самоанализ методической и педагогической деятельности
статья по алгебре по теме
Это самоанализ методической и педагогической работы за последние 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_2.docx | 346.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение д. Явгильды муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
ИНФОРМАЦИОННО- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
МИНИЯЗОВОЙ ЛИЛИИ АХМЕТГАРЕЕВНЫ
учителя математики
первой квалификационной категории
Начато в 2009 году
МИНИЯЗОВА ЛИЛИЯ АХМЕТГАРЕЕВНА
учитель математики
первой квалификационной категории
МОБУ ООШ д.Явгильды
Общие сведения
на 1 сентября 2011 г.
Миниязова Лилия Ахметгареевна 1960 года рождения
Окончила
- Белорецкое педагогическое училище в 1979 г., присуждена квалификация учителя начальных классов;
- Стерлитамакский государственный педагогический институт в 1986 г., присуждена квалификация учителя математики средней школы.
Общий педагогический стаж – (с 15.08.1979 г.) 32 года
Квалификационная категория – первая до 30.03.2012 г.
Награды:
- Знак «Отличник образования Республики Башкортостан», 2007 г.
- Почетная грамота Министерства образования Республики
Башкортостан, 1999 года.
- Почетная грамота Гафурийского районного отдела образования 1983г
- Почетная грамота райкома КПСС, 1987 г.
- Почетная грамота Гафурийского районного отдела образования 1988 г
- Почетная грамота Совета муниципального района Гафурийский район,
2009 г.
- Почетная грамота Гафурийского районного отдела образования 2011г
Анализ уровня знаний по предмету «Математика»
Предмет. | Класс. | Программа. | Автор учебника. |
Математика | 5 | Математика. Г. М. Кузнецова. Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2005г. | Н. Я.Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика. Москва: «Мнемозина» 2008г. |
Математика | 6 | ||
Алгебра. | 7 | Под редакцией С. А.Теляковского. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра.Учебник для 7 класса. М. Просвещение, 2008г. | |
Алгебра. | 8 | Под редакцией С. А.Теляковского. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. Учебник для 8 класса. М. Просвещение, 2008г. | |
Геометрия. | 7 8 9 | Геометрия. Г.М.Кузнецова. Н.Г.Миндюк. – М.Дрофа, 2005г. | Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина Геометрия ,7-9:учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение,2008г. |
Распределение нагрузки по учебным годам
Учебный год | Учебная нагрузка | Кружок | Индивидуальное обучение | Дополнительная нагрузка |
2009/2010 | Математика в 8 кл - 5ч в 7 кл - 5 ч в 5 кл- 5 ч | «Занимательная математика» 1 ч | Член аттестационной комиссии школы, член постоянно действующий экспертной комиссии по архивным хранениям. | |
2010/2011 | Математика в 9 кл - 5ч в 6 кл - 5 ч в 8 кл- 5 ч | «Занимательная математика» 1 ч | Обучение на дому 2 ч | Член аттестационной комиссии школы, Член рабочий группы по разработке Образовательной программы начальной школы |
2011/2012 | Математика в 5 кл - 5ч в 7 кл - 5 ч в 9 кл- 5 ч | «Занимательная математика» 1 ч | Обучение на дому 2 ч | Член аттестационной комиссии по проверке знаний «Правила безопасности газопотребления» |
Повышение квалификации
№ | Дата | Учреждение | Тематика курсов | объем |
1. | с 24.04.06 по 29.04.06 | Башкирский институт развития образования | Актуальные вопросы преподавании математики | 72 ч |
2. | С 17.04.07 по 06.06.07 | Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой | Управление качеством образования в образовательном учреждении Гафурийского района | 72 ч |
3. | с 07.08.08 по 10.08.08 | Башкирский межотраслевой институт | Повышение квалификации работников образования в сфере охраны труда и пожарной безопасности | 40 ч |
4. | с 20.04.09 по 25.04.09 | Башкирский институт развития образования | Теория и методика преподавания физики. ЕГЭ по физике. | 40ч 32 ч |
5. | с 05.05.2011 по 12.05.2011 | Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой | Использование современных информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе | 72 ч |
Диаграмма результатов ГИА по математике
в 2011 году
Диаграмма уровня обученности по предмету и
среднего балла одного ученика выпускного класса
Методическая работа
Тема моего самообразования: «Использование ИКТ на уроках математики»
В преподавании своего предмета я работаю над темой «Использование ИКТ на уроках математики». Использование образовательных технологий является основой формирования успешного выпускника. Я использую следующие образовательные технологии: информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии, технология проблемного обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активности на протяжении всего урока. Для меня использование ИКТ является эффективным методом обучения и методическим приемом, который активизирует мысль ученика, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. Компьютер выполняет важную методическую задачу, как обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Компьютерные программы я применяю при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Включение в урок информационно- компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает трудности в усвоении материала., на об Применяя технологию проблемного обучения, на уроках я создаю такие проблемные ситуации, что учащиеся включаются в процессе активной самостоятельной деятельности для их решения, и в результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.
Здоровье сберегающая технология помогает мне поддерживать психическое и физическое здоровье школьников на занятиях. Для этого:
- Большое внимание уделяю технике безопасности в кабинете математики (инструктажи 2 раза в год, напоминания)
- Слежу за чистотой в кабинете, за наличием сменной обуви.
- На переменах обеспечивается проветривание помещения с помощью окон.
- Контролирую позу ученика за партой.
- На 2, 4, 6 уроках в обязательном порядке провожу физкультминутки , динамические паузы, гимнастика для глаз.
- После 6 урока обязательно провожу «Пятиминутку» в своем классе по правилам дорожного движения.
- Использую чередования видов преподавания: объяснение, наглядный, самостоятельная работа, практическая работа.
- Большое внимание уделяю психологическому климату на уроке.
Самоанализ методической работы за последние 3 года
№ | Критерий для самоанализа | Кол-во | Оценка учителя |
1. | Разработка и проведение открытых уроков | ||
На уровне района по теме «Изменение величин» 6 кл | 1 | ||
На уровне школы: по темам «Рациональные числа» 6 кл, «Площадь прямоугольника» 5 кл, «Действия с обыкновенными дробями» 5 кл | 3 | ||
На уровне МО по теме «Степени» 7кл, «Арифметическая прогрессия» 9 кл, «Упрощение выражений» 6 кл | 3 | ||
2. | Выступления различного рода | ||
Участие в обсуждении темы Межрегионального Интернет-педсовета «Профессиональная готовность учителя к введению ФГОС нового поколения», август 2011 г Участие в обсуждении темы Межрегионального Интернет-педсовета «Создание в ОУ единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся» январь 2012г | 2 | ||
Выступления на районных методических мероприятиях. 2011 г.Участие на районном конкурсе методических объединений 2011 г.Подготовка и проведение методической выставки на августовском совещании учителей. | 2 | ||
Выступление с докладом на педсовете по теме «Личностно-ориентированный урок. Планирование и технология проведения», «Актуальные проблемы математического образования в основной школе» | 2 | ||
Выступление на заседаниях школьного МО по теме «Использование тестов на уроках», «Как управлять домашними заданиями», «Приемы достижения успеха», «Как я веду исследовательскую работу учащихся» | 4 | ||
3. | Инновационная деятельность | ||
Эффективное использование ПК и его программное обеспечение. В дальнейшем -освоение работы с интерактивной доской и подготовка материалов для ее использования на уроках. Работа по новым методикам и технологиям: Использую информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии, технологию проблемного обучения | |||
Работа по новым учебникам | |||
4. | Подготовка учащихся на участие в исследовательских конференциях | ||
В республиканских: 2011 г по математике Диплом 3-ей степени | 2 | ||
В районных: 2008 г «Шаг в науку», ученик 7 класса, 4-ое место, 2011г «Киекбаевские чтения», ученик 7 класса, 1 –ое место 2012 г «Шаг в науку», ученик 7 класса | 3 | ||
В школьных | 5 | ||
5. | Подготовка учащихся на участие в олимпиадах, конкурсах | ||
В международном математическом конкурсе «Кенгуру» | 1 | ||
Во всероссийской олимпиаде «Олимпус» во всех сессиях | 24 | ||
В республиканской математической олимпиаде «Матлет» | 2 | ||
В районных олимпиадах ( 2011 г- 6 место, 2012 г – 4 место) | 2 | ||
В школьных олимпиадах | 23 | ||
6. | Публикации | ||
На сайте электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» материал «Решение одной задачи» в виде презентации | 1 | ||
В районных изданиях: в газете «Табын» | 4 | ||
Внутри школы: разработки уроков и мероприятий, доклады, рефераты выступлений | много | ||
7. | Подготовка и проведение внеурочных мероприятий | ||
На республиканском уровне: 2007 г, Шэжэре байрам 2009 г, Юбилейная встреча ко дню 50-летия Н.Б.Салимова. 2010 г, «Учитель - звучит гордо» праздник, посвященный династию учителей нашей деревни. | 4 | ||
На районном уровне:2008 г, Сабантуй учащихся | 1 | ||
На уровне школы:2007 г,презентация книги Салимова «Ҡояш-ҡошмо» 2007 г, встреча с «афганцами» 2008 г, ко дню защитников Отечества «Я и мой папа» 2009 г, праздник, посвященный ко дню Женского дня «Дочки- матери» 2012 г, подготовка и проведение Новогоднего карнавала Неделя математики | 6 | ||
На уровне класса:2010г, «В королевстве Картофеля»,Новогодний бал 2011 г, «Капустный бал», | 4-5 | ||
8. | Участие в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта | ||
Создала мини-сайт в социальной сети работников образования, где разместила свои разработки уроков, мероприятий и презентации. | |||
Имею действующую страницу в Образовательном портале Республики Башкортостан | |||
Руководила педпрактикой студента СГПА. | 1 | ||
Участие в качестве эксперта в составе школьной аттестационной комиссии | 3 | ||
9. | Профессиональное самообразование | ||
Учеба на курсах курсов: 1)«Актуальные вопросы преподавания математики», БИРО,2006 г 2) «Управление качеством образования в образовательных учреждениях Гафурийского района», Стерлитамакский ГПА,2007 г 3)«Теория и методика преподавания физики и ЕГЭ по физике», БИРО, 2009 г. 4) «Использование ИКТ в учебном процессе», Стерлитамакский ГПА, 2011 г | 5 | ||
Авторские разработки: Программа элективного курса по математике в 9 классе «Квадратный трёхчлен и его корни». Создание комплекса презентаций, контролирующих материалов к урокам; | |||
Обобщение опыта: работа по оформлению портфолио, раскладушки; | |||
10. | Участие на педагогических конкурсах | ||
На районном уровне: Конкурс «Учитель года- 2011» |
В настоящее время имею первую квалификационную категорию, срок ее действия до _01.04.2012 года.
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории:
1)владею современными инновационными технологиями, как информационно- коммуникативной. Я прошла курсы повышения квалификации по программе «Использование информационно- коммуникативных технологий в учебном процессе». В работе использую материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы для повторения домашнего задания, при изучении нового материала, при контроле знаний учащихся. Мною подготовлены компьютерные презентации с помощью программ Power Point по математике 5,6 класса.
Медиатека школы пополнилась видеоуроком по теме “Квадратный корень” по алгебре для 8 класса, презентацией об истории школы.
2)личным вкладом в развитии образовательного процесса в школе я считаю то, что мною были разработаны в 2007 году Концепция развития школы до 2012 года, Образовательная программа школы. Я внесла большой вклад в разработку Образовательной программы НОО в 2011 году в составе рабочей группы.
В 2007/2008 учебном году мною разработан элективный курс по алгебре для 9 класса
«О чем молчит учебник алгебры».
В 2008/2009 учебном году я разработала положение о НОУ школы.
Организовала исследовательскую работу учащихся и в 2008 году участвовали в районной научно- практической конференции с исследовательской работой ученика 7 класса Султанмуратова Радика по теме «Изучение плотности картофеля» (4-е место). В марте 2011 года подготовленные мной 2 ученика участвовали в Республиканской научно – практической конференции учащихся «Шаг в науку», проведенный Салаватским педколледжем. Научно- исследовательская работа по математике «Решение одной задачи» ученика 6 класса Шамсутдинова Динара была награждена дипломом 3-й степени. Данилов Тимур занял 1-ое место на III районном конкурсе « Киекбаевские чтения» за исследовательскую работу «1230-й ученик».
Будучи руководителем методического совета школы в 2000-2009 годах руководила педпрактикой студентов, направленных Стерлитамакской ГПА.
Делюсь опытом своей работы: провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступаю докладом, оформляю раскладушки, папки.
3)наличие стабильных результатов педагогической работы.
За последние 5 лет рост качества знаний учащихся выпускного класса составляет от 67% до 100% (2008 г- 83%, 2009 г – 100%, 2010 г – 100%),
при полной успеваемости степень обученности по предмету - от 82% до 88%.
В 2010-2011 учебном году учащиеся 9 класса в пробном ГИА по математике получили оценки «отлично», а в компьютерном тестировании, проведенном Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, показали 67% верных ответов.
Поступаемость выпускников в техникумы и колледжи, а потом в ВУЗы составляет от 60% до 100%. На сегодняшний день 15 моих выпускников продолжают свое образование в БГУ, СГПА, педколледжах, Уфимском авиационном университете.
Участие учащихся в Республиканской математической олимпиаде «Матлет»(2 ученика) и международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру», «Олимпус» - результат моего труда.
Сообщаю о себе следующие сведения:
1.Образование – высшее, Стерлитамакский государственный педагогический институт ,
физико-математический факультет,1986 г, по специальности математика
после окончания Белорецкого педучилища, отделение начальных классов,1979 г.
2.Стаж педагогической работы – 32 года, в данной должности - 30 лет
3. Имею следующие награды, звания ( ведомственные награды):
Знак «Отличник образования Республики Башкортостан», 2007 г.
Почетная грамота Министерства образования Республики Башкортостан,1999 года.
Почетные грамоты Гафурийского районного отдела образования 1983 г,1988 г, 2011 г.
Почетная грамота райкома КПСС, 1987 г.
Почетная грамота Совета муниципального района Гафурийский район, 2009 г.
4. Участвовала в районном конкурсе «Учитель года -2011».
Участвовала в Межрегиональном интернет – педсовете «Профессиональная готовность учителя к введению ФГОС нового поколения» с 25 августа по 8 сентября 2011 года (сертификат, выданный БИРО Республики Башкортостан).
Разместила на сайте электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» материал в виде
презентации к научно-исследовательской работе, о чем свидетельствует сертификат
Всероссийского Педсовета 2011 года от 6.10.2011г
Создала мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru.
5.Сведения о повышении квалификации:
а)Программа«Актуальные вопросы преподавании математики» (72 ч),БИРО,2006 г.
б) Программа «Управление качеством образования в образовательных учреждениях
Гафурийского района» (72 ч),Стерлитамакский ГПА,2007 г
в)Тема «Теория и методика преподавания физики и ЕГЭ по физике» (72 ч),2009 г.
г)ПК по охране труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности,
электробезопасности. Башкирский межотраслевой институт (40 ч), 2009г.
д) «Использование ИКТ в учебном процессе», Стерлитамакский ГПА,2011 г
6. Сведения о результатах предыдущих аттестаций: приказ РОО № 67а от 30.03. 2007 г,
решение аттестационной комиссии – «Соответствует запрашиваемой категории по
должности учитель». Присвоена первая квалификационная категория на 5 лет.
Результаты экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности
Таблица 8
Наименование показателя | Само оценка | Экспертная оценка | |
1 | Компетентность в области личностных качеств | 3,77 | 4,60 |
1.1 | Эмпатийность и социорефлексия | 3,83 | 4,60 |
1.2 | Самоорганизованность | 3,67 | 4,20 |
1.3 | Общая культура | 3.73 | 5.00 |
2 | Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | 4,24 | 4,40 |
2.1 | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся | 4,00 | 4,60 |
2.2 | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | 4,26 | 4,40 |
2.3 | Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач | 4,57 | 4,20 |
3 | Компетентность в области мотивации учебной деятельности | 4,30 | 4,30 |
3.1 | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | 4,60 | 4,20 |
3.2 | Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся | 4,00 | 4,20 |
3.3 | Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся | 4,60 | 4,50 |
4 | Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 4,13 | 4,17 |
4.1 | Компетентность в методах преподавания | 4,50 | 4,27 |
4.2 | Компетентность в предмете преподавания | 3,70 | 4,44 |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности | 4,20 | 3,80 |
5 | Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений | 3,27 | 4,10 |
5.1 | Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы | 2,60 | 4,40 |
5.2 | Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы | 3,90 | 3,70 |
5.3 | Умение принимать решения в педагогических ситуациях | 3,30 | 4,20 |
6. | Компетентность в области организации учебной деятельности | 3,22 | 4,30 |
6.1 | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | 3,40 | 4,60 |
6.2 | Умение организовать учебную деятельность обучающихся | 2,90 | 4,20 |
6.3 | Умение реализовать педагогическое оценивание | 3,43 | 4,10 |
Итоговое значение | 3,82 | 4,31 |
Экспертный лист
оценки уровня квалификации учителя
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса | |||||
2. | Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания | |||||
3. | Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе | |||||
4. | Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося | |||||
5. | Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся |
1.2. Самоорганизованность
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6. | Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока | |||||
7. | Рабочее пространство учителя хорошо организовано | |||||
8. | Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности | |||||
9. | Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации | |||||
10. | Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
1.3. Общая культура
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
11 | Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы | |||||
12 | Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам | |||||
13 | Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни | |||||
14 | Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении | |||||
15 | Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
16 | Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету | |||||
17 | Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | |||||
18 | Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока | |||||
19 | Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся | |||||
20 | Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
21 | Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока | |||||
22 | Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач | |||||
23 | Умеет сформулировать критерии достижения целей урока | |||||
24 | Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока | |||||
25 | Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями |
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
26 | Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока | |||||
27 | Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения | |||||
28 | Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой | |||||
29 | Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока | |||||
30 | Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока |
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
31 | Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету | |||||
32 | Отмечает даже самый маленький успех обучающихся | |||||
33 | Демонстрирует успехи обучающихся родителям | |||||
34 | Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам | |||||
35 | Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех |
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
36 | Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации | |||||
37 | Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета | |||||
38 | Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности | |||||
39 | Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке | |||||
40 | Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. |
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
41 | Умеет активизировать творческие возможности обучающихся | |||||
42 | Демонстрирует практическое применение изучаемого материала | |||||
43 | Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий | |||||
44 | Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности | |||||
45 | Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. |
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
46 | Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации | |||||
47 | Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы | |||||
48 | Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы | |||||
49 | Владеет современными методами преподавания | |||||
50 | Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии |
4.2. Компетентность в предмете преподавания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
51 | Хорошо знает преподаваемый предмет | |||||
52 | Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей | |||||
53 | При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) | |||||
54 | В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов | |||||
55 | Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету |
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
56 | Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся | |||||
57 | Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом | |||||
58 | Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей | |||||
59 | Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями | |||||
60 | Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений |
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
61 | Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ | |||||
62 | Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки | |||||
63 | Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету | |||||
64 | Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач | |||||
65 | Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность |
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
66 | Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов | |||||
67 | Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество | |||||
68 | Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы | |||||
69 | Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства | |||||
70 | Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
71 | Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения | |||||
72 | Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни | |||||
73 | Умеет аргументировать предлагаемые им решения | |||||
74 | Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов | |||||
75 | Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений |
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
76 | Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог | |||||
77 | Умеет разрешать конфликты оптимальным способом | |||||
78 | Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами | |||||
79 | Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. | |||||
80 | Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
81 | Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать | |||||
82 | Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности | |||||
83 | Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами | |||||
84 | Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности | |||||
85 | Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) |
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
86 | Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании | |||||
87 | Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки | |||||
88 | Применяет различные методы оценивания обучающихся | |||||
89 | Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся | |||||
90 | Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя; частичная замена;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ.
Внедрение ИКТ в преподавание математики можно начать с готовых обучающих программ. Использовать диски из школьной медиатеки: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса Математики», «Сдаем единый экзамен», «Живая геометрия», электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11».
Мы провели несколько уроков в 5 классе с применением ИКТ и увидели интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода. Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей многих задач.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 5 классе удобно использовать фрагменты программы «Витаминный курс математики для 5 класса». На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты данной программы. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.
Примеры использования презентаций на уроках математики:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными упражнениями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Демонстрация условия и решения задачи.
- Демонстрация геометрических чертежей.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Проведение физкультминуток.
- Проведение рефлексии.
- Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
- Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
- Внеклассная работа: математические игры и вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности.
Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолеват...
Самоанализ обобщенного опыта педагогической деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4959273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по физике[[{"type":"media","view_mode":"media...
Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности
В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...
Самоанализ результатов моей педагогической деятельности
Самоанализ результатов моей педагогической деятельности за последнии три года работы тренером-преподавателем по футболу...
Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности
Требования к организационно-содержательной модели методического сопровождения.Изучение основных подходов к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности....