Пространство возможностей от программы развития школы к индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога
статья

статья из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пространство возможностей: от программы развития школы к индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога

       В соответствии с вызовами современности, в контексте складывающейся социально-экономической ситуации в обществе, особая роль сейчас отводится учителям, способным сформировать свободную, конкурентоспособную личность в условиях инновационного развития школы.

       Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, формирование у них готовности к гибкому и адекватному реагированию на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, способности инициативно и творчески реализовывать себя в окружающем мире. С помощью цифровых, сетевых и других решений современная школа должна стать «школой возможностей», связанной с персонализацией  образования. Важной  характеристикой такой школы является возможность построения индивидуальных траекторий обучения и воспитания обучающихся и предоставления им  ответственной самостоятельности.

        Персонализированное образование ориентировано на создание для ученика  пространства, в котором он ставит цели, принимает решения, делает выбор, видит и рефлексирует результаты. Можно сказать, что в этом пространстве возможностей ребёнок прокладывает свою индивидуальную траекторию развития, связанную с уровневостью изучения предметного содержания, вариативностью предлагаемых заданий, выбором темпа достижения образовательных целей.

         Справиться с такой задачей может, в свою очередь,   конкурентоспособный педагог. Вследствие этого одним из ключевых факторов эффективной деятельности любой общеобразовательной  организации является обеспечение  качества кадрового потенциала.

     В статье  48 (п 1, 5, 7) Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «…педагогические работники обязаны осуществлять  свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».

      Профессионализм является высшей степенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к учителю государством и обществом, видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, практики обучения и воспитания, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения.

      Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от квалификации педагогов, их заинтересованности в своем самообразовании, необходимости постоянно находиться в состоянии творческого поиска, умении и желании выстраивать свою индивидуальную  образовательную траекторию.

        Значение данного термина  определяется по характеристике входящих в него понятий: траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и   образовательного опыта; образовательная – способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире; индивидуальная – способствующая личной инициативе, проявлению индивидуальности. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями педагога и имеет определенные цели – повышение педагогического мастерства, творческий рост,  раскрытие собственного потенциала и создание личного имиджа.

         Формирование индивидуальной образовательной траектории циклично – от диагностики профессионального мастерства, самоанализа и самооценки  своей профессиональной деятельности, определения  образовательных целей, выбор способа достижения целей до составления на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута и его реализации и  рефлексивного анализа.

        Направлений деятельности педагога несколько: профессиональное (теория преподавания предмета); психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационное (компьютерные технологии, информационные ресурсы); коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесс); личностное (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт).

            Стратегия управления развитием профессионализма педагогических работников школы, построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагогов отражена в Программе развития МКОУ «СОШ № 7» г. Аши и представляет собой модель управления, в основе которой лежит идея креативного профессионального взаимодействия, создающего поле для профессионального становления и роста каждого учителя в образовательном пространстве. В документе спрогнозирована основа управления профессиональным развитием педагогов с учетом изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности действий.

          Современный учитель должен быть готов изменять свое педагогическое мышление, уметь разрабатывать пути непрерывного профессионального саморазвития, адекватного современной парадигме образования. Решение данной проблемы возможно при формировании постоянной потребности в непрерывном профессиональном развитии кадров, необходимости создания программы профессионального роста учителя как наиболее значимого фактора, влияющего на качество образования.

           Модель построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога является важным компонентом внутренней системы оценки качества МКОУ «СОШ № 7» г. Аши. Данная модель предусматривает оценку компетентности педагога, призвана помочь учителю сформировать свой карьерный и профессиональный рост (рост своего влияния, авторитета, престижа, статуса в среде), дает возможность эффективно развиваться в социуме.

          Цель реализации модели – формирование единой системы повышения квалификации педагогов, совершенствование профессионального мастерства учителей, оказание помощи в профессиональном становлении, развитие творческого потенциала, направленного на повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

          Проанализировав проблемы становления национальной системы профессионального роста, администрация школы пришла к выводу, что профессиональное развитие педагога  станет более эффективным, если сконструирована индивидуальная траектория, разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, осуществляется действенное и системное взаимодействие со всеми субъектами реализации модели. Данные задачи были положены в основу модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагогов школы.

          Модель реализуется в несколько этапов. На первом диагностируются личностные качества педагога. Далее формируется образовательный маршрут, где прописываются затруднения в образовательной деятельности, пути их разрешения через собственные возможности, приоритеты и ценности, возможности курсовой подготовки, организацию методической поддержки, определяется круг реализаторов методического сопровождения. На последнем этапе происходит анализ уровня сформированности личностно-профессиональных компетентностей.

           Портрет современного учителя включает следующие основные компоненты: личностный – через развитие профессионально-значимых личностных качеств, предметный  - через повышение уровня владения предметом деятельности, функциональный, связанный с усложнением  профессиональных функций, и социальный, связанный с должностным продвижением. Это послужило основой для формирования комплексной оценки уровня профессиональной компетентности педагога.

          Формирование кадровой политики в МКОУ «СОШ № 7» г. Аши и технология методического сопровождения педагогов решает проблему обеспечения возможности профессионального  развития через реализацию определенных ключевых направлений.

          Во-первых, создание корпоративной интеллектуальной образовательной среды: данное направление самое объемное и значимое.  Созданию в школе образовательной  среды способствуют: Программа развития школы, моделирование учебно-воспитательного процесса, проведение инновационной работы по организации  интеллектуально-творческой деятельности учителей и обучающихся, связанной с активным участием в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,  национальных исследованиях, информатизация образовательного пространства, работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды. Осуществлению данных целей помогает сплоченный коллектив школы, состоящий из 62 работников и 800 обучающихся, организация системы управления школой и научно-методической деятельности через функционирование школьной методической службы, учебно-материальная база, достаточная для формирования образовательной  среды, набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса, в частности, работа Школы будущего первоклассника, надомное обучение, осуществление дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по шести направленностям, предпрофильное обучение в 6-х и 7-х  классах, профильное обучение в 10-х и 11-х классах, возможность обучения по индивидуальным образовательным маршрутам и адаптированным программам, проектирование доступной образовательной среды.

        Следующее направление - вовлечение педагогов и обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Данное направление реализуется за счет сопровождения проектной деятельности всех обучающихся 5-х – 11-х классов на институциональном уровне, работу научного общества учащихся школы, постоянное участие в конференции НОУ, конкурсах реферативно-исследовательских работ и «Первые шаги в науку», формирования тематических портфолио, апробации программ самообразования учителей-предметников и программ воспитания классных руководителей.

         Сопровождение и консультирование педагогов осуществляется школьной методической службой, включающей в свой состав представителей администрации, руководителей 4-х школьных методических объединений, учителей-стажистов. В годовом плане работы школы обязательно планируется проведение во время предметных недель и педагогических советов практических семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, круглых столов. Отработан и такой сегмент методической работы, как создание творческих групп  при подготовке  к конкурсам профессионального мастерства: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Самый классный классный», конкурсам «Современные образовательные технологии», «Новой школе – новые стандарты», «Дистанционный урок».

            Еще одно важное направление профессионального развития - обмен опытом между педагогами образовательной организации, освоившими ту или иную педагогическую технологию или готовыми продемонстрировать результаты своей инновационной деятельности, в частности, последний широкий обмен опытом был связан с внедрением дистанционных технологий и применением в обучении различных электронных ресурсов, общение в профессиональном сообществе в рамках работы районных методических объединений, проведении практических семинаров, а также сетевое взаимодействие с образовательными организациями района и области.

            Индивидуальная траектория педагога обязательно включает обучение на предметных курсах, а также курсах, ориентированных на  совершенствование методических компетенций, в том числе в области формирования функциональной грамотности обучающихся,  направленных на развитие soft skills — гибких компетенций - комплекса неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, не связанными с конкретной предметной областью. Данные курсы прошли педагоги МКОУ «СОШ № 7» г. Аши в связи с открытием Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Профессиональное развитие в ходе курсовой и посткурсовой подготовки реализуется и с помощью ресурсов официальных сайтов организаций дополнительного профессионального образования.

            В индивидуальной траектории профессионального развития педагога также должны отражаться такие направления  деятельности, как самообразование, наставническая деятельность, совершенствование своих знаний в области психологии и педагогики, развитие навыков публичных выступлений, разработка дидактических материалов, учебных программ, внедрение новых технологий в образовательную деятельность, обобщение собственного педагогического опыта, публикации, издательская деятельность.

          Немаловажно для функционирования модели управления профессиональной и творческой реализацией потенциала педагога проводить всестороннюю комплексную оценку результатов работы и определять  дальнейшие направления деятельности через разработку контрольно-измерительных материалов, организацию мониторинга эффективности деятельности, анализ ошибок, допущенных в процессе реализации образовательного маршрута.

         Таким образом, модель построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога основана на стратегических принципах менеджмента, общенаучных и педагогических положениях о моделировании, теоретических исследованиях особенностей профессионально-педагогической деятельности. Разработанная модель, построенная на принципах личностной ориентированности, рефлексивности, индивидуализации,  демонстрирует реальные возможности эффективного управления профессиональным развитием педагога.

        Практическая значимость индивидуальной образовательной траектории  заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте на рабочем месте, использовании внешних – существующих в коллективе – и внутренних стимулирующих факторов.

        Учитель, пролагающий индивидуальную образовательную траекторию, стремится соответствовать требованиям к педагогу современной системы образования: высокому творческому потенциалу, аналитическим и коммуникативным способностям, умению самообразовываться и самосовершенствоваться, восприимчивости к реализации новых образовательных технологий, способности  решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности в контексте повышения уровня профессиональной мотивации в учебной и внеучебной деятельности на основе развития самостоятельности.

       Во всем мире спрос на образование высокого качества, соответствующее требованиям времени, растет, что заставляет систему образования откликаться на этот спрос. И применение различных инструментов профессиональной деятельности представляет собой оптимальный и сбалансированный подход к улучшению качества образования.  

        Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире. И задача педагогов выстроить свою работу так, чтобы школа действительно стала для обучающихся пространством возможностей, в котором  ученики  получат все необходимые  навыки  21 века и будут  готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы

Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.           ...

Индивидуальная траектория профессионального роста

Педагог – это ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих  способностей. Поэтому важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, облад...

Положение об индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования педагога

Положение об индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования педагога...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Методическая разработка "Алгоритм организации деятельности руководителя образовательной организации в АИС "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста"

В связи с модернизацией платформы во втором квартале 2023 года в АИС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» внесены следующие изменения: заявка педагога...

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога...