Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе
материал
Интернет и различные прикладные программы помогают ученикам подготовиться для реализации во взрослой жизни и выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационные технологии | 116.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание (стр. 2)
Введение (стр.3)
- Информационные технологии, используемые в современной школе (стр.4-5)
- Применение ИКТ технологий- как фактор повышения качества образования (стр.6-9)
- Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях (стр.10)
Заключение (стр.11)
Список литературы (стр.12)
Введение
В эпоху формирования нового поколения педагогическое сообщество приходит к пониманию необходимости обновления образовательных установок и технологий, направленных на развитие активной, творческой личности. Формирование личности, способной к принятию решений, адаптированной к постоянно меняющимся условиям и новым реалиям, невозможно без введения в практику результатов, достигнутых в сфере управления образовательными системами, и достижений в области современных педагогических технологий.
Современные компьютерные технологии и интернет помогают ребенку в развитии и обучении и являются частью его полноценного развития, соответствующего потребностям общества, в качестве инструментов обучения, познания себя и окружающей действительности. При обучении с помощью информационных технологий задействуются почти все органы чувств, что повышает уровень восприимчивости к новому материалу. Дети начинают познавать технику с игр, затем постепенно осваивают все более сложные и сложные компьютерные программы. Интернет и различные прикладные программы помогают ученикам подготовиться для реализации во взрослой жизни и выборе будущей профессии.
Интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий как в учебно-воспитательный процесс, так и в систему управления образованием свидетельствует об общей тенденции, охватившей образовательное пространство. Повышенный интерес к информатизации системы образования продиктован глобальными процессами, охватившими современное общество, а именно: формированием цифрового поколения, цифровой личности и иного, поэтому возникает необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий как в образовательный процесс, так и в подготовку специалистов в области управления образовательном учреждением.
- Информационные технологии, используемые в современной школе
Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его качество и эффективность.
Информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии». Что же сюда относится? Для реализации современных информационных технологий применяются:
- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы,
- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических и лазерных дисках,
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях,
- распределенные базы данных по отраслям знаний,
- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы
- глобальная сеть Интернет
Программные средства учебного назначения
Пакеты программ для учебы на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Электронные учебники
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационные материалы по учебному предмету, а также программное обеспечение, которое позволяет использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.
Дистанционное образование
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу.
Дистанционное образование осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Оно позволяет детям с ограниченными возможностями не выходя из дома осваивать школьные учебные предметы. Дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным. В настоящее время производится разработка программ для дистанционного обучения школьников, чтобы в будущем оно стало более удобным в использовании, а также общедоступным. В перспективе большая часть учебного времени будет приходиться на долю дистанционного обучения.
- Применение ИКТ технологий - как фактор повышения качества образования
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как эффективного средства саморазвития в учебном процессе.
Цели использования ИКТ на уроке:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
Компьютер позволяет мне значительно расширить возможности подачи разного типа информации. При подготовке к урокам на компьютере я с помощью текстового процессора готовлю дидактические карточки, контрольные и обучающие тесты, опорные конспекты, изготавливаю наглядный материал, различного рода инструкции к групповым работам.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Point, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости могу заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды.
ИКТ позволяет активизировать внимание учащихся, усилить их мотивацию, развить познавательные процессы, мышление, воображение и фантазию. По моим наблюдениям, даже самые замкнутые дети раскрывают свои возможности при работе на компьютере. В учебном процессе дети учатся находить информацию самостоятельно, анализировать полученные знания, правильно оформлять ее с применением компьютерных приложений Word, Power Point, Excel и т.д.
Практикую, к примеру, такие задания для учащихся: составить тест по изученной теме. Правильно составленный учеником тест также является средством контроля знаний, развивает предметную речь, активизирует деятельность. Ученики находят удовлетворение в такой работе.
Для базового обучения учеников компьютеру на уроках информатики применяется Microsoft Office. Он включает в себя прикладные программы общего назначения и используется для решения большинства задач обычного пользователя компьютера.
Офис очень прост в использовании, обладает дружественным интерфейсом и учащиеся, на примере этого простого набора программ, учатся использованию в будущем более сложных прикладных программ специального назначения.
MS Word
Текстовый редактор Microsoft Word служит для создания и редактирования текстовых документов различного уровня сложности.
Какие задачи он выполняет?
- создание текстовых документов;
- набор и редактирование текстов;
- работа со списками;
- работа с таблицами;
- создание текстовых эффектов;
- проверка правописания;
- печать документов;
- поиск и замена;
- работа с несколькими документами;
- вставка рисунков и символов и др.
MS Excel
Табличный редактор Excel позволяет работать с электронными таблицами, а также:
- оформлять таблицы и отчеты;
- производить вычисления;
- строить графики и функции;
- создавать табличные базы данных;
- работать с формулами;
- сортировать и связывать ячейки;
- работать с листами и др.
MS Power point
Power point – это мощный процессор для создания презентаций. Возможности этой программы:
- использование шаблонов для создания презентаций;
- работа со слайдами;
- вставка рисунков, таблиц, звука, видео;
- эффекты анимации;
- автоматическая смена кадров и многое др.
MS Acsess
Программа для создания баз данных табличного типа.
Ее возможности:
- создание и заполнение баз данных;
- связывание данных из разных БД;
- сортировка данных;
- возможность формировать запросы;
- установление связей;
- создание отчетов;
- возможность делать выборку данных и др.
MS Paint
Простой графический редактор для создания примитивных рисунков:
- рисует геометрические примитивы;
- позволяет копировать и перемещать объекты;
- закрашивает объекты;
- рисует линии и кривые;
- делает подписи;
- сохраняет файлы в разных графических форматах;
- масштабирует изображения;
- стирает элементы;
- преобразует элементы и др.
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерной сети предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают большие возможности по обработке и передаче данных практически в любую точку мира.
Позитивная возможность современных Интернет - технологий – это возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных и др.
Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя, - развитие творческого потенциала учащихся. Публикации в Интернет дают возможность ученикам выполнить мини-исследование, помогают учителям формировать банк материалов по изучаемому предмету. Для реализации намеченных проектов от учащихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью.
Заключение
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование средств информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемых;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции и тестирования;
- организация коммуникации;
- совершенствование учебного процесса с использованием современных информационных технологий;
- преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
- прием и передача информации в различных формах;
- запоминание, сохранение, структурирование, сортировка больших объемов информации, быстрый поиск необходимой информации;
- представление результатов работы в наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).
Все перечисленные возможности использования компьютерных технологий могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Список литературы.
1. Хаширова Т.Ю., Малухова Ф.В., Балкизова Ф.Б., Апшева С.Ю. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31640 (дата обращения: 19.12.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...
Исследование учебной нагрузки в средней общеобразовательной школе
С целью изучения уровня учебной нагрузки в МОУ – СОШ №2 ежегодно проводится исследование. Особенность данного исследования заключается в том, что оно имеет трехстороннюю рефлексию – мнение учащихся, у...
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА".
Основными задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грам...
Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы
Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации, социальной адаптации ребенка в обществе. Поэтому в формирование полноценно...
«Использование компьютерных технологий в учебном процессе в средней общеобразовательной школе»
В моей работе перечислены основные компьютерные информационные технологии, применяемые на сегодняшний день в общеобразовательной школе и наиболее экономически доступные программные средства, а также с...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...