Статья"Опыт наставника"
статья

Татьяна Васильевна Ильиных

Статья"Опыт наставника" подготовлена к Году педагога и наставника с целью обобщения опыта работы администрации школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл публикация25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт наставника

Татьяна Васильевна Ильиных, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

МКОУ «Ичкинская средняя общеобразовательная школа» Шадринского муниципального округа Курганской области

       

В знак признательности всем педагогам, учителям нашей страны 2023 год объявлен президентом Российской Федерации В.В.Путиным Годом педагога и наставника. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты.

Наставничество давно уже стало неотъемлемой частью современного образования. Наставничество — это своего рода искусство. Этот процесс включает в себя обучение, мотивацию, поддержку и обратную связь. Наставник способен увидеть потенциал в своем подопечном и помочь ему раскрыться. С помощью правильно подобранных методик и техник, он направляет ученика на путь поиска ответов и решений.

Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник.

Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. [1, с.3]

В нашей Ичкинской школе сложилась своя система  наставничества.

Результатом правильной организации работы наставников стал высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу. Сегодня в школе работает 7 выпускников школы разных лет и предметной направленности, это 50% педагогического коллектива; директор школы, учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов, учитель английского языка, учитель истории, обществознания, учитель физкультуры, воспитатель.

Школьная команда наставников состоит из 9 опытных преподавателей: директор школы, заместитель директора, учитель математики, учитель химии и биологии, учитель физической культуры, учитель русского языка и литературы, учителя начальных классов. Каждый наставник, каждый учитель по-своему уникален. У каждого есть чему поучиться, обменяться опытом. Благодаря целенаправленной работе руководителей школы на протяжении многих лет удается сохранить стабильный коллектив единомышленников, создать школьную команду.

Портрет наставника представлю на примере свой практической деятельности.

Я учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Стаж педагогической деятельности 29 лет. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонна к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. К своим функциональным обязанностям отношусь с чувством высокой ответственности, обладаю конструктивными, организаторскими и коммуникативными  умениями. Личные качества: терпимость, терпение, эмпатия, умение слушать и понимать, профессиональные знания, постоянная самоподготовка и самоконтроль помогают в работе с наставляемыми.

Работая учителем, заместителем директора школы поняла, нужна команда единомышленников. Это работа на достижение результата. Как учитель-наставник даю  молодым учителям следующие рекомендации:

  • Добивайтесь поставленных целей!
  • Постоянно работайте над собой. Учитесь и научитесь учиться.
  • Творите!
  • Наблюдайте, анализируйте, копировать необязательно. Будьте индивидуальны.
  • Апробируйте. Если ваше лучше, смело внедряйте!
  • Работайте над ошибками.
  • Помощь можно принимать и советы тоже.
  • Во всем должна быть система. Это важно!

По сравнению с традиционными формами работы (курсами повышения квалификации, беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) молодым учителям интересны новые, нетрадиционные формы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы», мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, защита творческих работ, передача педагогического опыта учителями-мастерами, аукцион педагогических идей.

Для поддержки молодых педагогов, проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в форуме молодых учителей.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.

Необходимы своевременные советы и консультации наставника по разным проблемам: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие  средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Посещение открытых уроков учителей-стажистов, проведение совместных уроков.

Наставничество способствует успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации. Среди моих учеников – педагоги, которые остались в родной школе и продолжают работать учителями, заинтересованы в собственных профессиональных работах: публикациях статей, исследованиях, методических практиках.

Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.

Часто взаимодействуют учителя и в обратном направлении, когда более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями.

Одной из форм наставничества является работа со студентами педагогических высших учебных заведений.

Целью наставничества является получение студентом (группой студентов) актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации. [1, c. 14]

Работаем обязательно совместно: разрабатываем уроки, внеклассные мероприятия, проводим тематические конференции, ролевые, интеллектуальные и интерактивные игры, конкурсы чтецов и сочинений, аукционы и смотры знаний, экскурсии и соревнования, квесты, организуем предметные недели, участвуем в учебно-исследовательской и проектной деятельности, в профориентации школьников. В работе стремимся избегать формализма, ставим посильные задачи.  Налаживаем тесный контакт друг с другом, ответственность тоже совместная. На первом этапе очень важна поддержка молодому специалисту. Если он видит творческого, деятельного педагога в наставнике тогда и сам будет стремиться соответствовать своему учителю. 

Наставничество – для меня это преемственность, это как продолжение рода, работа на будущее, на развитие и достижения человечества.

Библиографический список:

1. <Письмо> Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.

ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ:  "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...

Статья "Опыт участия в дистанционных конкурсах и проектах в условиях МКШ"

В данной статье рассмотрен опыт участия обучающихся МБОУ "Новосёловская СОШ" Колпашевского района Томской области в дистанционных конкурсах и проектах в условиях МКШ за 2009-2010 учебный год....

Статья "Опыт реализации ФГОС ООО по математике на примере применения технологии уровневой и профильной дифференциации ".

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образ...

статья "Опыт развития творческого мышления учащихся в объединении Компьютерная грамотность"

Автор делится своим опытом творческого подхода к общению с компьютером и использованию электронных ресурсов, а также к созданию в детском коллективе атмосферы постижения и созидания....