Раработка урока : "Показательная функция"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Цель урока - обобщить и систематизировать приемы и методы решения показательных уравнений и неравенств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnaya__funkciya..doc | 470 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: МАОУ «Лицей №37»
Учитель: Летучева Марина Анатольевна
Предмет: алгебра и начала анализа
Учебный план-4 часа алгебры, 2 часа-геометрии, 2 часа элективных предметов.
Класс: 11 (социально экономический профиль)
Тема: Показательная функция. Обобщающий урок
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
дидактическая: повторить полученные ранее знания, обобщить их, систематизировать приемы и методы решения показательных уравнений и неравенств;
развивающая: развивать логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, стимулировать учащихся к применению рациональных методов решения;
воспитательная: продолжать формирование математической речи и графической культуры, приучать к умению выслушивать других, развивать аккуратность и трудолюбие.
Средства наглядности: интерактивная доска, индивидуальные карточки, тетради со схемами.
Приложение 1
1) Решить уравнение 2
Решение (функционально графический метод).
Рассмотрим функции у = 2х и g = 6-x. Обе функции определены на R, функция у = 2х
является возрастающей, а функция g = 6-x –убывающей на всей области определения. Следовательно, графики этих функций не могут иметь более одной точки пересечения, а уравнение 2 более одного корня. Несложно убедиться, что х=2 является корнем данного уравнения, причём единственным.
Ответ: 2
2) Решить неравенство 3-2>0
Решение.
3-2>0 1-2∙2х>0 1-2х+1>0 2х+1<2 х <-1.
Ответ: (-∞;-1).
3) Решить уравнение 2∙52х-7∙10х+5∙22х = 0.
Решение. 2∙52х-7∙10х+5∙22х = 0 2∙25х-7∙10х+5∙4х = 0 2∙-7∙+5 = 0.
Введём новую переменную а =, где а>0, получим квадратное уравнение 2a2-7a+5=0,
решив которое, получим а1=1, а2=. Вернёмся к прежней переменной:
Ответ: 0; 1.
4) При каких значениях параметра а уравнение
4х- (а+3)2х+4а-4=0 имеет единственное решение?
Решение (метод введения новой переменной)
Введём замену t = 2x, где t>0, тогда исходное уравнение примет вид
t2-(a+3)t+4a-4=0 ,где t>0. Уравнение является квадратным и имеет корни, если его дискриминант неотрицателен.
D=(a+3)2-4(4a-4)=a2-10a+25=(a-5)20 при любых а.
Если D=0, т.е. а=5, то t == 4>0
Если D>0 т.е. а, то t12= или t1= 4 >0; t2= a-1
Условие задачи выполняется, если выполняется совокупность
Ответ: (-∞;1].
Приложение 2
(теоретический опрос)
Вопрос | Ответ |
1) Сформулируйте определение показательной функции | Функция вида у = ах, где а>0 и а, хR называется показательной |
2) Перечислите свойства показательной функции | а) Область определения функции – множество всех действительных чисел. б) Область значений функции – множество положительных чисел. в) Функция непрерывна на всей области определения г) Функция возрастает на R. |
3) Фронтальная работа с таблицей (приложение 3) Определить, какой функции (на карточках) соответствует график (на карте) | А-2); В-4); С-3); D-1); Е-5); F-9). |
4) Перечислите приёмы решений показательных уравнений и неравенств. | а) Метод уравнивания показателей. б) Разложение на множители. в) Введение новой переменной и сведение к квадратному уравнению (неравенству). г) Деление на выражение, содержащее показательную функцию. д) Функционально- графический метод решения. |
5) Выбрать рациональный способ для решения: 1. 2х+3-2х+1=12 2. 4х-3∙2х+2>0 3. 2x=3-x 4. 11x>13x 5. | 1- б; 2- в; 3- д; 4- г; 5- а. |
Приложение 4
Вариант 1
- Решить уравнение 52х-3=125.
Решение. 52х-3=12552х-3=532х-3=3 х=3.
Ответ: 3
- Решить уравнение 3х+2-3х=8.
Решение. 3х+2-3х=8 3х(32-1)= 8 3х∙8=8 3х=1 х=0.
Ответ: 0.
3) Решить уравнение 25х+5х+1-6=0.
Решение. 25х+5х+1-6=0 52х+5∙5х-6=0.
Пусть 5х=t, где t>0; тогда получим квадратное уравнение t2+5t-6=0, решив которое получим корни -6 и 1. Условию t>0 удовлетворяет только t=1. Вернёмся к прежней переменной 5х= 1х=0.
Ответ: 0.
- Решить неравенство >3.
Решение. >3>х<-1.
Ответ: (-∞;-1).
5) Решить неравенство 7х>3х.
Решение. 7х>3х>1>x>0.
Ответ: (0;+∞).
Вариант 2
- Решить уравнение 32х-4=9
Решение. 32х-4=9 32х-4=322х-4=2 х=3.
Ответ: 3
- Решить уравнение 5х+2+5х=26.
Решение. 5х+2+5х=26 5х(52+1)=26 5х∙26=26 5х=1 х=0.
Ответ: 0.
- Решить уравнение 9х+3х+1-4=0.
Решение. 9х+3х+1-4=032х+3∙3х-4=0.
Пусть 3х=t, где t>0; тогда получим квадратное уравнение t2+3t-4=0, решив которое получим корни -4 и 1. Условию t>0 удовлетворяет только t=1. Вернёмся к прежней переменной 3х= 1х=0.
Ответ: 0.
- Решить неравенство >2.
Решение. >2>х<-1.
Ответ: (-∞;-1).
5) Решить неравенство 7х>3х.
Решение. 5х< 8х<1<x>0.
Ответ: (0;+∞).
Приложение 3
Определить, какой функции (на карточках) соответствует график (на карте).
Ответ: А-2; B-4; С-3; D-1; E-5; F-9.
Приложение 5
(три одинаковых карточки)
При каких значениях параметра a уравнение 9х+(а+2)3х+2а=0 имеет хотя бы один корень?
Решение (метод введения новой переменной)
Введём замену t = 3x, где t>0, тогда исходное уравнение примет вид
t2+(a+2)t+2a =0 ,где t>0. Уравнение является квадратным и имеет корни, если его дискриминант неотрицателен.
D=(a+2)2-8а=a2+4а+4-8а =(a-2)20 при любых а.
t12=; t1=-a, t2=-2 <0.
Уравнение имеет решение, если выполняется совокупность
т.е. a<0.
Ответ: (-∞;0).
Приложение 6
- Решить уравнение .
Решение.
Ответ: -2;3.
2. Решить уравнение .
Решение. х+2=2
х=4.
Ответ: 4
3. Решить уравнение 2
Решение (функционально графический метод).
Разделим обе части уравнения на 7х, получим уравнение равносильное исходному
Рассмотрим функции у = и g = 1. Обе функции определены на R, функция
у = является убывающей, а функция g = 1 постоянной на всей области определения. Следовательно, графики этих функций не могут иметь более одной точки пересечения, а уравнение более одного корня. Несложно убедиться, что х=1 является корнем данного уравнения, причём единственным.
Ответ: 1.
4. Решить неравенство
Решение. .
Введём новую переменную а =, где а>0, получим квадратное неравенство a2-7a+60,
из которого следует 1a6. Что удовлетворяет условию а>0. Вернёмся к прежней переменной: 16х60х1
Ответ: [0;1].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: Показательная функция и её свойства
Архив содержит разработку интегрированного урока математика-информатика, 2 тематические презентации и инструкционную карту....
урок "Показательная функция"
Урок изучения нового метериала и закрепления умений и навыков по теме "Показательная функция"....
урок по алгебре и началам анализа в 11-й классе Тема урока «Показательная функция»
урок по алгебре и началам анализа в 11-й классеТема урока «Показательная функция»...
таблица к уроку "Показательная функция".
определение и свойства показательной функции,уравнения....
ТЕМА УРОКА: «Показательная функция, ее свойства и график»
Цели:ввести определение показательной функции;сформулировать её основные свойства;показать построение графиков функции ...
Презентация и план-конспект урока "Показательная функция, ее свойства и график"
Презентация и план-конспект урока "Показательная функция, ее свойства и график"...
Технологическая карта урока «Показательная функция»
Тема: Показательная функцияТип урока: систематизация и обобщение знаний и умений...