Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса
презентация к уроку
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.
Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Проще использовать элементы заданий, а не задание целиком. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_fg.pptx | 2.99 МБ |
vystuplenie_fg.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность -
4 Математическая 1 2 3 5 Читательская Естественнонаучная Финансовая Глобальные компетенции 6 Креативное мышление
Краевой фестиваль методических открытий «Функциональная грамотность 2022 » интерактивная площадка для обмена опытом работы педагогов общеобразовательных учреждений Хабаровского края и творческих коллективов краевых инновационных площадок по функциональной грамотности.
Формы проявления функциональной грамотности Общая грамотность Компьютерная грамотность Информационная грамотность Коммуникативная грамотность Грамотность при овладении иностранными языками Бытовая грамотность Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях Общественно-политическая грамотность.
Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса
Цифровые образовательные платформы и интерактивные сервисы Мобильное Электронное Образование 1 2 3 Электронный образовательный ресурс L earning Apps Интерактивная тетрадь Skysmart 4 5 Медиатека Просвещение
Цифровые образовательные платформы и интерактивные сервисы экосистема цифровых образовательных ресурсов для непрерывного обучения и развития МЭО интерактивная рабочая тетрадь Skysmart конструктор для создания интерактивных заданий для применения на уроках и во внеклассной работе L earning Apps Учебники-онлайн и электронные учебники Медиатека «Просвещение»
Функциональная грамотность ( лат.-направление ) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность ( лат.-направление ) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Компетенции связанные с функциональной грамотностью: 1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии. 2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения. 3. Cпособность учиться всю жизнь.
Желаю удачи! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги.
Сегодня мы продолжаем говорить на актуальную тему в образовании – ФГ.
Хотелось бы начать уже с известного нам понятия ФГ.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Все мы знаем, что есть 6 видов функц.гр. : матем, чит и т.д. И считается, что раз математическая – уроки математики, читательская – литература, ЕНГ – химия, физика, биология и т.д. И на первый взгляд кажется, что все ложится на плечи учителей – предметников по этим предметам. Но это далеко не так.
Хочу поделиться с вами впечатлением от посещения краевого фестиваля методических открытий «ФГ - 2022», который проходил в г.Комсомольске-на-Амуре 13 и 14 декабря на базе гимназии 45 и инженерной школы.
Краевой фестиваль - интерактивная площадка для обмена опытом работы педагогов общеобразовательных учреждений Хабаровского края и творческих коллективов краевых инновационных площадок по функциональной грамотности.
Были представлены различные модели и подходы формирования и развития ФГ в урочной и внеурочной деятельности.
В течение двух дней для участников фестиваля были проведены мастер-классы и открытые занятия. (рассматриваем слайды). Обратите внимание, что данные мероприятия проводят учителя по различным предметам, в том числе начальная школа
В целом Функциональная грамотность имеет разнообразные формы проявления:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Вот и скажите, можно ли связать все эти формы строго с предметами математика, литература, биология и т.д. Ответ однозначно НЕТ.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.
Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Проще использовать элементы заданий, а не задание целиком. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
Поэтому тема моего выступления сегодня: Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса. То есть не только учителя-предметники работают на формирование ФГ, но и классные руководители.
Любое задание на функциональную грамотность – это некоторая ситуация, которую нужно рассмотреть и решить. В качестве примера классным руководителям покажу некоторые ситуационные задачи, которые можно использовать на классных часах. Ситуационные задачи представляют собой модели описания и решения проблем. (сборник стр.1 и далее стр.21, 24 и т.д. , стр.43,61,69, 84, 90, 103)
В качестве источников для учебных заданий можно использовать – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
Здесь нам необходимые и актуальные в наше время помощники - это цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют нам значительно упростить работу, и проводить ее более эффективно. Там спектр заданий более разнообразен.
На онлайн-семинаре в ноябре я рассказывала о использовании возможностей цифровых образовательных платформ для формирования математической грамотности обучающихся.
Для формирования функц.грам. детей необходимо использовать банк заданий по каждому направлению: МГ, ЧГ, и других. Т.е. нужна методическая копилка каждого педагога со входом в свои личные кабинеты. Мы проходили обучение по ФГ в 29 кабинете, как раз там мы работали в личных кабинетах, предоставленных нам для обучения. Это возможно конечно при условии работы учителя в своем предметном кабинете. Если этого нет, тогда мы можем говорить только про теорию вопроса.
Функциональная грамотность (лат.-направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Компетенции связанные с функциональной грамотностью:
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
И одной из основных задач школьного образования сегодня становится задача формирования функциональной грамотности — подготовить учащегося к адаптации в современном мире, обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НПО
Методические рекомендации для преподавателей в системе НПО....
Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....
Организация учебно-воспитательного процесса и план внутришкольного контроля на 2012/2013 учебный год.
План по контрольно- инспекционной деятельности....
Место искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации
МЕСТО ИСКУССТВАВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ ДОООБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в услов...
Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".
Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017 учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...
Педсовет «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса».
С целью выявления, какими навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов. После прослушивания ответов групп коуч по...
Место ГИС в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС третьего поколения
В настоящее время во многих странах мира цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. В России также ГИС-технологи...