Урок-путешествие по теме "Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок разработан в форме путешествия на математическом поезде. Содержание материала соответствует учебнику "Математика5" Н.Я.Виленкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_m-5_po_des_drobyam.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема .Сложение и вычитание десятичных дробей . (5 класс , учебник «Математика5» Н,Я.Виленкина)
Учитель КавкаеваЛ.А.
Урок – обобщение в форме игры «Математический поезд».
Цели . Тренировать в решении примеров , задач и уравнений пo указанной теме .
Формировать интерес к занятиям математикой .
Воспитывать целеустремленность , умение работать в паре .
Оборудование : карточки «Математическое лото» , ромашки с записанными на них уравнениями .
Ход урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь» . Девиз путешествия : «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные» .» Путешествуем от станции «Малознайка» до станции «Многознайка» .
Не беда , что путь наш далек ,
Не боимся , что будет он труден .
Никогда не давались легко
Достижения людям .
Устный счет.
- Идем на вокзал по пешеходному мосту : запятая под запятой . Складываем и вычитаем десятичные дроби .
- 0,6+0,3 12. 0,3+1,7
- 1,5-0,4 13. 5,38-0,38
- 0,06-0,01 14. 0,7+0,02
- 5-0,2 15. 4-3,4
- 0,1+0,04 16. 0,25+0,4
- 0,24-0,11 17. 1,01+2,9
- 0,28+0,12 18. 1,3-0,5
- 5,7-3 19. 9-2,8
- 2,6+0,7 20. 4,8+0,4
- 0,37-0,14 21. 3,5-0,7
- 1-0,6 22. 2,4+0,6
- Мы – на вокзале .Каждый получит билет на математический поезд , если правильно решит задачу на округление чисел . Считаем свой капитал , т.е. проверяем знания по указанной теме .
- Сформулируйте правило округления чисел.
До единиц 0,6 | До десятков 15,3 | До десятых 17,28 | До сотых 0,278 |
До единиц 14,09 | До десятков 74,8 | До десятых 16,154 | До сотых 15,064 |
До единиц 19,1 | До десятков 59,6 | До десятых 19,209 | До сотых 3,891 |
До единиц 3,8 | До десятков 17,51 | До десятых 2,19 | До сотых 57,675 |
До единиц 7,2 | До десятков 154,03 | До десятых 0,87 | До сотых 1,483 |
До единиц 5,64 | До десятков 21,9 | До десятых 45,09 | До сотых 0,231 |
До единиц 17,82 | До десятков 865,1 | До десятых 6,81 | До сотых 42,725 |
- Все заняли места согласно купленным билетам . Как и всех пассажиров , нас интересует вопрос , сколько времени мы будем находиться в пути .
Расстояние от станции «Малознайка» до станции «Многознайка» - 30 км . Скорость движения нашего поезда - 60 км/ч . Сколько часов мы будем находиться в пути ?
За 1час – 60 км .
За ? (ч) - 30 км .
- Расстояние в 2 раза меньше - и времени потребуется в 2 раза меньше.
- Внимание ! Внимание! Математический поезд , идущий по маршруту «Малознайка – Многознайка» отправляется от первого пути первой пассажирской платформы . При отправлении поезда будьте внимательны и осторожны . Счастливого вам пути !
- Пока поезд едет до первой станции мы успеем записать число , классная работа .
Первая станция «Историческая».
- Внимание ! Внимание! Станция «Историческая». Экскурсовод по этой станции - … .
Экскурсовод . Правила вычислений с десятичными дробями описал в начале 15 века знаменитый ученый Средневековья аль- Каши Джемид ибн Масуд , работавший в обсерватории недалеко от города Самарканда .
Записывал аль – Каши десятичные дроби также ,как принято сейчас , но не пользовался затятой : дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой .
В Европе распространение десятичных дробей началось в начале 17 века .
В Англии в качестве знака , отделяющего целую часть от дробной , была введена точка , которая до сих пор сохраняется в этой роли в США , Англии и других странах . Запятая вместо точки была предложена в 1616-1617 годах английским математиком Джоном Непером .
Огромная заслуга в изучении десятичных дробей также принадлежит фламандскому инженеру Симону Стевину , который написал книгу «Децималь». В ней он описал десятичные дроби , их применение в денежной системе , в мерах весов и длин .
В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей «Арифметике» Леонтий Магницкий (1703 г.).
Широчайшее применение десятичные дроби получили в нашей стране в 19 веке после введения метрической системы мер и весов . В сельском хозяйстве и промышленности нашей страны десятичные дроби применяются чаще , чем обыкновенные дроби .
- Внимание ! Поезд отправляется . Следующая остановка - полустанок «Энциклопедический».
- Пока поезд движется , мы с вами повторим единицы длины .
Вместе . 1дм = …0,1 м 1см = …0,01 м 1мм = …0,001 м 1м= …0,001 км
Самостоятельно . Выразить : а) в км 3 км 157 м ; 258 м ;
б) в м 7 м 16 см ; 1 км 58 м 95см ; 2 см .
-Внимание ! Полустанок «Энциклопедический» . Экскурсовод- … .
Экскурсовод . Я вам расскажу об очень маленьких десятичных дробях на примере единицы измерения времени – секунде .
Дробь 0,001 очень мала . Возьмем в качестве примера 0,001 с . Но за это время звук в воздухе распространяется на 33 см , пуля , летящая со скоростью 700 - 800 м/с , пролетает 70 см . Земной шар за это время переместится вокруг солнца на 30 м , даже комар за это время успевает взмахнуть вверх и вниз своими крылышками .
Дробь 0,000001 еще меньше . Но за для современного физика 0,000001 с - это не маленький промежуток времени : за это время световой луч «пробегает» 300 м .
- Вы видите , что для мироустройства , Вселенной нет понятия - очень маленький отрезок времени . Даже очень короткие промежутки времени значимы , и их нужно беречь .
- Внимание ! Поезд отправляется . Следующая станция «Цветочная поляна» .
- Пока поезд в пути , отдохнем и поиграем.
Физминутка.
- А сейчас мы вам расскажем и покажем ,что видели в пути .
Мы отправились в поход ,
Сколько нас открытий ждет .
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом .
Крылья пестрые мелькают ,
В поле бабочки летают .
Раз , два , три , четыре ,
Полетели , закружились .
Тишина стоит вокруг ,
Вышли косари на луг .
Взмах косой туда – сюда ,
Делай раз и делай два .
Дети к реченьке спустились ,
Наклонились и умылись .
Вышли на берег крутой
И отправились домой .
- Повернулись к левому окну вагона . Представили : лето , тепло , каникулы … . Порадовались хорошей погоде . Улыбнулись .
- Навстречу нам едет поезд – экспресс. Сравним длину нашего поезда и экспресса . Если длиннее наш - хлопаем в ладоши и подпрыгиваем ; если длиннее экспресс - топаем ногами .
-Итак , длина нашего математического поезда 60,2 м , длина экспресса - 60,17 м . Какой поезд длиннее ?
- Повернулись к правому окну .Все увидели большую реку. По ней плывет баржа . Она везет вкусные , спелые арбузы . Баржа движется вверх по реке . Приветливо помахали морякам руками и сели решать задачу про баржу со спелыми арбузами .
Задача . Скорость баржи против течения реки равна 29,6 км/ч . Скорость течения реки - 3,9 км/ч . Найти собственную скорость баржи .
29,6 + 3,9 =34,5 (км/ч)
Ну и чтобы скоротать время в пути поиграем в математическое лото . Выкладываем по очереди карточки . Первая карточка 1; 6.7- 1,2 ,далее выкладываем ответ этого примера ,получится новый пример и так далее.
1 | 6,7 – 1,2 | 5,5 | 8,6 + 1,24 |
9,84 | 17 – 2,3 | 14,7 | 29,6 + 0,04 |
29,64 | 0,8 -0,35 | 0,45 | 2,23 – 1,23 |
1 | 9,3 | 15 – 7,2 | |
30 | 8,4 | 0,55 | 3,17 – 0,1 |
- Внимание ! Станция «Цветочная поляна» .
Жители этой станции дарят вам необычные ромашки . Решить уравнения , записанные с обратной стороны ромашек. Пассажир слева решает 1 , 3 , 4 уравнения ; справа – 2 , 4 ,6 .
1. х + 2,8 = 7 х=4,2 4. 3,7 + в =3,7 в=0
2. у – 4,5 = 11 у=15,5 5. 2,1 +х +3,4 = 6,5 х=1
3. 13,4 – а =1,8 а=11,6 6. (7,6 – у) +2,4 = 9 у=1
- Внимание ! Поезд отправляется . Следующая станция конечная «Многознайка» .
Врач .
- Уважаемые пассажиры ! В поезде обнаружен вирус «малорешайкинус» .
Я объявляю карантин . Никаких контактов с соседями по купе . Каждому пассажиру назначаю лечение в виде самостоятельной работы . Кто не закончит лечение - долечится дома – закончит самостоятельную работу .
Рецепт .
Самостоятельно решить :
№ 1294.
№ 1325 в ,г .
№ 1329 1).
№ 1324 .
№ 1261 .
- Уважаемые пассажиры ! По прибытию на конечную станцию - сдать отчет о работе , проделанной в пути - тетради с классной работой .
-Внимание ! Математический поезд «Малознайка – Многознайка» прибыл на первый путь первой пассажирской платформы . При выходе из поезда не забудьте взять свой багаж .
- Наш багаж - это знания и умения . Проверяем наличие багажа . Исправляем ошибки .
2,7 + 0,03 = 3
50 – 1,8 = 42
2,4 < 2,457
Да .путь познания не гладок , но знаем мы и с юных лет
Загадок больше ,чем отгадок , и поискам предела нет .
И на следующих уроках мы продолжим изучение десятичных дробей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...
Урок – путешествие. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» для 5 класса
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок-закрепления проводится в форме путешествия по планетам солнечной системы....
Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"
Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"...
Урок- путешествие по теме "действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс
Конспект обобщающего урока по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы. Урок разработан по учебнику Г.В. Муравина....
Урок - путешествие теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентация создана к обобщающему уроку по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ
Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....