"Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство", выступление на педагогическом совете МБОУ СШ с.Рыткучи
статья по биологии

Нурова Светлана Бюльтаковна

Обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Рыткучи»

                                                         

        

"Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство"

Нурова С.Б.

учитель химии и биологии

                с.Рыткучи 2018 г.        

"Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство"

Одной  из  главных  проблем  в  российском  образовании  является  низкая   мотивация  учащихся.  Известно  множество  причин  снижения  интереса    школьников  к  учебе:  лень  получать  знания;  не  желание  трудиться;          большая  учебная  нагрузка;  стремление  жить  одним  днем;  скучная           школьная  жизнь;  отсутствие  понимания  пригодности  получаемых  знаний  в  жизни  и  т.  д.  Кроме  этого,  многие  школьники  учатся  не  для  того, 

чтобы  приобрести  знания,  а  потому,  что  учение  для  них  является            обязательным.

Если  в  начальной  школе  дети  стремятся  быть  лучшими  перед  родителями,  учителями,  друг  перед  другом,  то  в  среднем  звене  ученики

постепенно  уходят  от  этого.  В  средней  школе  многие  учатся  ради  того, чтобы  их  не  ругали  учителя  и  родители,  чтобы  не  совестно  было  перед  взрослыми.  Школу  в  среднем  звене  ученики  посещают  в  основном  ради

общения  друг  с  другом.  И  только  в  старшем  звене,  когда  учащиеся        осознают, что  им  нужно  поступать  в  средние  и  высшие  учебные              заведения, появляется  интерес  к  знаниям  и  результатам.

Возникает  вопрос:  можно  ли  помочь  ученику  приобрести  интерес  к         знаниям  и  школе?  Наверно,  можно,  если  сделать  некоторые  изменения  в  образовании.

Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном  мире. Причем задача стоит не только в передаче знаний и технологий, но и в формировании различных компетенций: коммуникативных (передача и восприятие информации), информационных, интеллектуальных…

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием,  ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.

Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся.

Что же дало нашей школе, внедрение современных образовательных технологий и чего мы ждем от этого в будущем:

  1. повышение качества знаний учащихся;
  2. внедрение современных образовательных технологий позволяет изменить профессиональную позицию педагогов – формируется  творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе;
  3. сформировать активную жизненную позицию всех не только со стороны педагогов, но и со стороны обучающихся;
  4. повысить степень самостоятельности учащихся в образовательном процессе.

Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать набор современных технологий? Конечно же, нет, ему  необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.

Наиболее продуктивными я считаю, технологии, основанные на здоровьесбережении,  проектном обучении и использовании информационных технологий.

Из всего многообразия современных технологий использую  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), проектное обучение, учебно-деловые игры, дискуссии и здоровьесберегающие технологии.

В нашей школе есть разные дети: и отличники и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому я пришла однозначно к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и создание условий для успешного обучения каждого ребенка.

1.В настоящее время абсолютно все дети используют различные гаджеты, поэтому использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным. Кроме электронного приложения к учебнику я использую и готовые презентации. скачанные с Интернета, и прошу ребят самих составить по определенным темам  презентации. (Презентация Павлюкова И.7кл .Млекопитающие)

2.Большим подспорьем в работе с одаренными детьми является проектное обучение, что позволяет обучающимся охотно получать недостающие знания из различных источников. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов). На многих уроках ученики получают возможность сделать проект по пройденной теме, это позволяет в большей степени закрепить изученный материал.(Презентация «Кожа» 8кл. Мини проект в 6кл.ШубинД. «Влияние освещенности на рост и развитие растений». «Растения под снегом. Кедровый стланик»  Ченныто С.        «География химических названий» .Клепова С.8кл. Знаете ли Вы, из чего состоит корпус вашей авторучки? Значение растворов для биологии и медицины. Из чего изготавливают автомобильные шины? Из чего изготавливают бумагу? Из чего изготавливают пакетики для чая? Дедова К. 11кл. Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

3. Медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе

- минутка для шутки

- релаксационные паузы.

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

- технология сотрудничества,

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

- социально-психологические тренинги,

- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутки

- смена видов деятельности

- аэрация воздуха

- зарядка для глаз.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

-обустройство пришкольной территории,

- зеленые растения в классе,

- живой уголок,

- участие в природоохранных мероприятиях.

4.Игровые технологии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по географической карте»,  составление  маршрута экскурсии при изучении отдельных тем географии, по химии.(  презентация урока –игры в формате  «Что? Где? Когда?» по химии 10кл.по теме: «Алкадиены» , в 8классе по географии  по теме «Население России». Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит и от отношения учащихся к изучаемому предмету. Таким образом, положительное отношение к учебному предмету не только значимо само по себе, но принято считать, что оно положительно влияет на учебные достижения школьников. Поэтому формирование подобного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог в первую очередь должен работать над собой и своим примером мотивировать своих учеников.  

Он должен уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе"

Использование образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся...

Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки учителей по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" .

Программа  в  рамках курсов  на  повышение  квалификации  и  курсов  переподготовки. Автор: Зиятдинова  Елена  Альбертовна...

"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе"

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о сов...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю цель –  развитие интересов и способностей учащихся на основе ...

Доклад: «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном пространстве»

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции, технология – на науке.С искусства начинается, технологией заканчивается,чтобы все началось сначала.В.П. ...