Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"
статья
Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных руководителей «Разнообразие форм и методов воспитательной работы как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности» на базе нашей школы. Дата проведения: 23 января 2018 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priemy_vybora_i_modelirovaniya_novyh_form_vneklassnyh_meropriyatiy.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы выбора и моделирования
новых форм внеклассных мероприятий
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов, методов и форм организации и ведения образовательного процесса в учреждениях образования. Большое влияние в педагогическом воздействии на духовное становление личности, на формирование активной жизненной позиции оказывает внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Значимую роль в организации воспитательного процесса отводят классному руководителю.
Подготовка внеклассного мероприятия — трудоемкий процесс. Внеклассное мероприятие не должно сводиться к постоянным назидательным беседам, как правило, такая форма проведения является малоинтересной и скучной для школьников. Наиболее значимое влияние на формирование личности оказывает комплексное воздействие разнообразных форм воспитательной работы. Формальные, неинтересные мероприятия, морализаторские беседы, с повторением изо дня в день избитых истин, несмотря на благие намерения воспитателей, дают чаще всего обратный результат. Применение однообразных форм не позволяет совершенствоваться и не способствует профессиональному росту педагога. Предлагаемые однотипные способы работы не учитывают индивидуальные особенности обучающегося.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мероприятие должно быть организовано на высоком методическом уровне, быть интересным и познавательным, затрагивать какую-либо проблемную тему, побуждать к дискуссии или игровой познавательной деятельности. Важными задачами педагога является поиск новых форм проведения внеклассных мероприятий с учетом интересов, умений, способностей и возрастных особенностей самих воспитуемых, а также возможностей материально-технического оснащения. Использование классным руководителем в своей работе разнообразных форм воспитательной работы раскрывает его педагогический опыт, мастерство, глубокие знания, а также демонстрирует стремление к инновационным поискам в образовательной деятельности.
Для того чтобы организовать воспитательное мероприятие, необходимо владеть методикой организации мероприятия, уметь дать созданному мероприятию оригинальное название, знать существующие формы, уметь наполнить эти формы нужным содержанием.
Если говорить о методике организации внеклассного мероприятия, то оно включает в себя четыре основных этапа:
1. конструирование мероприятия;
2. подготовительный этап;
3. этап проведения мероприятия;
4. анализ (самоанализ) проведенного занятия.
Рассмотрим компоненты содержания каждого этапа. На этапе конструирования нужно определить тематику и содержание мероприятия, целевую аудиторию, поставить цели и задачи, выбрать методы, средства и форму воспитательного мероприятия.
Подготовительный этап включает в себя подготовку места проведения, оформления, технического обеспечения, подбор ведущих и жюри, написание сценария и проведение репетиций.
Проведение воспитательного мероприятия должно включать в себя вводную, основную и заключительную части. Вводная и заключительная части должны быть яркими и запоминающими. В целом, мероприятие должно быть четко продумано и организовано, паузы мероприятия, необходимо заполнить, например, музыкальными композициями, слайд-шоу.
После проведения мероприятия необходимо проанализировать его по следующим критериям: наличие цели, актуальность и современность темы, целесообразность использованных форм, методов, приемов и средств обучения, направленность, глубина и научность занятия, соответствие возрастным особенностям, подготовленность преподавателя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.
В педагогической литературе встречается большое разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий: диспут, лекторий, интеллектуальная игра, концерт, ролевая игра, выставка, деловая игра, экскурсия, спектакль, олимпиада, эстафета, конференция, поход, дискуссия, КВН, тренинг, викторина, сказка, бенефис, «круглый стол», гостиная, телеконференция, путешествие, телепередача, салон, брейн-ринг, конкурс, интерактивная игра, реклама, судебный процесс, беседа, дебаты, встреча, фантазия, мастер-класс, проект, акция. И это далеко не полный перечень возможных приведенных вариантов внеклассных мероприятий.
Поиск и моделирование форм является интеллектуальным и творческим процессом, который может осуществляться постоянно и наполняться новыми педагогическими идеями, отличающимися от стандартных и однотипных подходов. Как было отмечено выше, появление новых идей, может зависеть от опыта, знаний педагога, его креативного мышления, желания творчески работать.
Вбирая форму внеклассной работы, педагогу следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задач, методов и средств мероприятия. Цель, в свою очередь, определяет решаемые в ходе мероприятия задачи. Затем педагог подбирает те методы и средства, с помощью которых будет оказано наибольше воспитательное влияние. После этого преподаватель определяет форму проведения мероприятия, которая бы максимально содействовала решению поставленных задач. И для начинающих, и для опытных педагогов данная деятельность является трудоемкой, требует больших временных затрат в выборе формы и создании своей оригинальной идеи.
Источниками появления новых форм внеклассных мероприятий могут быть:
1) новые взгляды и идеи учащихся;
2) формы проведения культурно-образовательных мероприятий;
3) педагогические инновации педагогов, отраженные на научно-практических конференциях, «круглых столах», мастер-классах, педагогических и научных интернет-сообществах;
4) виртуальный и реальный педагогический обмен опытом с коллегами;
5) формы, применяемые в работе педагогов-психологов;
6) формы подачи материала, представленные в СМИ;
7) новые формы, методы, технологии работы в разных отраслях экономики, включая, производственную сферу и их адаптация к педагогической работе;
8) формы участия граждан в общественной жизни;
9) новые информационные технологии;
10) творчество педагогов.
Как мы видим, из приведенного перечня, источниками появления форм новых внеклассных мероприятий, может быть как педагогическая, так и далеко не педагогическая среда, в которой живет и взаимодействует человек.
Основным требованиям к появлению новых форм является их адаптация к образовательной среде и педагогическое воздействие на личность ребенка. Так в 60-е годы XX в. в связи с политехнизацией школьного образования активизируются такие формы, как производственная практика, экскурсии, предметные кружки, тематические предметные вечера, викторины и др. В 1970-е годы под воздействием прессы и телевидения появляются внеурочные формы соревновательного типа — КВНы, олимпиады, предметные бои и т. д. В наши дни телевидение привело в школу такие обучающие внеурочные мероприятия, как игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Ток-шоу», «Слабое звено», «Своя игра» и др., которые органично вписались в новые технологии обучения, ориентированные на развитие эрудиции, коммуникабельности, креативности. Таким образом, процесс появления новых форм внеклассных мероприятий, их внедрение в педагогическую практику должен идти в совокупности с новыми технологиями, как в педагогической, так и непедагогической среде, основанными на общечеловеческих ценностях, моральных принципах и убеждениях. Ребенок должен чувствовать свою сопричастность к процессу обновления общества, его запросам и требованиям, тем самым осознавая роль и значимость современного образования, а также предлагаемых педагогических новаций.
В настоящее время составляющей частью досуга современной молодёжи является игра. Все чаще общество сталкивается с проблемой участия в компьютерных играх, которые открывают лишь мир виртуальной реальности и отрицательно сказываются на здоровье и жизни. Однако также сегодня получили широкое распространение игры познавательного характера, проходящие в реальном мире, представляющие собой приключение-расследование. Это квесты.
Реалити-квест – это приключенческая игра (от англ. «поиски в режиме реального времени»), является одним из основных жанров игр, требующих от игроков решения умственных задач для продвижения по сюжету. Мы заимствовали данную форму воспитательной работы и применяем в различных направлениях воспитательной работы. Реалити-квест «По следам тульских мастеров» проводился активистами ДОО «Веселая Флотилия» и был посвящен Дню Тульской области. «Самовар», «Пряник» и «Гармошка» проверили эрудицию ребят на знание нашего родного края. Самые активные получили призы – тульские пряники.
Реалити-квест «Почта Здоровья» проходил в рамках Дня здоровья. Его подготовили и провели для учащихся 1-8 классов девятиклассники. Они выступили в роли почтальонов, которые приносили ребятам Письма Здоровья с заданиями для выполнения. Письма-ответы почтальоны доставляли на сортировочные пункты Почты Здоровья. По итогам реалити-квеста письма от учащихся школы с советами о том, как вести здоровый образ жизни, были оформлены в виде двух стенгазет и представлены вниманию школьников и их родителей.
Сегодня мы предлагаем вам окунуться в мир реалити-квеста «Мы – патриоты» в рамках открытия военно-патриотического марафона «Во славу Отечества».
С введением ФГОС технология проектов прочно вошла в нашу жизнь. В течение нескольких лет в нашей школе реализуется долговременный проект воспитательного характера «Старшие для младших». Старшие ребят сами разрабатывают и проводят игры, занятия, викторины, презентации и праздники для младших товарищей. Всегда интересно примерить на себя какую-то новую роль: учителя, организатора, волонтера, воспитателя, аниматора, тьютора, члена жюри, и т.д. Малыши с большим удовольствием участвуют в таких необычных мероприятиях, каждый раз находя новых друзей среди учеников старших классов. Есть у нас обязательные мероприятия, которые закреплены за классами.
5 класс – Концерт к 8 марта
6 класс – День защитника Отечества
7 класс – День Учителя
8 класс – День освобождения Узловой от немецко-фашистских захватчиков
9 класс – Новый год
Таким образом, к окончанию школы все выпускники приобретают опыт проведения внеклассных мероприятий различной направленности.
Цели и задачи этого долговременного проекта реализуются и в рамках других школьных событий. Например, в Год 70-летнего Юбилея Победы каждый классный коллектив готовил мероприятие для учащихся более младшего класса: 9 класс – для 8, 8 класс – для 7 и т.д. В ходе выполнения этого проекта родилась и новая традиция – приглашать выпускников нашей школы для участия в самых разных школьных мероприятиях.
Одно из воспитательных мероприятий сегодняшней встречи – это мероприятие долговременного проекта «Старшие для младших» «Наша Родина – Россия». Его для первоклассников проводят ученики 2, 3 и 4 классов.
К инновационным воспитательным технологиям можно отнести и шоу-технологии, которые мы активно используем в воспитательной деятельности. Шоу – это интересное, зрелищное действо. Шоу-технология имеет три основные особенности:
- деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);
- соревновательность на сцене;
- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Этапы шоу:
- подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление);
- реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал;
- диагностика результата.
Разновидностей шоу-программ много. Например, ток-шоу. Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагогов и учащихся в создании своих форм дискуссий. Организационно ток-шоу позволяет включить в дискуссию большое количество детей и как воспитывающая форма имеет много достоинств. В ходе ток-шоу мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Например, на ток-шоу «Мода и здоровье» старшеклассники оценивали модные явления (татуировки, пирсинг, высокие каблуки, диеты) с точки зрения ущерба или пользы для здоровья. Ток-шоу «Кулинарный поединок» способствовало знакомству учащихся с принципами здорового питания и со способами реализации их в жизни.
Мы предлагаем и вам, наши гости, принять сегодня участие в дискуссионной форме воспитательной работы – в заседании круглого стола «Компьютер: друг или враг?».
В практике воспитательной работы нашей школы есть формы шоу, придуманные самими ребятами: фитнес-шоу и позитив-шоу.
Фитнес-шоу «В движении – жизнь» - это спортивно-соревновательная программа между командами учащихся школы. Ребята соревновались в конкурсах: «ПодЗарядка», «Танцевальный батл» и «Черлидинг». Для участия в конкурсе «Подзарядка» каждая команда показывала фрагмент утренней зарядки под предложенное музыкальное сопровождение. В конкурсе «Танцевальный батл» участники соревновались в умении выполнять упражнения под танцевальную музыку разных народов. Для конкурса «Черлидинг» команды готовили выступление, которое сочетало в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта. Зрители, ученики младших классов, тоже являлись участниками, они повторяли все движения за командами, тем самым получилась одна большая фитнес-команда.
Позитив-шоу «Жить здорово!» было направлено на профилактику суицидального поведения, формирование у школьников позитивного взгляда на жизнь, здоровье, отношения между людьми. Учащиеся школы подготовили яркие интересные номера художественной самодеятельности, участвовали в интервью «Почему жить здорово?», создали тематический видеоролик.
Для того чтобы выбрать ту или иную форму проведения мероприятия, педагог должен исходить от целевых установок запланированного мероприятия, ведущей деятельности школьников, а также учитывать возможность и готовность ребят участвовать в новом виде деятельности. На слайде вы видите формы внеклассных мероприятий, скомпонованные по видам ведущей деятельности учащихся и целевых установок:
Дискуссионные формы внеклассных мероприятий | Внеклассные мероприятия состязательного характера |
• диспут; • дискуссия; • дебаты; • беседа; • конференция; • круглый стол; • гостиная; • салон; • лекторий; • телеконференция; • встреча, • ток-шоу. | • конкурс; • викторина; • клуб веселых и находчивых; • брейн-ринг; • смотр; • презентация; • турнир; • эстафета; • олимпиада. |
Творческие формы внеклассных мероприятий | Игровые формы внеклассных мероприятий |
• праздник; • фестиваль; • выставка; • концерт; • спектакль; • сказка; • фантазия; • бенефис; • мастер-класс; • акция, • фитнес-шоу, • позитив-шоу. | • ролевые игры; • интеллектуальные игры; • деловые игры; • настольные игры; • интерактивные игры, • реалити-квест. |
Внеклассные мероприятия психологического просвещения | Познавательные формы внеклассных мероприятий |
• тренинг; • арт-терапия; • семинар-практикум. | • устный журнал; • реклама; • поход; • экскурсия; • проект. |
Данное деление является условным, многие формы мероприятий могут сочетать элементы дискуссии и познавательной деятельности (диспут, «круглый стол», телевизионная передача) или творческого характера и игровой деятельности (спектакль, бенефис и др.). Педагогом должно быть учтено, что для проведения каждой формы мероприятия ставятся разные цель и задачи, применяются разнообразные методы и средства.
Таким образом, подготовка и проведение внеклассного мероприятия — это планомерный и организованный процесс, имеющий своей целью воспитание и формирование духовно-богатой личности, с разносторонними интересами и потребностями, готовой занять активную позицию участника воспитательного процесса и раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности. Большую роль в этом процессе играет обоснованный выбор формы проведения внеклассного мероприятия и, безусловно, мастерство и компетенция педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"
Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...
программа семинара заместителей директоров по воспитательной работе
Программа проведения семинара заместителей директоров по ВР....
Выступление на районном семинаре земестителей директоров "Анализ ФГОС в 5-6 классах" - презентация
Презентация содержит анализ работы в 5 и 6 классах по биологии ФГОС...
Выступление на пед.совете и районном семинаре заместителей директоров "Организация проектной деятельности в основной школе"
Презентация содержит основные методы, приёмы и виды проектной деятельности в 5-6 классах созласно требованиям ФГОС...
Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров "Встреча с народными умельцами Будницкого сельского поселения".
Основная цель: изучать, воплощать и продолжать народные традиции искусных мастеров нашего поселения...
Выступление на районном совещании заместителей директоров школ по ВР и наставников-казаков Апшеронского казачьего общества «Казачество: планы, перспективы, будущее школы».
Представлен совместный опыт воспитательной работы с РПЦ и Апшронским казачьим обществом по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся школы...