ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
консультация
Программа МАУ ДО "Спортивная школа №1" по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МАУ ДО «СШ №1» ___________________ А.А. Головков |
«____» ______________ 2023 г. |
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
МАУ ДО «ДЮСШ №1»
«ЗДОРОВЬЕ – ПУТЬ К ПОБЕДЕ!»
на 2023-2026 годы
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАУ ДО «СШ №1» Е.О. Черняновская
Тамбов, 2023
Пояснительная записка
Здоровьесбережение – это одна из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день. Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных воспитанников во всем его комплексном проявлении – здоровье души и тела.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять здоровье.
Народная мудрость гласит «Береги здоровье смолоду». И эти слова достаточно точно характеризуют современную реальность. Именно проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является актуальнейшим вопросом современности. Специалисты разных областей в один голос заявляют о резком ухудшении основных показателей здоровья среди детей и подростков: медики отмечают увеличение процента детей так называемой группы риска; психологи и социальные работники заявляют о низкой степени адаптированности подрастающего поколения к социуму, и как следствие склонности к противоправным и асоциальным действиям. Источником данных проблем является целый ряд факторов: это плохая экология, низкий социально-экономический статус жизни, различные патологии беременности и родов, отсутствие четких нравственных критериев и ориентиров, чрезмерное эмоционально-психологическое напряжение, влекущее за собой развитие хронического стрессового состояния, недостаточное внимание со стороны государства к потребностям и проблемам развития подрастающего поколения. И здесь на помощь обществу в воспитании духовно и физически здорового поколения может прийти физическая культура и спорт, как одно из эффективнейших и действенных средств.
Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Нормативно-правовая база
Программа здоровьесбережения МАУ ДО «СШ №1» г. Тамбова «Здоровье – путь к победе!» разработана с учетом основных законодательных актов и нормативно-правовых документов:
- Международная Конвенция о правах ребенка от г.;
- Конституция Российской Федерации от г.;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. №273-ФЗ;
- Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от г. №329-ФЗ;
- Постановление правительства РФ Распоряжение от № 2148-р Развитие образования на 2013-2020 годы;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. №41 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ г №22660);
- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»;
- Указ Президента Российской Федерации от г. №761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. №613-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ №18428);
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от г. №1125;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. №614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
- Устав МАУ ДО «СШ №1»;
- Положение о структурном подразделении МАУ ДО «СШ №1» - СОЛ «Салют».
Участники:
- обучающиеся;
- тренеры-преподаватели;
- родители;
- педагогические работники;
- социальные партнеры (спортивные Федерации г. Тамбова и Тамбовской области, ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер», общеобразовательные организации г. Тамбова, МАУ стадион «Спартак» ).
Особенности осуществления образовательного
и воспитательного процесса
Детско-юношеская спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
Обучение и проведение учебно-тренировочной работы в группах осуществляется по видам спорта с постоянным составом детей в возрасте преимущественно с 6 до 18 лет поэтапно. Воспитательные задачи реализуются в процессе учебно-тренировочных занятий и во внеурочной деятельности обучающихся.
Спортивно-административный комплекс МАУ ДО «ДСШ №1» располагается по адресу: г. Тамбов, ул. Широкая, д. 8
Обеспечение безопасности Учреждения осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению комплексной безопасности МАУ ДО «СШ №1».
Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от г. № 614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здоровьесбережения.
Врачебный контроль (диспансеризацию) обучающихся проводит ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» 2 раза в год с обучающимися по программам всех уровней сложностей подготовки. Перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы учащиеся проходят дополнительный медицинский осмотр.
Тренеры преподаватели диагностируют проблемы обучающихся с помощью таких методов, как дискуссия, анкетирование, опрос, тестирование.
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МАУ ДО ДЮСШ №1;
- уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- традиции, сложившиеся за годы работы МАУ ДО «ДЮСШ №1», традиционные турниры и соревнования, участие в городских и областных конкурсах различной направленности и т.д.
Анализ организации рабочего пространства спортивного зала
МАУ ДО «СШ №1»
(адрес: г. Тамбов, ул. Широкая, д. 8)
№ | Требование СанПиН | Соответствует/ не соответствует (в чем несоответствие) | Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии) | Меры предупреждения/ минимализации негативных воздействий (при несоответствии) |
1 | Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств | соответствует | --- | --- |
2 | Помещение спортзала имеет естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями и СанПиН | соответствует | --- | --- |
3 | Состав и площадь спортивного зала | соответствует | --- | --- |
4 | Режим занятий детей | соответствует | --- | --- |
5 | Оборудование помещений для переодевания | соответствует | --- | --- |
6 | Система отопления и вентиляции | соответствует | --- | --- |
7 | Воздушно-тепловой режим | соответствует | --- | --- |
8 | Требования к помещениям для занятий спортом и их оборудованию | соответствует | --- | --- |
9 | Организация образовательного процесса | соответствует | --- | --- |
10 | В спортивном зале имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание | соответствует | --- | --- |
Срок и этапы реализации программы
Срок реализации: 3 года (2023-2026 гг.)
Первый этап: Подготовительный (2023-2024 гг.).
- Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ДЮСШ №1.
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Ознакомление родителей и обучающихся с Программой здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
Второй этап: Практический (2024-2025 гг.). Реализация Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2025-2026 гг.).
- Анкетирование родителей, обучающихся, тренеров-преподавателей на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся и спортивных результатов до и после реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» в педагогическом коллективе, родителей, обучающихся.
- Коррекция Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» по итогам реализации. Публикации, распространение опыта.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание здоровьесберегающей среды в МАУ ДО «СШ №1», направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.
Реализации поставленной цели способствует решение трех групп задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных.
Образовательные:
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ДЮСШ №1;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения воспитанников, использование технологий занятий, сберегающих здоровье учащихся;
- внедрение новейших методик физической и спортивной подготовки обучающихся;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и программ по видам спорта.
Воспитательные:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей и подростков;
- реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи;
- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Оздоровительные:
- совершенствование системы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- разработка комплекса мероприятий способствующих максимальной адаптации организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;
- укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни и стойкого интереса к занятиям в избранном виде спорта;
- ведение диагностики динамики состояния здоровья воспитанников.
Направления деятельности
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
- составление расписания учебно-тренировочных занятий на основе санитарно-гигиенических требований;
- четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния СШ №1;
- организацию плановых медицинских осмотров обучающихся;
- обязательное медицинское обследование;
- соблюдение питьевого режима.
Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, приема допинга, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие мотивации к занятиям спортом;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров СШ №1 к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня.
Принципы реализации
Основополагающие приоритеты Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» следующие:
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися. Опираясь на индивидуальные особенности, тренер-преподаватель всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование воспитанников интереса к познавательной деятельности, на высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты
- увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
- повышение функциональных возможностей организма воспитанника;
- развитие физического потенциала обучающихся;
- рост спортивных результатов;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
- повышение уровня самостоятельности и активности;
- установка на использование здорового питания;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности тренеров-преподавателей в сохранении и укреплении, как здоровья воспитанников, так и своего здоровья;
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- сформированность навыков безопасного поведения;
- сведение к минимуму случаев спортивного травматизма.
- разработка программы по здоровьесбережению и подпрограмм;
- разработка рекомендаций для родителей, администрации СШ №1 и тренеров-преподавателей, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
Системы организации контроля за выполнением программы
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы:
- проведение заседаний Методического совета школы;
- посещение занятий, а также мероприятий, проводимых по здоровьесбережению;
- Создание методической копилки опыта;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в группах;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, образовательной и воспитательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы
Организационные мероприятия | |||
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1 | Составление рационального расписания занятий | Сентябрь | Зам. дир. по УВР Инстурктор-методист |
2 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в помещениях ДЮСШ №1 | В течение года | Зам. дир. по АХР |
3 | Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности с обучающимися | Сентябрь/январь | Тренеры-преподаватели |
4 | Проведение медицинского осмотра тренеров-преподавателей | 1 раз в год | Методист |
5 | Определение групп здоровья обучающихся | Сентябрь-Октябрь | Тренеры-преподаватели |
6 | Учет посещаемости занятий | В течение года | Тренеры-преподаватели |
7 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (выступления на родительских собраниях на тему «Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей») | Ноябрь | Тренеры-преподаватели |
8 | Поддержание в спортивных залах надлежащих санитарно – гигиенических условий | В течение года | Заведующий хозяйством Тренеры-преподаватели |
9 | Обеспечение хранения спортивного инвентаря | В течение года | Зам. дир. по АХР |
10 | Соблюдение воздушного режима в спортивных залах | В течение года | Тренеры-преподаватели |
11 | Обеспечение готовности спортивных помещений, системы отопления для работы в зимний период | октябрь | Заведующий хозяйством |
12 | Проведение анкетирования, тестирования, социологического исследования по вопросам физического, психического здоровья, по вредным привычкам | В течение года | Тренеры-преподаватели |
13 | Проведение бесед о вреде курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств | В течение года | Тренеры-преподаватели |
14 | Проведение спортивно-массовых мероприятий в школе, участие в окружных, городских спортивно – массовых мероприятиях | В течение года | Тренеры-преподаватели |
15 | Организация отдыха учащихся в летний период | июнь-август | Начальник лагеря |
Методическое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- Состав педагогического коллектива
В реализации программы участвуют опытные педагоги: тренеры-преподаватели, медицинские работники
Территория, помещения
При работе используются территории общеобразовательных школ, , пришкольных и загородных оздоровительных лагерей.
- Оборудование
Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:
- спортивный: мячи, сетки, эспандеры, скакалки, обручи, кегли, а также настольные игры;
- аппаратура: магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски;
- бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве;
- фотоаппарат, видеокамера;
- канцелярские товары;
- призы, грамоты.
Необходима и методическая литература: сценарии мероприятий, викторин, конкурсов, опросники, тесты, анкеты и пр. (Приложение 1).
Литература
- Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. /М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
- Здоровьесберегающая деятельность/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград: Учитель, 2009.
- Здоровью надо учить! Абаскалова Н.П. /М.: ООО « Издательская компания «Лада», 2000.
- Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Вологоград: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по программе здоровьесбережения "Соревнование классов, свободных от курения".
Данный материал может быть использован для проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-191532-1618146550.jpg)
Программа здоровьесбережения на уроках математики
План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-471591-1413874697.jpg)
Программа "Здоровьесбережение школьника при нарушении речи"
Пояснительная запискаВ последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей. Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/01/picture-541551-1420135807.jpg)
Программа здоровьесбережения «В здоровом теле – здоровый дух!» (2013-2016 гг.)
Программа здоровьесбережения«В здоровом теле – здоровый дух!»(2013-2016 гг.)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-592007-1447999130.jpg)
Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области
Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-694912-1445670123.jpg)
Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»
Цель программы: Создание условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736450-1452805160.jpg)
Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...