Урок-игра для 6 класса "Космоплюс-космоминус"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Положительные и отрицательные числа" в форме деловой игры, посвященной первому полету человека в космос, для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 514 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
6 класс
Обобщающий урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Цели урока:
обучающие:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»,
- ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
- усиление прикладной и практической направленности изученной темы;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры, астрономии, космонавтики и геометрии;
развивающие:
- расширение кругозора учащихся;
- пополнение их словарного запаса;
- развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;
- развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;
воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело;
- воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;
- воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников.
Тип урока: деловая игра
Оборудование:
- карты готовности к полету (для каждого ученика) (см. «Приложение №1»);
- карточки «Выход в космос» (см. «Приложение №2»);
- карточки «Встреча с инопланетянами» (для каждого ученика) (см. «Приложение №4»);
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация (Microsoft Power Point);
- тексты задач (для каждого экипажа) (см. «Приложение№3»);
- карточки для рефлексии (см. «Приложение №5»)
Класс предварительно поделен на три группы по уровню подготовленности учащихся. Уровень сложности заданий для групп дифференцирован.
Перед уроком нужно расставить столы для трех групп: в каждой группе 6-7 человек.
Структура урока
- Начало организации урока. Целеполагание (6 минут)
- Реализация основных этапов урока (33 минуты)
- Выбор траектории полета (2 минуты)
- Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету (6 минут)
- Проверка готовности к полету каждого члена экипажа (4 минуты)
- Старт (5 минут)
- Выход в космос (6 минут)
- Встреча с инопланетянами (8 минут)
- Организация рефлексии и обратной связи (3 минуты)
- Возвращение домой
- Разбор полетов (рефлексия)
- Завершение урока, подведение итогов(3 минуты)
- Подведение итогов работы
- Домашнее задание
Ход урока
I. Начало организации урока. Целеполагание:
- приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку;
- сообщение темы урока: заключительный урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», определение целей урока учащимися.
- Ребята, вы знаете, что 12 апреля 2011 года отмечается 50 летний юбилей полета первого человека в космос. (слайд 2)
Сегодняшний урок я начну со стихотворения (слайд 3)
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров…
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым,-
Свет электрических огней!
Все это- плод людских исканий,
Все это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.
Сухие строки уравнений-
В них сила разума влилась,
В них - объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!
В 1934 году в селе Клушино под Гжатском родился Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд 4)
12 апреля 1961 года майор Юрий Гагарин стартовал на космическом корабле «Восток» и за 1час 48 минут совершил полный виток вокруг Земли, после чего благополучно приземлился на территории СССР.
-А что нас ожидает сегодня на уроке, мы узнаем, выполнив следующие задания. Работаем устно. (слайд 5-17)
-5+8= ко
-4+(-7)= с
0,2∙(-4)= ми
- 0,4∙(-3)= че
∙(-3)= с
-∙= ко
-1- = е
-2,4 : 1,2= пу
-18 :(-3)= те
- + = ше
4 - = ст
(-1) ∙ (-3)= ви
-1 - = е
Космическое путешествие…- конечно виртуальное
II. Реализация основных этапов урока
1. Выбор траектории полета
- У нас сегодня три экипажа. Экипажи готовы к полету. Выберите капитанов и придумайте название экипажа. Но учтите, что название должно соответствовать вашему пункту назначения (слайд №16):
III –эллипс (полет вокруг Земли);
II - парабола (полет на Луну);
I - гипербола (полет к планете неземной цивилизации).
-От дальности полета будет зависеть сложность заданий, которые вам предстоит выполнить в полете.
-С данными линиями (эллипс, парабола, гипербола) мы познакомимся подробно в курсе алгебры.
2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету
- Прежде, чем отправиться в полет, что бы вы сделали?
Каждая команда находит неисправность (слайды №19-20).
Повторим инструкции:
- Сформулируйте правило сложения двух чисел с одинаковыми знаками.
- Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с одинаковыми знаками.
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
- Сформулируйте правило нахождения расстояния между двумя точками на координатной прямой.
- Сформулируйте правило вычитания двух чисел.
- Проверка готовности к полету каждого члена экипажа
Заполните «карты готовности к полету» (слайд№21). (Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа). Вначале каждый ученик решает примеры самостоятельно (нужно выбрать правильный вариант ответа), затем обсудите в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок) и в конце выработайте одно решение от группы.
Задания для учащихся из I команды:
- -4+13= Л. 9 Д. 17
- -15+(-17)= Е. 32 А. -32
- 0,9∙(-7)= С. 63 З. -6,3
- -3,5∙(-4)= А. 14 И. -140
- 3∙(-)= Р. -1 Н. 1,5
- -54+37- 6= А. 85 Е. -23
- -7-0,4∙(-5)= В. -5 К. -9
Правильный ответ: Лазарев
Задания для учащихся из II команды:
- -16+7= Т. -9 Л. -23
- (-14)+(-8)= М. -4 Р. -3,6
- 0,6∙(-6)= К. 36 Г. -3,9
- ∙ (-14)= Е. -2 Е.
- -3,2 : (-8)= Ш. 0,4 Е. -22
- 7,9∙(-1)= Ы. 7,9 К. -7,9
- -2,8∙(-5)= Н. 14 В. 2,1
- -6,3:(-3)= О. 14 А. -380
- -38∙10=
Правильный ответ: Терешкова
Задания для учащихся из III команды:
- 10-6= Н. -4 Т. 4
- -3-5= И. -8 А. 8
- 7∙(-3)= Т. -21 К. 21
- -1,4∙(-5)= Е. -70 О. 7
- -36 : (-9)= В. 4 Н. -4
Правильный ответ: Титов
- Кто такие Терешкова, Титов и Лазарев?
Историческая справка (слайд №22).
- Старт (слайд №21)
Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов; все имеют необходимый запас теоретических знаний.
Я – Земля,
Я своих провожаю питомцев:
дочерей, сыновей.
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!
Я – центр управления полетами, космическое МЧС. Обращайтесь ко мне при возникновении трудной ситуации.
Улетаем в космос и попадаем в зону метеоритного дождя (слайд №22), который падает на нас вопросами.
Вопросы:
- Первые космические путешественники? (животные)
-Назовите клички собак, которые были отправлены в космический полет? (Белка и Стрелка)
-сколько месяцев между июлем и декабрем? (4)
- сколько времен года в високосном году? (4)
-сколько месяцев в году имеет 30 дней? (11)
-Сколько дециметров в метре? (10)
-Сколько четвертей часа в 24 часах? (96)
-Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? ( вилка)
-Сколько минут продолжался полет Ю.Гагарина? (108 мин)
-Пара лошадей пробежала 10 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (10км)
-Астронавт какого государства стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (20 июля 1969 г американский астронавт Нил Армстронг)
-В школе 370 учеников. Докажите, что среди учащихся этой школы обязательно найдутся хотя бы два ученика, отмечающие свое день рождение в один и тот же день.
-«Я – цифра, меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать». (семь)
-Возраст бабушки выражается наибольшим двузначным числом, записанным различными цифрами. Сколько лет бабушке?
- Выход в космос (слайд №24)
В каждом экипаже выберите одного человека для выхода в открытый космос.
I капитан:
Определить знак произведения
1) «+» · «–» · «–» · «+» · «–» · «–» (+)
2) «–»·«–»·«–»·«+»·«+»·«+»·«–»·«–» (-)
3) «–»·«+»·«–»·«–»·«+»·«+»·«–»·«+»·«–»·«–»·«+» (+)
II капитан:
Вместо * поставить знак <, > или =
1. 1733 · (-69) * 1733 · 69 | (<) |
2. -178 · 13 * -178 · (-13) | (<) |
3. -204 · (-17) * 204 · 0 | (>) |
4. -5 · 0 * 0 · (-5) | (=) |
III капитан:
Найти значения выражений:
если ,
В это время оставшиеся учащиеся работают в группах. Вначале каждый ученик решает задачу самостоятельно, затем обсудите в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок) и в конце выработайте одно решение от группы.
Задание для I команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч ?
Ответ: 201 тыс. км
Задание для II команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч ?
Ответ: 144,5 тыс. км
Задание для III команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч ?
(Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )
Ответ: 151 тыс. км
- Что увидели в открытом космосе?
Проверка правильности выполнения заданий (слайды №25-26).
- Встреча с инопланетянами (слайд №27)
Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа.
номер билета | |||||
Ф.И. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Билет № 1 | |||||
3,2-9 | 4,2-(-9) | ||||
1)18 2)-180 3)-1,8 4)-18 | 1)5,8 2)-12,2 3)-5,8 4)12,2 | 11) -13,2 12) 4,8 13)-4,8 14) 13,2 | |||
-9,3: (-3) | -5,4+(-4) | -7,2-2,8 | |||
15) -3,1 16) 3,1 17) 31 |
18) -9,4 35) -1,4 36) 1,4 | 19) -10 20) 10 23) 4,4 24) -4,4 | |||
0-(-5,4) | -70-(-52) | ||||
21) 5,4 22) -5,4 25) 0 26) 0,54 | 27) 18 28) -122 29) -18 30) 122 | 31) -5,6 32) 0 33) 5,6 34) -0,56 |
Билет № 2 | ||
4,17-9 | 7,2-(-3,2) | |
|
10) 4,83 11) -4,83 |
13) 10,4 14) -10,4 |
-5,4-3,7 | ||
9)0,5 12) -0,5 15) 2 16) -2 | 17) 18) 21) 22) | 19) 1,7 20) -1,7 27) -9,1 28) 9,1 |
0-(-7,4) | -32-(-60) | |
23) -0 24) 0 25) -7,4 30) 7,4 | 26) -92 29) 92 31) -28 32) 28 | 33) 34) 0 35) 36) -6 |
III. Организация рефлексии и обратной связи
- Возвращение домой
Приборы показывают, что прямо по курсу Земля. С мягкой посадкой!
(слайд №29)
- Разбор полетов (рефлексия)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Я смог…
- Теперь я могу…
IV. Завершение урока, подведение итогов
- Подведение итогов работы
- Вспомните названия линий, соответствующих траекториям полета.
- Назовите 5-7 понятий по теме «Космос».
- Домашнее задание. Повторить все действия с положительными и отрицательными числами.
ПРИЛОЖЕНИЯ
раздаточный материал
для урока математики в 6 классе
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ
Обобщающий урок по темам: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
(учебник «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ
Задания для учащихся из I команды:
- -4+13= Л. 9 Д. 17
- -15+(-17)= Е. 32 А. -32
- 0,9∙(-7)= С. 63 З. -6,3
- -3,5∙(-4)= А. 14 И. -140
- 3∙(-)= Р. -1 Н. 1,5
- -54+37-6= А. 85 Е. -23
- -7-0,4∙(-5)= В. -5 К. -9
КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ
Задания для учащихся из II команды:
- -16+7= Т. -9 Л. -23
- (-14)+(-8)= М. -4 Р. -3,6
- 0,6∙(-6)= К. 36 Г. -3,9
- ∙ (-14)= Е. -2 Е.
- -3,2 : (-8)= Ш. 0,4 Е. -22
- 7,9∙(-1)= Ы. 7,9 К. -7,9
- -2,8∙(-5)= Н. 14 В. 2,1
- -6,3:(-3)= О. 14 А. -380
- -38∙10=
КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ
Задания для учащихся из III команды:
- 10-6= Н. -4 Т. 4
- -3-5= И. -8 А. 8
- 7∙(-3)= Т. -21 К. 21
- -1,4∙(-5)= Е. -70 О. 7
- -36 : (-9)= В. 4 Н. -4
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Выход в космос
Задание для I команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часа со скоростью 38 тыс. км/ч ?
Задание для II команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч ?
Задание для III команды:
Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета за 5 часов со скоростью 30 тыс. км/ч ?
(Воспользуйтесь формулой пути: S=t∙v )
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Встреча с инопланетянами
номер билета | |||||
Ф.И. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Билет № 1 | |||||
3,2-9 | 4,2-(-9) | ||||
1)18 2)-180 3)-1,8 4)-18 | 1)5,8 2)-12,2 3)-5,8 4)12,2 | 11) -13,2 12) 4,8 13)-4,8 14) 13,2 | |||
-9,3: (-3) | -5,4+(-4) | -7,2-2,8 | |||
15) -3,1 16) 3,1 17) 31 |
18) -9,4 35) -1,4 36) 1,4 | 19) -10 20) 10 23) 4,4 24) -4,4 | |||
0-(-5,4) | -70-(-52) | ||||
21) 5,4 22) -5,4 25) 0 26) 0,54 | 27) 18 28) -122 29) -18 30) 122 | 31) -5,6 32) 0 33) 5,6 34) -0,56 |
Билет № 2 | ||
4,17-9 | 7,2-(-3,2) | |
|
10) 4,83 11) -4,83 |
13) 10,4 14) -10,4 |
-5,4-3,7 | ||
9)0,5 12) -0,5 15) 2 16) -2 | 17) 18) 21) 22) | 19) 1,7 20) -1,7 27) -9,1 28) 9,1 |
0-(-7,4) | -32-(-60) | |
23) -0 24) 0 25) -7,4 30) 7,4 | 26) -92 29) 92 31) -28 32) 28 | 33) 34) 0 35) 36) -6 |
Приложение №5
Карточки для рефлексии
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Меня удивило…
Я смог…
Теперь я могу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...