Статья "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ШКОЛЫ"
статья

Фокина Екатерина Ивановна

       Переход от дошкольного образования к школьному - переломный момент в жизни ребенка. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую жизнь, чтобы об этом периоде жизни остались только светлые воспоминания? Важным условием достижения этого является обеспечение непрерывности образования, которое понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ШКОЛЫ

Фокина Е.И.

г. Грязи, МБОУ НОШ №7

Школа не должна вносить резкой перемены в

жизни детей. Пусть став учеником, ребенок  продолжает

делать сегодня то, что дела вчера. Пусть новое появляется

              в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной

                           впечатлений.

В.А. Сухомлинский

Жизнь не стоит на месте, все в мире меняется. Изменяются предметы, вещи, а также и мы, люди. Взрослые очень быстро могут приспособиться к существованию в новых условиях. А дети?

  Переход от дошкольного образования к школьному - переломный момент в жизни ребенка. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую жизнь, чтобы об этом периоде жизни остались только светлые воспоминания? Важным условием достижения этого является обеспечение непрерывности образования, которое понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

А.В. Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «… внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой» [3,  223]. Таким образом  «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [1, с.51].

Преемственность  это двухсторонний процесс с участием родительской общественности. С одной стороны - дошкольный уровень образования должен обеспечивать поддержку разнообразия детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. С другой стороны – начальная школа, выстраивающая систему знаний, предметных и универсальных способов действий, формирование умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе. По мнению Г.А. Цукерман, не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту - таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

Участники образовательного процесса очень часто задают вопрос: как организовать преемственность между детским садом и начальной школой.

Каждое образовательное учреждение по-своему решает очень непростую, но важную проблему, без которой не возможно качественно решить образовательные задачи. Мы убеждены в том, что только совместными усилиями всех участников образовательного процесса можно сделать переход ребенка-дошкольника в новую образовательную среду  успешным.

Именно поэтому одним из направлений реализации инновационной программы МБОУ НОШ №7 г. Грязи по теме «Социальное партнерство как условие создания эффективной модели взаимодействия школы и семьи» является тесное сотрудничество с МАДОУ д/с №8 «Родничок» г. Грязи по проблеме преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Для решения этих задач  разработан совместный план, который включает работу с детьми, родителями, взаимодействие педагогов.

В течение года для дошколят организуются экскурсии в школу, они посещают  праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники» и др.). Ребята принимают участие в совместной проектной деятельности, реализуется  дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Будущий первоклассник».

С целью взаимодействия воспитателей и учителей проводятся совместные педагогические совещания, семинары, мастер-классы, организовано взаимопосещение мероприятий и уроков,  налажено сотрудничество психолога, социального педагога и логопеда ДОУ и школы.

Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. В течение года оформляются стенды, папки-передвижки «Советы будущим первоклассникам», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Семья на пороге школьной жизни» и др. Проводятся Дни открытых дверей, родительские собрания, встречи «за круглым столом», где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения. Учитель отвечает на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет сформировать образ школы, в которой будет обучаться ребенок, когда он еще находится в детском саду.

Совместная работа дает свои результаты: все первоклассники легко  адаптируются к новым условиям, на высоком уровне осваивают программный материал, проявляют активность  во внеурочной деятельности.

Мы уверены, что успешная реализация сотрудничества  возможна при соблюдении таких условий, как единая система планирования образовательного процесса, интеграция педагогической деятельности учителей и воспитателей, создание единого образовательного пространства.

Только заинтересованность обеих сторон  и родителей позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального общего образования, сделать переход из ДОУ в школу успешным!

Литература

  1. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э. Д. Днепров.- М.: Мариос. -  2011.- 455 с.
  2. Детский сад и Школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера. – 201.- 128 с.
  3.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т.2. – М.: Педагогика.-  1986. – 299 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы....

Опыт взаимодействия МКОУ «Седельниковская СОШ № 1» с родительской общественностью в условиях введения новых стандартов

Описан опыт взаимодействия МКОУ "Седельниковская СОШ №1" с родительской общественностью...

РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Статья для Областной конференции в г. Орле , посвященной 95 - летию дополнительного образования....

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Опыт взаимодействия общеобразовательной и Воскресной школы в духовно-нравственном воспитании школьников

Данный материал знакомит с опытом  совместной работы общеобразовательной и Воскресной школы по духовно-нравственному воспитанию детей. Многолетний  опыт работы в  общеобразовательн...

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...