Итоговое повторение тематического блока «Неравенства» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся, освоивших программы основного общего образования. Эта задача решается с помощью проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в форме, которая в данный момент называется «новая».
В своем проекте я рассматриваю содержательный блок «Неравенства». Задачи подобраны для учащихся 9 класса. Я предполагаю, что их можно использовать на 4 уроках в рамках итогового повторения.
При отборе и структурированию содержания материала по теме «Неравенства, включенного в проект, были учтены требования, описанные в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике 2011 года.
Я предполагаю, что выполненная мной работа будет более качественно готовить выпускника к итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt__po_teme.docx | 206.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Педагогическая академия
Практико-значимая работа по курсу
«Особенности методики обучения математике в условиях
новой формы итоговой аттестации за курс основной школы»
«Итоговое повторение тематического блока «Неравенства»
в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе»
Выполнил: Черкунова
Людмила Олеговна,
учитель математики
МОУ СОШ №2 г. Дубны
Руководитель: Залунина
Анна Николаевна,
старший преподаватель
г. Дмитров, 2011
Содержание
Вступление………………………………………………………………………….3
1. Материал, соответствующий первой части экзаменационной работы………4
2. Материал, соответствующий второй части экзаменационной работы………12
Заключение…………………………………………………………………………15
Литература………………………………………………………………………….16
Вступление
В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся, освоивших программы основного общего образования. Эта задача решается с помощью проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в форме, которая в данный момент называется «новая».
Пакет документов, регламентирующих разработку контрольно-измерительных материалов, имеет следующий состав: спецификация, кодификатор элементов содержания, кодификатор требований к уровню подготовки выпускников, демонстрационной версии, - и полностью определяет структуру и содержание экзаменационной работы.
Работа состоит из двух частей, где первая часть проверяет знания выпускников на базовом уровне, вторая – на повышенном и высоком. По содержанию в первую часть экзаменационной работы включены содержательные блоки: «Числа», «Буквенные выражения», «Преобразования алгебраических выражений», «Уравнения». «Неравенства», «Последовательности и прогрессии», «Функции и графики», «Элементы статистики и теории вероятностей». Задания первой части делятся также на четыре категории познавательной деятельности: «Знание/понимание», «Алгоритм», «Решение задачи», «Практическое применение».
Во второй части экзаменационной работы в текущем учебном году включены следующие содержательные блоки: «Выражения и их преобразования», «Уравнения». «Неравенства», «Текстовые задачи, «Координаты и графики», «Функции», «Последовательности и прогрессии» и каждое задание носит комплексный характер.
В своем проекте я рассматриваю содержательный блок «Неравенства». Задачи подобраны для учащихся 9 класса. Я предполагаю, что их можно использовать на 4 уроках в рамках итогового повторения.
1. Материал, соответствующий первой части экзаменационной работы
Учащиеся данного класса слабые, поэтому основное внимание буду уделять повторению 1 части работы. Для блока «Неравенства» по 1 части работы выставляются следующие требования:
1.1. Знать и понимать алгебраическую трактовку отношений «больше» и «меньше» между числами.
1.2. Знать и понимать термины: «Решение неравенства с одной переменной», «Решение системы неравенств с одной переменной»
2.1. Знать свойства числовых неравенств.
2.2. Уметь применять свойства числовых неравенств.
3.1. Уметь решать линейные неравенства с одной переменной.
3.2. Уметь решать системы линейных неравенств с одной переменной.
3.3. Уметь решать квадратные неравенства с одной переменной, опираясь на графические соображения.
3.4. Уметь решать квадратные неравенства с одной переменной алгебраическим способом.
4. 1. Интерпретировать полученный результат, исходя из формулировки задачи.
4.2. Проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
Подобранные задачи и их прототипы я планирую использовать на уроках для коллективного обсуждения, в самостоятельных работах и домашних заданиях.
Категория Форма ответа | Знать/понимать | Алгоритм | Решение задачи | Практическое применение |
Выбор 1 из 4 | №1, 2, 6, 7,8 | № 10, 13, 19 | №4,16, 20, 21, 24 | №9, 25, 27 |
Краткий ответ | №3, 5 | №18 | №11, 12, 15, 17 | №26, 28, 29 |
Соотношение | №14, 22, 23 |
Я не использую в категориях «Алгоритм», «Практическое применение» и «Знать/понимать» задания на соотношения. При подборе задач по теме «Неравенства» я определила, что использовать задачи с данной формой ответа нецелесообразно: задачи получаются искусственными, тяжелыми для решения.
2. Материал, соответствующий второй части экзаменационной работы
Из второй части я буду рассматривать только 2 и 3 бальные задачи, потому что класс слабый. Материал 2 части планирую рассматривать частично на 2 уроках и в индивидуальной работе с некоторыми учащимися. Все задачи не выходят за рамки темы «Неравенства», поэтому считаю, целесообразным рассматривать многие из них до ключевого момента. В данной работе я рассматриваю только решение линейных и квадратных неравенств с одной переменной.
Задачи 2 части направлены на проверку умений:
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, требующие алгебраических преобразований;
- выбирать решения, удовлетворяющие дополнительным условиям;
- решать квадратные неравенства и системы, включающие квадратные неравенства;
- решать задачи, связанные с исследованием неравенств и систем, содержащих буквенные коэффициенты;
- применять аппарат неравенств для решения математических задач из других разделов курса.
№ 1
Решите неравенство:
Решение:
Ответ: (- ∞; 2]
№ 2
Найдите наименьшее целое значение а, при котором разность дробей и отрицательна.
Решение:
Получили стандартное неравенство, которое решается по алгоритму.
Ответ: 3
№ 3
При каких целых положительных значениях а верно неравенство
?
Решение:
Дальше решение идет по алгоритму.
Ответ: а = 1
№4
Чему равно произведение натуральных чисел, принадлежащих области определения выражения ?
Решение:
14 – 3х ≥ 0,
- 3х ≥ - 14,
х ≤ 4 .
Ответ: 24
№ 5
Решите неравенство: (5 – 3х)(х – 1) < - 1.
Решение: 5х – 6 – 3х2 + 3х < - 1
3х2 – 8 х + 5 > 0
Ответ: (- ∞; 1) U (1; + ∞).
№6
Решите неравенство
Решение: 3х2 ≥ 4х + 4,
3х2 – 4х – 4 ≥ 0
Ответ : (- ∞; - ] U [2; + ∞).
№ 7
Найдите все решения неравенства , принадлежащие промежутку [- 1; 1].
Решение: 3х2 ≤ 8 – 10 х,
3х2 + 10 х – 8 ≤ 0,
Ответ: [-1; ]
№8
Решите неравенство
Решение: определим знак разности . Так как 2,5 = и , то .
4х – 13 > 0
Ответ : (3,25; + ∞)
№ 9
Решите неравенство .
Решение: определим знак разности
Значит
4х – 13 < 0
Ответ: (- ∞; 3)
Заключение
При отборе и структурированию содержания материала по теме «Неравенства, включенного в проект, были учтены требования, описанные в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике 2011 года.
На этом основании я предполагаю, что выполненная мной работа будет более качественно готовить выпускника к итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Литература
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: учебное пособие для 8 – 9 классов с углубленным изучением математики. М: Просвещение, 2001.
- Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
- Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра. Рабочая тетрадь: 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
- Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра: 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. М: Эксмо, 2009.
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011/ФИПИ. М.: Интеллект-Центр, 2011.
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю., Ольховская Л.С., Войта Е.А., Дерезин С.В., Евич Л.Н., Ханин Д.И., Фофонов А.Е. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА-2011. Учебно-тренировочные тесты. Алгебра и геометрия: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. Харьков: Гимназия, 2009.
- Семенко Е.А., Белай Е.Н., Ларкин Г.Н., Сукманюк ВА.Н. ГИА. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по математике.
- Ткачева М.В. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс. М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности изучения тематического блока неравенства с учётом новой формы аттестации»
В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся освоивших программы основного общего образования. Эта...
Проект "Обобщающее повторение по разделу "Последовательности и прогрессии" в условиях новой формы ГИА по математике в 9 классе
В проекте рассматривается содержательный блок «Последовательности и прогрессии». Проект может быть реализован при работе в 9 общеобразовательном классе. Реализация проекта осуществляется в течен...
Система подготовки обучающихся основной школы к новой форме итоговой аттестации
Система подготовки обучающихся основной школы к новой форме итоговой аттестацииЮлаева Ирина Алексеевна,заместитель директора по учебно-воспитательной работеГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Пет...
Проектная работа по теме :«Итоговое повторение тематического блока «Уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе».
В проекте рассмотрен содержательный блок «Уравнения» . Разобраны решения различных видов уравнений и подобраны задания для подготовки учащихся к выполнению...
« Обобщающее повторение тематического блока «Неравенства» в условиях новой формы итоговой аттестации.»
Задания для повторения темы "Неравенства " в 9 классе ....
Теоретические основы обучения теме «Методика обучения решению квадратного уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации. Задачи с параметрами (в соответствии с темой ИПЗР)
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3 ...
Организация итогового повторения по геометрии при подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе
Одно из центральных мест в подготовке к сдаче ОГЭ занимает повторение пройденного материала. При этом я, как и любой другой учитель, использую разные формы, методы и приемы. Одним из главных инст...