Модель организации наставничества "Путь к успеху"
проект

Улаханова Марина Родионовна
Наставничество в системе образования – разновидность индивидуальной  учебной и воспитательной работы с педагогическими работниками (далее – наставляемыми), имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа» «Путь к успеху» Улаханова М.Р.,заместитель директора учебной работе 2021г

Слайд 2

« Успех не приходит к тебе … ты идешь к успеху» М. Коллинз. «Где есть желание, найдётся путь». Д.Пойа

Слайд 3

Актуальность В последние годы над российским образованием серьезно нависла угроза невосполнимости педагогических кадров и отсутствия преемственности между поколениями учителей. Преподавание – сложный многогранный труд. Поэтому школе в данное время как никогда нужен педагог-профессионал, самостоятельно и творчески мыслящий, владеющий методиками и технологиями обучения и воспитания, готовый включиться в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ нашей школьной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности выпускников педагогических вузов и колледжей, личностная и профессиональная адаптация молодого учителя в большинстве случаев протекает длительно и сложно.

Слайд 4

Пояснительная записка В национальном проекте «Образование» одну из ведущих ролей играет наставничество. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Нормативно-правовые основы наставничества Наставничество в системе образования – разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими работниками (далее – наставляемыми), имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставляемый – молодой специалист, начинающий педагогический работник, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями. Нормативно-правовая база ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48. 2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Положение МБОО «Заводская СОШ» «О школе молодого учителя» (Приложение 1), Приказ №11, 31.08.2015 Положение МБОО «Заводская СОШ» «О наставничестве» (Приложение 2), Приказ №21, 31.08.2017

Слайд 5

Цели и задачи Цель: создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, Задачи: сформировать у молодых учителей мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, ускорение процесса профессионального становления, оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемого, в отношении которого осуществляется наставничество; выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных  качеств: добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу, способности самостоятельно и ответственно выполнять должностные обязанности; оценка профессиональных знаний и навыков наставляемых, а также осуществление мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами обучения; адаптация усвоение традиций и правил поведения в школе, обучаемых к корпоративной культуре; оказание моральной и психологической поддержки наставляемому в преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных обязанностей; содействие наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и учащимися, развитии способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

Слайд 6

Практическая значимость В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога­- наставника, который мог бы оказать ему практическую и теоретическую помощь, повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Слайд 7

Описание модели наставничества Школа молодого учителя Система наставничества Администрация школы Молодой педагог на пути к успеху

Слайд 8

Цели работы Школы молодого учителя: организация методической помощи молодому учителю в педагогической деятельности, в формировании педагогического мастерства, в повышении педагогической квалификации, в определении направлений самообразования. Задачи: Помочь адаптироваться учителю в коллективе. Оказывать методическую помощь молодому специалисту. Определить уровень профессиональной подготовки. Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе. Формировать творческую индивидуальность молодого учителя. Основные направления: 1. Адаптационная работа. 2. Организация профессиональной коммуникации. 3. Определение методической темы. 4.Курсовая подготовка для молодых специалистов. 5.Участие в работе семинаров школьного, районного и республиканского уровня. 6.Участие в различных фестивалях, конкурсах. 7.Внутришкольный контроль

Слайд 9

План работы Школы молодого учителя № Содержание Сроки I Консультации: 1.1 Разработка рабочих программ Сентябрь 1.2 1.3 Поурочное планирование Составление плана самообразования Октябрь 1.4 Современный урок. Февраль 1.5 Виды анализа. Самоанализ Март 1.6 Консультации педагога-психолога По мере необходимости II Занятия, тренинги 2.1 Анкетирование с целью выявления затруднений в работе Сентябрь 2.2 Занятие для молодых педагогов «Учитель в начале пути» Сентябрь 2.3 Тренинг «Это моя профессия!?» Декабрь 2.4 Тренинг «Успешный человек – это я» Январь III Организация курсовой подготовки По графику IV Оценка педагогической деятельности учителей Май

Слайд 10

Формы работы с молодыми специалистами: 1. Коллективная работа Педагогический совет Методический совет Семинары Круглый стол Педагогические конференции День молодого учителя 2. Групповая работа Групповое консультирование Обзоры педагогической литературы Деловые игры 3. Индивидуальная работа Индивидуальные консультации Практические занятия 4. Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами Технология сотрудничества Мастер-класс (практикум)

Слайд 11

Наставничество Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в школе. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Желательно согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Вводное анкетирование молодых педагогов Определение совместной программы работы начинающего учителя с наставником. 1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 3­й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Слайд 12

Формы работы: анализ педагогических ситуаций, психологические тренинги, защита творческих, исследовательских работ, психолого - педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, внеклассных мероприятий, презентация себя как учителя, классного руководителя, аукцион педагогических идей, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями­ мастерами. Организуем и такие формы работы с молодыми педагогами, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют , обмениваются опытом, мнениями.

Слайд 13

Администрация школы, наставники, педагог-психолог для большей эффективности готовят молодым учителям различные «памятки» : обязанности классного руководителя; организация работы с неуспевающими учащимися; анализ и самоанализ урока; как правильно организовать работу с родителями; методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др. Администрация школы и учитель­-наставник оказывают помощь в создании портфолио молодого специалиста , куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности.

Слайд 14

Заключение Начинающие учителя имеют лишь самые общие представления о том, чего от них ожидают, и о своей роли как учителя. Им необходимо как минимум несколько лет, чтобы сформировать свою собственную систему понимания мира, общих и профессиональных знаний и навыков, а также критериев оценки ситуации, выбора методов работы, адекватных ситуации и оценке собственной успешности. Лишь через несколько лет они реально поймут, что должен делать учитель, какова его социальная роль. И только тогда начинается осознанное вхождение в профессию, осмысление себя в ней. Система работы в этом направлении дает свои положительные результаты. Выпускницы нашей Школы молодого учителя «Путь к успеху» Гомбоева НВ и Самбуева ЕВ прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности, принимали участие в муниципальных и республиканских конкурсах. Самбуева ЕВ, учитель английского языка, приняла участие в муниципальном конкурсе «Педагогический дебют», победитель в номинации «За креативность и эрудицию», в муниципальном конкурсе «Педагогический портфель». Гомбоева НВ, учитель истории, обществознания, бурятского языка стала победителем в республиканском конкурсе методических разработок по проблемам формирования межэтнической толерантности (тема «Урок – экскурсия»).

Слайд 15

Обе выпускницы выступали на заседаниях районных методических объединений, давали открытые уроки для своих коллег школы и района, постоянно повышали квалификацию на различных курсах, семинарах . Учителя физкультуры тоже успешно начинают свой путь к вершинам педагогического мастерства. Учащиеся показывают хорошие результаты на спортивных соревнованиях. Для всех Школа молодого учителя, система наставничества в нашей школе действительно открывает путь к успеху! В заключение приведу слова И .Ф. Шарыгина , советского и российского математика : «Хороший учитель — это не тот, кто всё знает, а тот, кто не стесняется своего незнания. Поэтому у хороших учителей ученики их перерастают» . Пусть наши молодые коллеги перерастут нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и модели организации научно-методической работы в образовательном процессе

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов —...

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Модель организации исследовательской деятельности учащихся

В презентации рассматривается технологияорганизации исследовательской деятельности учащихся в школе....

Модель организации исследовательской деятельности учащихся

В презентации рассматривается технология организации исследовательской деятельности учащихся в школе....

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

«Организация проектной деятельности – успех каждого ученика»

Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта предметного или метапредметного характера за курс основной школы. Данное требование ФГОС предполагает определённую по...