Сильные и слабые стороны образовательной организации в свете результатов общественного рейтингования
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lenskaya_valdman_novoselov.docx | 118.12 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ ВПО ИНСТИТУТ
«МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»
Факультет «Менеджмент в сфере образования»
Программа
«Управление образовательными системами на основании данных»
Код курса:
Эссе по курсу: «Измерение и его общественное измерение»
Тема: «Сильные и слабые стороны образовательной организации
в свете результатов общественного рейтингования»
Слушатель: Новоселов Анатолий Валерьевич
Преподаватели: Ленская Елена Анатольевна, Вальдман Игорь Александрович
Дата регистрации: ______________
Оценка: _______________________
Москва
2013
Содержание
1. Критериальная база общественного рейтингования в ЯНАО 5
2. Анализ показателей образовательной организации, представленных для общественного рейтингования (на примере СОШ № 1 города Новый Уренгой ЯНАО) 12
Приложение. Информационная карта СОШ № 1 города Новый Уренгой для проведения общественного рейтингования………………………………………………………………………..20
Введение
В настоящее время значительно возросла роль общественного управления в системе образования. С целью формирования образовательного сообщества создается система взаимодействия институтов гражданского общества и учреждений образования, которая находится в состоянии постоянного развития. Важнейшим инструментом повышения общественного участия в решении проблем образовательной сферы является информационная открытость деятельности и достаточная информированность населения о реализации государственной политики в образовании деятельности образовательной сферы. Другим не менее важным приоритетом национальной образовательной политики, неразрывно связанным с внедрением общественных механизмов управления, является создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля [1].
В Ямало-Ненецком автономном округе в течение последних лет, в рамках реализации целевых программ развития системы образования, происходит активный процесс формирования региональной системы оценки качества образования, которая рассматривается как составная часть общероссийской системы оценки качества образования. Оценка качества образования в региональной системе образования ЯНАО сложилась и функционирует как сбалансированная система оценочных технологий и процедур, осуществляемых на различных уровнях и с участием различных субъектов.
На современном этапе развития образования в округе качество образования рассматривается как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям. Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты [2].
В целях апробации механизмов общественного рейтингования и выявления перспективных технологий для дальнейшего внедрения в массовую практику независимых рейтингов образовательных организаций дошкольного и общего образования в автономном округе, между Департаментом образования ЯНАО и НИУ «Высшая школа экономики» в октябре 2013 года было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
В рамках реализации данного проекта разработана критериальная база, определены главные направления показателей и индикаторы для каждого из них. Решением Общественного совета при Департаменте образования ЯНАО в ноябре 2013 года был дан старт исследованию. Общественный характер внедряемой системы определил стратегию и тактику рейтингования. Членами Общественного совета для проведения независимого общественного регионального рейтинга приняты решения по ряду ключевых позиций: утверждена методика и общая рамка критериев оценивания, определены объекты рейтингования, степень учёта особенностей учреждений при построении рейтинга, обязательность или добровольность участия в рейтинге, состав пакета публикуемых материалов и степень их открытости, каналы размещения результатов рейтингования и формы работы с ними. После формирования общей базы показателей и проведения экспертной работы, на рабочем заседании общественного совета были утверждены механизмы нормирования данных для приведения их к сопоставимому виду, система весовых коэффициентов направлений в разрезе кластеров, условие включения в ТОП лучших образовательных организаций, виды информационных продуктов для различных категорий пользователей, которые составляются по итогам рейтингования и экспертной оценки. Членами Общественного совета для проведения независимого общественного регионального рейтинга также приняты решения по ряду ключевых позиций: утверждена методика и общая рамка критериев оценивания, определены объекты рейтингования, степень учета особенностей учреждений при построении рейтинга, обязательность или добровольность участия в рейтинге, состав пакета публикуемых материалов и степень их открытости, каналы размещения результатов рейтингования и формы работы с ними.
Всего в проведенном в декабре 2013 года общественном рейтинговании участвовали 130 образовательных организаций из всех муниципалитетов округа. Для обеспечения корректности сравнения значений показателей было принято решение об использовании кластерного подхода, который нивелирует специфические особенности образовательных организаций автономного округа, действующих в разных условиях. На следующем этапе была проведена обработка полученных результатов и дополнение общей базы данных показателей посредством интеграции значений из существующих региональных сегментов автоматизированных систем (электронный мониторинг «Наша новая школа», региональная база данных «ЕГЭ», ГИА-9) в разрезе утверждённых кластеров. В итоге, 34% из совокупного количества критериев было привлечено из внешних ресурсов. К работе по определению весовых значений каждого направления были привлечены две группы экспертов: специалисты Департамента образования ЯНАО, Регионального Центра оценки качества образования и регионального сетевого сообщества экспертов и обучающиеся Московской высшей школы социально-экономических наук, и Высшей школы экономики.
Итоги общественного рейтингования были подведены в марте - апреле 2014 года на заседаниях Коллегии и Общественного совета при Департаменте образования автономного округа [3].
В данном эссе рассмотрена критериальная база общественного рейтингования, а также проведен анализ показателей конкретной общеобразовательной организации – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» (СОШ № 1) города Новый Уренгой, обеспечивших ее вхождение в ТОП лучших школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Проаналированы проблемы учреждения, выявленные при проведении рейтингования, и обозначены пути их решения.
- Критериальная база общественного рейтингования в ЯНАО
Повышение качества результатов образования на разных уровнях является системным приоритетом. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики. Поэтому особенно важным становится развитие системы оценки качества образования, выполнение функций по контролю и надзору за качеством предоставляемых государственных услуг. Опыт международных исследований в данной области наглядно доказывает, что современное качество может достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Достигнуть это возможно, решив задачу формирования открытой системы оценки качества образования [4] [5].
Целью проекта «Общественное рейтингование образовательных организаций», проведенного в ЯНАО, стало повышение качества образовательных услуг путем проведения социологического исследования. В процессе рейтингования участвовали 130 образовательных организаций общего образования из всех муниципальных образований автономных округа. Для обеспечения корректности сравнения значений показателей принято решение об использовании кластерного подхода, который нивелирует специфические особенности образовательных организаций автономного округа, действующих в разных условиях (территориальная дифференциация, различия в контингенте, типах и видах ОО).
Кластер 1 ИОУ - Инновационные образовательные учреждения, гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов.
Кластер 2 ГОУ>30 - Большие городские школы с количеством учащихся в выпускных классах более 30.
Кластер 3 ГОУ<30 - Небольшие городские школы с количеством учащихся в выпускных классах менее 30.
Кластер 4 ОШ – Основные школы.
Кластер 5 СШ – Сельские школы.
Кластер 6 ШИ – Сельские школы-интернаты.
Кластер 7 НШ – Начальные школы.
Кластер 8 ВШ – Вечерние школы
Главные направления и критерии проведения рейтинга представлены в таблице 1:
Таблица 1
Главные направления и критерии рейтингования
Для проведения рейтингования были разработаны информационные карты, содержащие показатели и индикаторы для каждого критерия [3]. Сбор данных проводился путём заполнения карт образовательными организациями и их консолидации. На следующем этапе была проведена обработка полученных результатов и дополнение общей базы данных показателей посредством интеграции значений из существующих региональных сегментов автоматизированных систем (электронный мониторинг «Наша новая школа», Региональная база данных ЕГЭ», ГИА-9) в разрезе утверждённых кластеров. Привлечение достоверных и надежных, внешних по отношению к образовательной организации, источников позволили повысить объективность оценки и увеличить доверие к результатам рейтингования. В итоге, 34% из совокупного количества критериев было привлечено из внешних ресурсов. Для построения рейтинга образовательных организаций была обеспечена возможность сопоставления значений показателей и индикаторов различных характеристик. Для выполнения данной задачи проведено нормирование значений критериев рейтинга по кластерам согласно схеме методики, разработанной специалистами НИУ «Высшая школа экономики». На основе нормированных данных и весовых коэффициентов рассчитан сводный индекс каждой образовательной организации. По результатам сводного индекса на Общественном совете при Департаменте образования автономного округа определён список лучших образовательных организаций по каждому кластеру. В него вошли школы, сводные индексы которых превышают среднее значение индекса по кластеру. В список лучших образовательных организаций вошли 63 школы из 130.
В рейтинг лучших образовательных организаций по кластеру 2 вошли 16 школ: СОШ Земля родная г. Новый Уренгой, СОШ №1 г. Новый Уренгой, СОШ №1 п. Уренгой, СОШ №1 п.Пангоды, СОШ №11 г. Новый Уренгой, СОШ №17 г. Новый Уренгой, СОШ №2 г. Салехард, СОШ №2 г.Надыма, СОШ №3 г. Новый Уренгой, СОШ №4 г. Губкинский, СОШ №4 г.Надыма, СОШ №5 г. Губкинский, СОШ №7 г. Ноябрьск, СОШ №8 г. Ноябрьск, СОШ №9 г.Надыма, СОШ м-на Вынгапуровский. Всего по кластеру 2 была проведена диагностика 33 общеобразовательных организаций.
В рамках каждого направления на основании индексов сформирован свой собственный рейтинг, в итоге построено несколько рейтингов по направлениям внутри выделенных кластеров. Это позволило дифференцированно подойти к оценке образовательных организаций, расширить поле лидеров (в списки лучших школ по разным направлениям попадают разные образовательные организации), а также обеспечить возможность для руководителей образовательных организаций получить более конкретизированную информацию об их учреждениях, на основе которой можно планировать их дальнейшее развитие.
Результаты вхождения в рейтинг общеобразовательных организаций по кластеру 2 по направлениям представлены в таблице 2:
Таблица 2
ТОП лучших школ (по кластеру 2) по направлениям рейтингования
№ п/п | Направление | Лучшие школы |
Качество обучения | Кадетская СОШ №13, СОШ №1 г. Новый Уренгой, СОШ №1 п. Уренгой, СОШ №1 г. Тарко-Сале, СОШ №1 п.Пангоды, СОШ №11 г. Новый Уренгой, СОШ №12 г. Новый Уренгой, СОШ №2 г. Салехард, СОШ №2 г.Надыма, СОШ №3 г. Новый Уренгой, СОШ №4 г. Губкинский, СОШ №4 г.Надыма, СОШ №5 г. Губкинский, СОШ №7 г. Ноябрьск, СОШ №8 г. Ноябрьск, СОШ №9 г.Надыма, СОШ Земля родная г. Новый Уренгой, СОШ м-на Вынгапуровский | |
Содержание и технология обучения | СОШ №1 п. Уренгой, СОШ №1 п.Пангоды, СОШ №16 г. Новый Уренгой, СОШ №17 г. Новый Уренгой, СОШ №2 г. Салехард, СОШ №2 г.Надыма, СОШ №2 п.Пангоды, СОШ №3 г. Ноябрьск СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Губкинский СОШ №6 г. Ноябрьск СОШ №6 г. Новый Уренгой СОШ №7 г. Ноябрьск СОШ №7 г. Губкинский СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Новый Уренгой СОШ №9 г. Ноябрьск СОШ Земля родная г. Новый Уренгой СОШ м-на Вынгапуровский | |
Доступность и качество дополнительного образования | СОШ №1 г. Новый Уренгой СОШ №1 п. Уренгой СОШ №11 г. Новый Уренгой СОШ №2 г.Надыма СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Губкинский СОШ №5 г. Новый Уренгой СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Лабытнанги СОШ №9 г.Надыма СОШ Земля родная г. Новый Уренгой Харпская СОШ | |
Режим работы школы | Кадетская СОШ №13 СОШ №1 г. Новый Уренгой СОШ №1 п.Пангоды СОШ №16 г. Новый Уренгой СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 г. Салехард СОШ №2 г.Надыма СОШ №2 п.Пангоды СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №6 г. Новый Уренгой СОШ №7 г. Губкинский СОШ №8 г. Лабытнанги СОШ №8 г. Новый Уренгой СОШ №9 г.Надыма Харпская СОШ | |
Оснащенность образовательного процесса | Кадетская СОШ №13 СОШ №1 г. Новый Уренгой СОШ №1 п. Уренгой СОШ №1 п.Пангоды СОШ №12 г. Новый Уренгой СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 г. Салехард СОШ №2 г.Надыма СОШ №2 п.Пангоды СОШ №3 г. Ноябрьск СОШ №3 г. Тарко-Сале СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Новый Уренгой СОШ №6 г. Ноябрьск СОШ №6 г. Новый Уренгой СОШ №7 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Новый Уренгой СОШ №9 г. Ноябрьск СОШ №9 г.Надыма СОШ м-на Вынгапуровский Харпская СОШ | |
Безопасность и комфортность образовательной среды | СОШ №1 г. Новый Уренгой СОШ №1 п. Уренгой СОШ №1 п.Пангоды СОШ №11 г. Новый Уренгой СОШ №12 г. Новый Уренгой СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 п.Пангоды СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Новый Уренгой СОШ №7 г. Губкинский СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Новый Уренгой СОШ Земля родная г. Новый Уренгой СОШ м-на Вынгапуровский | |
Качество кадрового обеспечения | Кадетская СОШ №13 СОШ №1 п. Уренгой СОШ №1 п.Пангоды СОШ №16 г. Новый Уренгой СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 г. Салехард СОШ №2 г.Надыма СОШ №2 п.Пангоды СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Губкинский СОШ №6 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №9 г.Надыма | |
Открытость образовательной организации | СОШ №1 г. Новый Уренгой СОШ №1 г. Тарко-Сале СОШ №1 п.Пангоды СОШ №12 г. Ноябрьск СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 г.Надыма СОШ №2 п.Пангоды СОШ №3 г. Новый Уренгой СОШ №3 г. Тарко-Сале СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Губкинский СОШ №5 г. Новый Уренгой СОШ №6 г. Ноябрьск СОШ №7 г. Ноябрьск СОШ №7 г. Губкинский СОШ №8 г. Ноябрьск СОШ №8 г. Лабытнанги СОШ №9 г.Надыма СОШ Земля родная г. Новый Уренгой СОШ м-на Вынгапуровский | |
Образовательные возможности для детей с особыми потребностями | СОШ №1 п. Уренгой СОШ №1 г. Тарко-Сале СОШ №1 п.Пангоды СОШ №12 г. Ноябрьск СОШ №12 г. Новый Уренгой СОШ №17 г. Новый Уренгой СОШ №2 г. Салехард СОШ №2 г. Тарко-Сале СОШ №2 г.Надыма СОШ №3 г. Тарко-Сале СОШ №4 г. Губкинский СОШ №4 г.Надыма СОШ №5 г. Губкинский СОШ №6 г. Ноябрьск СОШ №7 г. Ноябрьск СОШ №9 г.Надыма СОШ м-на Вынгапуровский Харпская СОШ |
Таким образом, в результате проведенного рейтингования выявлено, что СОШ № 1 города Новый Уренгой вошла в общий рейтинг лучших школ Ямало-Ненецкого автономного округа по кластеру «большие городские школы с количеством учащихся в выпускных классах более 30». По результатам рейтингования по направлениям СОШ № 1 входит в ТОП лучших школ данного кластера по 6 направлениям, по 3 направлениям («Содержание и технология обучения», «Качество кадрового обеспечения» и «Образовательные возможности для детей с особыми потребностями») войти в ТОП лучших школ данной образовательной организации не удалось. В следующей главе предстоит провести анализ полученных результатов путем комплексной оценки СОШ № 1 города Новый Уренгой и представленных для общественного рейтингования показателей.
- Анализ показателей образовательной организации, представленных для общественного рейтингования (на примере СОШ № 1 города Новый Уренгой)
Для комплексной оценки СОШ № 1 города Новый Уренгой и дальнейшего анализа результатов участия в общественном рейтинговании изучены документы данной образовательной организации:
- Публичный доклад СОШ № 1 за 2012-2013 учебный год [6];
- Отчет о самообследовании СОШ № 1 для проведения государственной аккредитации, 2013 год [7];
- Информационная карта СОШ № 1 для участия в общественном рейтинговании (Приложение);
- Другие материалы и документы, представленные в открытом доступе на официальном сайте СОШ № 1 http://школа-1.рф
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» осуществляет свою деятельность на основе Закона «Об образовании в РФ», Устава школы, других нормативных документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности А 0000300, регистрационный № 1549 от 30.01.2012г.; свидетельство о государственной аккредитации серия ОП № 004540, регистрационный № 682 от 17.04.2012г.) На начало 02.09.2013 в школе обучалось 723 учащихся. Обучение во 2 – 11 классах ведется в режиме шестидневной рабочей недели, в 1 классах – пятидневной рабочей недели. Продолжительность урока в 5 -11 классах – 40 мин, в 1- 4 классах – 35 мин. Обучение проводится в одну смену.. Вторая половина дня: индивидуальные консультации, элективные курсы и факультативы, общешкольные творческие дела и дела классов.
Школа находится в активно застраивающемся центральном районе города, в благоприятном социально-культурном окружении. В микрорайоне школы находятся спортивно-оздоровительный центр «Молодежный» и спортивный комплекс «Факел», внеурочная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической среды.
В 2012-2013 учебном году в образовательной организации продолжалась реализация основных направлений президентской инициативы «Наша новая школа» и проекта Модернизации региональных образовательных систем, осуществлялось внедрение в образовательный процесс Федеральных образовательных стандартов нового поколения.
Организация внеурочной деятельности в школе была призвана поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации каждого обучающегося. Ежегодно обучающиеся СОШ №1 являются победителями и участниками муниципальных, окружных и всероссийских олимпиад и конкурсов. В 2012-2013 учебном году 30 обучающихся школы стали победителями и призерами муниципального тура Всероссийской олимпиады. Из них 6 победителей и 24 призера. 4 обучающихся школы, победители муниципального этапа всероссийской олимпиады, приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Обучающаяся 11 класса Шатохина О. стала призером олимпиады по физической культуре.
Стимулом качественного педагогического труда стало расширение сетевого взаимодействия учителей, направленного на обновление содержания образования и взаимную методическую помощь. Администрация и учителя школы приняли участие в методических мероприятиях, вебинарах, видео-семинарах по различным вопросам, в том числе внедрение ФГОС НОО, организованными Министерством образования и науки РФ, ДО ЯНАО, издательством «Просвещение». Одним из устойчивых факторов качественного образования в школе стало использование учителями школы педагогических технологий: ИКТ-технологий, метода проектов, метода исследования, развивающего обучения. Используется система оценки качества результатов обучения на всех ступенях образования на основе общих и дифференцированных по видам учреждений системы средних региональных показателей, используемых в ходе государственной аккредитации общеобразовательного учреждения.
В СОШ № 1 реализуются проекты по ремонту и современному оснащению кабинетов: «Литературно-музыкальная гостиная», «Музей как центр воспитательной деятельности школы», «Студия изобразительного искусства». Разработан Паспорт комплексной (в т.ч. антитеррористической) безопасности с целью проведения объективной оценки и анализа состояния антитеррористической защищенности школы, утверждён и согласован в органах УВД и ГПН. Особое внимание в школе уделяется организации питания, проведению спортивно-оздоровительных занятий и качественного медицинского обслуживания. Льготные категории обучающихся, а также 100% обучающихся начальной школы обеспечены завтраками и обедами за счет средств муниципального бюджета, постоянно осуществляется внутренний контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима.
Анализ показателей данной образовательной организации, представленных для участия в общественном рейтинговании, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ показателей СОШ № 1,
представленных для проведения общественного рейтингования
№ п/п | направления общественного рейтингования | анализ показателей |
Показатели, по направлениям которых СОШ № 1 вошла в ТОП лучших школ | ||
Качество обучения | Показатели для общественного рейтингования были взяты из региональной базы данных ЕГЭ и ГИА. Из анализа представленных в открытом доступе данных СОШ № 1 можно отметить: - 100% показатель количества учащихся 11 классов, успешно справившихся с обязательными предметами и предметами по выбору на ЕГЭ; - высокий показатель количества учащихся 9 классов, справившихся с обязательными предметами (99%) и предметами по выбору (100%) на ГИА; - превышение среднего балла по обязательным предметам и предметам по выбору ЕГЭ и ГИА по сравнению с городскими и окружными показателями; - успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровня; - успешное поступление выпускников в ВУЗы и учреждения СПО, в т.ч. в соответствии с профилем обучения. | |
Доступность и качество дополнительного образования | - высокие результаты участия в спортивных и творческих конкурсах; - высокий показатель доли обучающихся, занятых внеурочной деятельностью | |
Режим работы школы | - односменный режим работы образовательной организации; - возможность во второй половине дня посещать внеурочные занятия и секции; - высокая доля обучающихся, которым предоставлен доступ к электронным образовательным ресурсам. | |
Оснащенность образовательного процесса | Оптимальный уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса (наличие медиатеки для занятий с применением ИКТ - технологий и двух кабинетов информатики оснащенных доступом в интернет, лабораторий для проведения проектных и исследовательских работ, двух спортивных залов, спортивной площадки). | |
Безопасность и комфортность образовательной среды | - наличие условий для медицинского обслуживания, организации горячего питания обучающихся; - успешно функционирующая система спортивно – оздоровительной работы и профилактической работы; - осуществление контроля за соблюдением противопожарных требований и САНПИН; - организована работа по антитерростической безопасности. | |
Открытость образовательной организации | - соответствие школьного сайта требованиям действующего законодательства, высокая востребованность сайта участниками образовательного процесса; - успешное участие образовательной организации в проекте «Сетевой город. Образование»; - эффективная деятельность Управляющего совета образовательной организации. | |
Направления, по показателям которым СОШ № 1 не вошла в ТОП лучших школ | ||
Качество кадрового потенциала | - большая доля учителей пенсионного возраста; - высокая учебная нагрузка учителей; - наличие учителей, не прошедших курсовую подготовку. | |
Образовательные возможности для детей с особыми потребностями | Отсутствие условий для организации образовательного процесса для детей с особыми потребностями (в данной школе не обучаются). | |
Содержание и технология обучения | - отсутствие системы обучения по индивидуальным образовательным маршрутам; - не создана система сетевого взаимодействия при организации дополнительных дистанционных курсов; - наличие обучающихся на уровне среднего общего образования, не включенных в систему профильного оьбучения (универсальный класс). |
Таким образом, в ходе анализа результатов общественного рейтингования установлены как сильные стороны образовательной организации СОШ № 1 г. Новый Уренгой, обеспечившие ее вхождение в ТОП лучших школ ЯНАО, так и «проблемные точки» данной школы. Для совершенствования образовательного процесса в СОШ № 1 рекомендуется реализация следующих мероприятий:
- Доведение учебной нагрузки до оптимального уровня через привлечение и трудоустройство новых педагогических кадров, в т.ч. молодых специалистов.
- Участие молодых специалистов в региональном проекте «Новый учитель Ямала».
- Совершенствование системы повышения квалификации учителей через участие в дистанционных и очных курсах, веб-семинарах, онлайн – конференциях и т.л.
- Совершенствование системы профильного обучения через организацию образовательного процесса по индивидуальным учебным планам, участие обучающихся в сетевых дистанционных предметных семинарах и курсах.
Заключение
В рамках апробации независимой оценки качества работы образовательных организаций Ямало-ненецкого автономного округа собран большой массив информации и проведена серьезная экспертная работа, которая уже на этапе подведения первых итогов позволяет оценить, насколько полезной будет общественное рейтингование для фиксирования точек роста и развития всей системы образования Ямала.
Построение данного рейтинга безусловно ориентировано на дальнейшее развитие образовательных организаций по его результатам. В связи с этим каждой школе будет предоставлена возможность понять, чем определена её позиция в рейтинге, увидеть свои сильные и слабые стороны, спланировать шаг развития. В ближайшее время специалистами Регионального Центра оценки качества образования будут разработаны информационные продукты для каждой образовательной организации:
- «Рейтинг для директора» - профиль образовательной организации относительно средних значений аналогических школ кластера по направлениям.
- «Шаг развития» - индивидуальные рекомендации по результатам рейтинга.
Анализ результатов рейтингования, проведенный в данной работе на примере СОШ № 1 города Новый Уренгой, вошедшей в ТОП лучших школ Ямала, позволил обозначить не только сильные стороны образовательной организации, но и «проблемные точки». На основе выполненного проблемного анализа сделаны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в данном учебном заведении.
Литература
1. В.А. Болотов, И.А. Вальдман. Направления и условия использования результатов оценочных процедур на разных уровнях системы образования. // http://www.rtc-edu.ru/about/events/254
2. Публичный доклад Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа // http://www.yamaledu.org/engine/download.php?id=7594
3. Итоги общественного рейтингования в ЯНАО // http://www.yamaledu.org/news/8866-podvedeny-itogi-regionalnogo-reytinga-shkol.html
4. Barber M., Mourshed M. How the World's Best-performing Schools Systems Come Out on Top. – McKinsey & Company, 2007.
5. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя //Вопросы образования. – 2008. – №. 4. – С. 81-95.
6. Публичный доклад МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой// http://школа-1.рф/files/publichniy_doklad_2013.docx
7. Отчет о самообследовании МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой// http://школа-1.рф/files/otchet_o_samoobsledovanii_mbou_sosh_1_2013_god.docx
8. Organisation for Economic Co-operation and Development. Teachers matter: Attracting, developing and retaining effective teachers. – OECD Publishing, 2005.
9. Organisation for Economic Co-operation and Development. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow's World: Volume 1: Analysis. – OECD Publishing, 2007
10. Открытое дистанционное образование: словарь терминов/ Вербицкий А.А., ТеслиновА.Г., А.Г. Чернявская, Щенников С.А. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.
11. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М., Центр педагогического образования,2010
12. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Практическое пособие для руководителей – М.: Центр педагогического образования, 2008.
13. Лебедев О.Е. Размышления о целях и результатах. //Вопросы образования, № 1, 2013
Приложение
Информационная карта СОШ № 1
для проведения общественного рейтингования
Качество обучения
Доля обучающихся по профилям, выбравших профильные предметы в качестве предметов по выбору на ЕГЭ* 80
Доля обучающихся по профилям, успешно сдавших профильные предметы в качестве предметов по выбору на ЕГЭ * 80
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетные места, от общей численности выпускников. * 13
Доля выпускников, поступивших в учреждения СПО по профилю обучения, от общей численности выпускников * 1
Удовлетворенность потребителей качеством результатов обучения в школе. *
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
не удовлетворен | удовлетворен |
Содержание и технологии обучения
Количество направлений (программ) профильного углубленного изучения предметов *2/3
Доля обучающихся по программам профильного углубленного изучения предметов от общего числа обучающихся *11
Доля учебного времени, используемого на занятия по выбору учащихся (семей) 5-9 классов *8
Доля учебного времени, используемого на занятия по выбору учащихся (семей) 10-11 классов *10
Доля старшеклассников, занимающихся по индивидуальному учебному плану *0
Доля обучающихся, занимающихся в предметных кружках и факультативах от общего числа обучающихся *78
Доля обучающихся, которые на старшей ступени обучаются на профиле от общего количества старшеклассников *80
Предоставление дистанционных курсов с использованием сетевых технологий для обучения учащихся, в том числе учащихся других школ *
- да
- нет
Использование Интернет-ресурсов на уроках *
- да
- нет
Доля обучающихся, которым созданы условия для занятий творчеством в специально оборудованных студиях (в общей численности обучающихся) *
Использование различных способов on-line тестирования на уроке *
- да
- нет
Доля педагогов, использующих обучающие компьютерные программы и игры *100
Доля педагогов, использующих проектные методики на уроках *45
Режим работы школы
Доля учащихся, которые имеют возможность пользоваться современной библиотекой с использованием электронных образовательных ресурсов во внеучебное время *100
Доля учащихся, которым предоставлена возможность пользоваться широкополосным Интернетом во внеучебное время *100
Доля детей, обучающихся в одну смену *100
если в ОУ - всего одна смена - значит 100% детей обучаются в одну смену, если в ОУ 2 и больше смен - значит 0 % детей обучаются в одну смену
Доля учащихся, которым в школе обеспечен режим полного дня (спортивные секции, кружки, научные сообщества) *100
Оснащенность образовательного процесса
Наличие медиатеки *
- да
- нет
Наличие спортивных площадок *
- да
- нет
Наличие возможности использовать электронное оборудование (электронные лаборатории, опытные станции, робототехника) во внеучебное время *
- да
- нет
Количество точек свободного доступа в Интернет на 100 учащихся *10
Безопасность и комфортность образовательной среды
Количество несчастных случаев (травматизма) в школе за последние 3 года *0
Среднее количество дней в год, пропущенных по болезни одним ребенком *8
Наличие в плане работы учреждения массовых оздоровительных и спортивных мероприятий с одновременным охватом от 20 и более процентов обучающихся *
- да
- нет
Количество предписаний надзорных органов, исполненных с нарушением сроков (за учебный год) *0
Количество учащихся, совершивших правонарушения за последние 3 года *6
Доля учащихся, состоящих на учете в муниципальных КДН *0,2
Доля учащихся, охваченных профилактическими программами от общего количества обучающихся *100
Наличие утвержденного учредителем паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации. *
- да
- нет
Наличие систем видеонаблюдения *
- да
- нет
Наличие системы пропускного режима *
- да
- нет
Количество пропусков занятий в год по неуважительным причинам, в расчете на 1 обучающегося *1,2
Удовлетворенность потребителей условиями пребывания в школе *
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
не удовлетворен | удовлетворен |
Качество кадрового обеспечения
Средняя нагрузка на учителя в неделю (без учета внешних совместителей) *26
указываем в часах
Доля учителей, работающих более чем на 1 ставку, от общей численности учителей-предметников *85
Доля педагогов, которые своевременно не прошли курсы повышения квалификации *1
Доля педагогов пенсионного возраста от общей численности педагогических работников ОУ *30
Открытость образовательной организации
Частота обновления школьного сайта *
- ежедневно
- один раз в неделю
- один раз в две недели
- один раз в месяц
Количество посещений сайта *
укажите значение на дату заполнения формы в период с 01.09.2013 г
- до 1 000
- от 1 000 до 10 000
- от 10 000 до 50 000
- более 50000
Наличие публичного доклада на сайте *
- да
- нет
Наличие родителей в составе органа коллегиального государственно-общественного управления (Совета) *
- да
- нет
Участие родителей в распределении фонда надбавок и доплат, рассматривании отчета о финансово-хозяйственной деятельности *
- да
- нет
Удовлетворенность качеством и содержанием школьного сайта *
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
не удовлетворен | удовлетворен |
Образовательные возможности для детей-инвалидов (инклюзивное образование) и детей испытывающих трудности в обучении
Наличие программ и пособий для обучения инвалидов *
- да
- нет
Обучение детей-инвалидов осуществляется вместе с обычными детьми *
- да
- нет
Наличие пандусов *
- да
- нет
Наличие широких дверных проемов *
- да
- нет
Создана доступная среда *
- создана
- не создана
- частично создана
Доля детей с неродным русским языком, получающих образовательные услуги по изучению родного языка и литературы, от общего числа детей с неродным русским языком *
Контекстная и справочная информация
Специализация *
выберите вариант из списка или впишите свой
- математическая
- естественнонаучная
- гуманитарная
- языковая
- Другое:
Проектное количество обучающихся *900
Количество детей-инвалидов получающих услуги в ОУ *1
Количество детей проживающих в других населенных пунктах (или других микрорайонах города) получающих услуги в ОУ *84
Количество малообеспеченных семей *4
Количество социально неблагополучных семей (находящихся в социально опасном положении) *5
Наличие конкурсного отбора *
- да
- нет
Годовой объем бюджетных средств *78257959,04
за период с 01.01.2013 г. 31.12.2013 г (по всем бюджетам)
Годовой объем внебюджетных средств (за прошедший финансовый год) *1918120,40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Сильные и слабые стороны буддизма".
Буддизм - самая древняя мировая религия, признанная различными народами с с совершенно разными традициями. Это учение о духовном пробуждении становится все более привлекательным для современного мира ...
Тренинг Мои сильные и слабые стороны
Тренинговое занятие с учениками....
7 кл., занятие по теме: "Наши сильные и слабые стороны"
Занятие-тренинг для подростков....
«Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»
laquo;Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»...
Инклюзивная культура в подростковой среде образовательной организации: сравнительный анализ результатов социологического опроса
Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.В статье проводится анализ ре...
Выступление на августовском пленарном заседании по теме Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур. Мосолова Е.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур....
Презентация к выступлению на августовском пленарном заседании "Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур""
Система оценки качества:•ОГЭ (ГИА-9),•ЕГЭ (ГИА-11),•Национальные исследования оценки качества образования(НИКО),• Всероссийские проверочные работы (ВПР),• Исследования професс...