Личностно ориентированный подход в обучении
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

 

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения.  Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальности, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий направленных на повышение качества и развития каждого ученика.

При реализации  подхода успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_rabota111111.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Буштец Наталья Фёдоровна

Управление образования

муниципального образования Ленинградский район

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Тема:

Личностно ориентированный подход  при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

Автор опыта:                                учитель математики

                                                Буштец Наталья Фёдоровна

станица  Ленинградская

2009 год



 

Содержание.

  1. Условия возникновения опыта.                                        3
  2. Актуальность и новизна опыта.                                        4
  3. Теоретическое обоснование опыта.                                        5-7
  4. Результативность опыта.                                                7
  5. Преимущества описываемого опыта                                10
  6. Библиографический список.                                                12
  7. Приложения.                                                                 13


Условия возникновения опыта

                                Человека невозможно ничему обучить, ему

                                можно только помочь, открыть это в себе самом.

                                                                                Галилео Галилей        

        России сегодня-это  динамичное государство, которое быстро перестраивается, развивается и более прочно утверждается на международной арене.  Меняется социальный состав общества, его ценности, а вместе с тем, его главные стандарты, а также стандарты образования.  В настоящее время российское образовательная система  переживает полосу кардинальных перемен. Модернизация и новаторство России ставит перед образовательным процессом новые требования и новые  задачи, а старые традиционные подходы в обучении оказывается не в состоянии решить насущные вопросы времени в рамках современной школы. Нынешняя система образования, как социальный институт должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире.         Современные  выпускники,  должны уметь влиться в  быстро развивающееся, динамичное, высокотехнологичное, в большой степени виртуальное, общество.

Отсюда  невозможно не подчеркнуть  следующие противоречия:

  • между новыми стандартами образования и формами сдачи экзаменов и традиционной подачей учебного материала.
  • между социальным  заказом современного общества и возможностью выполнить его в рамках традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу.
  • между направленностью учебного процесса на развитие творческих способностей учащихся и формами обучения, нацеленных на передачу готовых знаний.
  • между возрастающей нагрузкой учащихся за счет увеличения объема материала, углубления и разнообразия его содержания и реализацией личностного развития.
  • между коллективным характером обучения и индивидуальными особенностями каждого ученика.
  • между разноуровневой подготовкой учащихся и ориентацией преподавания материала на «среднего ученика».

Возникновение данного опыта работы не случайно. Он имеет практическую основу. Новые стандарты в образовании, формы сдачи экзаменов (ЕГЭ) требуют от современных учителей поисков новых педагогических технологий, которые позволяют повысить успеваемость и качество подготовки учащихся.

Наша школа работает с 1974 года. На 3 октября 2008 года - 503 учащихся. С 1 сентября 2009 года - 474 учащихся. Всего в школе обучается 57 неполных семей, 210- малообеспеченных, что в численном составе 116 семей, обучаются дети – инвалиды, а также  многодетные-31 семья, опекаемых 22 ребёнка и 30% культурообразующая деноминация.

У нас созданы предпрофильные классы с изучением отдельных предметов (9А, 9Б) и изучением элективных курсов.

     В настоящее время среди учителей, 9 учителей имеют - I категорию, 27 учителя с высшей категорией, 1 победитель конкурса "Учитель года - 2007", 13 человек являются Отличниками Народного Просвещения и Почётными Работниками Образования РФ.

     В школе ведётся активная внеурочная работа с учениками (туристическая секция и секция, 18 кружков, и активная организация различных праздников).

    Наша школа входит в десятку лучших школ нашего района по результатам сдачи ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиад - 4 место согласно рейтингу школ.

Из-за особого контингента учащихся и их низкого и неблагоустроенного уровня жизни, из-за недостаточного контроля со стороны родителей учителю в нашей школе приходиться непросто, он сочетает в себе качества-учителя, наставника, воспитателя,  психолога и помимо работы с учениками, он ведём большую работу с родителями.

Каждый из пунктов работы с родителями отражается в воспитательном плане классного руководителя. Объёмную и профессиональную работу ведут учителя в индивидуальном порядке почти с каждым учащимся.         Тесный контакт учителей  с работниками правоохранительных органов и социальных служб  даёт положительные результаты.

Анализ состояния преподавания учебных дисциплин в МОУ СОШ №13 приводит к выводу, что в учебном заведении педагоги  отдают предпочтение новым педагогическим технологиям, современным формам и методам работы, ориентированным на развитие ученика. Это создаёт условия для самореализации и самовыражения личности школьника, развивает индивидуальные способности ученика. Но применяемые методики,  направленные на развитие мыслительной деятельности, в недостаточной степени формируют общеучебные умения и навыки. Об этом можно судить по контрольным срезам на обученность и качество. Мои исследования знаний учащихся на протяжении трёх последних лет показали, что  у учащихся возникают трудности при работе с текстом, выделение понятий, ключевых слов, при выполнении заданий на применение знаний, отсутствие логического мышления.

Долгое время оставалось  проблемой вовлечение учащегося в учебно-воспитательный процесс и создание условий для раскрытия личности учащихся с различными интеллектуальными способностями.


Актуальность и новизна  опыта.

 Выше изложенный материал делает опыт актуальным, особенно в рамках реализации подготовки  к  ЕГЭ, и  способствует переходу от репродуктивной деятельности учащегося к эвристической и творческой.

Помимо этого актуальность  данного опыта обеспечивают:

  • организация  учебного процесса, реализующего принцип субъективности образования;
  • создание  педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять  инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения  ученика.

        Суть опыта заключается в интеграции, как коллективных форм работы, так и индивидуальной на уроке с методиками личностно ориентированного обучения.

        Принцип  применения опыта широк. Его с успехом  можно употреблять при преподавании практически всех предметов: математики, физики, биологии, химии, географии и так далее.

         Мечтой  большинства педагогических коллективов и моей как учителя  
является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей  каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой  связи мною предприняты действия по преобразованию авторитарного  процесса обучения и воспитания в процессе сотрудничества учителя и  ученика по самообразованию,  саморазвитию каждого школьника. Этому  способствуют идеи личностно ориентированного подхода как  методологической ориентации педагогической деятельности.

        В своем опыте процесс обучения  математике я осуществляю,  учитывая  возрастные особенности: в начальном звене (5-7 классы) акцент  делаю на игровую образовательную технологию, с целью привития   учащимся познавательного интереса к предмету. В основу обучения  среднего звена (8-9 классы) входит дифференцированный подход, который способствует дальнейшему развитию учащихся высокого уровня  с обязательным овладением минимума знаний по математике всеми учащимися. Обучение старшего звена (10-11 классы) основывается на образовательной технологии проблемного обучения, которое способствует развитию исследовательской деятельности и творческого  мышления каждого ученика.

Теоретическое обоснование опыта.

        Опираясь на тезис И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и  самореализации нужна образовательная среда»,  на уроках математики я предоставляю  ученику  свободу  выбора способов выполнения учебных  заданий;  использую  нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в  целях активизации творчества детей; создаю условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;   побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; организую занятия в малых группах на основе диалога, имитационно- ролевых игр, тренингов учебного общения; конструирую знания по математике для реализации метода  исследовательских  проектов  по  выбору  самих учащихся.

Технологический алгоритм реализуется поэтапно:

  • процесс закрепления нового учебного материала организован  таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора   при выполнении заданий разного уровня  и  решения задач  различной степени сложности;
  •  учащимся предлагаются задания проблемного и исследовательского характера;
  • включение учащихся в процесс самоанализа своих результатов
    и процесса изучения математики.

Технология опыта

         Основная цель опыта – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики и успешной сдачи ЕГЭ, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
        
Основные задачи личностно ориентированного обучения,  реализуемые мною на уроках математики:

  • образовательная:

вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;

  • воспитательная:
  • формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
  • развивающая:

при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

        Никто не будет отрицать роль и значение знаний, получаемых в школе. Но ведь человек проводит в школьных стенах несколько лет не только для того, чтобы усвоить школьную программу. Многие выдающиеся люди в школе были троечниками, а то и вообще имели ноль, как А. С. Пушкин по математике. Если бы поэты не сдали бы ЕГЭ по математике, это нисколько не помешало бы им реализоваться в литературе.

        Пожалуй, аттестат о среднем образовании или табель с итоговыми оценками — это не единственные документы, по которым стоит оценивать учеников, особенно в основной школе. А главное, традиционная система оценивания не даёт стимула для разнопланового развития личности.

        В моём 11 классе, где я работала всего 1 год с 2008 по 2009 г., параллельно с традиционной системой оценивания действовала рейтинговая система. Критериев у этой системы несколько, они приведены в таблице (Приложение № 1).

        Вся работа с учащимися 11 класса имела направленный характер, после ежемесячных диагностических контрольных работ (которые играли тренировочный характер), необходимо было выделить ряд учеников, которые можно отнести к группе слабоуспевающих, средних и высоких, но учащиеся моего 11 класса, это ученики, которых  нельзя было отнести к группе  средних, (как показывал анализ контрольных работ, это ученики, где успеваемость соответствует не более 10-20%, а о качестве говорить и не приходилось) т.е. это контингент учащихся из группы - слабоуспевающих.         Нельзя отнести всех учащихся этого класса к этому контингенту, были ученики, которые попали в эту группу по случайности, психологически не справившись, или по другой причине. Но мне предстояла огромная работа по сортировке, которая должна была, проходить в очень деликатной и индивидуальной форме. Учитывая, что 9 лет учащиеся обучались у разных преподавателей, и к итогу обучения они пришли с совершенно незнакомым учителем, то можно предположить, как сложно протекал процесс и привыкания, понимания,  и даже  обучения. Но надо было что-то делать, и делать это так, чтобы не навредить, а помочь, направить учащихся,  учитывая  способности, желания и индивидуальности.

Вот на помощь и пришла идея диагностической мотивации, которая бы реально отражала рост и достижения учащихся.


Организация деятельности

         Любой урок начинается с того что, определяется место урока, сообщается не только тема, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираются пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.

        На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.

        Поведение учителя на уроке – это умение владеть классом. Я стараюсь организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает  интерес, внимание, активность. Я считаю, что такое поведение учителя позволяет отдельным ученикам с учетом их индивидуальных способностей как-то положительно проявить себя, а стиль и тон учителя поможет им в этом.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. А затем все достижения или трудности выносятся красочно и аккуратно в диагностическую карту ученика. Здесь он, отобразив всю свою работу, делает для себя самоанализ, где определяет степень трудности, степень заинтересованности и главное стремление исправить, доработать.

Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.


Результативность опыта.

Мой опыт показал динамику роста каждого ученика, (личные диагностические папки, приложение 1) пусть даже незначительные сдвиги, но они давали огромный заряд, который умело и выражено «Громко», озвучивал учитель на уроке, для того чтобы не навредить, а только помочь ученику.

         Но наряду с положительной динамикой, необходимо было «достучаться» до учеников, которые не желали учиться, имея на это оговорки, пропуски и т.д... Вопрос с этими учащимися решался в жёсткой, но законной форме:  

  • привлечение классного руководителя к проблеме обучаемости;  
  • необходимый контакт с родителями, в очень корректной форме;
  • диалоги, беседы;
  • а также необходимые пусть даже самые простые работы, т.е дополнительные занятия, в которых мы учились выполнять домашнее задание (частично), учились читать и применять формулы, грамотно и правильно расставлять знаки, преобразовывать выражения;
  • специальные групповые занятия, в которых объяснения материала проходило по системе УЧЕНИК-УЧЕНИК (т.е. весь необходимый материал объяснял более сильный ученик);
  • коллективные, где эти учащиеся были вовлечены в игру, в  КСО.

        Разделив класс на группы, я постепенно отрабатывала с учащимися основные этапы обучения и самоконтроля. Мною были разработаны диагностические карты учащихся (как слабых, так и хорошо успевающих учащихся), в которых отражался весь их труд, красочно, наглядно и самое главное объективно и продуктивно.

         Помимо этих карт учащиеся в конце каждой недели имели возможность анализировать собственные знания путём самооценивания, т.е. им были предложены задания, которые они прорешивая проверяли ответы и сами выставляли себе оценку. Казалось бы, можно смело схитрить, но самостоятельная работа, состоящая из заданий ранее прорешанных учениками, выявляла всех тех учащихся, которые самозавышали себе оценку. С такими учащимися, которые сами наказывали себя САМОЗАВЫШЕНИЕМ, мы прорабатывали материал заново, а родители этих учеников были в курсе всех улучшений  и исправлений, тем самым повышая мотивацию обучения «Кнутом и пряником» мы постепенно переходили в стадию взросления и понимания необходимости улучшения результатов. Сама «индивидуализация» при работе с такими учащимися развивала чувство ответственности за свои поступки. А весь контроль за происходящим отмечался в заранее продуманных карточках (диагностических картах учителя). Очень удобно подобранных и прогнозируемых.

1 группа  - слабоуспевающие (приложение 2).

Работа со слабоуспевающими учащимися имела несколько этапов:

На каждого неуспевающего ученика заводится карточка, где строго  в определённом порядке отслеживается и записывается вся проделанная работа (карточка неуспевающего учащегося)

  1. При решении примеров и задач, проводится мини-диагностика знаний ученика, направленная на выявление пробелов знаний.
  2. Проводится беседы с учеником, где выявляется степень контакта и степень желания самого ученика, а также проводятся беседы с родителями ученика и классным руководителем.
  3.  Все улучшения (ухудшения) анализируются (исправляются). Исправления имеют направленных характер, т.е. работая над ошибками, ученик сам определяет ошибки, допущенные им после самостоятельного решения.
  4. Дополнительные занятия направлены на индивидуальный подход к ученику. Степень доверия необходимый элемент занятий, ибо он и даёт полный и необходимый компонент сознательного улучшения.
  5. Анализ и самоанализ – это заключительная и очень ответственная часть, она направлена на оценку собственных действий и знаний.
  6. Все необходимые элементы работы имеют последнюю и заключительную часть - ВЫВОДЫ!

В период с 01.09.2008 года по 01.05.2009 год, мною проведены 69 дополнительных из них 61 индивидуальных работ  с неуспевающими учениками, в результате на начало учебного года по диагностическим работам оценку 2 (два) имели 88% учеников в ноябре, 50% учеников в декабре, 33% учеников в январе,19% учеников в феврале, 17% в марте и 18% в апреле. Трудности испытываемые учениками при решении того или иного задания, анализируются, исправляются и закрепляются в решении самостоятельных разноуровневых заданий.  

Работа с успевающими  учащимися

В период с 01.09.2008 года по 01.05.2009 год, мною проведены 69 дополнительных из них 34 индивидуальных работ  с успевающими учениками, в результате на начало учебного года по диагностическим работам оценки 4-5 (четыре-пять) имели 6% учеников в ноябре, 23% учеников в декабре, 6% учеников в январе, 32% учеников в феврале, 24% в марте и 18% в апреле. Трудности испытываемые учениками при решении того или иного задания, анализируются, исправляются и закрепляются в решении самостоятельных разноуровневых заданий. (приложение 3)  

Обобщение и контроль знаний

При работе контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.

Второй вариант – ученик выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.

Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.

При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.(приложение4)

Преимущества описанного опыта

Описанный опыт имеет ряд преимуществ:

  • данная методика не имеет строгих условностей и позволяет учителю импровизировать, разнообразить формы работы на уроке;
  • позволяет обучать детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями;
  • создает возможность для самовыражения и самоутверждения личности;
  • помогает учителю выйти из  условных рамок урока и организовать учебный процесс более творчески.

(приложение 5)

Заключение

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения.  Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальности, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий направленных на повышение качества и развития каждого ученика.

При реализации  подхода успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

 


Библиографический список.

  1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
  2. Зеер Э.Ф., Психология профессионального образования, Екатеринбург, 2000.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии., М., Народное образование,1998.

 

  1. Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся

Статья  "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....