Цифровая трансформация образования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
И.Г.Казарина
Директор МОУ СОШ с.Бакуры
Екатериновский район Саратовская область
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ:
ЧТО ВАЖНО ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ?
Приветствую Вас, уважаемые коллеги!
В рамках моего выступления давайте с вами вспомним события апреля – мая 2020 года. В этот период все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате, который стал вынужденным и неожиданным.
Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:
- чтобы выбрать формат проведения уроков, нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
- у многих учителей отсутствовал опыт работы и общения с детьми в удаленном формате. Единообразия и четкого алгоритма действия не было, каждый педагог был вынужден самостоятельно выбирать собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями.
- получение обратной связи от родителей проходило практически круглосуточно;
- сотрудничество учителей-предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона;
- затруднялось планирование работы и у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
- проверка и оценивание выполненных учениками заданий занимало огромное количество времени. В более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика( РЭШ, Учи.ру, SkySmart) и те, кто использовал сервис видеотелефонии Zoom — программу для организации видеоконференций. Сервис, позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно, с 40-минутным ограничением для бесплатных аккаунтов.
Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили педагогическое сообщество пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, а именно в направлении цифровой трансформации. И на текущий момент это направление является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.
Что же такое цифровая трансформация?
Понятие «цифровой трансформации», на первый взгляд, не должно вызывать вопросов. Однако, пока не сложилось его чёткого определения ни в научной литературе, ни в международных руководствах по статическим измерениям, ни в государственных документах.
Цифровая трансформация образования подразумевает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять цифровые технологии для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
Что такое цифровизация?
Под цифровизацией понимают «повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т. п.»
Что важно понять и принять?
Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование», в рамках которого запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда(ЦОС)» и «Учитель будущего».
Согласно целям национального проекта, результатом действия федеральных проектов через «Точки роста», «Кванториумы», IT-кубы образовательным организациям стали доступны новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.
На региональном уровне поставлена задача реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС). Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления ИКТ-инфраструктуры, подготовки кадров, создания единой федеральной цифровой платформы.
Мы видим, что цифровизация – неизбежный этап развития образования. Этапы компьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.
15 июля 2021 г. на сайте Министерства просвещения появился важный документ, озаглавленный “Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования”. В документе содержится подробное описание развертывания цифрового образования, которое планируется полностью ввести к 2030 году по всей стране.
В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:
Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Сейчас цифровой образовательный контент существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.
Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей, т.к. пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены.
Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», т.к. нет интеграции между разными информационными системами.
Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.
Интернет и гаджеты для детей — средство развлечения, но не обучения. Цифровые продукты конкурируют со школой за внимание учеников, и их возможности не используются в процессе обучения. Кроме того, родители и ученики зачастую не знают, где в интернете найти полезные конкурсы, записаться на курсы, получить цифровой сертификат на дополнительное образование.
В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.
«Библиотека цифрового образовательного контента», Обеспечение обучающихся и учителей бесплатным доступом к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности.
Цифровое портфолио ученика
Обеспечение школьникам возможности управления академическими и личностными достижениями.
Система управления в образовательной организации
Создание системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в системе образования на основе анализа «больших данных».
Цифровой помощник ученика Обеспечение школьникам возможности управления образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами.
Цифровой помощник родителя
Обеспечение родителям возможности автоматизированного подбора для ребенка образовательных организаций и образовательных программ.
Цифровой помощник учителя Обеспечение педагогическим работникам возможности автоматизированного планирования рабочих программ, автоматизированной проверки домашних заданий, автоматизированного планирования повышения квалификации.
Пока что, подробно говорить о будущих изменениях сложно, но уже сейчас можно сказать, что поменяется. Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники — все это перейдет на онлайн-версии. Ученик сможет проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Создадутся электронные ресурсы, на которых обучающийся найдет подробную информацию для занятий. Школы будут оснащаться современными технологиями: компьютеры, планшетные панели. В каждом заведении проведут Интернет для доступа к информационному контенту. Учителям придется обучаться новой системе образования и профессия безусловно изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала и педагог будет выступать в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.
Плюсы Цифровизации образования
Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремится к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.
Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.
Упрощение работы педагогов. Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях. Избавление от излишней отчетности
Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.
Недостатки Цифровизации образования
Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.
Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.
Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.
Вопрос цифровизации образования остро обсуждается в педагогических и общественных сообществах, в родительских чатах. Многие высказывают опасения, что с развитием цифровой образовательной среды школы ждет тотальное погружение в онлайн и переход на дистанционное обучение. Министр просвещения Сергей Кравцов опроверг этот самый популярный миф о дистанционном обучении. Он отметил, что внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения для российской системы образования. Задача, прежде всего, гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования.
Но, надо иметь в виду, что сегодня никто не даст точного алгоритма, как осуществить цифровую трансформацию в каждой отдельно взятой школе, ее надо «подкручивать» под конкретные условия и возможности.
Администрацией МОУ СОШ с.Бакуры Екатериновского района Саратовской области при подготовке к сегодняшнему выступлению проанализирован уровень сформированности цифровой образовательной среды (ЦОС). Выявлено, что благодаря открытию на базе школы Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», образовательное учреждение уже имеет ряд компонентов, которые наполнили цифровую среду ОО.
Компоненты ЦОС МОУ СОШ с.Бакуры
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
21 единица ПК 2003-2004 года выпуска |
14 ноутбуков 2020 года выпуска |
3 мультимедийных проектора |
Мультимедийный экран |
1 мобильный класс |
6 единиц множительной техники |
Лаборатории по физике, химии, биологии с мобильным презентационным оборудованием |
4 квадракоптера |
3 Д принтер |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
Сайт |
Школьная электронная почта |
Персональные сайты учителей |
Электронный дневник |
3 точки доступа к сети Интернет |
СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС |
Общение учащихся, учителей, родителей в группах в социальных сетях и мессенджерах |
Профессиональные сообщества учителей: школьные методические объединения учителей – предметников, классных руководителей |
Локальные акты «О режиме занятий обучающихся», «О правилах внутреннего трудового распорядка сотрудников», «О правилах внутреннего распорядка для обучающихся», «О комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» и др. |
Использование ресурсов цифровой образовательной среды позволило педагогам и обучающимся школы выйти на новый образовательный уровень и получить в 2020-2021 учебном году качественные положительные результаты:
Наименование конкурса | ФИО участника | Уровень | Результативность |
Конкурс педагогического мастерства «Учитель года» | Терёхина Татьяна Анатольевна | Муниципальный | 1 место |
Конкурс педагогического мастерства «Учитель года» | Недошивина Людмила Александровна | Муниципальный | 3 место |
Конкурс педагогического мастерства «Учитель года» | Терёхина Татьяна Анатольевна | Региональный | Финалист (по рейтингу 5 место) |
Конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» | Рекаева Светлана Валентиновна | Региональный | Финалист |
Конкурс «Лучший ученический класс» | 7 класс и классный руководитель Васюк Юлия Васильевна | Муниципальный | 3 место |
Проект «Достойны звания Героя…», получившего поддержку Фонда Президентских грантов | Терёхина Наталья Николаевна, Казарина Ирина Геннадьевна | Региональный | Памятный знак и диплом |
В 2021-2022 учебном году в качестве эксперимента педагоги школы апробируют бесплатную образовательную ИКТ платформу «Сферум», которая официально запущена в России с марта 2021 года. Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформа «Сферум» является отечественной разработкой и призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.
Таким образом, цифровая трансформация представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий.
Подводя итог, мы видим и понимаем, что любые нововведения принимаются участниками образовательного процесса не сразу, и не всегда на «ура», но они просто необходимы как реалии современности. Цифровая трансформация образования является новой возможностью развития традиционного образования, а оценить все плюсы, минусы и ее последствия будет возможно только спустя время.
Список использованной литературы:
1. Самохина М.А. Цифровая трансформация образования как новая возможность развития традиционного образования. Липецкая область, г. Елец, 2020. – 9 с
2.Авадаева И.В., Анисимова-Ткалич С. К., Везетиу Е.В., Вовк Е. В., Голденова В.С.,Гребенникова В.М., Ковтанюк А.Е., Кречетников К.Г., Мантаева Э.И., Миронов Л.В., Орлова Л.В., Слободчикова И.В., Ткалич А.И., Чернявская В.С.,Шер М.Л. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды. – Нижний Новгород.: НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА, 2018. – 162 с.
3.Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» - Курск, 2019. – 64 с.
4.Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования, 2021. – 61 с.
5.Гэйбл Эдмонд. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации/ пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?
Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....
Цифровая трансформация образования
Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации...
Раскрытие профиля современного учителя через сайт в период цифровой трансформации образования
ЦОР: сайт учителя...
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
laquo;Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой ...