Современные образовательные технологии: опыт внедрения и перспективы.
статья
Сейчас очень модным считается такое выражение «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра». Поэтому, я считаю, что тема сегодняшнего педсовета актуальна, своевременна. Сейчас много говорят и в прессе и на различных конференциях о том, что современный ребёнок – это не тот ученик, что был вчера, а тем более десятки лет назад. Как говорит один политолог «Информации много, а знаний мало». Урок как был основным видом учебной деятельности, так и остался, но изменились подходы, требования. Мы все хотим, чтобы ученику в школе было хорошо, чтобы он получал знания, нашёл себя в жизни. Поэтому в школах широко внедряются самые разные современные педагогические технологии. И это правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии:
опыт внедрения и перспективы.
Сейчас очень модным считается такое выражение «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра». Поэтому, я считаю, что тема сегодняшнего педсовета актуальна, своевременна. Сейчас много говорят и в прессе и на различных конференциях о том, что современный ребёнок – это не тот ученик, что был вчера, а тем более десятки лет назад. Как говорит один политолог «Информации много, а знаний мало». Урок как был основным видом учебной деятельности, так и остался, но изменились подходы, требования. Мы все хотим, чтобы ученику в школе было хорошо, чтобы он получал знания, нашёл себя в жизни. Поэтому в школах широко внедряются самые разные современные педагогические технологии. И это правильно.
Технологии:
ИКТ
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Кейс – технологии
Технология развивающего обучения
Педагогика сотрудничества
Игровые технологии
АМО – активные методы обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
- Со всеми ими мы знакомы, используем на разных уроках, на разных этапах урока и т.д.
Но мне всех ближе – последняя, (СЛАЙД 1)
Ведь
Жизнь = здоровье + семья + работа, учёба + друзья .Здоровье – мы ставим на первое место.
СЛАЙД 2
Давайте нарисуем воздушный шар, который летит над землей. Человек сидит в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека? Здоровье.
От каких факторов зависит наше здоровье?
Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17–20 % – экологическими, на 8–10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8–10 % – состоянием медицины и на 45–55% образом жизни.)
Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?
Использовать здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, устранить перезагрузки. За период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Серьёзное беспокойство вызывает высокая распространённость ожирения среди детей, особенно среди мальчиков. В таких катастрофических условиях одним из приоритетов в образовании являются здоровьесберегающие технологии, которые должны помочь предотвратить ряд проблем.
Что бы не придумывали учёные, центральной фигурой на уроке является учитель.
СЛЙДЫ 3, 4, 5,6.
К сожалению, современная школа не улучшает здоровье детей.
СЛАЙД 7, 8.
Остаётся одно – применять в своей практике здоровьесберегающие технологии
СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Профилактика переутомления.
СЛАЙд 15
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
1) Двигательная активность.
Провожу физ. минутки (через 15-20 минут урока). Провожу их учитывая специфику предмета, с муз. сопровождением. Упр-я для правильной осанки, для укрепления зрения, мышц кистей рук, для выработки рационального дыхания, релаксационные упр-ия для мимики лица.
В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, “минутки покоя”, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая).
2) Психологическое здоровье школьника.
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и “этюды для души”. Фиксирую психологический климат на уроке, если надо организую эмоциональную разрядку.
Позвольте с вами провести оздоровительную минутку “Солнышко”
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
3) Творческий характер процесса обучения.
- Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
-Лиза на празднике съела 6 шоколадок, а Вера на 2 меньше. Сколько шоколадок съели обе девочки?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много шоколадок? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Конкурс скороговорок о здоровье, о спорте.
Также мною используется нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. Очень детям нравятся проведение опытов – Откуда в снежках грязь, как очистить воду.
4) Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены) в 1-м классе;
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т.д. (внеурочная деятельность)
5) Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища.
В 1 кл. – это работа в парах
Инсценирование сказок, дети выбирают роли по душе.
6)Методика Владимира Филипповича Базарного.
Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Главное внимание учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным.
За этим нужно следить.
Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.
Режим динамических поз полезен и при занятиях за компьютером (хотя это уже другая методика).
Ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.
7) У нас нет раздельного обучения, но девочки и мальчики даже одного возраста очень сильно отличаются друг от друга.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по– разному. Но обязательно любить! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек.
Тот же Базарный сказал Базарного. Спасём мальчиков, сбережём мужчин – будет у нас народ! Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия – будет у нас крепкие семьи!
8) Демократический стиль общения на уроке.
9) Просветительская работа – беседы, кл. часы., как для детей, так и для родителей.
День Здоровья – прекрасный отдых на природе.
Санитарное состояние кабинета, организация питания детей, учасмтие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
СЛАЙД 16
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Своё выступление хочу закончить легендой.
Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий
Выступление на педагогическом совете школы...
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла
Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
Инновационные образовательные технологии опыт и перспективы применения
Материалы для проведения методических семинаров и педагогических советов....
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы
выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...
"Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”
ldquo;Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”. Ежегодный бюллетень.Выпуск3. Материалы республиканской научно-практической конференции. Изд.БИРО.,Уфа-2005. стр.161....