Современные технологии, как инструмент управления качеством социального обслуживания (семинар-практикум)
методическая разработка на тему

Тюмавина Наталья Геннадьевна

мультимедийная разработка учебного занятия- семинар-практикум для  специалистов (педагоги, психологи и т.д.). Презентация для аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon multimediynaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ "Современные технологии как инструмент управления качеством социального обслуживания» (семинар-практикум) Н.Г.Тюмавина методист бюджетного учреждения Ханты Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» г.п.Излучинск 2013г. Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

Слайд 2

Целевая группа: педагогические работники , психологи, специалисты по социальной работе учреждения. Цель: определение необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества социального обслуживания. Обогащение профессионального опыта специалистов по применению современных технологий в практической деятельности. Задачи: 1.Систематизировать теоретические знания о социально- педагогических понятиях "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий. 2.Проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество социального обслуживания. 3.Ознакомить с опытом работы специалистов по использованию современных технологий в практике деятельности учреждения социального обслуживания.

Слайд 3

Формы организации и виды деятельности: Формы организации: Фронтальная Групповая Виды деятельности: Познавательная: просмотр презентации, решение проблемных ситуаций, ознакомление с опытом работы. Коммуникативная: ответы на вопросы, обсуждение, анализ работы. Игровая: игра «Проблемы на ладошке», игра «Последствия». Двигательная: Игра «Аплодисменты по кругу». Продуктивная: мини-сочинение. Форма проведения: Семинар-практикум

Слайд 4

Материал и оборудование: – компьютер, медиа-проектор, экран, музыкальный центр; – презентация “Современные технологии в контексте компетентностного подхода”; – карточки для игры “Последствия”; – визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры. Методы и приёмы: словесные: беседа, рассказ, вопросы, пояснение, повторение и уточнение; наглядные: демонстрация презентации; практические: упражнение, мозговой штурм, дидактическая игра; игровые: проблемно – игровая ситуация, игровой сюжет; стимулирующие: подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Слайд 5

Предварительная работа: -подбор методической литературы по проблеме, организация тематической выставки; -анализ эффективности технологий, используемых в работе специалистов; -анализ эффективности деятельности специалистов; -консультации по теме семинара; -презентации опыта специалистов по использованию современных технологий в практике деятельности. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ данного мероприятия с целями других видов деятельности и направленность на практическую деятельность специалистов: Данное мероприятие является одним из цикла мероприятий по изучению и внедрению современных технологий в деятельность учреждения, развитию профессиональной компетентности и профессионального мастерства специалистов. Цели данного мероприятия тесно перекликаются с целями всего блока методической деятельности по развитию инновационной деятельности и повышению профессионализма сотрудников учреждения.

Слайд 6

Аппарат для оценивания: положительная оценка деятельности всех участников, анкета обратной связи Мотивация и интерес к образовательной деятельности достигается путём эмоционального вхождения в тему, использованием разнообразного демонстрационного материала, созданием ситуации успеха, проблемно - игровой ситуации.

Слайд 7

Структура семинара-практикума: этап цель содержание Продолжи тельность Организационный Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Целеполагание. Приветствие. Сообщение целей и задач, программы работы семинара. Упражнение “Представление” 5-10 минут Основной Расширение и систематизация теоретических знаний специалистов о социально-педагогических понятиях "компетентностный подход", "компетентность». Определение влияния применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество социального обслуживания. Ознакомление с опытом работы специалистов по использованию современных технологий в практике деятельности учреждения социального обслуживания. Теоретическая часть: Презентация “ Современные технологии в контексте Компетентностного подхода”. Практическая часть: Деловая игра Мини-сочинение Игра “Проблема на ладошке” Игра “Последствия” 9 0 минут Заключительный Подведение итогов, оценка деятельности Упражнение «Обратная связь» Игра «аплодисменты по кругу». 5-10 минут

Слайд 8

Приветствие участников. Сообщение целей и задач, програмы работы семинара. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме по теме "Современные технологии как инструмент управления качеством социального обслуживания". Позвольте ознакомить вас с основными целями и задачами, программой работы семинара (озвучиваются цели, задачи, программа работа семинара) Организационный этап: Упражнение “Представление” Участники объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру .( даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники подготовились к взаимному представлению) Затем участники встают в большой круг и по очереди представляют своего партнёра всей группе, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

Слайд 9

Основной этап: 1.Теоретическая часть. Презентация “Современные технологии в контексте компетентностного подхода”. - Рассмотрим понятия «компетентность» и «компетенция». слайд 1: «Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. «Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие к предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении отдельного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Слайд 10

- Рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе. слайд 2: Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат , в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества формирования компетенций для эффективной деятельности в конкретной ситуации. - Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия «компетентность»? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут. (Варианты ответов группы оформляют на листах, Листы вывешиваются на доску определяются характеристики, представленные группами. Делается вывод о многогранности понятия «компетентность».)

Слайд 11

слайд 3 : Клиент считается компетентным по результатам деятельности , если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. - Задача специалиста внимательное, заинтересованное наблюдение за своими клиентами с целью мониторинга формирования ключевых компетенций. Ключевые компетентности формируются, если созданы соответствующие условия. слайд 4 : Условия формирования компетенций: обучение носит деятельностный характер; идет ориентация на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности ; создаются условия для приобретения опыта и достижения цели; предлагаемые уровни сформированности компетенций ориентированы не только на результат, но и на процесс его достижения.

Слайд 12

слайд 5 : “ Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью» А. Дистервег. слайд 6: Требования компетентностного подхода к специалистам: искать новые формы, методы, технологии обучения; ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений; не тратить время на открытие уже известного. - Компетентностный подход предъявляет свои требования к специалистам, поиску новых форм, методов, технологий обучения. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем профессионального мастерства современного специалиста.

Слайд 13

слайд 7 : Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному специалисту, чтобы развивать у клиентов ключевые компетенции? -Давайте попробуем разобраться в следующих вопросах: При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? -Обсудите варианты ответов в группах, сформируйте единое мнение (на обсуждение дается 5-10 мин. Высказываются несколько участников). Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть специалисту для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?

Слайд 14

- Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения клиентов умению взаимодействовать с реальным миром, устанавливать отношения в социуме, интерактивно использовать те или иные знания. Предлагаемая линия действий может нам в этом помочь. слайд 8 : попробуй сам предложи обучающимся поделись с коллегами найди единомышленников объедините усилия Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха

Слайд 15

Основной этап: Деловая игра Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты” В течение 5 минут методом мозгового штурма участники групп «обучающиеся» и «педагоги» готовят ответы на вопросы и предоставляют их группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории. Второй вопрос для обсуждения: Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать современные технологии и методики? ( из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их). Рефлексия: Что вы чувствовали во время игры и что вы чувствуете после ее завершения? Какие чувства возникали во время общения? Какие трудности возникали во время упражнения? 2.Практическая часть. Первый вопрос для обсуждения: Когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить? Составьте перечень причин. ( из списка причин эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их)

Слайд 16

Релаксационная пауза Звучит спокойная музыка, Участники занимают удобные позы, закрывают глаза, гладят свое лицо, стараются расслабить все мышцы тела, перенестись в воображении в другую ситуацию, которая оказывает содействие эмоциональному подъему. - А теперь я предлагаю вам за 10 минут, используя записи сделанные на протяжении всего семинара написать мини-сочинение на тему “От чего зависит успех внедрения современных технологий в процесс социального обслуживания?” Работа должна содержать не более 5-6 фраз, выражающих самое существенное. ( заслушиваются 2-3 мини-сочинения) Упражнение «Мини-сочинение»

Слайд 17

Ведущий держит на ладошке красивый шар и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот шар. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной) Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней. Игра «Проблема на ладошке» Специалисты нашего учреждения успешно применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий. Позвольте представить вам некоторые из них. (Два условия успеха игры: во-первых, наличие предмета, символизирующего проблему. Профессионализм специалиста заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его участникам. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Во-вторых, здесь не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Главное – движение мысли. ) Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Слайд 18

Игра «Последствия» Участник сообщает о совершенном действии (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”). Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я твоё последствие первое, я говорю тебе…”. (Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”; Последствие-3 рисует картину “через месяц”; Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”; Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.) Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает. При отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Слайд 19

Заключительный этап: - Уважаемые коллеги! Подводя итог нашего семинара я хочу напомнить вам одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Любые инновации должны использоваться грамотно, и специалист должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!” -Давайте поделимся друг с другом впечатлениями от участия в семинаре. Все участники по кругу продолжат высказывания: «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять...)». «Больше всего мне запомнилось…» ( участники делятся впечатлениями). Упражнение «Обратная связь» Игра «Аплодисменты по кругу» Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники. (данная игра позволяет снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу ).

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

Самоанализ: Учебное занятие было проведено в форме семинара-практикума, направлено на определение необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества социального обслуживания, обогащение профессионального опыта специалистов по применению современных технологий в практической деятельности. Условия проведения занятия отвечали нормам СанПин: помещение проветрено, произведена влажная уборка, соблюдены правила техники безопасности. Для реализации поставленных задач мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала уровню профессионализма и психологической готовности участников к его усвоению. Предложенный материал, а также формы организации (фронтальная, групповая) и разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная) - доступны для участников. Все участники были активными на протяжении всей деятельности, показали достаточно высокий уровень знаний и практических умений. На протяжении всего семинара осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа.

Слайд 22

Музыкальное сопровождение отдельных упражнений способствовало созданию положительного эмоционального настроя. Релаксационная пауза, проведенная по окончании деловой игры, позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к следующему виду деятельности. Вопросы уточняющего, познавательного характера, деловая игра, мини-сочинение, сообщение новых знаний в форме презентации – позволили выявить, систематизировать и закрепить знания о современных технологиях, их влиянии на качество социального обслуживания и способах применения в практической деятельности специалистов. Цели данного занятия тесно перекликаются с целями всего блока методической деятельности по развитию инновационной деятельности и повышению профессионализма сотрудников учреждения. Взаимосвязь целей с другими видами деятельности прослеживается в процессе проведения предварительной работы ,осуществления специалистами практической деятельности, характере «домашнего задания». «Домашнее задание» носило условный характер и представляло собой самостоятельное изучение и анализ специалистами методических материалов по теме занятия, экспресс-анализ уровня удовлетворенности клиентов качеством оказанных услуг, что способствовало формированию общих профессиональных компетенций специалистов.

Слайд 23

Образовательная деятельность состояла из трёх этапов, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой: подчинены одной теме, цели и задачам. Соблюдалась логическая последовательность и продолжительность этапов занятия. В течение занятия прослеживалась четкость перехода от одного этапа к другому, отступлений от темы не было. Поэтому данная деятельность представляла собой логически законченную структуру. Содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить высокую работоспособность, удержать внимание и интерес участников к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и успешному решению поставленных задач. Таким образом, мной были созданы все условия для самостоятельного, активного и творческого применения специалистами ранее усвоенных и вновь полученных знаний. Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Современный урок в аспекте управления качеством образования

Модель образования ХХI  века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой ...

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ТЕМА: Программа развития гимназии как инструмент управления качеством образования

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы гимназии с одаренными детьми...

Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

Статья "Игровая технология как инструмент повышения качества образования"

Статья, представленная на педагогических чтениях...

Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО

Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...