Рабочая программа по алгебре 8 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс) по теме

Камалова Любовь Николаевна

Автор учебника  алгебра 8 :  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_algebre_8_klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса алгебре для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования  ( приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования) на основе Примерной программы среднего  общего образования на базовом уровне по математике и программы курса алгебры Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. Издательство «Просвещение», Москва, 2008 г ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А, М. «Просвещение», 2011 г.)  и учебного плана МБОУ СОШ №9 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7-9 классах

 основной школы отводит 306 уроков , в 8  классе

отводиться 3 часа в неделю всего 102 часа.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Содержание учебного курса

1.   Рациональные дроби (23 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.   Квадратные корни (17 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3.   Квадратные уравнения (22 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4.   Неравенства (18 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.   Степень с целым показателем. (13 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

6.   Повторение (9 ч)

 Место предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7-9 классах

 основной школы отводит 306 уроков , в 8  классе

отводиться 3 часа в неделю всего 102 часа.

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Оценка достижений планируемых результатов

1. Контрольная работа №1 по теме : «Сложение и вычитание дробей.»

2. Контрольная работа №2 по теме : «Преобразование рациональных выражений.»

3. Контрольная работа №3 по теме : «Квадратные корни»

4. Контрольная работа №4 по теме : «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.»

5. Контрольная работа №5 по теме : «Квадратные уравнения »

6. Контрольная работа №6 по теме : «Решение дробных рациональных уравнений.»

7. Контрольная работа №7 по теме : «Числовые промежутки.»

8. Контрольная работа №8 по теме : «Решение систем неравенств с одной переменной.»

9.Контрольная работа №9  по теме : «Степень с целым показателем »

10.  Итоговая контрольная работа .


Учебно-тематическое планирование

Номер урока

Содержание учебного материала

часы

Дата по плану

Фактическая дата

ЭКОР

Примечание

Глава I. Рациональные дроби – 23 часа

1

Рациональные выражения.

1

2

Рациональные дроби.

1

3

Основное свойство дроби.

1

4

Сокращение дробей.

1

5

Сокращение дробей.

1

6

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

7

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

8

Сложение дробей с разными знаменателями.

1

9

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

10

Сложение и вычитание дробей.

1

11

Сложение и вычитание дробей.

1

12

Контрольная работа №1.

1

13

Умножение дробей.

1

14

Возведение дроби в степень.

1

15

Умножение дробей.

1

16

Деление дробей.

1

17

Деление дробей.

1

18

Преобразование рациональных выражений.

1

19

Преобразование рациональных выражений.

1

20

Преобразование рациональных выражений.

1

21

Функция  и ее график.

1

22

Функция  и ее график.

1

23

Контрольная работа №2.

1

Глава II. Квадратные корни – 17 часов

24

Рациональные числа.

1

25

Иррациональные числа.

1

26

Квадратные корни.

1

27

Арифметический квадратный корень.

1

28

Уравнение

1

29

Уравнение

1

30

Функция и ее график.

1

31

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

32

Квадратный корень из степени.

1

33

Контрольная работа №3.

1

34

Вынесение множителя из-под знака корня.

1

35

Внесение множителя под знак корня.

1

36

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

37

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

38

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

39

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

40

Контрольная работа №4.

1

Глава III. Квадратные уравнения – 22 часа

41

Определение квадратного уравнения.

1

 

42

Неполные квадратные уравнения.

1

43

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

1

44

Решение квадратных уравнений по формуле D.

1

45

Решение квадратных уравнений по формуле D1.

1

46

Решение квадратных уравнений.

1

47

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

48

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

49

Теорема Виета.

1

50

Теорема Виета.

1

51

Решение квадратных уравнений.

1

52

Контрольная работа №5.

1

53

Решение дробных рациональных уравнений.

1

54

Решение дробных рациональных уравнений.

1

55

Решение дробных рациональных уравнений.

1

56

Решение дробных рациональных уравнений.

1

57

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

58

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

59

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

60

Графический способ решения уравнений.

1

61

Решение дробных рациональных уравнений.

1

62

Контрольная работа №6.

1

Глава IV. Неравенства – 18 часов

63

Числовые неравенства.

1

64

Свойства числовых неравенств.

1

65

Свойства числовых неравенств.

1

66

Сложение числовых неравенств.

1

67

Умножение числовых неравенств.

1

68

Числовые промежутки.

1

69

Числовые промежутки.

1

70

Контрольная работа №7.

1

71

Решение неравенств с одной переменной.

1

72

Решение неравенств с одной переменной.

1

73

Решение неравенств с одной переменной.

1

74

Решение неравенств с одной переменной.

1

75

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

76

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

77

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

78

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

79

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

80

Контрольная работа №8.

1

Глава V. Степень с целым показателем – 13 часов

81

Определение степени с целым отрицательным показателем.

1

82

Степень с целым отрицательным показателем.

1

83

Свойства степени с целым показателем.

1

84

Свойства степени с целым показателем.

1

85

Свойства степени с целым показателем.

1

86

Стандартный вид числа.

1

87

Выполнение действий над числами в стандартном виде.

1

88

Запись приближенных значений.

1

89

Действия над приближенными значениями.

1

90

Действия над приближенными значениями.

1

91

Вычисления с приближенными данными на калькуляторе.

1

92

Решение упражнений.

1

93

Контрольная работа №9.

1

Повторение – 9 часов

94

Повторение темы «Преобразование рациональных выражений».

1

95

Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

1

96

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

1

97

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

1

98

Повторение темы «Решение дробных рациональных уравнений».

1

99

Повторение темы «Решение  систем неравенств с одной переменной».

1

100

Итоговый зачет.

1

101

102

Итоговая контрольная работа.

2


Источники информации для учителя

  1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 303 с.
  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
  4. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  5. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
  6. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
  7. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.
  8. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  10. Рубежный контроль по математике: 5-9 классы / Р. Изместьева. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  11. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Источники информации для учащихся

  1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
  3. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
  4. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 

 

 

 

Рассмотрено:                        Согласовано:                                        Утверждаю: 

                                                заместитель директора по УВР                                                              

на заседании ШМО              ________Бескоровайная В.О             Директор МБОУ СОШ№9

протокол от ________                                                                        _________З.З.Саяхова

№ _____

_________Камалова Л.Н.                                                                № ____приказ от ________

 

Согласовано:

руководитель ГМО

 __________ Г.Г.Гатауллина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛГЕБРА

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 КЛАСС

 

                        общее количество часов - 102

                         количество часов в неделю - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

учитель математики

первой  категории

Камалова Любовь Николаевна

 

                                                                 г.Октябрьский

                                                                        2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...