"Все действия с обыкновенными дробями."
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Материал содержит презентацию и конспект урока.

Урок  направлен  на повторение и систематизацию знаний по теме "Обыкновенные дроби»

(учебник  И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович 5кл.).  Цель урока: систематизировать и закрепить навыки действий с обыкновенными дробями, применять навыки при решении задач.   материал содержит карточки с   индивидуальными заданиями для самостоятельного решения.

   Применение презентации  позволяет значительно  увеличить объём заданий, использовать рисунки, схемы.  Использование анимационных эффектов позволяет привлечь внимание учащихся. В ходе урока ребята встретят героев любимых мультфильмов, почитают стихи и узнают об истории развития математики.

  Этот урок можно провести  в качестве подготовки к контрольной работе, как урок повторения ранее изученного в конце учебного года, а также, в 6-м классе при дальнейшем изучении этой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Танчик Светлана Владимировна

Название работы

«Все действия с обыкновенными дробями»

Разработка урока с использованием ИКТ

Предмет преподавания

Математика

Должность

Учитель

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №87», Ленинского района, г.Саратова

Контактные данные

tanchik-svetlana@mail.ru

 Методическая разработка урока по теме:

«Все действия с обыкновенными дробями»

                                                         

Класс: 5.

 Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Цели урока: дидактическая: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Обыкновенные дроби». Применять знания  при решении задач и примеров. Формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения;  

развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи;

воспитательная: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля,  на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

 Технические средства: мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока и их содержание

Деятельность

Вре

мя

учителя

учащихся

Слайд 1.

  1. Организационный;

Вступительное слово учителя:

   Ребята! Мы научились выполнять различные действия с обыкновенными дробями: находить сумму, разность, умножать и делить дроби на натуральное число.         Сегодня нам понадобятся все эти знания при решении задач, примеров и уравнений.

 

Слайд 2.

      II. Актуализация знаний;

а) Повторение и систематизация знаний при выполнении устных упражнений:

Вопросы:

Какие дроби называют правильными?

  1. Выберите из ряда чисел правильные дроби.
  2. Выберите верный вариант ответа:

Слайд 3.

3.а) Выделите целую часть из неправильной дроби;

 (А);   (И);  (В);

        б) Представьте в виде неправильной дроби смешанное   число:

(О);  (Н);  (Л).

          Подставьте буквы, соответствующие числам в таблицу и отгадайте слово.

В

А

В

И

Л

О

Н

 Слайд 4:

4. Найдите закономерность с которой расположены числа в первом домике, и найдите недостающее число:

5. Найдите закономерность с которой расположены числа в первой таблице и найдите недостающие числа в двух следующих:

       

Слайд 5:

 

6. Выберите недостающий множитель или делитель:

           

III. Выполнение упражнений:

Слайд 6:

Слайд 7:

     2.Решите уравнения:

                     

  3. Решения данных уравнений являются катетами прямоугольного треугольника. Найдите его площадь.

   

 

Слайд 8.

  Задачи для устного решения

 К какому типу относятся эти задачи? Решите их устно.

 

       Почтальон Печкин разнёс по  адресам 6 писем, это составляет     части всех писем в его сумке.                                                                                          Сколько писем надо доставить по адресам Печкину?

6:3•7=14(писем)

      Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.   части этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил счастливый Матроскин ?                                      

20:5•2=8(л) сметаны

Слайд 9, 10.

  4.Задача для письменного решения.

Задача Пифагора Самосского
 (VI век до н.э.)

           

V. Подведение итогов урока.

Выполняя задания по теме «Все действия с обыкновенными дробями»  мы повторили ранее изученные правила. Выполняя задания на уроке, вы проявили смекалку и находчивость, показали хорошие теоретические знания и умение применять их на практике.  

  А сегодня за урок вы получаете следующие оценки:…………………

Спасибо за урок!

Приветствие.

Проверка готовности учащихся.

Сообщение темы и цели урока.  

Формулирует вопросы,

следит за верностью рассуждений.

Какое изобретение индийских математиков человечество использует до сих пор?

Проверить ответ по гиперссылке.

(Слайд 13)

Повторить правила: как выделить целую часть из неправильной дроби, представить смешанное число в виде дроби?

 

Задаёт вопросы,

следит за правильностью рассуждений.

Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,

сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Вопрос: сформулируйте правила умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число.  

 

Ученик читает стихотворение, ребята предлагают фамилию автора.

Учитель предлагает проверить предположение, решив пример.

После ответа на вопрос учитель предлагает ученикам прочитать известные им стихи А.Л. Барто

«Я люблю свою лошадку», «Зайка», «Бычок», «Наша Таня», «Мишка»

Вопрос: какое действие можно заменить дробной чертой? В каком компоненте находится неизвестное?

Следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточкам.

Вопрос:

как называют элементы прямоугольного треугольника, по какой формуле вычисляют его площадь?  

Какие две основные задачи  на части (дроби) вам известны?

Сформулируйте правило нахождения части от целого и целого по его части.

Следит за грамотностью рассуждений.

Совместно с учащимися выбирает метод решения.

Проверяет решение по карточке 4.

По гиперссылке можно проверить решение задачи и перейти к исторической справке (слайды 12,14)

Выставляет оценки, подводит итоги урока.

 Записывают число и тему урока.

Отвечают  на вопросы,  после обсуждения   на экране высвечивается правильный ответ.

1.ИНДИЯ 2.Ответ:б).

Ответ: ВАВИЛОН.

Сообщение об истории возникновения обыкновенных дробей готовит один ученик: (приложение, презентация)

     

Верный ответ появляется после обсуждения решения.

Ответ:2.

Предлагают методы решения.  

Формулируют правила, решают примеры.

Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях, трое учеников получают индивидуальное задание (см. приложение 1, 2, 3)

Двое учеников решают у доски, класс по вариантам записывает решение в тетрадях.

Один ученик записывает решение на доске, класс в тетрадях.

 Второй- индивидуальное задание по карточке(приложение 4)  

Отвечают на вопросы, устно решают задачи.

Предлагают и обсуждают решение задачи.

Один ученик записывает решение у доски,

Остальные  в тетради.

Условие задачи можно записать в виде схемы.

2-3

3

5

3

4

7

7

 

3

7

2-3

Литература

  1. И.И Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2008;
  2. И.И Зубарева Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Мнемозина, 2007;
  3. А.С. Чесноков Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2007.
  4. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

Приложение:

Карточки с индивидуальными заданиями.

1.Найдите значение выражения:

                         

  3.Найдите значение выражения:

2.Найдите значение выражения:

4.Найдите значение выражения:

1. Решение

   

3.Решение

  1. Решение

 

4.Решение

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби. Урок- КВН

Помните, что решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных. Обобщающий урок по данной теме в виде игры (для 7 класса коррекционных школ)....

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».

Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....

Действия с обыкновенными дробями. Сокращение дробей

Урок по теме "Действия с обыкновенными дробями. Сокращение дробей" разработан в соответствии с ФГОС ООО. Ведущая технология - игровая. Игровые приемы  используемые на уроке и созданные ...