Педсовет «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса».
методическая разработка
С целью выявления, какими навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов. После прослушивания ответов групп коуч подводит коллектив к теме педсовета. Как сформировать, развить функциональную грамотность?
Для решения возникшей проблемы, предлагаем план работы педсовета:
1. Теоретическая часть. «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика». Прокушева Н.А.
2. Педагогическая мастерская:
«Читательская грамотность» – Алексеева К.М.
«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.
«Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия – Малосаева И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса». | 71.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет (08.11.19)
«Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса»
С целью выявления, какими навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов.
- Коллеги, чтобы перейти к теме педсовета, предлагаю в течение 5 минут прочитать отрывки текстов, не похожих по стилю написания и содержания, и, обсудив в группах, ответить на вопрос «Что объединяет данные ситуации?» Либо определите индекс почтового отправления. Группам раздаются задания (см презентацию).
После прослушивания ответов групп коуч подводит коллектив к теме педсовета «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса».
-Действительно, во всех ситуациях мы сталкиваемся с недостатком функциональной грамотности. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, при столкновении человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом; правильно заполнить документы, выбрать верную линию поведения в критической ситуации и т.д. Тот, кто правильно определил почтовый индекс (506905) владеет математической грамотностью.
Термин функциональная грамотность (ФГ) был введен в 1957 г. ЮНЕСКО, спустя более полувека мы ищем пути её формирования, так, 30.10.2019 г. Министерством просвещения РФ и ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО» на базе ГАУ ДПО ИРО был проведен межрегиональный семинар-совещание «Обновление содержания общего образования в достижении целей национального проекта “Образование”». В ходе семинара обсуждали особенности обновленного содержания проектов ФГОС начального и основного общего образования и предварительные результаты реализации проекта по формированию функциональной грамотности учащихся начального и основного уровней образования.
-Тема педсовета звучит в унисон «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса», поскольку одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является формирование функционально грамотных людей.
-Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий «личность», «функционировать», «грамотность».
Используя каждую букву слова «личность», назовите личностные качества: любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность.
Подберите слова - синонимы к слову «функционировать»: работать, действовать, внедрять, применять...
Дайте определение слову «грамотность». Элементарная грамотность – способность личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
-Опираясь на результаты работы, попробуем сформулировать понятие «функционально грамотная личность» (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
-Так что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
- Какую проблему Вы видите? (Как сформировать, развить функциональную грамотность)
Для решения возникшей проблемы, предлагаем план работы педсовета:
1. Теоретическая часть. «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика». Прокушева Н.А.
2. Педагогическая мастерская:
«Читательская грамотность» – Алексеева К.М.
«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.
«Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия – Малосаева И.А.
«Функциональная грамотность учителя
– основа развития функциональной грамотности ученика»
Практическая значимость функциональной грамотности заключена в известном высказывании Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».
Признаки функциональной неграмотности школьника: нелюбовь к чтению; избегание интеллектуальных задач любого рода; просьбы объяснить текст или способ решения задачи; неумение следовать инструкциям; легче понимают материал на слух; во время чтения часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.
Функциональная неграмотность формируется рано – истоки ее в дошкольном детстве, результаты – в начальной школе. К 10 годам можно констатировать ее наличие.
Функциональная грамотность (лат.-направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Компетенции связанные с функциональной грамотностью:
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Отличительные черты ФГ
1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2) направлена на решение бытовых проблем;
3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире; для формирования ФГ в урочной деятельности используют продуктивные формы групповой работы, тестовые задания с использованием схем, рисунков, диаграмм и графиков. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Заданий на ФГ в учебниках мало, либо вообще нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.
Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
В качестве источников для учебных заданий можно использовать – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
Функциональная грамотность имеет разнообразные формы проявления:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Концепция ФГ основывается на известных международных оценочных исследованиях – PISA, TIMSS, PIRLS.
В создаваемой в настоящее время системе мониторинга качества общего образования в мире участвуют более 50 стран. Страны мира объединяются в проведении сравнительных исследований, которые позволяют не только получить информацию о достижениях учащихся, но и сравнить эти показатели по странам, объяснить результаты и выявить факторы, влияющие на эти результаты. Особый интерес на этапе окончания обязательного образования представляет то, насколько обучение в школе подготовило детей к успешной адаптации в обществе.
В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественнонаучные предметы.
Перед вами структура циклов PISA и основные этапы мониторинга формирования функциональной грамотности в нашей стране.
Прежде, чем перейти к практической части педсовета, напомню, Государственная программа обучения ориентирует каждого учителя на развитие функциональной грамотности учащихся:
- осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
- уметь извлекать информацию из разных источников;
- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
- уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
- реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Практикум.
«Читательская грамотность» – Алексеева К.М.
«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.
«Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия – Малосаева И.А.
Решение педсовета
- Изучить критерии оценивания функциональной грамотности школьников для всех ступеней обучения;
- На заседаниях МО разработать рекомендации для преподавания всех предметов и всех ступеней школьного образования по формированию ФГШ;
- Изучать и использовать ППО коллег других школ города, области, мировой опыт по формированию ФГ у учащихся;
- Апробировать и внедрять в деятельность педагогов технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности учащихся.
- Организовать обучающие семинары по развитию математической и естественнонаучной грамотностей школьников.
Рефлексия педсовета
«Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса»
Этапы | (+) понравилось | (-) не понравилось | (!) интересно |
Организационный этап (вхождение в тему педсовета) Прокушева Н.А. | |||
Теоретический блок Прокушева Н.А. | |||
Практический блок | |||
«Читательская грамотность» – Алексеева К.М. | |||
«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М. | |||
Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А. | |||
Заключительный этап | |||
Выводы (моё отношение) |
При помощи ассистента коуч объясняет как эмоционально настроиться на завершение коучинга: участники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Пока! (прикосновение всей ладонью)
Пессимист жалуется на ветер. Оптимист ждет, что ветер переменится. Лидер поворачивает паруса по ветру. Джон Максвелл
Использованная литература и источники
1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory12.html
2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа - Школа 2100, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева
3. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Cоциологические исследования №5. Май 2007. стр. 140-144.
4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом -Первое сентября http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401
5. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
6.Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/
7. Материалы сайта «Учитель в Сети» https://sites.google.com/site/ulejconf/
8. Материалы сайта «Веб сервисы для учителя» https://sites.google.com/site/tkvgelearning/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НПО
Методические рекомендации для преподавателей в системе НПО....
Педсовет "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса".
Цель педсовета: совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.Задачи:анализ деятельности коллектива школы по развитию здорового образа ж...
педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса
Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...
Место искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации
МЕСТО ИСКУССТВАВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ ДОООБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в услов...
Место ГИС в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС третьего поколения
В настоящее время во многих странах мира цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. В России также ГИС-технологи...
Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным вид...