СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ
статья

Шаповалова Вера Михайловна

С точки зрения современного менеджмента программа развития школы является основой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shapovalova.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Изменения в обществе — экономические, идеологические, политические – повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений и общественного сознания. Это приводит и к изменениям в сфере образования.

Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, потребовали переосмысления целей школы, так как ее выпускникам предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Очевидно, что среда, в которой существует школа и которая станет еще более динамично изменяющейся в будущем, не дает ей возможности работать только в режиме функционирования. Поэтому необходимо вести поиск новых образовательных моделей. Чтобы не отставать от времени, школа должна качественно изменяться. Модернизация основных звеньев общеобразовательного учреждения возможна лишь через научно обоснованное совершенствование педагогического управления, прогнозирующего успех педагогического процесса, оптимальное управление процессом развития образования.

Процессы изменений педагогической системы, ведущие либо к повышению эффективности использования имеющегося потенциала школы, либо к наращиванию этого потенциала, — это процессы ее развития.

В условиях инновационного развития экономики и системы образования документом об инновационном развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса; инструментом управления образовательным учреждением, необходимым для привлечения управленческих, кадровых, финансовых ресурсов в решении значимой для образовательного процесса проблемы является программа развития образовательного учреждения.

Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения. Это может проявляться в изменениях содержания образования, в предложении каких-то дополнительных услуг, курсов и дисциплин, в оборудовании школьных кабинетов в соответствии с требованиями времени, в формировании других, более конструктивных отношений с субъектами внешней среды и др. От адекватности и своевременности этих реакций во многом зависит авторитет образовательного учреждения и его будущее.

Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды не были хаотичными и спонтанными, необходимо серьезно анализировать тенденции, пытаться их предугадать (вернее, спрогнозировать), предвосхитить и, конечно же, учитывать при планировании.

Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является неким проектом преобразований. То есть это инструмент, с помощью которого школа может управлять происходящими изменениями.

Программа развития нужна, прежде всего, в ситуациях, характеризующихся:

 высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к образовательному учреждению;

недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения;

стремлением к достижению высоких, в пределе – оптимальных (то есть максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов функционирования;

 объективной необходимостью вовлечения в работу школьного сообщества и партнеров образовательного учреждения, а также невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей;

осознанием необходимости именно системных преобразований.

С точки зрения современного менеджмента программа является основой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии, как инструмент управления качеством социального обслуживания (семинар-практикум)

мультимедийная разработка учебного занятия- семинар-практикум для  специалистов (педагоги, психологи и т.д.). Презентация для аттестации....

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ТЕМА: Программа развития гимназии как инструмент управления качеством образования

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы гимназии с одаренными детьми...

Управление изменениями в решении проблем стратегического развития образовательной организации в условиях динамичной среды

Появление высоких технологий, которые служат основой для разработки новых продуктов и услуг, связано со стремительным развитием научно-технического прогресса. В быстро меняющихся экономическ...

ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ

Проблема формирования и развития детско-взрослой общности представляется актуальной для современной школы. Именно в совместной деятельности ребенка и взрослого формируются все необходимые личностные и...

Управление изменениями в решении проблем стратегического развития образовательной организации в условиях динамичной среды

Управление изменениями — это, в настоящее время, одна из наиболее востребованных технологий управления любого дела. Часто управление изменениями называют самым сложным искусством руков...