Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса
презентация к уроку

Севрюкова Евгения Анатольевна

  Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.

Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Проще использовать элементы заданий, а не задание целиком. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_fg.pptx2.99 МБ
Файл vystuplenie_fg.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса Севрюкова Евгения Анатольевна Учитель математики МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба »

Слайд 2

это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность -

Слайд 3

4 Математическая 1 2 3 5 Читательская Естественнонаучная Финансовая Глобальные компетенции 6 Креативное мышление

Слайд 4

Краевой фестиваль методических открытий «Функциональная грамотность 2022 » интерактивная площадка для обмена опытом работы педагогов общеобразовательных учреждений Хабаровского края и творческих коллективов краевых инновационных площадок по функциональной грамотности.

Слайд 10

Формы проявления функциональной грамотности Общая грамотность Компьютерная грамотность Информационная грамотность Коммуникативная грамотность Грамотность при овладении иностранными языками Бытовая грамотность Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях Общественно-политическая грамотность.

Слайд 11

Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса

Слайд 12

Цифровые образовательные платформы и интерактивные сервисы Мобильное Электронное Образование 1 2 3 Электронный образовательный ресурс L earning Apps Интерактивная тетрадь Skysmart 4 5 Медиатека Просвещение

Слайд 13

Цифровые образовательные платформы и интерактивные сервисы экосистема цифровых образовательных ресурсов для непрерывного обучения и развития МЭО интерактивная рабочая тетрадь Skysmart конструктор для создания интерактивных заданий для применения на уроках и во внеклассной работе L earning Apps Учебники-онлайн и электронные учебники Медиатека «Просвещение»

Слайд 14

Функциональная грамотность ( лат.-направление ) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.

Слайд 15

Функциональная грамотность ( лат.-направление ) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Компетенции связанные с функциональной грамотностью: 1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии. 2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения. 3. Cпособность учиться всю жизнь.

Слайд 16

Желаю удачи! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги.

Сегодня мы продолжаем говорить на актуальную тему в образовании – ФГ.

Хотелось бы начать уже с известного нам понятия ФГ.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Все мы знаем, что есть 6 видов функц.гр. : матем, чит и т.д. И считается, что раз математическая – уроки математики, читательская – литература, ЕНГ – химия, физика, биология и т.д. И на первый взгляд кажется, что все ложится на плечи учителей – предметников по этим предметам.  Но это далеко не так.

Хочу поделиться с вами впечатлением от посещения краевого фестиваля методических открытий «ФГ - 2022», который проходил в г.Комсомольске-на-Амуре 13 и 14 декабря на базе гимназии 45 и инженерной школы.

Краевой фестиваль - интерактивная площадка для обмена опытом работы педагогов общеобразовательных учреждений Хабаровского края и творческих коллективов краевых инновационных площадок по функциональной грамотности.

Были представлены различные модели и подходы формирования и развития ФГ в урочной и внеурочной деятельности.

В течение двух дней  для участников фестиваля были проведены мастер-классы и открытые занятия. (рассматриваем слайды). Обратите внимание, что данные мероприятия проводят учителя по различным предметам, в том числе начальная школа

В целом Функциональная грамотность имеет разнообразные формы проявления:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

 Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

 Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Вот и скажите, можно ли связать все эти формы строго с предметами математика, литература, биология и т.д. Ответ однозначно НЕТ.

        Функциональная грамотность  явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.

Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Проще использовать элементы заданий, а не задание целиком. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

Поэтому тема моего выступления сегодня: Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса. То есть не только учителя-предметники работают на формирование ФГ, но и классные руководители.

Любое задание на функциональную грамотность – это некоторая ситуация, которую нужно рассмотреть и решить. В качестве примера классным руководителям покажу некоторые ситуационные задачи, которые можно использовать на классных часах.  Ситуационные задачи представляют собой модели описания и решения проблем. (сборник стр.1 и далее стр.21,  24 и т.д. , стр.43,61,69, 84, 90,  103)

В качестве источников для учебных заданий можно использовать – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.

Здесь нам необходимые и актуальные в наше время помощники - это  цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют нам значительно упростить работу, и проводить ее более эффективно. Там спектр заданий более разнообразен.

На онлайн-семинаре в ноябре я рассказывала о использовании возможностей цифровых образовательных платформ для формирования математической грамотности обучающихся.

Для формирования функц.грам. детей необходимо использовать банк заданий по каждому направлению: МГ, ЧГ, и других. Т.е. нужна методическая копилка каждого педагога со входом в свои личные кабинеты. Мы проходили обучение по ФГ в 29 кабинете, как  раз там мы работали в личных кабинетах, предоставленных нам для обучения. Это возможно конечно при условии работы учителя в своем предметном кабинете. Если этого нет, тогда мы можем говорить только про теорию вопроса.

Функциональная грамотность (лат.-направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.

Компетенции связанные с функциональной грамотностью:

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

И одной из основных задач школьного образования сегодня  становится задача формирования функциональной грамотности — подготовить учащегося к адаптации в современном мире, обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Место искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

МЕСТО ИСКУССТВАВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ ДОООБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в услов...

Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".

Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017  учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...

Педсовет «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса».

С целью выявления, какими  навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов. После прослушивания ответов групп коуч по...

Место ГИС в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС третьего поколения

В настоящее время во многих странах мира цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. В России также ГИС-технологи...