишите числитель дроби три седьмых.

3)Запишите знаменатель дроби две пятых

4)Запишите дробь сто семь семисотых.

5)Запишите неправильную дробь с числителем 2.

6)Запишите правильную дробь со знаменателем 2.

7)Уменьшите 27 в 3 раза.

8)Найдите частное чисел 45 и 9

9)Делимое 42, делитель 6, найдите частное

10)Запишите частное чисел 3 и 5.

(При записи ответа на последний вопрос учащиеся испытывают затруднения. – (Это проблемная ситуация, которую нужно решить)).

Взаимопроверка диктанта, ответы учитель записывает на доске, последний ответ не записывает, а только сам пример – 3:5=

3)Переход к новой теме:

- Итак сегодня мы с вами научимся делить числа, которые до этого делить не умели, научимся записывать результат деления любых двух чисел. Тема сегодняшнего урока – Деление и дроби.

(Учащиеся записывают название темы в рабочие тетради и тетради –помощники (это тетради с теорией, в которые учащиеся записывают определения, формулы, опорные конспекты и т.п.))

4)Практическая работа: (Работа в группах)

- Сейчас мы с вами выполним практическую работу. Учащиеся делятся на группы по 3 человека, каждой группе выдается по 2 конфеты, нож и лист бумаги, на котором они будут резать конфеты). Перед тем как раздать оборудование, учитель задает детям задачу-шутку, варианты решения они предлагают пока учитель раздает оборудование 

-Но сначала я вам предлагаю решить такую задачу  (задача-шутка):

Бабушка дала Сереже 5 конфет, одну конфету он отдал маме, другую папе, как поделить оставшиеся конфеты с сестрой Наташей, чтоб никого не обидеть. (Ответ –одну конфету вернуть бабушке)-(Воспитательный момент – сказать ребятам, чтоб и о бабушках и дедушках не забывали. Причем задача составлена с использованием имен учеников класса)

-  Итак: Ваша задача – разделить конфеты на всех поровну, не съесть,  не отдать соседу, а разрезать таким образом, чтоб каждому досталось и ни кого не обидели)

Учитель ходит по классу и проверяет результат выполнения работы – учащиеся режут каждую конфету на 3 части и берут себе по 2 части.

5)Анализ выполнения работы и запись результата на доске в виде опорного конспекта.

-Что вы сейчас делали?(делили 2 конфеты на 3 человека)

- Какую часть конфеты получил каждый из вас? (2/3)

- Значит мы можем записать, что 2:3=2/3?

Учитель записывает на доске в виде опорного конспекта.

Используя конспект учитель делает вывод с помощью учащихся.

-Частное двух чисел равно дроби, числитель которой равен делимому, а знаменатель делителю.

Учащиеся записывают этот конспект в тетради-помощницы.

Затем один человек выходит к доске и рассказывает по конспекту.

Учитель еще раз объясняет, обращаясь к таблице, которая вывешивается заблаговременно, но была не видна учащимся.

-А теперь вернемся к примеру, записанному на доске(3:5=3/5)

Вывод в этом примере учащиеся пишут сами

- Теперь давайте наоборот запишем дробь в виде частного

Используя опорный конспект один из учащихся формулирует правило.

6)Развитие практических навыков записи частного в виде дроби и наоборот. Работа с учебником. Решение №1025 и №1026

(Тем, кто решает вперед выдаются карточки с ребусами, или индивидуальные задания)

7)Игровой момент. (физкультминутка в форме соревнования двух команд). Предварительно объясняются условия, выдаются карточки на каждую парту такие:

частное

дробь

делимое

делитель

числитель

знаменатель

2:3

2/3

2

3

2

3

а:в

а/в

а

в

а

в

На  доске заранее были оформлены 2 таблицы:

частное

дробь

делимое

делитель

числитель

знаменатель

5:8

7/3

3

8

6

5

2

7

11

13

-Условия такие – вы должны заполнить всю таблицу, каждый человек заполняет по одной строчке и передает мел, как эстафетную палочку следующему человеку, а сам встает в конец шеренги. Побеждает команда, заполнившая таблицу быстрее и правильно.

Проверка заполненных таблиц и подведение итогов соревнования.

8) Запись числа в виде дроби.

- Вы научились записывать в виде дроби частное, но всегда ли это надо делать?

На доске учитель записывает пример 20:5=20/5=4, по ходу записи объясняя, и задавая вопросы ученикам. Затем записывает этот пример наоборот: 4=20/5,

-  В результате частного каких  еще чисел получается число 4?

 Учащиеся приводят примеры, учитель записывает результат на доске: 4=12/3=40/10=8/2

Затем учащиеся делают вывод и результат в виде формулы записывают в тетради-помощницы.

а=а*в/в

9)Анализ урока учащимися

- что вы научились сегодня делать?

-Что узнали нового?

-Было ли вам комфортно на уроке?

- Все ли вам было понятно?

Учащимся раздаются листы рефлексии, если ответы на 2 последних вопроса положительные, то они рисуют на листе улыбку и ставят знак «+».

10)Домашнее задание - №1049, 1050, 1051.

11) Заключительная часть – организованное окончание урока, Учитель благодарит детей за урок, кого то конкретно, выставляет в журнал и дневники оценки с объяснением за что.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс Тема "Умножение десятичных дробей"

Дан  подробный конспект урока, представленный на Фестивале педагогических идей "Открытый урок"...

Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".

Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Презентация к уроку математика 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"

Данная презентация поможит учтелю при объяснении новой темы "Обыкновенные дроби"...

Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"

Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей" подготовила и провела учитель математики  II категории Небоженко Л.Г....

Презентация к уроку математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей"

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание дробей"....

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Деление дроби"

Презентация к 1 уроку по теме Деление и дроби. В работе представлен этап устного счёта, изучения нового материала, и закрепления....